Искусство. Урок по теме: "Народные мастера" - 8 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Хоткевич Ольга Петровна

На уроке учащиеся знакомятся с народными мастерами новосибирской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Народные мастера

8 класс

Цель урока:

- закрепить знания учащихся о декоративно – прикладном искусстве;

- Знать основные виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область;

- воспитывать любовь к родному краю

Оборудование : игрушки, иллюстрации

                                            Ход урока:

1. Орг. момент:

Народные промыслы – это гордость России.

В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».

Ну а более конкретное определение промысла можно найти у В. Даля: «Промысел – действие промышляющего что-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков». В современном осмыслении промысел – это возможность заработать деньги помимо основного заработка.

Промыслы принято делить на:

  • местные;
  • отхожие, то есть хозяйственное занятие крестьян вне мест их постоянного жительства.  

XX век был полон неблагоприятных условий для развития традиционных для края промыслов: увеличивающаяся механизация; перерастание промыслов в специализированные предприятия; первая мировая война; революция; гражданская война; вторая мировая война; репрессии; разруха.

Это обусловило угасание многих промыслов. Но в то же время обусловило расцвет некоторых старых и появление новых промыслов края.

Отрадно заметить, что во многом забытые традиционные ремёсла сейчас возрождаются.

Способствует этому делу передача секретов старых ремёсел в школах, дворцах детского творчества и досуга.  

Оценивая развитие народных промыслов в крае XIX-XX вв., нельзя не отдать должного уважения предприимчивости и трудолюбию, смекалке и живучести поколений.

Этимология слова промысел (исконное от глагола мыслити) . Подбор однокоренных слов: промышлять, промышленность, мышление, промысловики, мыслить. Лексический анализ слова: промышлять –« промыслить чем, что, на что – жить, добывать хлеб и всё нужное, заниматься чем как средством жизни» (Словарь В.И.Даля).

Работа с «Толковым словарём» С.И.Ожегова.

Слово промысел многозначное: «1. Добывание, добыча, охота на кого-нибудь. 2. Занятие охотой, добычей зверя. 3. Мелкое ремесленное производство».

- В каком значении мы употребляем это слово на уроке, говоря о народных промыслах?

 Какие ещё промыслы вам знакомы? (Городецкая роспись, богородская игрушка, вологодское кружевоплетение, кузнечное искусство, гончарное производство, палехская миниатюра…)

- А какие промыслы ещё вам известны? (гончарное производство, кузнечное мастерство, кружевоплетение, резьба по дереву). Просмотр презентации.

 Этими промыслами занимались истинно настоящие мастера, иначе называемые народные мастера. И тема сегодняшнего урока «Народные мастера» . На уроке мы познакомимся с некоторыми народными мастерами нашей новосибирской области, а также знаменитой ордынской росписью. Истоки ее появления, попробуем выполнить некоторые элементы этой росписи. Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент.

А  сейчас мы с вами познакомимся с мастерами различных промыслов, которые живут рядом с нами. Их иначе назвать нельзя. Итак, послушаем сообщения. Первое повествует о Верещагиной Ольге Викторовне.

Уч-ся: Верещагина Ольга Викторовна выпускница художественно-графического факультета НГПУ.

 Изготавливает изделия из соломки и рогоза: подносы, корзинки, сухарницы, куклы, украшения, сувениры.

Оказывается, непокорная солома может быть мягкой и податливой. Почти как глина или пластилин. Это означает, что и из соломы можно «лепить». Создавать объемные изделия разнообразной формы и размеров. Самое главное – знать, как правильно под- готовить этот материал к работе. Сделать послушным.

Ольга Верещагина – человек, который сумел «укротить» солому, заставил ее покориться. Педагог дополнительного образования Ордынского дома детского творчества три года назад она создала студию «Плетение из соломки» для детей и взрослых. Разработала авторскую программу «Художественная обработка соломки», в которой рассматриваются все виды ремесел и рукоделий, связанных с соломой, а также других местных природных материалов, пригодных для плетения.

Ольга лично занимается заготовкой соломы. Заготавливает ее столько, чтобы на всю зиму хватило и ей, и воспитанникам, которых она учит многому – фантазировать, изобретать. Но поначалу терпеливо учит технике. Например, как туго завязывать пучки, а это очень и очень непросто! Для нее же практически нет ничего невозможного: ее руками созданы многочисленные предметы кухонной утвари: корзинки, сухарницы, подносы, тарелки. Но ее самая любимая работа – соломенная кукла. Это талисман, который сопровождает ее во всех поездках, на всех выставках, ярмарках, конкурсах.

