план-конспект урока по теме "Народные куклы-мотанки" 8 класс (региональный компонент)
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Топковская основная общеобразовательная школа»
Покровский район
План-конспект
урока по технологии
на тему:
«Народные куклы-мотанки»
8 класс
Подготовила и провела:
Учитель технологии
Новикова Ю.А.
2015 год
Цель: дать представление об оберегах, познакомить с различными видами оберегов, обучить приемам изготовления куклы-оберега на примере Куклы «На счастье».
Задачи:
образовательные:
- ознакомить с видами оберегов;
- с применением приемов изготовления оберегов;
- закрепить материал урока о видах ткани и ручных работ.
- работать с инструкционными картами или карточками-заданиями;
развивающие:
- развивать умение самокритично относиться к выполненной работе;
- приобретать навыки самоконтроля в процессе её выполнения;
- развивать понимание необходимости технологической последовательности обработки изделия;
- развивать стремление к анализу и оценки своей работы;
- развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;
- развивать умения логически мыслить;
- развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.
воспитательные:
- воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы;
- творческое отношение к труду;
- усидчивость;
- воспитывать чувство требовательности к себе;
- ответственности за свою работу;
- художественный вкус;
- стремление доводить свою работу до конца.
Тип урока: комбинированный с элементами ФГОС.
Оборудование урока:
- компьютер, проектор;
- образцы кукол-оберегов;
- линейки, карандаши, различного вида отделка (тесьма, кружево) ножницы;
- лоскуты хлопчатобумажных тканей;
- швейные принадлежности (иглы, нитки, мелок)
- инструкционная карта.
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация приемов изготовления куклы, упражнения по элементарному моделированию.
Ход урока
1.Организация урока. Мотивация и целеполагание.
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня у нас с вами пройдёт не совсем обычный урок, к нам приехали гости! Давайте их поприветствуем!
Наш урок я хочу начать с удивительной русской сказки «Василиса Прекрасная»
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает.
Кто мне скажет, почему я начала урок с этой сказки? Как вы думаете?
О чём сегодня мы будем с вами говорить?
Уточнить, что будем говорить о куклах оберегах
(Примерный ответ детей: Наверное, потому что такая кукла тоже является оберегом. И у нас сегодняшнее занятие посвящено народным куклам – оберегам).
2.Актуализация опорных знаний.
В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и т.д.), бывают огромные и маленькие. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут еще и говорить.
У вас дома есть игрушки?
Какие они?
Из чего сделаны?
Но сегодня мы с вами окунемся вглубь истории нашей родины и поговорим о народной игрушке, той, которую люди создавали своими руками.
На доске записан девиз нашего урока – «Спаси, сохрани и даруй».
Я хочу, чтобы вы подумали и в конце урока мне ответили на вопрос - почему именно эти слова стали смыслом нашего урока.
Но сначала я хотела бы узнать, что вы понимаете под словом «игрушка»?
Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека.
Как мы видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.
А что же такое народная игрушка? (ответы учащихся. Народная игрушка- эта игрушка, которую создана руками народных умельцев)
Первую игрушку еще создал древний человек, когда лепил из глины горшок, а из остатков глины сделал дочке куклы, или тот, кто сделав копье, изготовил маленькое для сына. А сын и дочка выросли и сделали такие же своим детям.
Однако, многие игрушки были вовсе не для игры. А для чего изготавливали игрушки? (в куклах люди воплощали богов, чтобы поклоняться просить у них милости, защиты. Они напоминали человека. Эти куклы заменяли собой человека в обрядах, служили оберегами от несчастий, плохой погоды, голода. Некоторые игрушки, такие как дудочки и свистульки, отгоняли злых духов, той же цели служили и погремушки.)
Народная игрушка есть в любой стране, и у каждой – свой национальный характер, потому что в игрушке отображается человеческая история.
В России с давних пор самой распространенной игрушкой была тряпичная кукла.
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки")
Показ презентации «Народные куклы»
Показ собственных работ и рассказ о куклах
Комментарии по ходу показа презентации.
Далее учитель задает вопрос: «Где и в каких праздниках и обрядах участвует кукла в наше время?». Ответы могут быть разнообразные: на свадьбе, служит подарком к дню рождения, делают из соломы для праздника Масленицы. Отметив правильные ответы, учитель рассказывает, что кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, украшала свадебный стол. Возможно отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде. Символические куклы сопровождали и другие крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали кукол из веток, сажали под березу, водили вокруг них хоровод.
3.Практическая часть
А сейчас мы приступим к практической работе она у нас будет проходить в форме посиделок. Представьте себе, что мы в обыкновенной избе, где нет ни радио, ни телевизора. В старину ничего этого не было и девушки на посиделках во время работы пели песни. Сейчас мы их называем фольклорными. Они тоже передавались из поколения в поколение. Мы будем слушать этнические песни, и крутить куклу, пользуясь инструкционной картой. Я предлагаю вам вместе со мной сделать Куклу «На счастье»
Рассказать о кукле.
