Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_6_klass.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» _________________ /О.Д. Тиханская/ Протокол №_____ от «____» _______2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР _______________ /О.Н.Лазарева/ «_____» ___________2012 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №12 с УИОП» __________ /Л.В. Псарева/ Приказ №_____ от «____»_______2012г |
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Губкин Белгородской области
Рабочая программа
Название учебного курса, предмета, дисциплины: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Ф.И.О. преподавателя: Шарикова Ирина Сергеевна
6А, 6Б, 6В
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
Авторы программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы»: доктор педагогических наук Т.Я. Шпикалова, кандидат педагогических наук Л.В. Ершова, кандидат педагогических наук В.И. Колякина, кандидат педагогических наук Л.В. Неретина, кандидат педагогических наук Г.А. Поровская.
Научный руководитель авторского коллектива Т.Я. Шпикалова
Год издания 2005 год.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучения предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану, а так же с учетом связи с программой «Изобразиетльное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (автор Т.Я. Шпикалова и др.)
Цели программы: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Задачи программы:
- воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонационального государства;
- воспитывать интерес к искусству народов мира;
- формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно- прикладного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно- творческой деятельности;
- развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;
- развивать умение создавать художественные проекты- импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно- прикладного искусства и приемов художественного конструирования;
- развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города, района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установке на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
Программа реализуется за 1 учебный час в неделю, Количество учебных часов – 35. I четверть – 8 часов, II четверть – 8 часов, III четверть – 10 часов, IV четверть – 9 часов
Формой проведения занятий по программе является урок.
Урок состоит из:
- введение в тему занятия,
- восприятия произведения искусства по соответствующей теме обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;
- созидательной творческой практической деятельности учебника по этой же теме;
- обобщения и обсуждения итогов урока;
- подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Цели: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в различных видах художественно творческой деятельности.
Задачи:
- воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;
- формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;
- формировать художественную компетентность зрителя через постижения произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства;
- давать представления о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;
- раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного декоративно-прикладного искусства;
- развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а так же творческого использования выразительных средств в процессе создание тематической и декоративной композиции;
- формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
- активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы;
- расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждения и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечения внимания к памятникам культуры родного города.
- продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно – эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;
- развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданными народами мира.
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны
знать:
- знать выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников;
- центры традиционных художественных промыслов (Жостово, Нижний Тагил, Палех, Русский север, Сергеев Посад);
- мифологические, сказочные, музыкально-поэтические образы русского народного искусства;
- разнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства (цвет, линия, объем, светотональность и пропорции, пространство, композиция);
- построение рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения (колорит, сближения тона);
- виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций;
- взаимосвязь между такими понятиями, как форма художественной вещи, её назначения, материал и орнамент;
- особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности (краски, мелки тушь, перо, уголь, картон, цветная бумага, ткань и т.п.)
- проявления синтеза искусств на примере фольклорного фестиваля народов мира.
уметь:
- анализировать содержание, образный язык произведений и различных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
- различать произведения искусства различных видов и жанров своего народа и иных национальных культур, узнавать произведения народного искусства своего региона;
- видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости;
- использовать основы художественного изображения пространства (загораживания, уменьшение объемов при удалении, передача воздушной и линейной перспективы);
- использовать элементарные основы изображения лица человека, передавать его образ;
- передавать отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определенной исторической эпохи;
- применять приемы художественного конструирования с использованием плана проектируемого объекта;
- проявлять умения участвовать в различных видах коллективной работы, связанных с проведением школьных праздников;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эстетические оценки явлений окружающего мира и при восприятии произведений изобразительного искусства;
- проявления интереса к искусству и культуре народов мира.
Перечень учебно- методических средств обучения
Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники и методические пособия для учителя под редакцией Шпикаловой Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А.: учебник для 6 класса (2008 г.) «Изобразительное искусство», учебник для 6 класса (2010 г.) «Изобразительное искусство» под ред.Неменской Л.А.
Учебники соответствуют требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Изобразительное искусство» в начальной и средней школе. В яркой, образной форме учебники последовательно раскрывают содержание предмета, соответствуя принципу системности изучения материала.
В учебно-методический комплект, кроме учебника входит методическое пособие для учителя.
