по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов пространственных искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_izo_5_klass.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 5 класса
Грачевой Юлии Владимировны,
учителя изобразительного искусства МОУ Чулковской СОШ № 20
Москва 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов пространственных искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится всего 34 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты обучения изобразительному искусству
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования.
Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).
Специфика урока изобразительного искусства предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.
Методическое сопровождение предмета «Изобразительное искусство»:
- учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы);
- учебно-наглядные пособия;
- программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства);
- хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства;
- мультимедийное, аудио и видеооборудование.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Решаемая проблема, виды деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
Изучаемые понятия | Предметные результаты | УУД: личностные (Л), познавательные (П), регулятивные (Р), коммуникативные(К) | Личностные результаты | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Древние корни народного искусства (8ч) | ||||||||
1 | Декоративно-прикладное искусство и человек. | Знакомство учащихся с ДПИ и его местом в жизни человека и общества, со славянской орнаментальной символикой и её историей. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. | Декоративно-прикладное искусство. | Осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой. | (Л): доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. (П): рассуждать о содержании рисунков, сделанных другими детьми. (Р): соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. (К): задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; сотрудничать с учителем; умение отстаивать свою точку зрения. | Развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством. Формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | ||
2 | Древние образы в народном искусстве. | Создание выразительных декоративно-образных изображений на основе традиционных образов. | Древние образы: древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки. Символика. | Знание и понимание специфики образного языка народного прикладного искусства, семантического значения традиционных образов ( древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки). | (Л): уважительное отношение к народным традициям. (П): осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. (Р): выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. (К): проявлять активность для решения познавательных задач; умение аргументировать свою позицию. | Воспитание патриотических чувств, освоение древних корней искусства своего народа. Развитие творческих способностей, наблюдательности, воображения и фантазии. | ||
3 | Убранство русской избы. | Целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Создание эскизов декоративного убранства избы. | Народное искусство, декор, изба, причелины, полотенце, лобовая доска, наличник. | Умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности. | (Л): ценностное отношение к культуре своего края. (П): рассуждать о характерных признаках народного жилища, осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы; использовать общие приемы решения задачи. (Р): применять установленные правила в решении задачи. (К): проявлять активность для решения познавательных задач, задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Освоение древних корней искусства своего народа. Воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение и спасение культурных ценностей. | ||
4 | Внутренний мир русской избы. | Формирование у учащихся образных представлений об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Создание цветовой композиции внутреннего пространства избы. | Коник, печное пространство, красный угол, матица. | Знание и понимание специфики образного языка народного прикладного искусства, освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства. | (Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности. (П): узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома; использовать общие приемы решения задачи. (Р): преобразовывать познавательную задачу в практическую. (К): проявлять активность для решения познавательных задач; оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям своего народа. | ||
5 | Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. | Знакомство с великим бытовым искусством, которое необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца. Изображение и украшение выразительной формы предметов крестьянского быта. | Скопкарь, ковш-черпак, ковш-«конюх», рубель, вальки, прялка (донце, лопасть, городки, серьги, столбик), кудель. | Приобретение опыта выполнения эскизов на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках. | (Л): ценностное отношение к природному миру. (П): использовать общие приемы решения задач. (Р): применять установленные правила в решении задачи. (К): формировать собственную позицию. | Развитие наблюдательности, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям. | ||
6 | Русская народная вышивка. | Знакомство с особенностями образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создание самостоятельных вариантов орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Осваивание навыков декоративного обобщения. | Символика вышивки, главный мотив, орнамент. | Знание и понимание специфики образного языка декоративно-прикладного искусства;
| (Л): проявлять уважительное отношение к иному мнению. (П): выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. (Р): составлять план последовательности действий. (К): задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. | ||
7 | Народный праздничный костюм. | Создание эскиза народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражение в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. | Северорусский комплекс одежды (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник); южнорусский комплекс (рубаха, понёва, передник, навершник, кика). | Приобретение опыта выполнения эскизов украшения женского праздничного костюма на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках. | (Л): уважительное отношение к народным традициям. (П): осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. (Р): применять установленные правила в решении задачи; сравнивать, сопоставлять украшения костюма и фронтона избы. (К): проявлять активность для решения познавательных задач. | Воспитание чувства гордости за свою Родину, освоение древних корней искусства своего народа. Развитие наблюдательности, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям. | ||
