"Метод проектов как развитие творческих способностей обучающихся на уроках ИЗО"
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Сайт  Рогозиной   Любовь Ивановны

обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_metod_proektov.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод проектов как развитие творческих способностей обучающихся».

                              Рогозина Л.И. учитель изобразительного искусства

                              МКОУ «Самохваловская СОШ»

« Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и пойму
»

Мир, в котором мы живем, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее.
Стоящие перед современным образованием цели и задачи

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики меня привлекает то, что обучающиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности обучающихся

Удовлетворенность появляется тогда:

  • когда ученик получает результат деятельности, значимый для него лично и/или для других людей;
  • когда ученик овладевает разнообразными приемами и техниками выполнения работы;
  • когда ученик получает новые знания и продвигается в познавательном плане.

Описываемый опыт помогает решить несколько задач:

  во-первых, повышение интереса обучающихся к изобразительной деятельности, появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;

  • во-вторых, появление возможности для учащегося проявить себя в личностном плане: выявить сознательное творческое отношение к выполняемой работе, показать умение работать разными материалам и техниками и доводить работу до конечного результата.

Актуальность опыта.

Состоит в создании системы работы над художественным произведением, направленной на развитие творческих способностей (познавательных потребностей каждого ребенка) и удовлетворение выполненной работой.

Новизна заключается в:

  • технологичном подходе к организации изобразительной деятельности через метод проектов;
  • формировании у обчающихся надпредметных умений (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество);
  • расширение арсенала изобразительных средств с целью достижения наибольшей художественной выразительности.

Творческий проект.

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить ”, т.е. в общественном смысле это означает “ искать ”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приемам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда.

Формы организации деятельности учащихся.

Проекты в зависимости от сложности замысла конечного продукта могут быть различными по продолжительности:

  • краткосрочный;
  • средней продолжительности;
  • долгосрочные.

Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.

Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. 

Все названное способствует не только усвоению знаний, умений, навыков, но и развивает творческие способности ребенка. Здесь очень важно замотивировать, заинтересовать и показать социальную значимость того, что делает ребенок.

  • План работы над проектом.
    Предварительная подготовка учителя.
     
  • 1 .Определить тему проекта.
  • 2. Продумать ключевые понятия темы.
  • 3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  • 4. Представить возможные итоговые работы.
  • 5 .Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
  • Первый этап (проектировочный)
  • 1 . Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
  • 2 . Учитель уточняет или задает наводящие вопросы, обращает перечень вопросов, сформулировав несколько тем.
  • 3 . Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
  • 4 .Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
  • 5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это презентация, публикация- обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена( рис, описание модели, макет)
  • 6 . Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
  • Второй этап (практический) 
  • 1. Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
  • 2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
  • 3 . Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
  • Заключительный этап.
  • 1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
  • 2. Оглашается последовательность выступления групп.
  • 3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания .

Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.

Проект на уроке изобразительного искусства это всегда решение художественно-творческой задачи. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над темой необходимо  сформулировать тему, работа над которой  потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:

- умение находить нужную информацию;

- способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;

- умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:

- умение выдвигать  новые идеи выполнения проектного  задания в соответствии с возрастом;

- создавать проекты  отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;

- умение уместно использовать средства и  способы творческой деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету “изобразительное искусство” ведётся по определённому плану:

1. Информационный этап - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо:

- обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

- проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

- создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

2. Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо:

- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

- выделить среди них наиболее удачные;

- помочь учащимся составить план работы над проектом.

3. Поисковый этап - определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. На этом этапе учителю необходимо:

- составить список возможных источников информации;

- следить за ходом исследования;

- проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

- корректировать деятельность участников проекта;

- обобщать промежуточные результаты.

4. Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе учителю необходимо:

- организовать консультирование по обобщению материалов;

- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

- продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

- выбрать форму представления проектов.

5. Этап представления и защиты проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо:

- определить время и форму защиты проектов;

- подготовить сценарий защиты проектов;

- оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

6. Аналитический этап - анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

Ниже перечислены примерные темы проектов и возможные результаты (“выходы”) проектной деятельности обучающихся .

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и работа в группах.

1) Индивидуальная работа. Проект “Искусство на улицах твоего города”.

Создание индивидуального произведения с последовательным усложнением композиции на каждом последующем уроке, имеющем разные задачи и преследующем одну цель.

Темы уроков

Учебная задача
(что узнают, чему научаются)

Изобразительная техника исполнения

Материалы

1. Парки, скверы, бульвары.

Знакомство с разными видами парков, дизайном парков, скверов, Овладение способами изображения природы в разных состояниях, изображение парков, скверов, бульваров города.

Усвоение основ перспективы.

Живопись ”по сырому”

Бумага гуашь, тонкая и толстая кисть.

2. Ажурные ограды.

Дать представление о создании ажурной решетки. Развитие интереса к работе художника в окружающей среде города.

Воспитание эмоциональной отзывчивости на многообразие форм в природе. Овладение технологией конструирования ажурной решетки или ворот.

Прорезная аппликация из черной бумаги.

Черная бумага, ножницы, клей.

3. Фонари на улицах твоего города.

Знакомство с видами фонарей.

Конструирование формы фонаря в соответствии с выбранным стилем.

Аппликация или бумажная пластика.

Цветная бумага, ножницы, клей.

4.Транспорт в городе.

Знакомство с машинами разных времен. Развитие наблюдательности.

Изображение транспорта определенного времени.

Рисунок фломастерами и вклеивание его в основную композицию.

Бумага, фломастеры,ножницы, клей.

5.Люди на улицах города.

Закрепление знаний рисования фигуры человека в движении. Знакомство с культурой, одеждой определенного времени.

Изображение фигур людей в одеждах определенного времени.

Рисунок фломастерами и лоскутная аппликация и вклеивание их в основную композицию.

Бумага, фломастеры,ножницы, клей, лоскутки ткани.

Итог: создание индивидуальных работ со сложной композицией, выражающей определенный характер эпохи и традиции времени. Могут быть использованы для оформления школы, класса.

2) Совместно-индивидуальная работа. Проект “Искусство твоего народа”.

Представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом совместно поставленной задачи или с воплощением замысла общей композиции. Индивидуально выполненные части, элементы композиции в конце работы собираются в единое целое.

Темы уроков

Учебная задача
(что узнают, чему научаются)

Изобразительная
техника исполнения

Материалы

1. Пейзаж родной земли.

(Коллективная работа по группам 8–10 человек)

Закрепление способов изображения природы в разных состояниях.

Основ перспективы.

Совершенствование опыта общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность.

Изображение пейзажа русской природы.

Элементы соревнования.

Живопись.

Бумага большого формата, гуашь, тонкая и толстая кисть.

2. Образ традиционного русского дома (изба).

Знакомство с народными традициями постройки жилого деревянного дома, видами деревянных построек, конструкцией избы, значением ее частей.

Индивидуальное конструирование проекта деревянного дома (избы).

Подготовка материала. Аппликация из гофрированного картона.

Гофрированный картон, с одной стороны которого снят верхний слой, ножницы, клей.

3. Украшение деревянных построек и их значение.

Изба – как образ лица человека; окна – очи дома - украшались наличниками; фасад – чело дома – лобной доской, причелинами.

Украшение проекта деревянных построек наличниками, причелинами, лобной доской и др.

Прорезная аппликация.

Верхний слой бумаги, снятый с гофрированного картона, ножницы, клей.

4.Деревня – деревянный мир.

(Коллективная работа по группам 8–10 человек)

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы… Единство природы и построек, выполненных людьми.

Основы перспективы.

Совершенствование опыта общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность.

Элементы соревнования.

Конструирование макета деревни.

Наклеивание, выполненных индивидуально домов, в коллективную работу “Пейзаж русской природы”.

Ножницы, клей.

Итог: создание нескольких коллективных панно с изображением русской деревни, в которых показана гармония жилья и природы и которые используются для оформления школы, класса или мероприятий, посвященных русской культуре.

Социальная значимость работ учащихся поднимает их на новый этап развития. Ребенок создал свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, и сам серьезно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им произведение. Ему хочется забрать работу домой, сохранить ее на память.

Отличные результаты при выполнении проекта показывают учащиеся в подростковом возрасте. После выполнения проекта “Уютная школа” обучающиеся так ответили на вопросы анкеты.

Какие собственные открытия были сделаны в ходе проекта?

  • Я могу самостоятельно работать и выполнять сложные задачи.
  • Открыл в себе художника.
  • Дружба помогает.

Совпало ли ваше представление и полученный результат проекта?

  • Совпали, потому что мы работали командой.
  • Да совпало, потому что мы делали то, что задумали.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима  координация  деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома.

Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства:

- “Журнал мод Василисы Прекрасной”.

- “Создание герба своей школы”.

- “Музей народных промыслов”.

Недельные проекты выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла:

- подготовка и проведение викторин;

- конкурс “Цветы России” в технике аппликации или коллажа.

Возможные результаты (“выходы”) проектной деятельности школьников: альбом; газета; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка; наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.

Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...

Использование методов и приемов развития творческих способностей обучающихся на уроках проектирования.

Творческая деятельность предполагает высокую культуру труда и внутреннюю дисциплину. Быть творческим человеком - значит постоянно совершенствовать свои знания, быть любознательным....

Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии с выходом на творческий проект.

Выступление на муниципальном МО учителей технологии, ИЗО, музыки....

Мастер-класс на тему "Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС"

В материале представлены цели и задачи мастер-класса; качественные характеристики творческого мышления; условия, стимулирующие развитие творческого мышления обучающихся; мыслительные операции, способс...

Метод проектов – как развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

laquo;Метод проектов», - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корр...

Мастер-класс. Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественного цикла в условиях реализации ФГОС.

Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Главными задачами совреме...