Содержание программы учебного предмета «Изобразительное искусство»
6 класс
1 четверть
Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве
Тема 1. Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта (3 ч).
Осенний букет (2 ч). Искусство натюрморта Особенности живописной манеры художников в передаче очертаний цветов, причудливости и изысканности форм, контрастов и нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композиционных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей. Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете. Композиционные поиски, выбор живописных приемов в выражении собственного впечатления. Роль фона в выявлении эмоционального впечатления.
Многоцветие цветов в декоративной росписи (1 ч). Сравнение изображений цветов в живописи и декоративном искусстве: упрощение строения цветка, формы, цветовых оттенков, объема. Роль деталей, контрастов и нюансов, размеров изображений в усилении декоративного образа. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре в творчестве мастеров разных народов России. Выполнение эскиза декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натурных зарисовок.
Тема 2. Сияние цветущей природы на лаковых подносах (2 ч).
Искусство Жостова и Нижнего Тагила (1 ч). Изображение цветов – любимая тема народных мастеров. Расписной поднос – традиционный бытовой предмет и произведение искусства. Разнообразие форм подносов в традиционных промыслах. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и символичность. Зарисовки - повтор элементов цветочной росписи подносов.
Твои любимые осенние цветы в росписи подноса (1 ч). Своеобразие техники росписи на лаковых подносах в одном из центров народного мастерства. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции; прием «плафонной» росписи. Эскиз росписи подноса. Композиционное и цветовое решение росписи с учетом художественного приема и техники одного из рассмотренных традиционных промыслов.
Тема 3. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве (3 ч).
Тема крестьянского труда и праздника в искусстве (1 ч). Осенины – цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, с уборкой урожая. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства для отражения народного праздника. Зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих крестьянский труд.
Жатва (2 ч). Художественные приемы решения сюжетной композиции, посвященной крестьянскому труду. Выбор цветовой гаммы в соответствии с замыслом. Передача состояния осени, праздничного настроения. Выявление цветом композиционного центра. Выбор сюжета на темы «Уборка хлебов», «В поле», «Последний сноп», «Завтра праздник урожая». Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. Выполнение композиции в цвете.
2 четверть
Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира
Тема 4. Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве Древнего мира (5 ч).
Растительный орнамент Древнего Египта (1 ч). Древний Египет – родина растительного орнамента. Растительные элементы орнамента: лотос, папирус, пальметта. Колорит древнеегипетского искусства – белый, черный, синий, красный, желтый. Символика цвета. Зарисовки – повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента.
Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта (1 ч). Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно – прикладном искусстве. Зарисовки – повтор отдельных зооморфных мотивов: Жука – скоробея, сокола, шакала. Компоновка ленточных орнаментов с включением зооморфных мотивов.
Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции (1 ч). Вазопись и особенности ее декора. Древнегреческая керамика – память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных греческих сосудов современными художниками – керамистами. Использование различных орнаментальных мотивов в росписи современной керамики. Зарисовки – повтор орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов. Передача характерных элементов орнамента.
Современный керамический сосуд в твоем исполнении (2 ч). Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией. Проектирование объекта (ваза). Конструирование современной формы керамического сосуда и роспись его по орнаментальным мотивам древнегреческого и древнеегипетского искусства.
Тема 5. Праздник встречи Нового года в культуре разных народов (3 ч).
Традиции встречи Нового года в культуре разных народов (1 ч). Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала. Использование цветового пятна как средства выразительности.
«Новый год шагает по планете…» (1 ч). Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Использование средств художественной выразительности, соответствующих характеру праздника, - смелых линий, многоцветных мазков, пятен.
3 четверть
Исторические реалии в искусстве разных народов
Тема 6. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве (4 ч).
Каменные стражи русской земли (1 ч). Крепостная архитектура русского каменного зодчества – памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Народные истоки крепостного каменного зодчества. Кремль как своеобразный тип крепости и центральная укрепленная часть архитектуры в разных регионах России. Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов крепостей средневекового города с учетом региональной архитектуры.
Рыцарский замок в средневековой Европе (1 ч). Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы европейского средневекового города. Зарисовки по представлению силуэтов средневековых европейских замков. Передача особенностей романского и готического стиля.
Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря (1 ч). Костюм средневекового воина – памятник высочайшего мастерства обработки металла, свидетель военных походов и сражений. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы, орнаментики элементов воинского снаряжения: шлема, щита, лат, кольчуги и др. Образ средневекового воина в различных видах искусства. Зарисовки по представлению и описанию воинских костюмов. Своеобразие воинского снаряжения средневекового рыцаря и русского воина – богатыря.
Батальная композиция (1 ч). Сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. Средства художественной выразительности в передаче воинской доблести, исторической достоверности эпохи.
Тема 7. Прославление женщины в искусстве народов мира (2 ч).
Тема прекрасной девы и женщины- матери в искусстве (1 ч). Многообразие типов, характеров, чувств, настроений в изображении женщины поэтами, художниками разных времен. Художественное своеобразие портретов разных эпох. Схематичные зарисовки по представлению женского лица. Передача характерных возрастных особенностей.
Личность женщины в портретно-исторической композиции (1 ч). Признаки эпохи в портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Значение среды, элементов интерьера, натюрморта или пейзажа в передаче замысла художника. Колорит и его роль в достижении выразительности образа. Выполнение портретно-исторической композиции. Поиск выразительной композиции женского портрета, элементов среды, выбор соответствующего исторического костюма, аксессуаров.
Тема 8. Народный костюм в зеркале истории (2 ч).
Народный костюм России как культурное достояние народов мира (2 ч). Эстетика народной одежды, ее зависимость от представлений о жизни и смерти, молодости и старости. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма. Общенациональные черты, свойственные женскому праздничному костюму в различных регионах России. Народный костюм России в зеркале современной моды. Зарисовки по описанию народных костюмов. Конструктивные особенности народной одежды разных регионов России.
Тема 9. Международный фольклорный фестиваль – проявление народных традиций в пространстве культуры (2 ч).
Разноликий хоровод (2 ч). Фольклорный фестиваль – праздник народного мастерства, музыки, танца. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, специфика представляемых видов традиционного искусства, праздничных действ.
4 четверть
Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни
Тема 10. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве (4 ч).
Прилет птиц (2 ч). Символ птицы в народной игрушке. Игрушка из дерева – древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север – родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птицы – синтез мифологических представлений, легенд, сказок, поверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкций игрушки с декором, материалом, технологией изготовления.
Живая зыбь (2 ч). Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина – бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского пейзажа. Многообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов.
Тема 11. Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова (2 ч).
«Как мир хорош в своей красе нежданной…» (2 ч). Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху. Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры. Выбор материалов и техники выполнения работы.
Тема 12. Весеннее многообразие природных форм в искусстве (2 ч).
«Поле зыблется цветами» (1 ч). Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых. Графические зарисовки с натуры и по представлению цветов, трав, насекомых.
«Радость моя, земля!» (1 ч). Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Трансформация природных форм, их строения, декора в декоративные мотивы и образы.
Формы и средства контроля
Контрольные тестирования на 2012 – 2013 учебный год |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
По плану | Всего проведено | По плану | Всего проведено | По плану | Всего проведено | По плану | Всего проведено |
1 | - | - | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 классы на 2012 – 2013 учебный год
№ п/п | Дата | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Вид урока | Цели | Оборудование | Домашнее задание |
Тема№1 | Великолепие цветения природы и отображения его в искусстве натюрморта | 3 ч |
Урок 1.1. Урок 2.2 | 1.09.2012; 5.09 8.09; 12.09 | Осенний букет Осенний букет | 2 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить учащихся выполнению с натуры этюда осенних цветов в букете; 2.развиватьнавыки композиционного поиска; навыки работы с живописными материалами; чувство цвета (цветоощущения); 3.воспитывать эстетические качества; чувство прекрасного и безобразного, интерес к живому, бережное отношение к цветам. | 1.постановочный натюрморт; 2. таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры натюрморта»; 3. работы учащихся; 4. репродукции картин художников; 5. слайды. | Индивидуальные задания. |
