Духовно-нравственное воспитание на уроках ИЗО
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Бачурин Михаил Иванович

Большое значение имеет воспитание нравственности на уроках. Особенно на уроках ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках ИЗО.

     Методики преподавания предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. «Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой учитель найдет путь к сердцу обучающего, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремится к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастья.

    Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нем. Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего духовного государства.

    Удивительно, но уже маленькие дети приносят в школу художественные штампы: синие тучки на белом небе, белая земля с изображенной на ней черной дорогой. Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно- нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у обучаемых умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.

    С раннего возраста обучающиеся выполняют разножанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические композиции, иллюстрации. И прежде, чем выполнить задание, необходимо поставить задачу - понаблюдать за натурой. Заранее, перед уроком, дать ребятам определенный план наблюдения. Например, при выполнении этюда на тему «Первый снег» обратить внимание детей на зимние деревья. Какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках дерева? Что темнее зимой - небо или земля, какого цвета небо и т. д. Тем самым нужно организовать глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитывать эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.

    Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка- прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет , чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

     Необходимо  рассматривать на уроках репродукции с картин художников.

При этом дети определяют: из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Даже будущие великие художники всегда учились на произведениях мастеров. И дети также учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта. А в близи это пространство состоит из мазков или плавных переходов от зеленых до розовых.

    Важным компонентом во время проведения уроков изобразительного искусства является арттерапия. Искусство учит, и искусство лечит, лечит своими произведениями. И в процессе практической работы детей творчество благотворно влияет, врачует душу ребенка. Вопрос здоровья уходит корнями в культуру народа. Он связан с представлениями наших предков о роли и назначениями человека. Обучающиеся должны осознавать значимость всей цепочки предшественников, которые были до нас и звеном которой мы являемся, и верить в связь человека и природы, нарушение которой грозит болезнью всему человечеству. Сегодня от признания личности, принятия ее особенностей и неповторимости, гуманизации человеческих отношений зависит наше завтра. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, если в нем потребность в духовном самосовершенствовании.

    Сегодня возникло слово «ксенофобия»- страх перед чужим. Возникает раздражение против чужого непонятного языка, обычаев. Диалог культура и терпимость – цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества терпимость или, как ее называют по-научному - толерантность всегда воспринималась как величайшая, гуманистическая ценность. Терпимость – одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Пройдя через века, традиция терпимости была закреплена у великих русских писателей гуманистов - Пушкина и Достоевского. Цивилизацию спасет только единая семья народов, так как мы все из одного гнезда. Для учителя изобразительного искусства обучение толерантности является одной из важнейших задач. Умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации - один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры. И это должно проводиться на уроках изо с элементами истории искусств, где на примерах из мировой культуры ребенок учиться быть толерантным.

    Обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков. Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.

    Грамотно рисовать может научиться каждый, также как грамотно писать и читать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно- нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.

    Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня. Слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры. А общение, замененное на мобильное. Компьютерное общение нарушает восприятие мира реального. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир, обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства. Одна из причин бездуховности молодежи – в недоставке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.

    Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках словесности

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у обучающихся нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы....