Рабочая программа по предмету изобразительное искусство ООО ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО 5-8 класс | 99.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46 г. ХАБАРОВСКА
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей « » 2017 г. протокол №_____ Руководитель ШМО: __________ /В.В. Бабичева / | СОГЛАСОВАНА Зам. директора по УР ________ | УТВЕРЖДЕНА приказ №_______ от «____» _______________ 2017 г. Директор МБОУ СОШ 46 ___________/Михайлов А.Л/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС)
учителя Шевчук Юлии Юрьевны
на 2017 – 2020 г.
год составления программы – 2017
г. Хабаровск
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует положениям федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.
Рабочая программа составлена на основе:
- примерной Основной Образовательной программы по изобразительному искусству 2015 года.
- устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №46
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 46 (приказ № ___ от ___ 20___г.)
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящимся в постоянном взаимодействии.
Цели курса художественного образования
Формирование компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане:
Программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования.
Изобразительное искусство в основной школе изучается с 5 по 8 классы. Общее число учебных часов за 4 года обучения
составляет 136 часов; из них 34 (1ч. в неделю) - в 5 классе, 34 (1ч. в неделю) - в 6 классе, 34 (1ч. в неделю) - в 7 классе,
34 (1ч. в неделю) - в 8 классе.
Планируемые результаты:
Панируемые результаты | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Выпускник научится: | ||||
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов | характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов | |||
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; | раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; | |||
создавать эскизы декоративного убранства русской избы; | создавать эскизы декоративного убранства русской избы; | |||
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; | создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; | |||
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; | определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; | |||
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; | создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; | |||
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; | создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; | |||
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); | умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); | ); | ||
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; | выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; | |||
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; | владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; | ; | ||
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; | различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; | |||
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России | различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России | |||
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов | находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов | |||
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; | различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; | |||
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства | называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства | называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства | называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства | |
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира | классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира | классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира | классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира | |
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения | объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения | |||
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами | композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами | композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами | композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами | композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами |
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов | создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов | создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов | создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов | создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов |
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений | простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений | простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений | простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений | |
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); | навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); | |||
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции | изображать сложную | изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции | ||
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел | создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел | |||
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы | строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы | |||
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства | характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства | |||
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта | передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта | |||
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне | творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне | |||
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания | выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания | |||
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов | рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов | рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов | рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов | |
применять перспективу в практической творческой работе | применять перспективу в практической творческой работе | применять перспективу в практической творческой работе | применять перспективу в практической творческой работе | |
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого | навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого | навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого | навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого | |
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы | навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы | навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы | навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы | |
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе | видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе | |||
навыкам создания пейзажных зарисовок | навыкам создания пейзажных зарисовок | |||
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива | различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива | |||
пользоваться правилами работы на пленэре | пользоваться правилами работы на пленэре | |||
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения | использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения | использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте | использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте | |
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения | навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения | навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения | навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения | |
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); | различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); | различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); | различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); | |
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле | определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле | определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле | определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле | определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле |
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники | пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники | пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники | пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники | пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники |
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм | различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм | |||
различать и характеризовать виды портрета | различать и характеризовать виды портрета | |||
понимать и характеризовать основы изображения головы человека | понимать и характеризовать основы изображения головы человека | |||
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами | пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами | |||
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти | видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти | |||
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов | видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов | видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов | видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов | |
использовать графические материалы в работе над портретом | использовать графические материалы в работе над портретом | |||
использовать образные возможности освещения в портрете | использовать образные возможности освещения в портрете | |||
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке | пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке | |||
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; | называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; | называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; | ||
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека | навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека | |||
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа | навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа | навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа | ||
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной | навыкам лепки и работы с пластилином или глиной | Совершенствовать навыкам лепки и работы с пластилином или глиной | ||
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства | рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства | рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства | ||
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы | приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы | |||
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью | характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью | характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью | ||
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи | объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи | объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи | ||
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом | изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом | изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом | изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом | изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом |
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись» | узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись» | узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись» | ||
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно - тематической картины; | перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно - тематической картины; | перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно - тематической картины; | ||
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; | узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; | узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; | ||
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; | характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; | характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; | ||
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; | рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; | |||
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; | называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; | |||
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; | творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; | |||
творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему; | творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему; | |||
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов | творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов | |||
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; | представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; | представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; | ||
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; | называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; | называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; | ||
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; | узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; | узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; | ||
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; | характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; | характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; | ||
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; | рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; | рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; | ||
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; | описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; | описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; | ||
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; | творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; | творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; | ||
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; | анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; | |||
культуре зрительского восприятия; | культуре зрительского восприятия; | культуре зрительского восприятия; | культуре зрительского восприятия; | культуре зрительского восприятия; |
характеризовать временные и пространственные искусства | характеризовать временные и пространственные искусства | характеризовать временные и пространственные искусства | характеризовать временные и пространственные искусства | |
понимать разницу между реальностью и художественным образом | понимать разницу между реальностью и художественным образом | понимать разницу между реальностью и художественным образом | понимать разницу между реальностью и художественным образом | понимать разницу между реальностью и художественным образом |
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; | представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; | |||
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; | опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; | |||
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); | собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); | |||
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; | представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; | |||
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; | опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; | |||
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; | систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; | |||
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; | распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; | |||
понимать сочетание различных объемов в здании; | понимать сочетание различных объемов в здании; | |||
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; | понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; | понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; | понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; | |
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; | иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; | |||
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры | понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры | |||
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого | различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого | различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого | ||
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; | характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; | |||
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; | понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху | |||
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; | осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; | |||
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; | применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; | |||
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); | применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); | |||
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; | создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; | |||
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; | создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; | |||
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; | получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; | |||
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; | приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; | |||
характеризовать основные школы садово-паркового искусства | характеризовать основные школы садово-паркового искусства | |||
характеризовать основные школы садово-паркового искусства | характеризовать основные школы садово-паркового искусства | |||
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики | называть и раскрывать смысл основ искусства флористики | |||
понимать основы краткой истории костюма | понимать основы краткой истории костюма | |||
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды | характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды | |||
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны | применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны | |||
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов | использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов | |||
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел | отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел | |||
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды | использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды | |||
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики | узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики | |||
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля | различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов | |||
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси | знать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси | |||
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества | узнавать памятники шатрового зодчества | |||
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву | характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву | |||
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну | раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну | |||
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам | работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам | работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам | работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам | работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам |
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси | иметь общее представление об архитектуре Древней Руси | различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси | ||
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; | создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; | создавать с натуры и по | ||
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства | работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства | |||
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси | сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси | |||
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры | знать о значении художественного образа древнерусской культуры | рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры | ||
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков | знать стили и направления изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков | |||
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков | использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков | использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков | ||
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; | знать характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; | выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; | ||
характеризовать признаки и особенности московского барокко | характеризовать признаки и особенности московского барокко | |||
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале | создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале | создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале | создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале | создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале |
Выпускник получит возможность научиться: | ||||
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); | активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); | активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); | активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); | активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); |
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; | владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; | владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; | владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; | владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; |
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; | ; | различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; | различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; | |
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; | выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; | выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; | выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; | |
понимать специфику изображения в полиграфии; | понимать специфику изображения в полиграфии; | |||
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); | различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); | |||
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); | различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); | |||
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др | проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др | |||
создавать художественную композицию макета книги, журнала; | создавать художественную композицию макета книги, журнала; | |||
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; | называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; | называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; | называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; | |
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; | называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; | называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; | называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; | |
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; | ; | называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; | называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; | |
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; | называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; | называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; | ||
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; | называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; | называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; | ||
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; | понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; | понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; | ||
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; | активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; | активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; | активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; | активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; |
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; | определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; | |||
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; | использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; | |||
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; | называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; | называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; | ||
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; | создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; | создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; | создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; | создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; |
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; | узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; | узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; | узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; | |
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; | узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; | узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; | узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; | |
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; | осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; | осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; | осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; | осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; |
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; | применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; | применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; | применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; | применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; |
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; | понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; | понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; | ||
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; | характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; | |||
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; | создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; | |||
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); | работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); | |||
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; | использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; | |||
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; | характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; | характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; | ||
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; | получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; | получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; | ||
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; | использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; | |||
понимать основы сценографии как вида художественного творчества; | понимать основы сценографии как вида художественного творчества; | |||
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; | понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; | |||
называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); | называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); | |||
различать особенности художественной фотографии; | различать особенности художественной фотографии; | |||
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); | различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); | |||
понимать изобразительную природу экранных искусств; | понимать изобразительную природу экранных искусств; | |||
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; | ; | характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; | ||
различать понятия: игровой и документальный фильм; | различать понятия: игровой и документальный фильм; | |||
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; | называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; | |||
понимать основы искусства телевидения; | понимать основы искусства телевидения; | |||
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; | понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; | |||
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; | применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; | |||
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; | применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; | |||
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; | добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; | |||
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; | использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; | |||
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; | применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; | |||
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; | пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; | |||
понимать и объяснять синтетическую природу фильма; | понимать и объяснять синтетическую природу фильма; | |||
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; | применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; | |||
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; | применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; | |||
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; | использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; | |||
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; | применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; | |||
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино; | смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино; | |||
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; | использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; | |||
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. | реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. |
СОДЕРЖАНИЕ
5 кл.
«Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты»
Древние корни народного искусства. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ
6 кл.
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
«Понимание смысла деятельности художника»
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров….)
«Вечные темы и великие исторические события в искусстве»
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
СОДЕРЖАНИЕ
7 кл.
«Конструктивное искусство: архитектура и дизайн»
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
СОДЕРЖАНИЕ
8 КЛ.
«Искусство полиграфии»
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
«Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография»
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 кл. – 34 ч.
№ | Содержание учебного предмета | к – во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
«Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты» - 34 ч. | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 | Древние корни народного искусства: Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома.
Жостово (роспись по металлу). Щепа, роспись по лубу и дереву, Тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Художественно-творческие проекты. Темы для проектной деятельности «Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека». «Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода». «Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий)». «Архитектура Киевской Руси. Мозаика». |
2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч 4 ч. | анализировать основы языка декоративно-прикладного искусства; анализировать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства; воспринимать произведения искусства; участвовать в обсуждении; выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; изображать графическими средствами реальные и фантастические образы; использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов; моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента; давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта; различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел; создавать эскизы и модели игрушек;
обосновывать свою точку зрения. приводить примеры.
Использовать ресурс интернета для поиска информации. Грамотно формулировать запросы при поиске в интернете. Оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию.
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 кл. – 34 ч.
№ | Содержание учебного предмета | к – во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 16 ч. | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Пространственные искусства. Жанры в изобразительном искусстве. Художественные материалы. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Цвет в натюрморте. Натюрморт в графике. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Пейзаж. Правила построения линейной перспективы. Воздушная перспектива. Природа и художник. Пейзаж настроения. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру; выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); воспринимать произведения искусства; участвовать в обсуждении; выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; овладеть основами языка живописи, графики; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости; наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток; использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа; использовать контраст, композиционный центр, выделять главное; использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета; овладеть на практике основами цветоведения; овладеть приемами работы различными графическими материалами; изображать графическими средствами реальные образы; создавать средствами компьютерной графики образы природы (в программе «Paint»); создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа; понимать общее и особенное в произведениях искусства; |
«Понимание смысла деятельности художника» - 8 ч. | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 | Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок. Портрет в скульптуре. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Лепка фигуры человека.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров) | 1 1 1 1 1 1 1 1 | устанавливать связь соотношения целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; передавать внешний облик человека; изображать человека; воспринимать произведения искусства; выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); участвовать в обсуждении; выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости; использовать контраст, композиционный центр, выделять главное; овладеть приемами работы различными графическими материалами; изображать графическими средствами реальные образы; создавать средствами компьютерной графики образ человека, (в программе Paint); изображать в объеме выразительные образы человека; понимать роль изобразительных искусств в жизни человека; давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, жизни человека; |
«Вечные темы и великие исторические события в искусстве» - 10 ч. | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. Художественно-творческие проекты. (вне урочной деятельности)
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Составлять описательный рассказ по картине. Делать выводы на основе сравнения. Понимать сюжет и содержание художественного произведения, сопереживать персонажам. Ценить духовный подвиг реальных подвижников народа. Понимать творческий диалог зрителя и художника как необходимый компонент восприятия произведения искусства. Выбрать сюжет из мифов, легенд и сделать набросок композиции выбранного сюжета. Различать внутри исторического жанра библейские или историко-религиозные сюжеты, сказочно-былинные и мифологические сюжеты, а также батальный жанр. Различать общее и специфичное в понимании праздника в разные эпохи, у разных народов, в разных социальных слоях. Получить опыт формирования собственной морально-нравственной позиции и ее выражения при восприятии художественного произведения. Осмысливать роль искусства в выявлении и решении социальных проблем. Знать и различать анималистический жанр в искусстве. Осознавать межнациональный характер искусства. Получить опыт работы в коллективе. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 кл. – 34 ч.
№ | Содержание учебного предмета | к – во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
«Конструктивное искусство: архитектура и дизайн» - 34 ч. | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Художественно-творческие проекты. (вне урочной деятельности)
| 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | воспринимать произведения искусства; выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); участвовать в обсуждении; понимать общее и особенное в произведениях искусства; выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; овладеть основами языка художественного конструирования; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; овладеть приемами работы различными материалами; создавать средствами компьютерной графики архитектурные образы (в программе Paint); наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы; моделировать с помощью трансформации природных форм; давать эстетическую оценку архитектурным постройкам в природе и жизни человека; создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки; видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру; конструировать зданий, транспорта, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки; моделировать маску, костюм, макеты; узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа); создавать эскизы и модели; |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 кл. – 34 ч.
№ | Содержание учебного предмета | к – во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
«Искусство полиграфии» - 9 ч.
| |||
1 2 3 4 5 6 | Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. | 1 1 1 3 1 2 | овладевать основами языка художественного конструирования; моделировать с помощью трансформации природных форм; выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; участвовать в обсуждении; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости; использовать контраст, композиционный центр, выделять главное; изображать графическими средствами реальные образы; |
«Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография» - 25 ч. | |||
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 | Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты. (вне урочной деятельности)
| 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 4 1 | понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре; понимать условность художественного образа; участвовать в обсуждении; понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях; воспринимать произведения искусства; выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости; использовать контраст, композиционный центр, выделять главное; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры и жизни человека; видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......