Урок 3.3 | 15.09; 19.09 | Многоцветие цветов в декоративной росписи | 1 ч | Урок- практикум | 1. учить учащихся выполнению эскиза росписи декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натуральных зарисовок; 2. развивать цветоощущение, зрительную память, наблюдательность, воображение, творческие способности; 3. воспитывать чувство гордости за выполненную работу; формировать эмоциональный отклик на красоту окружающих предметов и явлений действительности. | 1.иллюстративный материал; 2. работы учащихся; 3. репродукции картин художников; 4. слайды; 5. натурные зарисовки. |
Тема №2 | Сияние цветущей природы на лаковых подносах | 2 ч |
Урок 1.4 | 22.09; 26.09 | Искусство Жостова и Нижнего Тагила | 1 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить учащихся зарисовывать повторяющиеся элементы цветочной росписи подносов; 2. продолжить работу по формированию цветоощущений, зрительную память, воображения, творческую фантазию. 3.воспитывать уважение к труду взрослых; прививать любовь к истории и традициям народных промыслов. | 1. учебник «Изобразительное искусство 5» под ред.Горяевой Н.А.; 2. жостовские подносы, иллюстрации с их изображением; 3. плакаты- таблицы с изображением фрагментов жостовской росписи; 4. видеофильм из альманаха «Народные промыслы России», «России яркие букеты»; 5. работы учащихся. | Учебник «Изобразительное искусство 5» под ред.Горяевой Н.А.- с.92-95 (читать, пересказывать, ответить на вопросы). |
Урок 2.5 | 29.09; 3.10 | Твои любимые цветы в росписи подносов | 1 ч | Урок- практикум | 1. учить учащихся выполнению эскизов росписи подносов; 2.развивать навыки работы с художественным материалом гуашь; формировать чувство цельности композиции; 3.воспитывать эмоциональный отклик на красоту окружающих предметов; воспитывать чувство прекрасного. | 1. учебник «Изобразительное искусство 5» под ред.Горяевой Н.А.; 2. жостовские подносы, иллюстрации с их изображением; 3. плакаты- таблицы с изображением фрагментов жостовской росписи; 4. работы учащихся.
| Подготовить сообщения: «Осенины- цикл традиционных осенних праздников» |
Тема №3 | Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве | 3 ч |
Урок 1.6 | 6.10; 10.10 | Тема крестьянского труда и праздника в искусстве | 1 ч | Комбинированный тип урока | 1. продолжить работу по обучению детей зарисовкам человеческих фигур; 2. развивать память, творческое воображение, художественные способности; 3. воспитывать любовь и уважение к крестьянскому труду, к народным праздникам и традициям. | 1.иллюстративный материал; 2. литературный ряд; 3. таблицы- схемы «Строение и пропорции человеческого тела»; 4. работы учащихся. | Уточнение мелких деталей. |
Урок 2.7 Урок 3.8 Урок 4.9 | 13.10; 17.10 20.10; 24.10 27.10; 31.10 | Жатва Жатва Контрольное тестирование | 2 ч 1 ч | Урок- практикум Урок проверки знаний | 1. учить детей передавать различные состояния осени, праздничное настроение; 2. совершенствовать и закреплять навыки грамотного изображения пропорций, пространственного положения цвета, предметов; вырабатывать умение выразительно выполнять рисунок; 3.воспитывать уважение к человеческому труду, бережное отношение к хлебу; расширять представление учащихся об окружающем мире. | 1.иллюстративный материал; 2. литературный ряд; 3. таблицы- схемы «Строение и пропорции человеческого тела»; 4. работы учащихся. Выявить пробелы в знаниях, полученных за 1 четверть. | Подготовиться к контрольному тестированию. Выполнить осенние пейзажные зарисовки |
Тема №4 | Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов древнего мира | 5 ч |
Урок 1.9 | 3.11; 14.11 | Растительный орнамент Древнего Египта | 1 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить учащихся выполнять зарисовки-повторы растительных мотивов древнеегипетского орнамента; 2. развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию; 3.воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. | 1.раздаточный материал: древнеегипетский орнамент; 2. литературный ряд; 3.иллюстративный материал; 4. работы учащихся. | Подбор иллюстративного материала по теме: «Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта». |
Урок 2.10 | 17.11; 21.11 | Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта | 1 ч | Урок- практикум | 1. учить учащихся зарисовывать повторяющиеся отдельные зооморфные мотивы; 2.продолжать работу по развитию ассоциативно-образного мышления, творческой фантазии; развивать глазомер, мелкую моторику рук; 3.воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. | 1.иллюстративный материал; 2. работы учащихся; 3. схемы- таблицы «Отдельные зооморфные мотивы». | Подготовить сообщения: «Древнегреческая керамика». |
Урок 3.11 | 24.11; 28.11 | Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции | 1 ч | Урок- практикум | 1. учить шестиклассников зарисовывать повторяющиеся орнаментальные мотивы в росписи древнегреческой посуды, передаче характерных элементов орнамента; 2. развивать ассоциативно-образное мышление, творческое мышление, фантазию; 3.воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. | 1. плакаты- таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз; 2.иллюстративный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных греческих ваз; 3. литературный ряд; 4. видеофильм «Подобные Богам» из серии «Что я видел в Эрмитаже»; 5. работы учащихся.