Эта кукла – символ женского счастья. У традиционной куклы главное – волосы, в них женская сила и здоровье. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Заплетённая коса означает жизненный путь, ровненькую дорогу без препятствий, приключений и неприятностей. Именно такой жизненный дороги желают человеку которому дарят этот оберег.
А сейчас я вам предлагаю объединиться в небольшие группы (по 2 человека), так как вы будете воплощать в жизнь свою куклу – оберег.
Чтобы кукла приобрела добрые и положительные качества необходимо перед работой думать только о хорошем. А поможет нам в этом русская народная песня «Было у матушки 12 дочерей». Эту песню слушали и пели, когда занимались рукоделием наши предки.
Эта кукла очень простая, однако образная и символическая. Играя с ней ребёнок может фантазировать, наделять её теми или иными чертами. В такой кукле нет агрессии, а процесс её создания успокаивает и улучшает настроение.
Преступаем к выполнению Куклы
Учитель сообщает, что куклу-закрутку учащиеся будут изготавливать по технологической карте, на которой даются рисунки по каждому этапу изготовления, последовательность операций и приемы работы. Для данной работы более всего подходят х/б и льняные ткани, так как они очень удобны в раскрое.
Далее учитель демонстрирует инструкционную карту. При изготовлении куклы необходимо объяснить учащимся, что при формировании головы обратить внимание на то, что сборки, образуемые лоскутом, надо заложить сбоку таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.
Перед выполнением практической части учитель проводит инструктаж по технике безопасности.
Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и иглами
Техника безопасности при работе с ножницами и иглами.
- ножницы на столе держать с сомкнутыми лезвиями,
- ножницы передавать кольцами вперед,
- нитки обрезаем, а не отрываем,
- иголки и булавки должны лежать в игольнице.
Выполнение работы.
Физкультминутка
4.Демонстрация работ. Мини выставка.
5. Заполнение листов самооценки и взаимооценки.
Заключение.
Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Сейчас теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры.
Ребята посмотрите какие замечательные куклы у нас получились.
Сейчас возрождаются древни традиции, всё популярнее становятся куклы, сделанные своими руками, и это прекрасно! И я рада, что мы сегодня стали причастны к этому возрождению.
5. Рефлексия
Вот и подходит к концу наш урок. Чем же вам запомнился наш урок, что нового сегодня вы узнали? Ответьте мне на вопрос: «Где мы можем применить полученные знания, умения и навыки? Мы ведь не просто крутили сегодня куклу, а делали это с какой-то целью».
-ответы детей (изготовление оберегов для дома, семьи; талисман себе; подарок сестре, подруге; можно играть и т.д.)
А с экономической точки зрения?
- ответы детей (проводить мастер - классы в лагерях, обучая других ребят; делать и продавать, т.е. зарабатывать деньги).
Хорошо, молодцы. То есть, своё мастерство можно передать не только другим людям, но и научить потом своих детей и внуков. Таким образом, передаются знания из поколения в поколение и сохраняются вековые традиции русского народа. Кроме этого, у вас появилась возможность выполнить проектную работу на эту тему, тем самым, расширив знания. А также научиться самостоятельно крутить других куколок (демонстрация предыдущих проектов).
Следовательно, практическая значимость куклы очевидна кукла используется как: оберег, подарок, символизирует что-либо и с ней можно просто играть.
Давайте с вами вспомним, о каких куклах шла речь на нашем занятии?
Почему этих кукол называют оберегами?
Почему на куклах не рисовали лицо?
А сейчас я хотела бы услышать ответ на вопрос, заданный в начале урока - почему именно эти слова, написанные на доске, стали смыслом нашего урока. (ответы учащихся).
Какие впечатления у вас остались после прошедшего занятия, как бы вы охарактеризовали ваше отношение к нему.
Я очень рада, что наш урок прошел в мирной обстановке. Я желаю вам всем, чтобы ваши обереги хранили вас и ваши дома в мире и покое.
6. Итоги урока
Выставление оценок за урок
А подвести итог нашего урока мне хотелось бы притчей.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
7. Домашнее задание: Сделать Куклу-малышку «Хозяюшку - благополучницу», согласно инструкционно - технологической карте. Она является символом благополучия и согласия в семье. По поверью, в этой кукле должна быть спрятана монетка, она приносит в дом удачу и достаток, хранит домашний очаг и сохраняет семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока: работа над п...
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2....
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”....
План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока
Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.
Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...
Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе( региональный компонент) с мультимедийной поддержкой. Ф.А.Абрамов."О чём плачут лошади"
Урок внеклассного чтения в 7 классе.Ф.А.Абрамов "О чём плачут лошади"....