8 | Народные праздничные обряды (обобщение темы). | Подведение итогов накопленным представлениям школьников о своеобразии, уникальности языка и образного строя народного прикладного искусства, о гармонии человека с природой – его колыбелью. Закрепление знаний эмоционально в живой, непринужденной беседе. | Календарный народный праздник, Масленица, Иванов день, «Горки». | Осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства. | (Л): характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). (П): понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. (Р): участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. (К): проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. | Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа. Воспитание бережного отношения к поликультурному наследию нашей страны. | ||
Связь времен в народном искусстве (8 ч) | ||||||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках. | Восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов. | Филимоновские, дымковские, каргопольские народные глиняные игрушки. | Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение опыта выполнения моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы. | (Л): осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки в традиции одного из промыслов. (П): выделять и формулировать познавательную цель; проводить сравнение и классификацию; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. (Р): применять установленные правила в решении задачи. (К): проявлять активность для решения познавательных задач; размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. | Воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России. Приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значение в современной жизни. | ||
10 | Древние образы в современных народных игрушках. | Освоение характерных для того или иного промысла основных элементов народного орнамента и особенностей цветового строя. | Филимоновские, дымковские, каргопольские народные глиняные игрушки. | Приобретение опыта выполнения моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики. | (Л): осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. (П): сравнивать, оценивать декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. (Р): осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. (К): размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. | Формирование эстетического сознания через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности. Формирование целостного взгляда на мир народного искусства. | ||
11 | Искусство Гжели. | Восприятие разнообразных скульптурных форм посуды, мелкой пластики, орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи, главные отличительные элементы гжельской кистевой росписи. Создание композиции росписи в процессе практической творческой работы. | Промыслы, ремесла, керамика, майолика, фаянс, фарфор, квасник, кумган, «мазок на одну сторону» | Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Гжели. | (Л): эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. (П): сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели; применять правила и пользоваться инструкцией. (Р): осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями»; работать по плану. (К): осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. | Приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни. Формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации. Формирование целостного взгляда на мир народного искусства. | ||
12 | Городецкая роспись. | Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров; тесная связь росписи с традициями прошлого и с современной жизнью народа. Создание композиции росписи в традиции Городца. | Розаны, бубенчик, купавка. | Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Городца. | (Л): эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. (П): выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. (Р): осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. (К): осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких мастеров. | Формирование целостного взгляда на мир народного искусства, эстетического сознания через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества. | ||
13 | Хохлома. | Знакомство с разнообразием растительного орнамента, связь его с образом плодородной земли. Создание композиции травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | «Травка», «кудрин», «пряник», роспись «под фон». | Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Хохломы. | (Л): эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. (П): иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. (Р): осваивать основные приемы кистевой росписи Хохломы, овладевать декоративными навыками. (К): осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях мастеров. | Приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни. Формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации. Формирование целостного взгляда на мир народного искусства. | ||
14 | Жостово. Роспись по металлу. | Разнообразие форм и размеров подносов, единство формы и композиции цветочной росписи, цветовая гармония фона и изображения, свободная живописно-импровизационная манера письма. Создание фрагмента жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Замалевок, тенежка, бликовка, чертежка, привязка, уборка. | Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Жостова. | (Л): эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. (П): осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. (Р): осваивать основные приемы жостовского письма. (К): соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. | Формирование целостного взгляда на мир народного искусства, эстетического сознания через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества. | ||
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | Знакомство с резьбой по бересте и росписи по дереву. Создание композиции росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи. | Мезенская роспись, береста. | Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Мезенской росписи. | (Л): выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. (П): различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. (Р): осваивать основные приемы росписи. (К): объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. | Приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни. Формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации. Формирование целостного взгляда на мир народного искусства. | ||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | Обобщение знаний о народных промыслах. Участие в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участие в презентации выставочных работ. | Осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России. | (Л): анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». (П): выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. (Р): различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. (К): объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. | Формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками, сохраняя уважительное отношение друг к другу. | |||
Декор – человек – общество, время (10ч) | ||||||||
17 | Зачем людям украшения. | Общие представления о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран. | Костюм. | Умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства как социального знака с положением его хозяина в обществе. | (Л): доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. (П): выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. (Р): характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). (К): участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству – сокровищнице мировой цивилизации. | ||
18 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Знакомство с костюмом древних египтян с точки зрения его социальной окрашенности, с разнообразием предметов декоративного искусства. Создание эскизов украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. | Знаки-обереги, знаки-символы. | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен. Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определять роль её хозяина. | (Л): эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. (П): вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. (Р): овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. (К): выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми. | ||
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Поиск колористического решения в декоративной работе. Завершение эскизов украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. | Символика цвета. | Умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. | (Л): эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. (П): вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. (Р): овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. (К): выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность. | ||
20 | Одежда «говорит» о человеке. | Изучение декоративно-знаковой, социальной роли костюма, закрепление эмоционального интереса к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. | Стиль эпохи Средневековья. | Расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора. | (Л): уважительное отношение к народным традициям других стран. (П): умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира. (Р): определять и формулировать цель деятельности на уроке. (К): высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. | ||
21 | Одежда «говорит» о человеке. | Передача в творческой работе «Бал во дворце» цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Стиль эпохи Средневековья. | Приобретение опыта работы над совместным творческим проектом. Умение осознанно применять выразительные средства в коллективной работе. | (Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности. (П): участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. (Р): соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. (К): обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективной работы. | ||
22 | Одежда «говорит» о человеке. | Завершение творческой работы «Бал во дворце». | Приобретение опыта работы над совместным творческим проектом. Умение осознанно применять выразительные средства в коллективной работе. | (Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности. (П): участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. (Р): вносить необходимые коррективы после завершения работы. (К): вырабатывать совместные решения при работе в коллективе. | Формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективной работы. | |||
23 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | Формирование представлений о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. | Геральдика, щитодержатели, щит, шлем, девиз, намет, корона. | Умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства, понимать символический характер языка герба как отличительного знака. | (Л): доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. (П): понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. (Р): находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. (К): определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. | Формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека. | ||
24 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | Создание декоративной композиции герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Геральдические и негеральдические фигуры. | Понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов. | (Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности. (П): составлять план и последовательность действий. (Р): использовать речь для регуляции своего действия. (К): обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность. | ||
25 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | Завершение декоративной композиции герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Символика цвета в гербе. | Понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. | (Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности. (П): участвовать в индивидуальной деятельности, связанной с созданием творческой работы. (Р): вносить необходимые коррективы после завершения работы. (К): обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность. | ||
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | Участие в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. | Приобретение опыта совместной поисковой деятельности. Умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам. | (Л): размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). (П): выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. (Р): соотносить костюм, его образный строй с владельцем; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. (К): формулировать собственное мнение и позицию; использовать в речи новые художественные термины. | Формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени. | |||
Декоративное искусство в современном мире (8 ч) | ||||||||
27 | Современное выставочное искусство. | Формирование представлений о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о новом понимании красоты современными художниками. | Керамика, художественное стекло, металл. | Понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник; расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора. | (Л): ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно - прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. (П): выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства; находить и определять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. (Р): овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. (К): высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа, использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством; объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всем многообразии его проявлений. Воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству. | ||
28 | Современное выставочное искусство. | Формирование представлений о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о новом понимании красоты современными художниками. | Гобелен, батик. | Понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник; расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора. | (Л): ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно - прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. (П): выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства; находить и определять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. (Р): овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. (К): высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа, использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством; объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | Воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству. Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всем многообразии его проявлений. | ||
