Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Маникина Ирина Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4класс (по Б.М.Неменскому)составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа по изобразительному искусству для I-IV классов составлена на основе авторской программы  Б.М.Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение», 2011 год.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивная, изобразительная  и декоративная деятельность.  Три способа художественного освоения действительности- изобразительный, декоративный и конструктивный-  в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Приоритетной целью художественного образования в школе является развитие эмоционально – нравственного  потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на «Изобразительное искусство» в I классе предусматривает 33 часа в год, из расчета 1 час в неделю. II -IV классах предусматривает по 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю.

Цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  •  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

  Задачи:

  • Сформировать у учащихся представления о системе взаимодействия искусства с жизнью
  • Развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний
  • Научить выражать в творческих работах свое отношение к действительности, свои мысли, чувства, переживания
  • Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма
  • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Воспитание гражданственности и патриотизма через знакомство с искусством своей Родины, а потом и с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога  в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

 Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству  должна быть пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личностного творческого опыта.

Проживание художественного образа в форме художественных действий- для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство»  в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

 Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно - творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно - творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть появления визуально- пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно- творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно- творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, -свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты.

 В результате изучения искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • сформируются основы духовно- нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической  и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно- творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.

Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

Содержание курса

Ты изображаешь, украшаешь, строишь

Ты учишься изображать

Изображения всюду вокруг нас

Мастер Изображения учит видеть

Изображать можно пятном

Изображать можно в объеме

Изображать можно линией

Разноцветные краски

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Художники и зрители(обобщение темы)

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц

Узоры, которые создали люди

Как украшает себя человек

Мастер Украшения помогает сделать праздник.(кол. творческая деятельность)

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни

Домики, которые построила природа

Дома бывают разные

Дом снаружи и внутри

Строим город

Все имеет свое строение

Постройка предметов (упаковок)

Конструирование игрушек из бумаги

Город, в котором мы живем

Обобщение темы четверти

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Совместная работа трех Братьев- Мастеров

«Сказочная страна»

Герои русских народных сказок

«Праздник весны»

 «Здравствуй, лето!»

Обобщающий урок года

Искусство и ты

Чем и как работают художники

Три основные краски, строящие многоцветие мира

Пять красок – все богатство цвета и тона

Цветные карандаши, акварель; их выразительные возможности

Выразительные возможности аппликации

Выразительные возможности графических материалов

Выразительность материалов для работы в объеме

Выразительные возможности бумаги

Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы четверти

Реальность и фантазия.

Изображение и реальность

 Изображение и фантазия

Украшение и реальность

Украшение и фантазия

Постройка и реальность

Постройка и фантазия

Братья Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение темы четверти

О чем говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных

Выражение характера человека в изображении; мужской  и женский образ

Образ человека и его характер выражены в объеме

Изображение природы в разных состояниях

Выражение характера человека через украшения

Выражение намерений через украшение

Замок Снежной королевы

Мир сказочных героев: добрых и злых

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои мысли, чувства, настроение, свое отношение к миру

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Цвет как средство выражения: глухие и звонкие цвета

Линия как средство выражения: ритм линий

Линия как средство выражения: характер линий

Ритм пятен как средство выражения

Пропорции выражают характер

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности

Обобщающий урок года

Искусство вокруг нас

Искусство в твоем доме

Твои игрушки придумал художник

Посуда у тебя дома

Мамин платок

Обои и шторы в твоем доме

Твои книжки

Поздравительная открытка

Закладка для книги

Что сделал художник в твоем доме. Обобщение темы четверти

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры – наследие веков

Парки, скверы, бульвары

Ажурные ограды

Фонари на улицах и в парках

 Витрины магазинов

Транспорт в городе

Что сделал художник на улицах моего города. Обобщение темы четверти

Художник и зрелище

Художник в цирке

Художник в театре

Маска

Образ театрального героя

Эскиз декорации к спектаклю

Театр кукол

Афиша и плакат

Праздник в городе

Обобщение темы четверти

Художник и музей

Музеи в жизни города

Изобразительное искусство. Картина- пейзаж

Картина-портрет

Картина-натюрморт

Картины исторические и бытовые

Скульптура в музее и на улице

Каждый человек- художник

Обобщающий урок года

Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли

Гармония жилья с природой

Деревня- деревянный мир

Образ традиционного русского дома. Украшение деревянных построек и их значение

Образ красоты человека (мужской образ и женский  образ)

Народные праздники

Народные праздники. Обобщение темы

Древние города нашей Земли

Древнерусский город-крепость

Древние соборы

Древний город и его жители

Древнерусские воины-защитники

Города Русской земли

Узорочье теремов

Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение темы четверти

Каждый народ-художник

Страна восходящего солнца

Образ художественной культуры Японии

Национальная одежда японок

Искусство народов гор и степей. Художественные традиции

Искусство народов гор и степей. Орнамент и его значение

Образ художественной культуры Средней Азии

Образ художественной культуры Древней Греции

Афинский Акрополь-главный памятник греческой культуры

Искусство греческой вазописи

Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы

Многообразие художественных культур в мире. Обобщающий урок четверти

Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство

Все народы воспевают мудрость старости

Сопереживание-великая тема искусства

Герои, борцы и защитники

Юность и надежды

Искусство народов мира(обобщение)

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.

Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

.

Тематическое планирование

1 класс.

Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения                8 часов

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения                       7 часов

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки                         10 часов              

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу          

                                                                                                         8 часов

         Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого вступительного класса.

На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата- Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Увидеть в окружающей жизни работу того или иного  Брата-Мастера-интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Задачей этого года является осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а также первичное освоение этих материалов. Изображение, украшение, постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

форма

контроля

всего

лекц.

практ.

Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

8

Изображения всюду вокруг нас.

1

Мастер Изображения учит видеть.

1

Изображать можно пятном.

1

Изображать можно в объеме.

1

Изображать можно линией.

1

Разноцветные краски.

1

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1

Художники и зрители(обобщение темы).

1

выставка

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

7

Мир полон украшений.

1

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях.

1

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы.

1

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц.

1

Узоры, которые создали люди.

1

Как украшает себя человек.

1

Мастер Украшения помогает сделать праздник. (кол. творческая деятельность).

1

новогодние гирлянды

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

10

Постройки в нашей жизни.

1

Домики, которые построила природа.

1

Дома бывают разные.

1

Дом снаружи и внутри.

1

Строим город.

1

Все имеет свое строение.

1

Постройка предметов (упаковок).

1

Конструирование игрушек из бумаги.

1

Город, в котором мы живем.            Р.К.

1

Обобщение темы четверти.

1

выставка

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

8

Совместная работа трех Братьев- Мастеров.

1

«Сказочная страна».

1

Герои русских народных сказок.

1

«Праздник весны» (конструирование из бумаги цветов).                                 Р.К.

1

«Праздник весны» (конструирование из бумаги деревьев).                             Р.К.

1

«Праздник весны» (конструирование из бумаги птиц).                                    Р.К.

1

«Здравствуй, лето!»                        

1

Обобщающий урок года.

1

кол. композ.

                                                 Итого за год

33

2 класс.

Ты и искусство.

Чем и как работают художники                                                    8 часов.

Реальность и фантазия                                                                   7 часов.

О чем говорит искусство                                                              11 часов.

Как говорит искусство                                                                   8 часов

         Тема «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка искусства и связей его с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в четкой методической последовательности. Нарушение ее не желательно.

 Основной задачей является введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий; знакомство с выразительными возможностями художественных материалов, открытие своеобразия, красоты и характера материалов.

Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

                                 Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

форма

контроля

всего

лекц.

практ.

Чем и как работают художники

8

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

1

Пять красок – все богатство цвета и тона.                                             Р.К.

1

Цветные карандаши, акварель; их выразительные возможности.

1

Выразительные возможности аппликации.                              

1

Выразительные возможности графических материалов.         Р.К.

1

Выразительность материалов для работы в объеме.                      Р.К.

1

Выразительные возможности бумаги.

1

Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы четверти.

1

выставка

Реальность и фантазия.

7

Изображение и реальность.

1

Изображение и фантазия.

1

Украшение и реальность.        Р.К.

1

Украшение и фантазия.

1

Постройка и реальность.

1

Постройка и фантазия.

1

Братья Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение темы четверти.

1

итог. выставка

О чем говорит искусство.

11

Выражение характера изображаемых животных

1

. Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

1

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

1

 Образ человека и его характер выражены в объеме.

1

Изображение природы в разных состояниях.

1

Выражение характера человека через украшения.

1

Выражение намерений через украшение.

1

Выражение намерений через украшение.

1

Замок Снежной королевы.

1

Мир сказочных героев: добрых и злых.

1

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои мысли, чувства, настроение, свое отношение к миру.

1

выставка

Как говорит искусство

8

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

1

Цвет как средство выражения: глухие и звонкие цвета.

1

Линия как средство выражения: ритм линий.

1

Линия как средство выражения: характер линий.

1

Ритм пятен как средство выражения.

1

Пропорции выражают характер.

1

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

1

Обобщающий урок года.                                                          

1

кол.творч.работа

                                Итого за год

     34

3 класс.

Искусство вокруг нас

Искусство в твоем доме.                                                                 8 часов.

Искусство на улицах твоего города.                                              7 часов

Художник и зрелище.                                                                      11 часов.

Художник и музей.                                                                           8 часов

             

         Обучение в этом классе строится на приобщении учащихся к миру искусства через познание окружающего мира предметного мира, его художественного смысла. Необходимо подвести  к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда - с далекой древности до наших дней. Надо помочь увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников - Мастеров Изображения, Украшения, Постройки - в создании среды жизни человека.

Мастера ведут ребенка по дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении  ребенка.

Учащиеся должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств.

                                 Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

форма

контроля

всего

лекц.

практ.

Искусство в твоем доме.

8

Твои игрушки придумал художник.

1

Посуда у тебя дома.

1

Мамин платок.

1

Обои и шторы в твоем доме.

1

Твои книжки.

1

Поздравительная открытка.

1

Закладка для книги.

1

Что сделал художник в твоем доме. Обобщение темы четверти.

1

выставка

Искусство на улицах твоего города.

7

Памятники архитектуры – наследие веков.

1

Парки, скверы, бульвары.            Р.К.

1

Ажурные ограды.

1

Фонари на улицах и в парках.     Р.К.

1

Витрины магазинов.                      Р.К.

1

Транспорт в городе.

1

Что сделал художник на улицах моего города. Обобщение темы четверти.

1

выставка.

Художник и зрелище.

11

Художник в цирке.

1

Цирковой клоун

1

Художник в театре.

1

Маска.

1

Образ театрального героя.

1

Эскиз декорации к спектаклю.

1

Театр кукол.

1

Театр кукол.

1

Афиша и плакат.

1

Праздник в городе.

1

Обобщение темы четверти.

1

викторина.

Художник и музей

8

Музеи в жизни города.                   Р.К.

1

Изобразительное искусство. Картина- пейзаж.

1

Картина-портрет.

1

Картина-натюрморт.

1

Картины исторические и бытовые.

1

Скульптура в музее и на улице.

1

Каждый человек- художник.

1

Обобщающий урок года

1

выставка.

                                            Итого за год

     34

4 класс.

Каждый народ- художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли).

Истоки родного искусства.                                                         8 часов.

Древние города нашей земли                                                     7 часов.

Каждый народ – художник.                                                        11 часов.

Искусство объединяет народы.                                                   8 часов.

         Целью художественного воспитания и обучения  в IV классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания, которое должны постичь учащиеся. Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, они  начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений. В процессе овладения навыками  работы с разнообразными материалами учащиеся  приходят к пониманию красоты творчества.

В IV классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. На уроках должны присутствовать индивидуальные и коллективные формы работы.

Значительную роль играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре того или иного народа.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

форма

контроля

всего

лекц.

практ.

Истоки родного искусства.

8

Пейзаж родной земли.                 Р.К.

1

Гармония жилья с природой.      Р.К.

1

Деревня- деревянный мир.

1

Образ традиционного русского дома. Украшение деревянных построек и их значение.

1

Образ красоты человека (мужской образ)

1

Образ красоты человека (женский  образ)

1

Народные праздники.                      Р.К.

1

Народные праздники.Обобщение темы.

1

кол. панно

Древние города нашей Земли.

7

Древнерусский город-крепость.

1

Древние соборы.

1

Древний город и его жители.

