Использование методов и приемов развития творческих способностей обучающихся на уроках проектирования.
статья по технологии (6 класс) по теме
Творческая деятельность предполагает высокую культуру труда и внутреннюю дисциплину. Быть творческим человеком - значит постоянно совершенствовать свои знания, быть любознательным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование методов и приёмов развития творческих способностей обучающихся на уроках проектирования
Творческая деятельность предполагает высокую культуру труда и внутреннюю дисциплину. Быть творческим человеком – это значит постоянно совершенствовать свои знания, быть любознательным.
Психологи утверждают, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, т.е. попросту жить…». Однако, творческие способности, по мнению учёных, быстро растут примерно до 15 лет, а потом начинается необратимый спад. О творческих способностях детей так сказал Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать.»
Наблюдая за обучающимися, занимающимися проектной деятельностью, я выяснила, что самое сложное в написании и изготовлении творческого проекта – выбор оригинальной идеи.
Человека, склонного к изобретательству, отличают умение видеть то или иное явление под неожиданным углом зрения, найти ответ к решению проблемы там, где его, казалось бы, меньше всего можно было ожидать, причём ответ остроумный, простой и изящный. Остроумие в данном случае не означает смешное. Остроумное решение проблемы всегда свежо, экономно, лаконично. Для школьника, при решении им какой-то творческой задачи, оригинальное и новое – это такое чего, он раньше не встречал, а додумался сам, хотя в науке этот путь решения проблемы уже известен.
Для развития образного мышления, воображения, фантазии, творческой инициативы можно использовать следующие методы и приемы:
- Метод «Мозговой штурм» (работа в группах по 2-3 человека).
I Этап – Банк идей (обучающиеся записывают все идеи).
II Этап – Анализ идей (обучающиеся находят рациональное зерно).
III Этап – Отбор лучших идей (выбирают 2-3 самые оригинальные идеи).
- Метод случайных объектов.
Сущность метода – попытаться установить смысловую связь между данным разрабатываемым объектом и любым другим, взятым наугад.
I Этап – Выбор случайных объектов.
II Этап – Заполнение таблицы признаков случайных объектов.
III Этап – Присоединение признаков случайных объектов к разрабатываемому объекту.
IV Этап – Оценка идеи. Отбор полезных решений.
- Метод контрольных вопросов.
Сущность этого метода состоит в ответах на заранее составленные вопросы. Например:
- Каково назначение объекта?
- Где объект можно использовать?
- Встречали ли Вы описание или изображение своего объекта ранее в журналах и книгах?
- Какие инструменты и приспособления необходимы для изготовления объекта?
- Метод Колумба.
Название метода связно с поиском в окружающем скрытых сторон, неочевидных свойств. Например, мы хорошо знаем, для чего предназначена та или иная вещь. Зачастую такая направленность, ограниченность нашего мышления больше всего мешает поиску новых идей. Нельзя ли привычные вещи применять по-иному?
- Приём объединения и разъединения при конструировании.
Например: Разъединить объект конструирования на детали, которые можно изменять и которые изменениям не подлежат. Произвести возможную доработку, после этого объединить всё в целый объект.
В последние годы метод проектов стал широко применяться в школе. И понятно почему. Он является важным звеном современной педагогики, которая предполагает опору на собственные интересы ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"методы и приемы развития творческих способностей учащихся по технологии"
В статье расказывается о методах и приемах развития творческих способностей учащихся и активизации познавательной и творческой активности....
Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.
Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...
"Метод проектов как развитие творческих способностей обучающихся на уроках ИЗО"
обобщение педагогического опыта...
Мастер-класс на тему "Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС"
В материале представлены цели и задачи мастер-класса; качественные характеристики творческого мышления; условия, стимулирующие развитие творческого мышления обучающихся; мыслительные операции, способс...
Статья "Приемы и методы, применяемые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности, для воспитания творческой, разносторонней личности. Опираясь на традиционные и нетрадиционные метод...
«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»
Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...
Методы и приемы развития творческих способностей
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использ...