Музейный урок на тему "Народные праздники"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Музейный урок на тему "Народные праздники" подходит для проведения уроков истории, краеведения, связанных с народной культурой. Этот урок можно проводить для детей 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_urok_na_temu_narodnye_prazdniki.doc | 42.5 КБ |
muzeynyy_urok_na_temu_narodnye_prazdniki_5.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейный урок на тему «Народные праздники».
Валькова С.Л. учитель истории МОУ СОШ №40 г Белгорода.
Урок на базе музея этнографии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Белгорода.
Для учащихся 5 класса.
Цели урока: создать организационные и методические условия для обеспечения глубокого изучения и усвоения краеведческого и этнографического материала об истории народных праздников на Руси;
Воспитывать у учащихся гордость за достижения культуры своей Родины;
Развивать умение работать с этнографическим материалом, вещественными историческими источниками.
Тип урока: интегрированный музейный урок ( интеграция истории, православной культуры, краеведения, технологии, музыки, изобразительного искусства).
Оборудование: музейные экспонаты, материал для изготовления кукол, кисти, краски.
Ход урока:
- История возникновения народных праздников.
Учитель истории:
Испокон веков русские люди отмечали календарные праздники, общие для всего народа. Это ежегодно повторяющиеся праздники. На их долю приходится семьдесят четыре дня в году! Одна только Пасха (ежегодное торжество христиан по случаю увековечения чуда воскресения Христа Спасителя) праздновалась целую неделю (святая седьмица). Память об этом величайшем событии хранит и название седьмого дня каждой недели – воскресенье, которое всегда считалось днём не для работы в отличии от остальных – будничных.
Осмысление старинного слова «праздник» (образовано от понятия «праздный», т.е. «незанятый», «пустой») в народной традиции неоднозначно. Поскольку лень рассматривалась как одни из тяжких пороков, желание проводить время без дела осуждалось. «Праздный человек на грех натолкнётся», - говорили в народе.
Учитель православной культуры:
Негативный оттенок смысла слов «праздник», «праздновать» исчезает в том случае, когда запрет на любую работу в определённые календарные дни освящается Церковью. Так, в частности, на Благовещение (7 апреля), когда «девица косы не плетёт», нельзя было даже топить печь и готовить еду. Нарушение запрета могло якобы повлечь за собой небесную кару. И поучительный пример тому у всех на виду: как считали в народе ,кукушка дерзнула свить гнездо в Благовещение и за то была наказана – не дано ей самой высиживать птенцов.
От чего же так строги церковные предписания? Лень порочна всегда. И в праздники также полагалось трудиться: посещать церковь, молиться, читать Священное Писание, размышлять, только это – труд души, посредством которого человек приближается к Богу. В каждом крестьянском доме в Красном углу висели иконы. У нас в музее есть икона, которой уже более ста лет (учитель показывает иконы и рассказывает о том , как она попала в музей).
Праздник положено встречать чистым, для чего накануне мыли избу и посещали баню, очищали себя духовно, постились, просили у Бога прощения за всякие прегрешения. Целый комплекс очистительных обрядов в русской культуре приурочен к четвергу страстной недели (страстная седьмица перед Пасхой), который не случайно именуется «чистым». Исконным обычаем «чистого» четверга было очищение водой: ею умывали лицо и руки, обливались целиком – для здоровья. Воду для омовения нужно было принести в дом до восхода солнца. В неё опускали серебряную монету или кольцо.
Благовещение, Рождество Христово, Крещение и Пасха – самые большие праздники христиан. Однако в народном календаре нашёл отражение и более древний пласт верований седой языческой старины. Наиболее ярко дохристианская символика обнаруживает себя в обрядах Масленицы – праздника в честь возрождающегося Солнца (ритуальная пища – блины, игрища с поцелуями, поминальные трапезы как часть культа предков, возжигание костров). Тысячелетнее противостояние и взаимодействие язычества и христианства, различных по сути систем мировоззрения, привело к возникновению феномена двоеверия, или иначе народного православия.
Учитель истории: Почему говорили в народе: «Лето для старанья, зима для гулянья»? Какие ещё поговорки и пословицы, похожие по смыслу вы знаете?
Весной днём запоздаешь – годом не догонишь.
Весной день год кормит.
Хлеб в колоске – не сиди в холодке.
Цыплят по осени считают.
Обратите внимание как разумно в народном календаре распределено время для труда и отдыха. Весной, летом и вначале осени, пока урожай не убран с поля, время дорого, и праздничных дней на этот период выпадает немного.
Учитель музыки: Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали обряды. На Рождество (7 января) они ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой (показывает экспонат музея) и славили Христа, его пришествие в мир. А потом обязательно поздравляли хозяев дома, желали им добра и благополучия. Чтобы пожелания сбылись, дети, по обычаю, исполняли песни-колядки:
(выходит ансамбль русской песни учащихся и исполняет колядки)
Тут ходили, тут гуляли колядовщики,
Искали Коляду по всем дворам,
По всем улочкам-переулочкам,
Блин да лепёшка
В заднее окошко.
Куда конь хвостом –
Там жито кустом.
Куда коза рогом –
Там жито стогом.
Сколько свечек –
Столько овечек,
Сколько осиночек –
Столько свиночек,
Сколько дубочков –
Столько сыночков.
Ой, Овсень, Ой, Коляда!
Дома ли хозяин?
- Его дома нету,
Он уехал в поле
Пшеницу сеять.
Сейся пшеница,
Колос колосистый,
Зерно зернисто!
За исполнение песен-колядок хозяйки выносили детям печенье в виде коровок, лошадок, барашков. Образцы этого печенья, выполненные в глине , есть в нашем музее.
Учитель истории: Если деревня была большой, то на Рождество приходили артисты кукольного театра – вертепа (показывает экспонат музея). Вертеп – это двухъярусный ящик , внутри которого на проволоке укреплены куклы. Они приводились в движение кукловодом.
С Рождества начинались Святки. Этот праздник длился две недели. На Святки принято было рядиться в необычные костюмы, - ряженые козой, медведем, конём, журавлём, - ходили по деревне, пели, плясали, желали счастья хозяевам. На праздник принято было одевать самую нарядную одежду. Сейчас вам расскажет об этой одежде член совета музея экскурсовод, учащийся 10-го класса . В нашем музее представлен женский нарядный костюм и мужской праздничный костюм. Женскому сарафану уже сто десять лет. Его передала в музей учитель нашей школы(экскурсовод рассказывает об истории костюмов, узорах и их значении).
Учитель истории: Обычай игр «ряженых» древний и осуждался церковью. В день Крещения Господня (19 января), участники праздника должны были смыть с себя грех святой водой из проруби.
Самый шумный, весёлый праздник – Масленица. Подумайте, почему праздник так называется?
(Учащиеся говорят , что масленица связана с маслом и блинами).
В старину думали, что зиму надо проводить, а весну встретить, иначе Весна-красна мимо проедет. Масленица длилась семь дней – с понедельника по воскресенье. На Масленицу катались с горки на санках. В нашем музее есть деревянные старинные санки. На них кататься велел обычай. Люди верили, что чем дольше будет спуск с горы, тем выше на полях поднимутся колосья.
Учитель технологии: На Масленицу ходили в гости на блины, пироги с вареньем.А в четверг дети делали из солому куклу Масленицу, обряжали её по бабьи в сарафан и платок, затем приглашали:»Приезжай к нам , Масленица, в гости на широкий двор, на блинах поваляться, сердцем потешиться». Сейчас мы с вами сделаем из соломы миниатюру той древней куклы. В нашем музее есть образец такой куклы. (Учитель показывает технологию изготовления куклы). Учащиеся повторяют за ним.
Предварительный просмотр:
Музейный урок на тему «Народные праздники».
Валькова С.Л. учитель истории МОУ СОШ №40 г Белгорода.
Урок на базе музея этнографии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Белгорода.
Для учащихся 5 класса.
Цели урока: создать организационные и методические условия для обеспечения глубокого изучения и усвоения краеведческого и этнографического материала об истории народных праздников на Руси;
Воспитывать у учащихся гордость за достижения культуры своей Родины;
Развивать умение работать с этнографическим материалом, вещественными историческими источниками.
Тип урока: интегрированный музейный урок ( интеграция истории, православной культуры, краеведения, технологии, музыки, изобразительного искусства).
Оборудование: музейные экспонаты, материал для изготовления кукол, кисти, краски.
Ход урока:
- История возникновения народных праздников.
Учитель истории:
Испокон веков русские люди отмечали календарные праздники, общие для всего народа. Это ежегодно повторяющиеся праздники. На их долю приходится семьдесят четыре дня в году! Одна только Пасха (ежегодное торжество христиан по случаю увековечения чуда воскресения Христа Спасителя) праздновалась целую неделю (святая седьмица). Память об этом величайшем событии хранит и название седьмого дня каждой недели – воскресенье, которое всегда считалось днём не для работы в отличии от остальных – будничных.
