Мастер-класс. Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественного цикла в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал

 

       Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Главными задачами современной школы, согласно Национальной образовательной инициативы, «Наша новая школа», - это раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном конкурентном    мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненнее ситуации.

      В данном контексте речь идет  о переходе к идеологии развития на основе личностно-ориентировочной модели образования, в которой технологии проектного и проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии играют ведущую роль. В связи с этим тема моего самообразования: «Личностно – деятельный подход как средство развития творческих способностей обучающихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_lichnostno-deyatelnostnyy_podhod.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс учителя химии

Каляева Елена Анатольевна, МОУ–ГИМНАЗИЯ №15 КЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ  РАЙОН  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественного цикла в условиях реализации ФГОС.

1.Методическая система учителя

       Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Главными задачами современной школы, согласно Национальной образовательной инициативы, «Наша новая школа», - это раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном конкурентном    мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненнее ситуации.

      В данном контексте речь идет  о переходе к идеологии развития на основе личностно-ориентировочной модели образования, в которой технологии проектного и проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии играют ведущую роль. В связи с этим тема моего самообразования: «Личностно – деятельный подход как средство развития творческих способностей обучающихся».

      Моя методическая система реализует выполнение следующих требований Стандарта образования: личностных (формирование готовности к саморазвитию; формирование универсальных учебных действий), межпредметных (создание условий для активной учебно – познавательной деятельности), предметных (развитие научного типа мышления, проектировании образовательной среды).

Цели: обеспечение высокого качества организации образовательного процесса в условиях профилизации школы на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

Задачи:

- создать образовательную среду для  развития творческих способностей обучающихся;

- формировать на разных этапах учебной и внеурочной деятельности образовательный продукт;

- развивать навыки для социализации школьников с учетом психологических особенностей и способностей.

Направления методической системы

1.        Использование современных образовательных технологий

2.        Применение дидактических приемов для повышения мотивации обучения.

3.        Использование индивидуальной системы оценивания

4.        Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

5.        Обобщение педагогического опыта

3. 1. Использование современных образовательных технологий.

Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

 Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности» .

Личностный подход, по К.К. Платонову, это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.

Основной постулат этой концепции: психика формируется и проявляется в деятельности.

Особенность технологии - построение образовательного процесса на основе учета психофизиологических особенностей учащихся. В центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

3. 2.        Применение дидактических приемов для повышения мотивации обучения.

По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это и мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; и глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя и ученика. Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» – он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения.

Некоторые методы можно рассмотреть на нашем занятии. Представьте себя в роли ученика 10 класс лингвистического профиля на уроке химии. Программа базового уровня О.С. Габриеляна.

Изучая химический состав клетки и процессы, которые в ней протекают, мы постоянно отмечаем, что химические реакции в клетке идут очень быстро. Например, синтез одной молекулы белка инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, завершается за 1-2 минуты, тогда как в лабораторных условиях для этого требуется много усилий, времени, средств: когда в 50-е годы этот белок был синтезирован искусственно, в этой работепринимали участие 10 человек в течение 3-х лет.

Проблема: почему же в клетке химические реакции протекают быстрее?

Прежде чем ответить на этот вопрос послушайте небольшую притчу.

Умирая, старый араб завещал своим сыновьям 17 прекрасных белых верблюдов: старшему - половину, среднему – третью часть, младшему – девятую часть. Когда араб умер, сыновья принялись делить свое наследство, но 17 верблюдов не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9.

В это время через пустыню шел бедный ученый, дервиш и вел за собой старого черного верблюда, нагруженного книгами. Он подошел к братьям и спросил, о чем они горюют. Братья поведали о своем наследстве и невозможности его поделить. Тогда дервиш подарил им своего верблюда. У них стало 18 верблюдов и все получилось: старший получил 9 верблюдов, средний – 6, младший – 2 верблюда, остался старый верблюд ученого.

«Что с ним делать?» – спросили братья.

«Отдайте мне назад моего верблюда за то, что я помог разделить вам наследство, а то мне придется самому нести книги через пустыню» – попросил ученый, и братья вернули ему верблюда.

Вот этот черный верблюд сделал возможным такой процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Какие вещества в клетке ускоряют протекание реакций и без которых основные процессы были бы не возможны? (в клетке химические реакции катализируются ферментами).

Тема урока- формулируют сами учащиеся

Таким образом Тема нашего урока –«Ферменты».

Мозговой штурм

Цель: кратковременная активизация аналитической и прогностической деятельности обучающихся, способствуют развитию креативного мышления, учит определять проблему и находить пути ее решения.

Обратите внимание на уже знакомый вам из курса биологии процесс и определите, какие вопросы необходимо разобрать нам сегодня на уроке

Цель и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.

Задачи: изучить строение фермента, свойства, значение. применение

Видео –модель

Цель: активизация знания, определение целей и задач

Результат: опыт творческой деятельности (метапредметные УУД)

Среди поставленных вами задач,  первостепенной стала - изучение строения и свойств фермента.  На рисунке изображены примеры некоторых молекул.

- В какой теме мы встречались с понятием – фермент? (белки)

- А в жизни, быту. Вы когда – нибудь использовали ферменты?

(Для улучшения пищеварения мне врач рекомендовал выпить таблетку мезима и  1 у меня случайно осталась)

- Каким экспериментом можно доказать белковую природу фермента? (биуретовая реакция).

Давайте проведем качественную реакцию. Какую из качественных реакций мы можем провести, используя доступные реагенты?

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и  индивидуальная форма организации деятельности) Практическая работа 1. Исследование белковой природы ферментов 5 мин.

1. Измельчите 1/4 таблетки мезима,  добавить 2 мл воды, перемешать. Добавить к раствору белка и к раствору мезима несколько капель  сульфата меди (2) и затем щелочи.

2. Сравнить полученные результаты.

Вывод: ферменты - это белковые молекулы, синтезируемые живыми клетками.

Исследовательский эксперимент

Цель: изучение сущности опыта, поиск причин наблюдаемого явления.

Результат: опыт познавательной деятельности (предметные УУД)

Итак, состав ферментов мы изучили. А как вы думаете состав ферментов от их свойств?

Ответить на это вопрос и многие другие вам сейчас и предстоит.

За отведенное время ученики готовят вопросы 3- х уровней: репродуктивного (на воспроизводство прочитанного материала), расширяющего знания (интеграция с уже пройденным материалом) и развивающего (интеграция с материала за страницами учебника). Затем создается среда, в которой каждый ученик, ответивший на вопрос, может задать свой. Уникальность методики заключается в системе оценивания: задав или ответив на вопрос ученик получает балл в зависимости от уровня вопроса (репродуктивный – 1 балл, расширяющий знания – 2 балла, развивающий – 3 балла).

Пресс-конференция.

Цель: перед изучением текста ставится задача составить к нему список вопросов.

Вывод: обучение в игре способствует  самоутверждению личности ребенка.

Результат:опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностные УУД)

Для оценивания активности ребят при изучении нового материала в связи с этим мною создана система накопительного балла: накопив 5  баллов (в зависимости от уровня класса и способностей ученика градация может изменяться) ученик может переводить баллы в оценку «отлично», 4 балла – «хорошо». Баллы можно собирать не на одном уроке, а в течение нескольких. В результате ученик сам отслеживает свою успешность, мотивирован для активной работы заранее формируя свой результат. С помощью этой же системы я формирую ситуацию  психологической комфортности и снижение фактора стресса при выполнении  контрольных и зачетных работ. На уроке подготовки к контрольной работе дети выполняют задания и зарабатывают себе «индульгенцию» к оценке – прибавление 1 балла к отметке за контрольную работу.

Система накопительного балла

Цель: личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь определяет его личностное развитие.

Вывод:создание ситуации успеха и самоконтроля.

Знание свойств ферментов позволяет строить различные эксперименты, например такие,  которые казалось бы заоблачные как выделение ДНК (сообщение учащегося) 5 мин.

Учащийся реализует действия по намеченному плану.

Проблемный эксперимент

Цель: создание проблемной ситуации.

Результат: опыт творческой деятельности (метапредметные УУД)

Этап урока. Закрепление.      

            В отличие от неорганических катализаторов действие ферментов строго специфично, на этом свойстве основана классификация и название ферментов. Названия ферментов производят от названий субстратов, на которые они действуют, по схеме: тип катализируемой данным ферментом реакции + название одного из продуктов реакции (или одного из ее участников) с прибавлением окончания -аза. Окончание - аза служит для обозначения ферментной природы.                                                                                      

Используя латинские названия ферментов, определите их назначение, соотнесите название фермента и выполняемую функцию.

Лингвистический код

Цель: выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Домашнее задание..

Творческие задания на странице Дневник ру., или vkontakte

  1. Мини-проект.

Область применения ферментов.

  1. Практическая работа 1.

Действие ферментов слюны на крахмал.

  1. Практическая работа 2.

Защитные свойства фермента каталазы на примере влияния пероксида водорода на образцы вареного и сырого картофеля.

  1. Свой вариант задания

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Идеальное задание

Цель: выбор объема и вида домашнего задания по пониманию.

Результат: опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностные УУД)

Таким образом, как подчеркивают педагоги-новаторы, при реализации личностно – деятельного подхода необходимо осуществлять не только учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, но и формирование, дальнейшее развитие психики обучающегося, его познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик, творческих способностей.

Заключение.

Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». (видеоролик).

Литература и источники

  1. А. Гин. Приемы педагогической техники. Винта –Пресс, Москва, 2006 г.
  2. В. В.  Давыдов.Проблемы развивающего обучения, - М. 1986.
  3. Н.Г.Кудрявцева, Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
  4. И.В. Маркина. Современный урок химии. Академия развития. Ярославль. 2008 г.
  5.  http://festival.1september.ru/articles/527236/ Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка при переходе на ФГОС

Статья  Поповой  Т. Н.,учителя  русского  языка  и  литературыРазвитие  творческих  способностей  обучающихся  на уроках русского языка при переходе н...

Мастер-класс «Методические приемы развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Цель: Раскрыть возможности творческого  развития учащихся на уроках математики через различные методические приемы....

Мастер-класс на тему "Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС"

В материале представлены цели и задачи мастер-класса; качественные характеристики творческого мышления; условия, стимулирующие развитие творческого мышления обучающихся; мыслительные операции, способс...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Суть творческого развития в соответствии с требованиями ФГОС заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно и под руководством учителя найти решение задачи, постро...

Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"

Выступление на районном МО учителей изобразительного искусстваУчитель: Крылова Татьяна Робертовна...