Творчество Ольги Верещагиной неоднократно было отмечено наградами. В частности, она награждена двумя дипломами выставки «Учсиб -2007» на «Сибирской ярмарке». А на Сибирских фестивалях художественных ремесел «Артания» удостоена медалей: серебряной – на первом (2007 г.) и золотой – на втором (2008 г.).

(показ слайдов)

 2 уч-ся: Колмакова Татьяна - педагог-мастер по славянской писанке – традиционной обереговой росписи на скорлупе живого яйца. Одна из основателей масте рской «Славянская писанка». Мастер «Золотого фонда сибирских мастеров», организатор постоянной экспозиции и мастер-классов по обучению традиции славянской писанки в Музее Солнца.

Из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая;

 Из яйца, из верхней части, стал высокий свод небесный;

 Из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось;

 Из белка, из верхней части, ясный месяц появился…

Это строки из легенды о сотворении мира из произведения карело-финского этноса «Калевала». У разных народов яйцо символизирует целый мир, постоянно зарождающуюся жизнь, Землю – не случайно именно яйцо люди выбрали для нанесения росписи.

Традиция росписи на скорлупе яйца насчитывает около пяти тысяч лет. На скорлупу наносили знаки солнца, воды, земли и молодых всходов. Это своеобразное обращение человека к силам природы, к Богу. Наверное, поэтому писанки дарили друг другу не только на Пасху, но и по любым значительным поводам: рождение, свадьба, крестины. Сегодня эта древняя традиция возрождается: появляются новые писанки, новые мастера.

И Татьяна Колмакова – одна из них. Вообще-то она участковый врач-терапевт – профессия, весьма далекая от художественного творчества. Но писанкой увлеклась еще в 1997 году, когда попала на лекции по психологии и возрождению народных традиций, проводимых обществом русской народной

 культуры «Тропа Троянова».

– Однажды в аудиторию принесли на тарелочке «писанки». Они покорили меня своей цветовой гармонией. Я ощутила связь между этими сферами  деятельности. Ведь врач тоже вносит гармонию в здоровье человека, – говорит Татьяна Ивановна. – И теперь я уже не знаю, что главное в моей жизни – лечение или рисование.

Татьяна Колмакова принимала участие в многочисленных выставках и встречах в Новосибирске, Бердске, Алтайском крае, Индии, в том числе были организованы три ее персональных выставки. За свое искусство неоднократно удостаивалась наград, благодарственных писем, дипломов.

(показ слайдов)

3 уч-ся: Наумов Федор окончил художественно-графическое отделение Бийского государственного педагогического училища, художественно-графический факультет Новосибирского государственного педагогического института. Росписи по дереву обучался в городе Таруса Калужской области. Работы находятся в частных коллекциях России, Израиля, Германии и США.

Федор Наумов работал главным художником на фаб- рике художественных изделий в городе Куйбышеве Новосибирской области. Сегодня – директор Куйбышевской детской художественной школы. Именно он ввел в школе новый для того времени предмет – «роспись по дереву». У Федо- ра Леонидовича много учеников, и среди них – одна из дочерей, Екатерина.

В стилизованной урало-сибирской росписи или современной авторской каинской росписи Наумов расписывает не только подносы или пасхальные яйца, разделочные доски для кухни или иные приятные для глаза «мелочи». В коллекции его работ есть и полностью расписанный им кухонный гарнитур, и неповторимая детская деревянная и расписанная мебель.

Федор Наумов – участник разных выставок. Он лауреат областной выставки преподавателей детских художественных школ в номинации «Роспись по дереву», лауреат областного праздника народных художественных промыслов и ремесел.

Награжден специальным дипломом третьего Всероссийского конкурса масте- ров резьбы и росписи по дереву «Древо-2006» в Нижнем Новгороде, дипло- мом «За мастерство » областной художественной выставки «Мир дерева», почетной грамотой департамента культуры Новосибирской области. Принимал участие в первом Сибирском фестивале художественных ремесел «Артания».

Имя Федора Наумова внесено в «Золотую книгу культуры Новосибирской об- ласти» в номинации «Мастер Золотые руки».

(показ слайдов)

 4 учащийся: Шевчук Владимир и Шевчук Татьяна более двадцати лет занимаются производством деревянной мебели, изделий из дерева, бересты. В прошлом году Владимир был удостоен диплома за мастерство в номинации «Резьба по дереву» областной художественной выставки «Мир дерева».

Сами Шевчуки утверждают, что у них не только семейный, но и творческий тандем.

 Владимир считает, что, делая изделия из дерева, он «идет за деревом»: «Оно же живое, с ним и поговорить можно. Красивое дерево – оно ведет за собой. Здесь его структура вот так проявилась – и ты думаешь, как это лучше усилить, проявить в вещи. А здесь вот такие завитки, значит, и делать надо совсем по-другому».