| Завершить работу. |
Урок 4.12 Урок 5.12 | 1.12; 5.12 8.12; 12.12 | Современный керамический сосуд в твоем исполнении Современный керамический сосуд в твоем исполнении | 2 ч | Урок- практикум | 1. учить детей проектированию объекта (вазы) современной формы; 2. развивать внимательность, усидчивость, мелкую моторику рук, кругозор учащихся, творческую активность; 3.продолжать работу по воспитанию нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, истории, культуры. | 1. фотографии изделий художественного промысла; 2. работы учащихся; 3. «Методика изо» под ред.Сокольниковой Н.М.; 4. методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета». | Подготовить сообщения: «Традиции встречи Нового года в культуре различных народов». |
Тема №5 | Праздник встречи Нового года в культуре различных народов | 3 ч |
Урок 1.14 Урок 2.15 | 15.12; 19.12 22.12; | Традиции встречи Нового года в культуре различных народов Традиции встречи Нового года в культуре различных народов | 2 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить учащихся зарисовывать атрибуты новогоднего карнавала; учить учащихся зарисовывать украшения елки, новогоднего стола, сувениров и подарков; 2. создавать эмоционально-эстетический настрой учащихся, оживить в памяти детей образы праздничной елки; формировать умение выбирать сюжет темы и изобразительный материал для творческой работы; 3. воспитывать интерес к традициям не только своей страны, но культуры других народов. | 1. иллюстрации с изображением Деда Мороза, близкие по теме (Новый год, зима); 2. новогодние открытки; 3. статьи, вырезки из газет о традициях встречи нового года; 4. новогодние сувениры, украшения; 5. работы учащихся. | Подбор иллюстративного материала для выполнения новогодней композиции. |
Урок 3.16 | 26.12 | «Новый год шагает по планете …» | 1 ч | Урок- практикум | 1. учить детей использовать средства художественной выразительности, соответствующих характеру праздника – смелые линии, многоцветные мазки, пятна; 2. развивать внимательность, творческую фантазию и смелость; формировать творческую активность; 3.воспитывать эстетические качества у детей, чувство прекрасного. | 1. иллюстрации с изображением Деда Мороза, близкие по теме (Новый год, зима); 2. новогодние открытки; 3. статьи, вырезки из газет о традициях встречи нового года; 4. новогодние сувениры, украшения; 5. работы учащихся. | Выполнить зимние пейзажные зарисовки |
Тема №6 | Образ ратного подвига и темы защиты родной земли в искусстве | 4 ч |
Урок 1.17 | 16.01. 2013; 19.01 | Каменные стражи русской земли | 1 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить выполнять зарисовки по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов крепостей средневекового города с учетом региональной специфики города; 2.развивать творческое мышление, память, внимание, художественный вкус; 3.воспитывать интерес к истории, к истории родной земли. | 1. иллюстративный материал; 2. литературный ряд; 3. фотографии с изображением Кремля; 4. работы из методического фонда учителя. | Подготовить сообщения: «Романский и готический стили архитектуры». |
Урок 2.18 | 23.01; 26.01 | Рыцарский замок в средневековой Европе | 1 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить учащихся выполнять зарисовки по представлению силуэтов средневековых европейских замков; 2. развивать ассоциативно-творческое мышление, память, внимание, наблюдательность, творческие способности учащихся; 3. воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного к предметам действительности; формировать интерес к истории искусства. | 1. учебник «Изобразительное искусство 7-8» под ред.Питерских А.С.; 2. иллюстративный материал с изображением готических и романских соборов Западной Европы; 3. музыкальный ряд; 4. иллюстрации к сказкам Ш.Перо, братьев Гримм; 5. работы из методического фонда учителя. | учебник «Изобразительное искусство 7-8» под ред.Питерских А.С.- с.91-101 (читать, отвечать на вопросы) |