29 | Ты сам – мастер (панно). | Разработка эскизов коллективных панно по мотивам русских народных сказок в выбранном материале. | Панно. | Приобретение опыта работы над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров. Умение осуществлять работу в определенной последовательности. | (Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности. (П): применять полученную информацию на практике. (Р): обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях. (К): строить монологические высказывания. | Развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения. | ||
30 | Ты сам – мастер (панно). | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. | Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства. | (Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности. (П): применять полученную информацию на практике. (Р): обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях. (К): строить монологические высказывания. | Развитие самостоятельности и навыков сотрудничества в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров. | |||
31 | Ты сам – мастер (ваза). | Индивидуальная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. | Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства. Умение осуществлять работу в определенной последовательности. | (Л): разрабатывать, создавать эскизы декоративных украшений интерьеров школы; собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному». (П): владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале объемных декоративных композиций. (Р): пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. (К): участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения. | |||
32 | Ты сам – мастер (ваза). | Индивидуальная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. | Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства. Умение осуществлять работу в определенной последовательности. | (Л): разрабатывать, создавать эскизы декоративных украшений интерьеров школы; собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному». (П): владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале объемных декоративных композиций. (Р): пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. (К): участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всем многообразии его проявлений. | |||
33 | Ты сам – мастер (витраж). | Индивидуальная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. | Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства. Умение осуществлять работу в определенной последовательности. | (Л): разрабатывать, создавать эскизы декоративных украшений интерьеров школы; собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному». (П): владеть практическими навыками выразительного использования формы, цвета в процессе создания в конкретном материале плоскостных декоративных композиций. (Р): пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. (К): участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения. | |||
34 | Древние образы в современном декоративном искусстве. | Обобщение знаний по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство». Итоговая игра-викторина. Итоговая выставка творческих работ. | Понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник; расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора. | (Л): участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. (П): пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. (Р): участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. (К): использовать в речи новые художественные термины. | Воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству. Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всем многообразии его проявлений. |
Заключение
В условиях реализации ФГОС очень важно понимать, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению.
Данная программа направлена на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Конечная цель – формирование у школьника самостоятельного видения мира, своего отношения к нему на основе освоения опыта художественной культуры. Любая тема по искусству не просто изучается, а пропускается через чувства ученика в форме личного творческого опыта. Знания и умения связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство, как духовную летопись человечества, как выражение человека к природе, обществу, поиск идеалов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Первая часть программы «Древние корни народного искусства» закладывает основы понимания специфики образного языка декоративно – прикладного искусства. Осознание истоков языка народного искусства помогает лучше понять закономерности единства формы и содержания в современном декоративно – прикладном искусстве.
Тема второй четверти «Связь времён в народном искусстве» логически продолжает первую, вводя учащихся в мир современного народного искусства.
Третья часть «Декор – человек – общество, время» чрезвычайно важна для понимания самой сути существования декоративно – прикладного искусства, его главной, коммуникативной функции.
Четвёртая четверть посвящена теме «Декоративное искусство в современном мире». Материал этой темы поможет учащимся сориентироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также новое понимание красоты современными художниками.
Система творческих заданий имеет целью развитие творческих способностей учащихся, осознанное использование знаний образного языка декоративного искусства в процессе воплощения собственного художественного замысла.
Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащиеся шаг за шагом открывают многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Литература
- Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 5-9 классы.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учереждений/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских.-М.: Просвещение,2011.-129с.
- Изобразительное искусство. 5класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост.О,В, Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5
Методическая разработкапо теме: «Связь времён в народном искусстве».Предмет: Изобразительное искусствоКласс 5Основной целью разработанных уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по ФГОС
Планируемые результаты урока:личностные: формирование духовной потребности к изучению культуры своего народа; развитие эстетической сферы учащихся через чувство сопричастности к родным "корням"; форми...
Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС
Пробуждение познавательного интереса к предмету. Использование ЭОН. Учащиеся сами определяют границы своих знаний (с помощью словаря) и формулируют направление проблемы (этнокультурной направленности)...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство ООО ФГОС
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу д...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному иску...
Рабочая программа по изобразительному искусству по ФГОС 2022-2023 учебный год
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Саратовской области Администрация Перелюбского муниципального района МБОУ "ООШ с. Смородинка" РАССМОТРЕНО ...