Осмысление старинного слова «праздник» (образовано от понятия «праздный», т.е. «незанятый», «пустой») в народной традиции неоднозначно. Поскольку лень рассматривалась как одни из тяжких пороков, желание проводить время без дела осуждалось. «Праздный человек на грех натолкнётся», - говорили в народе.
Учитель православной культуры:
Негативный оттенок смысла слов «праздник», «праздновать» исчезает в том случае, когда запрет на любую работу в определённые календарные дни освящается Церковью. Так, в частности, на Благовещение (7 апреля), когда «девица косы не плетёт», нельзя было даже топить печь и готовить еду. Нарушение запрета могло якобы повлечь за собой небесную кару. И поучительный пример тому у всех на виду: как считали в народе ,кукушка дерзнула свить гнездо в Благовещение и за то была наказана – не дано ей самой высиживать птенцов.
От чего же так строги церковные предписания? Лень порочна всегда. И в праздники также полагалось трудиться: посещать церковь, молиться, читать Священное Писание, размышлять, только это – труд души, посредством которого человек приближается к Богу. В каждом крестьянском доме в Красном углу висели иконы. У нас в музее есть икона, которой уже более ста лет (учитель показывает иконы и рассказывает о том как она попала в музей).
Праздник положено встречать чистым, для чего накануне мыли избу и посещали баню, очищали себя духовно, постились, просили у Бога прощения за всякие прегрешения. Целый комплекс очистительных обрядов в русской культуре приурочен к четвергу страстной недели (страстная седьмица перед Пасхой), который не случайно именуется «чистым». Исконным обычаем «чистого» четверга было очищение водой: ею умывали лицо и руки, обливались целиком – для здоровья. Воду для омовения нужно было принести в дом до восхода солнца. В неё опускали серебряную монету или кольцо.
Благовещение, Рождество Христово, Крещение и Пасха – самые большие праздники христиан. Однако в народном календаре нашёл отражение и более древний пласт верований седой языческой старины. Наиболее ярко дохристианская символика обнаруживает себя в обрядах Масленицы – праздника в честь возрождающегося Солнца (ритуальная пища – блины, игрища с поцелуями, поминальные трапезы как часть культа предков, возжигание костров). Тысячелетнее противостояние и взаимодействие язычества и христианства, различных по сути систем мировоззрения, привело к возникновению феномена двоеверия, или иначе народного православия.
Учитель истории: Почему говорили в народе: «Лето для старанья, зима для гулянья»? Какие ещё поговорки и пословицы, похожие по смыслу вы знаете?
Весной днём запоздаешь – годом не догонишь.
Весной день год кормит.
Хлеб в колоске – не сиди в холодке.
Цыплят по осени считают.
Обратите внимание как разумно в народном календаре распределено время для труда и отдыха. Весной, летом и вначале осени, пока урожай не убран с поля, время дорого, и праздничных дней на этот период выпадает немного.
Учитель музыки: Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали обряды. На Рождество (7 января) они ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой (показывает экспонат музея) и славили Христа, его пришествие в мир. А потом обязательно поздравляли хозяев дома, желали им добра и благополучия. Чтобы пожелания сбылись, дети, по обычаю, исполняли песни-колядки:
(выходит ансамбль русской песни учащихся и исполняет колядки)
Тут ходили, тут гуляли колядовщики,
Искали Коляду по всем дворам,
По всем улочкам-переулочкам,
Блин да лепёшка
В заднее окошко.
Куда конь хвостом –
Там жито кустом.
Куда коза рогом –
Там жито стогом.
Сколько свечек –
Столько овечек,
Сколько осиночек –
Столько свиночек,
Сколько дубочков –
Столько сыночков.
Ой, Овсень, Ой, Коляда!
Дома ли хозяин?
- Его дома нету,
Он уехал в поле
Пшеницу сеять.
Сейся пшеница,
Колос колосистый,
Зерно зернисто!
За исполнение песен-колядок хозяйки выносили детям печенье в виде коровок, лошадок, барашков. Образцы этого печенья, выполненные в глине ,есть в нашем музее.
Учитель истории: Если деревня была большой, то на Рождество приходили артисты кукольного театра – вертепа (показывает экспонат музея). Вертеп – это двухъярусный ящик , внутри которого на проволоке укреплены куклы. Они приводились в движение кукловодом.