Урок 3.19 | 30.01; 2.02 | Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря | 1 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить зарисовывать по представлению и описанию воинский костюм; 2. развивать мышление, воображение, память, внимательность, формировать навыки точного изображения; 3.воспитывать эстетические качества, чувства прекрасного, интерес к истории и изобразительной деятельности. | 1. литературный ряд - былины; 2. репродукции картин художников; 3. иллюстрации к былинам; 4. работы из методического фонда учителя. | Подбор иллюстративного материала для выполнения батальной композиции. |
Урок 4.20 | 6.02; 9.02 | Батальная композиция | 1 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить составлению композиции на исторические темы; 2. развивать эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, творческие способности; 3. воспитывать интерес к истории, уважение к бесстрашию и героизму народа в сражениях. | 1. репродукции картин художников; 2. иллюстративный материал с изображением военных действий; 3. работы из методического фонда учителя. | Подготовить сообщения: «Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве». |
Тема №7 | Прославление женщины в искусстве народов мира | 2 ч |
Урок 1.21 | 13.02; 16.02 | Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве | 1 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить схематично зарисовывать по представлению женское лицо, передавая характерные возрастные особенности; 2.формировать и развивать художественную культуру личности на основе высших гуманистических ценностей; 3.воспитывать в детях человека как целостную личность и неповторимую индивидуальность; прививать любовь и уважение к женщине-матери. | 1. репродукции картин художников; 2. работы из методического фонда учителя; 3. иллюстративный материал с изображением женщин; 4. литературный ряд: стихи о женщинах; 5. схемы по рисованию человеческого лица; 6. современные мультимедийные технологии. | Завершить работу. |
Урок 2.22 | 20.02; 23.02 | Личность женщины в портретно-исторической композиции | 1 ч | Урок- практикум | 1. учить детей выполнять женский портрет в историческом костюме; 2. развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка искусства; развивать умение создавать художественные импровизации с сохранением исторических традиций; 3.воспитывать уважение к женщинам, прививать осознание важности женщины в природе и обществе. | 1. репродукции картин художников; 2. работы из методического фонда учителя; 3. иллюстративный материал с изображением женщин, исторических костюмов.
| Уточнение деталей фонового рисунка. |
Тема №8 | Народный костюм в зеркале истории | 2 ч |
Урок 1.23 Урок 2.24 | 27.02; 2.03 6.03; 9.03 | Народный костюм России как культурное достояние народов мира Народный костюм России как культурное достояние народов мира | 2 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить учащихся выполнять зарисовки по описанию народных костюмов по выбору, показывая конструктивные особенности; 2. продолжать развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление; 3.прививать интерес русскому народному творчеству; интерес к русской национальной культуре. | 1. таблицы с изображением народных костюмов; 2. репродукции картин художников; 3. работы из методического фонда учителя; 4. раздаточный материал: шаблон человеческой фигуры; 5. иллюстрации к русским народным сказкам; 6. учебник «Изобразительное искусство 5» под ред.Горяевой Н.А. | учебник «Изобразительное искусство 5» под ред.Горяевой Н.А.- с.50-59 (читать, пересказывать, отвечать на вопросы). |
Тема №9 | Международный фольклорный фестиваль - проявление народных традиций в пространстве культуры | 2 ч |
Урок 1.25 Урок 2.26 | 13.03; 16.03 20.03; 23.03 | Разноликий хоровод Разноликий хоровод | 2 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить детей разрабатывать коллективную композицию на тему: «На фольклорном фестивале», показав динамику фигуры человека; 2. формировать навыки работы в малом коллективе; развивать фантазию, воображение, умение видеть цельность картины; 3.воспитывать уважение к русским национальным традициям; воспитывать чувство гордости за выполненную работу, умение помочь другу. | 1. музыкальный ряд: русские народные песни; 2. иллюстрации к русским народным сказкам с изображением народных гуляний; 3. репродукции картин художников; 4. работы из методического фонда учителя; 5. таблицы с изображением фигур человека в движении.