1

Древнерусские воины-защитники.

1

Города Русской земли.

1

Узорочье теремов.

1

Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение темы четверти.

1

кол. творч. работа

Каждый народ-художник.

11

Страна восходящего солнца

1

Образ художественной культуры Японии.

1

Национальная одежда японок.

1

Искусство народов гор и степей. Художественные традиции.

1

Искусство народов гор и степей. Орнамент и его значение.

1

Образ художественной культуры Средней Азии.

1

Образ художественной культуры Древней Греции.

1

Афинский Акрополь-главный памятник греческой культуры.

1

Искусство греческой вазописи.

1

Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы.

1

Многообразие художественных культур в мире. Обобщающий урок четверти.

1

викторина.

Искусство объединяет народы

8

Все народы воспевают материнство.

1

Все народы воспевают мудрость старости.

1

Сопереживание-великая тема искусства.

1

Сопереживание-великая тема искусства.

1

Герои, борцы и защитники.                

1

Герои, борцы и защитники.

1

Юность и надежды.

1

Искусство народов мира(обобщение).

1

выставка.

                                           Итого за год

     34

Ключевые слова

1 класс.

Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения.

Изображение, изобразительное искусство, форма, пятно, объем, линия, цвет, картина, скульптура, зритель.

Ты украшаешь.

Орнамент природный и геометрический, ритм.

Ты строишь.

Архитектура, архитектор, художник-дизайнер.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

Коллаж, фактура материала, композиция, декор.

2 класс.

Как и чем работает художник.

Живопись, основные цвета, составные цвета, дополнительные цвета, прием «живая краска», колорит, графика, скульптура, архитектура, архитектор, аппликация.

Реальность и фантазия.

Художник-анималист, орнамент, модуль, ритм.

О чем  говорит искусство.

Ритм, кокошник, доспехи, архитектурный образ.

Как говорит искусство.

Теплые и холодные цвета, мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»

3 класс.

Искусство в твоем доме.

Богородская игрушка, филимоновские игрушки и дымковские, Гжель, Хохлома, ритм, декор, обложка, буквицы, иллюстрация.

Искусство на улицах твоего города.

Памятники архитектуры, архитектор, зодчий, зодчество.

Художник и зрелище.

Декорация, макет, перчаточные куклы, тростевые куклы, марионетки, грим, шрифт.

Художник и музей.

Музей, экспозиция, коллекция, художественный музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, пейзаж, портрет, натюрморт, исторические и бытовые картины, скульптура, пьедестал.

4 класс.

Истоки родного искусства.

Изба, клеть, сруб, двускатная крыша, лобовая доска, причелины, полотенце, знаки-обереги, конек крыши, наличники, шатровый храм, «четверик», «восьмерик», гульбище, купола-луковки, главки.

Древние города нашей земли.

Горизонталь, вертикаль, арка, свод, столбы, закомары, купол, кремль, торг, посад, рельеф, изразцы.

Каждый народ-художник.

Каллиграфия, сад камней, пагода, ширма, кимоно, яранга, чум, аул, юрта, мозаика, медресе, мечеть, минарет, мавзолей, ордер, дорический храм, ионический храм, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, готический собор, витраж.

Список литературы

Тематический план ориентирован на использование учебной литературы  ( на уроках в классе) для учащихся:

-Неменская Л.А. Изобразительное искусство.  Ты изображаешь, украшаешь, строишь: учебник для 1 класса./-М.: Просвещение, 2010;

-Коротеева Е.И. Изобразительное искусство.  Искусство и ты:  Учебник для  2 класса./-М.: Просвещение, 2010;

дополнительных пособий для учителя:

-Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы ./-М.: Просвещение, 2010.

-Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, О.А.Коблова, Т.А. Мухина.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. –Москва «Просвещение» , 2013

-История искусства зарубежных стран.– Т. 3 / под ред. М.В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил.

-Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

-Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М., 1988. – Т.2.

-Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. – М., 1983.

-Некрасова М.А. народное искусство как часть культуры. – М., 1983.

-Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

-Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.

-Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1982.

-Соколов А.В., Проверка знаний по изобразительному искусству. «Посмотри, подумай и ответь» / М.: «Просвещение» 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина

Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского

Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабочая программа составлена с учётом статуса учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...