С Рождества начинались Святки. Этот праздник длился две недели. На Святки принято было рядиться в необычные костюмы, - ряженые козой, медведем, конём, журавлём, - ходили по деревне, пели, плясали, желали счастья хозяевам. На праздник принято было одевать самую нарядную одежду. Сейчас вам расскажет об этой одежде член совета музея экскурсовод, учащийся 10-го класса . В нашем музее представлен женский нарядный костюм и мужской праздничный костюм. Женскому сарафану уже сто десять лет. Его передала в музей учитель нашей школы.(экскурсовод рассказывает об истории костюмов, узорах и их значении).
Учитель истории: Обычай игр «ряженых» древний и осуждался церковью. В день Крещения Господня (19 января), участники праздника должны были смыть с себя грех святой водой из проруби.
Самый шумный, весёлый праздник – Масленица. Подумайте, почему праздник так называется?
(Учащиеся говорят , что масленица связана с маслом и блинами).
В старину думали, что зиму надо проводить, а весну встретить, иначе Весна-красна мимо проедет. Масленица длилась семь дней – с понедельника по воскресенье. На Масленицу катались с горки на санках. В нашем музее есть деревянные старинные санки. На них кататься велел обычай. Люди верили, что чем дольше будет спуск с горы, тем выше на полях поднимутся колосья.
Учитель технологии: На Масленицу ходили в гости на блины, пироги с вареньем. А в четверг дети делали из соломы куклу Масленицу, обряжали её по бабьи в сарафан и платок, затем приглашали: “Приезжай к нам , Масленица, в гости на широкий двор, на блинах поваляться, сердцем потешиться». Сейчас мы с вами сделаем из соломы миниатюру той древней куклы. В нашем музее есть образец такой куклы. (Учитель показывает технологию изготовления куклы). Учащиеся повторяют за ним. Выбирают самую красивую куклу.
Учитель православной культуры: Последний день Масленицы – воскресенье – называется «прощёным». В этот день сжигали соломенное чучело Масленицы, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идёт!» А после этого, все от мала до велика просили друг у друга прощения, произнося слова: «Бог прощает, и мы простим». Скажите, почему если попросить прощения, то душа очистится от греха?
Пасха – праздник весенний. Длится он неделю.В день Пасхи верующие люди при встрече должны по обычаю трижды поцеловать друг друга и произнести слова «Христос воскрес», а другие отвечают «Воистину воскрес!» Христианская Пасха и есть праздник в ознаменование воскресения Господа, погибшего за грехи человеческие мученической смертью на кресте.
Как отмечают люди Пасху? Красят яйца, пекут куличи, делают пасху из творога. Всё это освящают в церкви и дарят друг другу в знак любви и дружбы.
Учитель изобразительного искусства: А сейчас мы с вами будем учиться красить яйца и делать на них рисунки и орнамент. Выбираем приглянувшийся вам орнамент или другое изображение и учимся его наносить кистью. (Учитель рассказывает и показывает ,как на Руси красили яйца, а учащиеся делают за ним рисунки).
Учитель истории: Прежде чем съесть крашение яйцо, с ним устраивали игры. Некоторые игры дошли и до нашего времени. Например, клали яйцо в ложку и, держа её перед собой, бегали наперегонки.
В этот праздник принято было ходить в гости, устраивать гулянья, кататься на качелях.
Закрепление:
А сейчас давайте вспомним, какие праздники и обряды, связанные с ними вы сегодня изучили. Какие экспонаты нашего музея связаны с этими праздниками. Попробуйте описать их историю и назначение.
Вывод: народные обряды, связанные с этими праздниками показывают богатство духовного мира русских людей. Истинно русский человек должен знать свою историю, культуру своего народа и его обряды и праздники.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40» г. Белгорода
Музейный урок на тему:
«Народные праздники»
Подготовил учитель истории
МОУ СОШ №40
Валькова Светлана Леонидовна.
Белгород 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков
Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...
Сценарий музейного урока "Новогодние праздники на Руси"
Сценарий музейного урока "Новогодние праздники на Руси"...
Презентация к музейному уроку "Новогодние праздники на Руси"
Презентация к музейному уроку "Новогодние праздники на Руси"...
Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества
Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...
Городской конкурс "Мой лучший урок: музейный урок", 2019год
quot;Музей химии"...
Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
О проблемах внедрения положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...
Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"
Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....