| Выполнить весенние пейзажные зарисовки |
Тема №10 | Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве | 4 ч |
Урок 1.27 Урок 2.28 | 3.04; 6.04 10.04; 13.04 | Прилет птиц Прилет птиц | 2 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить учащихся зарисовывать подробно птицу и выполнить коллективную работу «Прилёт птиц» 2. формировать творческую активность, умение работать в малых коллективных формах; развивать художественное мышление, мелкую моторику; 3. воспитывать уважение и бережное отношение к обитателям природы. | 1.мифы о птицах; 2. иллюстрации с изображением птиц; 3. работы из методического фонда учителя; 4. литературный ряд: произведения писателей о птицах; 5. схемы- таблицы изображения птиц. | Подготовить сообщения: «Марина- морской пейзаж». |
Урок 3.29 Урок 4.30 | 17.04; 20.04 24.04; 27.04 | Живая зыбь Живая зыбь | 2 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить учащихся графическому и живописному изображению композиций «Море спит», «Шторм», «Закат на море» различными художественными материалами; 2. развивать способности воспринимать и понимать произведения искусства; развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус; 3. воспитание эстетического чувства и понимания чувства прекрасного, интереса и любви к искусству; формировать эмоциональный отклик на красоту окружающих предметов. | 1. репродукции картин художников; 2. работы из методического фонда учителя; 3. иллюстрации с изображением морских пейзажей; 4. графические зарисовки морских пейзажей.
| Подготовить сообщения: Пасхе- праздник дохристианской и христианской традиции» |
Тема №11 | Пасха- праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова | 2 ч |
Урок 1.31 Урок 2.32 | 1.05; 4.05 8.05; 11.05 | «Как мир хорош в своей красе нежданной …» «Как мир хорош в своей красе нежданной …» | 2 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить шестиклассников живописно-декоративному решению композиции пасхального натюрморта с натуры; 2. развивать навыки работы с различными художественными материалами, воображение, художественное мышление; 3. воспитывать нравственное поведение у детей, интерес и уважение к христианским традициям. | 1. иллюстрации с изображением пасхальных композиций; 2. музыкальный ряд: праздничные колокольные звоны, духовные песнопения; 3. фотографии с изображением церквей, храмов; 4. репродукции картин художников; 5. работы из методического фонда учителя; 6.постановочный натюрморт.
| Индивидуальные задания. |
Тема №12 | Весеннее многообразие природных форм в искусстве | 3 ч |
Урок 1.33 | 15.05; 18.05 | «Поле зыблется цветами» | 1 ч | Комбинированный тип урока | 1. учить учащихся графически зарисовывать с натуры и по представлению цветы, траву, насекомых; 2. развивать зрительную память, графические навыки, глазомер, объемное видение предметов, мелкую моторику рук; 3. воспитывать чувство прекрасного к окружающей действительности. | 1. «Методика изо» под ред.Сокольниковой Н.М.; 2. иллюстрации с изображением цветов, травы, насекомых; 3. графические рисунки цветов, травы, насекомых; 4. работы из методического фонда учителя. | Принести ватман формата А3. |
Урок 2.34 | 22.05; 25.05 | «Радость моя, земля!» | 1 ч | Урок- практикум | 1. продолжать обучать учащихся выполнять коллективное панно («Земля пробуждается») 2. развивать зрительную память, объемное видение предметов; 3. формировать у детей эмоциональное отношение к своему рисунку и эскизам своих товарищей, самостоятельность в эстетических суждениях, умение оценивать эстетические качества объектов действительности, воспитывать художественный вкус, интерес к искусству. | 1. иллюстрации с изображением цветов, травы, насекомых; 2. работы из методического фонда учителя; 3. репродукции картин художников.
| Подготовиться к контрольному тестированию. |
Урок 3.35 | 29.05 | Контрольное тестирование | 1 ч | Урок проверки знаний | 1.Обобщить и систематизировать знания, полученные за курс 6 класса. | Контрольные тесты | Выполнить летние пейзажные зарисовки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО) по программе В.С.Кузина 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО) по программе В.С.Кузина 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс по программе В.С.Кузина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс по программе В.С.Кузина...