Конспект урока по теме "Народный праздничный костюм"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Конспект урока "Народный праздничный костюм" к уроку ИЗО в 5классе по программе Б.М.Неменского (с презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_ur_-_narodnaya_prazdnichnaya_odezhda.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА.
(Урок ИЗО, 5 класс, по программе Б.Н. Неменского)
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны.
- Создать условия для привития интереса к русской народной культуре.
- Научить различать «сарафанный» и «поневный» комплексы одежды, дать понятие некоторых деталей костюма.
ТИП УРОКА: комбинированный с использованием ИКТ.
ЗАДАНИЕ: нарисовать фигуру человека в народном костюме, украшенном узорами с применением образов и мотивов.
Оборудование урока.
У учителя:
- трафареты костюмов,
- фигурки с изображением людей,
- иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
- детские работы,
- макеты объемных фигур,
- шаблоны элементов одежды
- презентация « Русский народный праздничный костюм»,
- «Русский танец», П.И.Чайковский, русская народная музыка.
У детей:
- бумага,
- цветная бумага,
- клей,
- ножницы,
- кисти,
- акварельные краски,
- гуашь.
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент. - 1 мин.
2.Повторение ранее изученного материала.
Сообщение темы и задач урока.-7 мин.
3.Сообщение нового материала. - 9 мин.
4.Объяснение способов работы.- 2 мин.
5.Практическая творческая деятельность учащихся. - 23 мин.
6.Анализ работ. Подведение итогов урока. - 2 мин
7. Домашнее задание. - 1 мин
Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
Добрый день, дорогие друзья!
Вас снова рада видеть я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.
II. Повторение ранее изученного материала.
Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о составлении узоров в русской росписи и вышивке. Хорошо ли вы усвоили материал прошлых уроков это, мы сейчас проверим. Давайте ответим на вопросы.
1. Какие символы мы используем при составлении узоров? (знаки и образы - символы)
2. Приведите пример знаков и образов – символов? (ромбы кружочки, конь, птица и т.д. )
3. Для каких вещей кроме предметов быта и вышивки полотенец народ использовал узоры?
(платки, головные уборы, сарафаны и рубахи)
III. Сообщение нового материала. Презентация «Народная праздничная одежда»
Демонстрация презентации(Без пояснений учителя) - Слайды 1-15 на фоне музыкального отрывка «Руский танец» из оперы П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
Ребята вы догадались какая тема сегодняшнего урока? (Слайд 16) Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о том как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их наши предки.
Давайте с вами, ребята, представим, что живем мы в России не в двадцать первом веке, а где-то примерно в восемнадцатом! Какая это бала жизнь? Как жили летом и зимой?
Дети высказывают свои мысли.
Да, все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом– тяжелая работа в поле, осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали , когда уже было совсем темно. Одежда крестьян для этих работ была простой, удобной в работе. (Слайд 17)
Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и долгожданным. (Слайд 18). Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую , праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. (Слайд 19) . С раннего детства девочки учились вышивать и изготавливать праздничную одежды. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Взгляните на эти костюмы, их дивное многоцетие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе! В течении нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций передавая их из поколения в поколение. (Слайд 20).
Ребята, а теперь давайте поподробнее рассмотрим, из чего состоял женский костюм.
Рубаха – основа женского народного костюма.(Слайд 21). Шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная и свадебная рубаха имела рукава до двух метров – рубахи-долгорукавки – и имели прорези – «окошки» для рук. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила. Вспомните Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Считалось, что касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.
Следующий элемент костюма для народов северных областей – сарафан. (Слайд 22). Сарафан одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой.
В холодное время года сверху одевалась епанечка (Слайд 23) - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Такой костюм носил название «сарафанный комплекс».
А на Юге России вместо сарафана носили поневу, (Слайд 24) - домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу также обшивали лентами и тесьмой.
К поневе полагался передник или запон или занвеска. (Слайд 25). Передник иногда был сплошь украшен вышивкой и нес символику, связанную с землей, образами матери-берегини, древа жизни. Он оберегал живот (что значит «жизнь» ) женщины, вынашивающей дитя.
По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник (Слайд 26) из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной. Называлась такая одежда «поневный комплекс».
Головной убор играл огромную роль в женском костюме. (Слайд 27) . Кокошники имели разную форму и в разных местах назывались по-разному: кика рогатая, ряска, каблучок, сорока, повойник, сборник, повязка. По головному убору можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка. (Слайды 28-29) Посмотрите какое разнообразие головных уборов: здесь и кокошники, и сборники, сорока, кика рогатая. Они нередко украшены изображениями солнца, звезд, древа, птиц, да и сами названия некоторых уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку. Все эти головные уборы предназначались для женщин, они прятали там свои волосы.
А девушки имели право «светить» волосом, т.е. ходить простоволосыми, с момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. (Слайд 30) Девичьи повязки, венцы скреплялись сзади оставляя волосы открытыми. Для украшения косы использовались косники (Слайд 31).
(Слайд 32) На ногах сафьяновые сапожки.
Мужская одежда (Слайд 33) Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали кушаком или гашником. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.
Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.
Свадебный костюм (Слайд 34) – самый нарядный и торжественный. Крестьянская свадьба – особый праздник, насыщенный множеством обрядов. Требовался особый костюм, непременно богато украшенный, несущий в себе волшебную магию красоты. Посмотрите как красиво он украшен, (Слайд 35) обязательно красного цвета – цвета солнца, добра, любви. Как поется в старинном русском романсе «Не шей ты мне матушка красный сарафан». Ребята как вы думаете каков смысл этих строк? «Не шей ты мне матушка свадебный наряд».
IV. Практическая творческая деятельность учащихся.
“Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд,
Ученикам выдаются фигурки- трафареты с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду. Использовать метод аппликации или рисование красками.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"
конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"...
Конспект урока "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ."
Познакомить с дымковским промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научить выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка; об...
Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"
На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»
Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...
План-конспект урока по ИЗО "Чувашский костюм"
Урок изобразительного искусства по темеНародный праздничный костюм чувашей. 5-й класс...
Методическая разработка урока. Тема: "Народный праздничный костюм".
Методическая разработка урока . Тема: " Народный праздничный костюм". 5 класс....
Конспект урока "Эскиз русского-народного костюма"
Предмет: «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Школа Неменского»5 классТема урока: «Эскиз русског...