Любимые материалы Татьяны – береста и кожа. Все цветовые решения в своих картинах она решает только за счет цвета бересты, не используя красок. А на вопрос «почему именно береста», отвечает так: «А почему кто-то танцует, а кто-то поет? Так и я – выбирала материал по душе».

– Пожалуй, главным для нашей семьи является тот факт, что этот творческий процесс помогает нам реализовать наш творческий потенциал и развивать свои личностные качества. Оформляя наши мысли и чувства в материальную форму, мы надеемся, что они понравятся людям, – так считают Владимир и Татьяна Шевчуки.

Неоднократно принимали участие в выставках разного уровня. Награждены медалью областной выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Славные сыны Отечества». Лауреаты областного праздника народных художественных промыслов и ремесел в номинации «Художественная обработка дерева» и «Изделия из лозы, бересты, соломы». Принимали участие в первом Сибирском фестивале художественных ремесел «Артания».

(показ слайдов)

Уч-ль: Рассказ о Полтаве В.А., мастере Убинского района.

Презентация, видеосъемка из Вестей. Новосибирк.

А теперь, перейдем непосредственно, к нашей самой главной цели урока, знакомство с ордынской росписью и мастерами росписи.

Рассказ уч-ся:

Мухлынина Нина - автор уникальной ордынской росписи. Окончила Абрамцевское художественно-про мышленное училище декоративно-прикладного искусства. Преподаватель Ордынской детской школы искусств. Автор более трех тысяч работ. Вместе с двумя сыновьями и их женами – всех их она тоже научила рисовать – работают на собственном семейном предприятии

«Антарис» – А появилась ордынская роспись совершенно случайно, – рассказывает ее автор. – Мы с семьей перебрались в Новосибирскую область вынужденно, после Чернобыльской аварии и распада СССР. Мне здесь так понравилось – зимы белоснежные, пейзажи для меня новые. Все созданные прежде росписи отдалены от Сибири. Мне же захотелось создать именно сибирскую роспись. Вот я и придумала ордынскую. Вы спрашиваете, почему она трогает душу? Потому что цветы медуницы, ягоды брусники, черники, плоды шиповника памятны с детства. Здесь флора и фауна Караканского бора.

Сороки, белки, лоси и бревенчатые дома – эти элементы есть только в ордынской росписи. И еще одна отличительная черта новой росписи – особенный мазок кисти. Нина Ивановна создавала эту технику так, чтобы любой, даже очень далекий от рисования, человек мог ее освоить. Своей простотой и неповторимостью она привлекает и детей, и взрослых.

Нина Ивановна за свои работы трижды награждалась Золотыми медалями «Сибирской ярмарки»; дважды – медалями сибирского фестиваля художественных ремесел «Артания» как лучший мастер росписи по дереву и лучший мастер росписи матрешки. Она – лауреат фестиваля мастеров народных промыслов и ремесел в номинациях «Роспись по дереву», «Керамика и гончарство», лауреат III степени межрегионального конкурса изделий мастеров народных промыслов «Русь мастеровая» в номинации «Роспись по дереву», награждена двумя медалями и сертификатом «Мастер традиционной куль- туры» регионального конкурса «Через прошлое – к будущему».

За свой метод овладения росписью Нина Мухлынина на областной выставке «Учсиб» получила медаль профессора М.Н. Мельникова. В этом году ее имя внесено на страницы «Золотой книги культуры Новосибирской области». (показ видео)

Выполнение практической работы.

К 75 летию новосибирской области, был снят фильм «Сказание о сибирской земле», давайте посмотрим отрывок, рассказывающий о мастерстве Мухлыниной.

(просмотр фильма)

Практическая работа.

Выполнение елочки, белки.

Закрепление: просмотр презентации «Ордынская роспись»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения с мастер-класс "История русской обрядовой куклы"

С.Г.Писахов. Заочная экскурсия в музей. Мастер - класс: изготовление кукол-оберегов....

Организация диалогического пространства на уроке основ православной культуры. Мастер-класс

Автор данного мастер-класса излагает собственную концепцию учебного предмета «Основы православной культуры» и теоретическое обоснование своего опыта. Мастер-класс имеет четкую структуру: каждый ...

Музейный урок на тему "Народные праздники"

Музейный урок на тему "Народные праздники" подходит для проведения уроков истории, краеведения, связанных с народной культурой. Этот урок можно проводить для детей 5-9 классов....

Конспект урока по теме "Народный праздничный костюм"

Конспект урока "Народный праздничный костюм" к уроку ИЗО в 5классе по программе Б.М.Неменского (с презентацией)...

План-конспект урока ИЗО тема «Народные промыслы. Гжель»

Вид урока: Урок подведение итогов              познакомить учащихся с творчеством гжельских мастеров; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах...