Метод проектов – как развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики
статья по информатике и икт
«Метод проектов», - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проектов – как развитие творческих способностей
учащихся на уроках информатики»
Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса.
В задачи курса “Информатика и информационные коммуникативные технологии” входит формирование мышления, адекватного современным требованиям, поэтому необходимо учить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
На уроках изучается большое количество тем, где ученик может проявить свое творчество при изучении материала. И для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов применяю в своей работе «Метод проектов». «Метод проектов», - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. В первую очередь проекты в информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать дробность образования. К межпредметным проектам по информатике можно отнести программные комплексы, моделирующие движение тел, физические и химические процессы, а также процессы непосредственно обучения и управления учебной деятельностью. «Метод проектов» в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.
При применении «Метода проектов» для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить следующие основные этапы:
- разработка проекта темы;
- моделирование;
- реализация;
- анализ выполненного проекта;
- защита проекта.
Совершенно очевидно, что обучение с использованием «Метода проектов» - это обучение, где целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать.
«Метод проектов» способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся закладывается уже в средней школе. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Power Point,), а так же подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам.
При изучении темы “Информационное моделирование” (9 класс) метод проектов используется уже в полной мере. Сам процесс моделирования (постановка задачи, определение цели моделирования, анализ задачи, разработка информационной и компьютерной моделей, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования) уже предполагает творческий, исследовательский подход к решению задачи. Здесь так же я практикую для учащихся индивидуальные задания, обеспечивающие самостоятельный характер работы.
В 10-11-х классах каждый учащийся готовит проект (исследовательскую работу) по выбранной теме. Тематика творческих задач охватывает не только предметную область “Информатика и ИКТ”, но и другие школьные дисциплины. Приведу некоторые из них: мультимедиа обучающий проект по курсу информатики и ИКТ (например, “Устройство компьютера”), мультимедиа проект “Презентация учебного заведения», создание Web-сайта «Моя школа».
Так же на уроках информатики изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения учащимися данной темой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Курс «Компьютерная графика» является и общеобразовательным в том смысле, что он развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, формирует пространственное воображение и пространственные представления, обеспечивает графическую грамотность. В данном контексте изучение редактора Adobe Photoshop более чем оправдано. Используя эту программу на уроках информатики с учениками можно выполнить практически любую, самую сложную, графическую работу. Пакет Adobe Photoshop обладает огромным набором средств и эффектов для реализации творческих задумок и воплощения в жизнь мысленных образов: интеллектуальный интерфейс, который меняется в зависимости от ситуации; нож и ластик, наличие в стандартных фигурах достаточно сложных рисунков; соединение, наложение, объединение объектов; заливка с текстурой, с помощью узоров, градиентная; инструменты для профессиональной работы с текстом и т. п. Ребята с удовольствием узнают, как работают фотографы профессионалы. С помощью цифрового фотоаппарата на данных уроках мы с учениками пробуем побыть в роли фотографов, составить композиции с обработанными фотографиями.
На уроках информатики данный метод реализуется в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством педагога. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки.
Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на защите проекта. Учащимся нужно подготовить тезисы выступления, учиться отходить от “бумажной” технологии. Ребята развивают свои коммуникативные навыки (с одной стороны, проект индивидуальный, с другой – автор вынужден постоянно контактировать с другими учениками, преподавателями, обращаться за помощью, советом).
В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий в процессе обучения информатике. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого. Считаю, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...
Развитие творческих способностей на уроке информатики
Данное выступление было прочитанно на районном методическом объединении. Коллеги узнали, как можно развивать способности на уроке информатике....
"Метод проектов как развитие творческих способностей обучающихся на уроках ИЗО"
обобщение педагогического опыта...
Из опыта работы "Метод проектов в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей"
Человек становится профессионалом в какой-либо сфере деятельности не сразу, а проходит на пути своего профессионального становления множество этапов. Их характер и динамика движени...
Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации развития творческой самостоятельности на уроках технологии»
Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у обучающихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.Об...
Проблемный метод как способ развития творческих способностей на уроках литературы
В статье рассматривается применение проблемного метода изучения литературы как способ развития творческого потенциала учащихся....
Доклад "Развитие творческих способностей на уроках информатики"
Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые ...