КТП по изобразительному искусству 8 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Каплун Ольга Владимировна

КТП по изобразительному искусству 8 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_8_kl.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Рекомендовано министерством образования РФ. Москва "Просвещение"2014.

Общая характеристика учебного предмета

        Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

        Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

        Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

        Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

        Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти  знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

        Изучение конструктивных искусств в 8 классе  прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный). 

Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 8 классе

4 год обучения (8 класс)

        Учащиеся должны знать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.

дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

 – Е.С. Туманова и др.,  Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева.,  Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 8 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

 Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Для изучения раздела программы «Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»-8ч.

Для изучения раздела программы «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.»-8ч.

Для изучения раздела программы «Город и человек. Социальное значение дизайна  и архитектуры как среда жизни человека» - 10ч.

Для изучения раздела программы «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»- 9ч.

Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе

По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п

Тема урока

Задачи урока

УУД

Кол-во уроков

Домашнее задание

Дата проведения

(факт)

Коректировка даты.

1-2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и  эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная,  фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля  

Добиваться простоты и выразительности

2

Гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников

01.09-06.09

08.09-13.09

3

Прямые линии и организация пространства.

Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости

Выполнение коллажно - графических работ с разными видами композиций

1

15.09-20.09

4

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст.

Создание  композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах.

1

22.09-27.09

5

Буква – строка- текст. Искусство шрифта.

Познакомить с различными шрифтами

Выполнение упражнений

1

Создание композиции с буквами

29.09-04.10

6-7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Познакомит с историей развития плаката , показать важность агитационной деятельности

Выполнение макета плаката

2

06.10-11.10

18.10-25.10

8

Многообразие форм полиграфического дизайна

Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и  худ. оформление книги

Изготовления макета книги

1

27.10-01.11

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа

Баланс объемов между собой и с полем макета

1

     Выполнение плоскостной композиции                        

03.11-08.11

10

Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях

Построение трех уровней рельефа

1

Прочтения линии проекции объекта

10.11-15.11

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля.

Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции . Формирование навыков моделирования сложных , объемных композиций , используя необходимые средства .

Создания макета дома.

1

27.11-06.12

12

Важнейшие архитекиурные элементы здания.

Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций.

Создание зарисовки архитектурных элементов здания.

1

08.12-13.12

13-14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.

Создание тематической инсталляции

2

15.12-20.12

22.12-31.12

15

Роль и значение материала в конструкции.

Дать понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами

Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства.

1

09.-17.01

16

Цвет в архитектуре и дизайне.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности

Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции

19.01-24.01

17-18

Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.

Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни.

Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания.

2

26.01-31.01

02.02-07.02

19-20

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века  ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки.

Зарисовка «архитектура будущего»

2

09.02-14.02

16.02-19.02

21

Живое пространство города. Город микрорайон, улица.

Познакомить с исторической формы планировки городской среды и их связь с образом жизни. дать  понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др.

Макетно - рельефное моделирование фрагмента города

1

26.02-07.03

22

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры.

Эскизный макет витрины магазина.

1

подобрать иллюстрации по данной теме.

09.03-14.03

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Познакомить детей с интерьером различных общественных мест . Мебель и архитектура : гармония контраст.

Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура в техники аппликации.

1

Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура

16.03-21.03

24

Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства

Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой . обучить технологии макетирования путем введения бумагопластики различных материалов и фактур

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды, использовать имитирующие фактур.

1

23.03-28.03

25-26

Ты –архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Учить конструировать объемно-пространствнной композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты

Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов.

2

Подбор зрительного ряда

30.03-04.04

06.04-08.04.

27

Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома

Учить фантазировать и воплотить в архитектурно-дизайнерских проектах.

Выполнить технический рисунок  частного дома

1

Подбор иллюстраций современных строений

06.04-08.04

28

Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно - пространственной среды жилища.

Познакомить с дизайн интерьером .Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Учить создавать схемы, проекты.

Выполнение эскизного рисунка с использованием коллажа проекта пространственного воплощения плана своей комнаты

1

15.04-18.04

29

Дизайн и архитектура моего сада.

Учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения

Макетирования фрагмента сада из природного материала

1

Создания композиции из цветов по группам

20.04-25.04

30

Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды

Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Создание своего собственного проекта вечернего платья, костюма рисунок или коллаж.

1

Специфика эскиза модных коллекций одежды- создания рисунка- копии.

27.04-02.05

31

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

Учить создавать костюм что бы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы. Дать понятия стилей.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма

1

Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с небольшими зарисовками.

04.05-09.05

32-33

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

Ознакомить с искусством грима и прически . Обучить азбуки визажистики и парикмахерского стилизма.

Упражнение в нанесении макияжу и создания прически на натуре ( по парно)

2

Рисование прически и макияжа на фотографии

11.05-16.05

34

Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна

Дать понятия имидж дизайн как сфера деятельности, объединяющие аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику  и т.д., определяющей форму поведения в обществе.

Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно–игровой показ проектов.

1

Принести атрибуты

18.05-25.05

35

Моделируя себя - моделируешь мир.

Обобщить знания , полученные на урок .Проконтролировать владение учащимися терминологией и средствами композиции в создании коллективной работы

Урок викторина

1

25.05-30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5

Методическая разработкапо теме: «Связь времён в народном искусстве».Предмет: Изобразительное искусствоКласс 5Основной целью разработанных уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по ФГОС

Планируемые результаты урока:личностные: формирование духовной потребности к изучению культуры своего народа; развитие эстетической сферы учащихся через чувство сопричастности к родным "корням"; форми...

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС

Пробуждение познавательного интереса к предмету. Использование ЭОН. Учащиеся сами определяют границы своих знаний (с помощью словаря) и формулируют направление проблемы (этнокультурной направленности)...

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство ООО ФГОС

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу д...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному иску...

Рабочая программа по изобразительному искусству по ФГОС 2022-2023 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Саратовской области Администрация Перелюбского муниципального района МБОУ "ООШ с. Смородинка" РАССМОТРЕНО ...