Дополнительная образовательная программа "Основы изодеятельности и декоративно-прикладного искусства"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа художественно-эстетической направленности,срок реализации 5 лет. Программа является победителем различных конкурсов дополнительных образовательных программ, высокая результативность достижений детей.
Содержание матениала: пояснительная записка, струкрура программы, прогнозируемые результаты, тематическое планирование, содержание программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_izo_i_dpi.docx | 56.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» дополнительная образовательная программа «Основы изодеятельности и декоративно – прикладное искусство» Направленность: художественно – эстетическая Уровень: начального общего образования Возраст обучающихся – 5 – 12 лет Срок реализации – 5 лет Составитель программы: Каретникова Людмила Викторовна, педагог дополнительного образования г. Узловая год разработки – 2002 год дополнения - 2009 |
. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и прочувствовать всю глубину, драматизм и противоречивость искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Изобразительное искусство - это образовательная область, которая дает ребенку возможность увидеть красоту прекрасное вокруг себя, помогает беречь и развивать культурное наследие Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Именно дошкольный и младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, вызываемые произведениями изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личного опыта и основой самосозидания. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру Человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в нравственно-эстетическом воспитании на раннем этапе развития уже нельзя будет компенсировать в основной школе. Результативность образовательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации личности находят свое разрешение в образовательном процессе творческого коллектива художественно-эстетической направленности «Палитра». В коллектив принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу коллектива не входит предпрофессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога способствует творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана дополнительная образовательная программа «Основы изодеятельности и декоративно - прикладное искусство». Данная программа составлена с учетом содержания образовательных программ для общеобразовательной школы, реализующих обязательный минимум содержания образовательного компонента «Изобразительное искусство». Программа «Изобразительное искусство», авторы В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Э. И. Кубышкчна, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев ориентированная на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Б. М. Неменского, Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Т. Я. Шпикаловой, ставит целью пробуждение у ребенка интереса к культуре и искусству своего народа, воспитание любви к своему Отечеству, обогащение духовного мира младшего школьника, развитие навыков самостоятельной художественной деятельности. При работе по составлению данной программы педагог также опирался на авторские программы дополнительного образования «Программа изостудии «Юный художник»» автор Жежеря Л. и «Студия изобразительного творчества» автор Гросул Н.В.
Программа «Основы изодеятельности и декоративно - прикладное искусство» включает следующие образовательные области: словесность, культурологию, искусство, естествознание, математику. Введение в программу культурологического компонента, позволяющего на доступном материале познакомить обучающихся с процессом становления и развития моровой культуры и национальных культур является актуальным в воспитании у подрастающего поколения толерантности, качеств гражданина мира. В отличие от образовательных программ рассчитанных только на детей дошкольного возраста или на детей младшего и среднего школьного возраста данная программа построена на идее раннего включения детей в художественную деятельность и преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Программа «Основы изодеятельности и декоративно – прикладное искусство» художественно – эстетической направленности рассчитана на работу с детьми 4 -11 лет и состоит из следующих этапов:
— ознакомительный, 1- 3 год обучения, 4-7 лет;
— развивающий, 4 – 5 год обучения, 7-11 лет.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Цель программы - раскрыть и развить потенциальные художественно-творческие способности воспитанников, развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
Задачи:
1. Обучение основам изобразительной грамоты, освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта.
2. Знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепление приобретенных умений и навыков в ходе практической деятельности.
3. Воспитание нравственных качеств личности, культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
4. Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения, художественно – творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
7. Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Формы, методы и принципы реализации программы
Данная программа рассчитана на 5 лет обучения. Занятия в группе первого года проходят 2 раза в неделю по 0,5 часа. (36 часов за год)
Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия — 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа за год). Третий год – занятия 2 раза в неделю по 1,5 часа (108 часов за год).
В группы первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. В группу второго и третьего года обучения могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Четвертый и пятый год обучения предполагает работу с одаренными детьми. Занятия проводятся на четвертом году обучения 2 раза в неделю по 1,5 часа (108 часов за год), на пятом году обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часов за год), в данном случае больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам обучающихся.
Наполняемость групп согласно Уставу учреждения на первом году обучения составляет 12 – 15 человек, на втором и третьем – 10 – 12 человек, на четвертом и пятом годах обучения – 8 - 10 человек.
В основе обучения лежат групповые занятия, используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми, для этого на базовой основе программного материала разрабатывается календарно – тематическое планирование для индивидуальных занятий.
Программой определяется оптимальный объем знаний и умений ребенка в изобразительном искусстве в зависимости от возраста и индивидуальных способностей. При этом содержание изобразительной деятельности ребенка на занятии дается в контексте «посильного» освоения языка изобразительного искусства.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий), преобладает на 1, 2 году обучения;
— иллюстративный (метод наглядности, метод словесной наглядности - объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (метод сравнения, исследовательские методы - педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (метод проектов, модельный метод - проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Теоретическая часть дается в форме бесед, минилекций, эвристических бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Для создания определенного настроения на занятиях используются отрывки музыкальных произведений, музыкальные сказки.
В конце каждого занятия подводятся итоги с оценкой деятельности детей. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы по программе являются учебные занятия. Это и занятия — вариации, занятия – практикумы, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты, занятие - мастерская. В силу того, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста основным видом деятельности является игра в ходе реализации программы используется художественно-дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе изобразительной деятельности (дидактическая игра, художественное лото, художественное домино, задания типа «найди лишнее», «найди отличия», «найди предмет в хаосе», игра-путешествие, игра - викторина и т.д.)
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. Итоговый контроль знаний, умений, навыков по программе проводится согласно «Положению об аттестации воспитанников коллектива «Палитра»». Формы контроля определяет педагог, на первых годах обучения используются более простые формы контроля - собеседование, викторины, творческие работы, далее применяются тесты, зачеты и т. д. Освоившим содержание программы является ребенок, пропустивший не более 1/3 занятий.
Содержание программного материала отражает опыт и интересы автора программы.
Программа построена на основании следующих педагогических подходов:
1.Уровневый подход. Темы программы, учитывая возраст обучающихся, ориентированны на уровень их социально-психологического развития.
2. Разноаспектный подход. Содержание, заложенное в программе, рассматривается в различных аспектах: культурно – художественное содержание программы освещается в этическом, эстетическом, социологическом, психологическом и философском аспектах.
3. Опережающий подход. Вопросы учебного курса предлагаются детям с учетом «зоны ближайшего развития» их личности. Обсуждение жизненных проблем, которые еще не стоят перед детьми, но очень скоро станут для них насущными, позволяет подготовить их к самостоятельному и достойному жизненному выбору.
4. Тренинговый подход. Программа предусматривает большой объем практических занятий для формирования у обучающихся целого ряда практических художественных и культурологических навыков и умений. Тренинг проводится через организацию ролевой игры, занятий- мастерских, практикумов, музейных занятий, рисования с натуры. Его назначение заключается также в том, чтобы как можно ближе к реальной действительности приблизить учебно-теоретический материал.
Структура программы:
- ознакомительный этап
1 год обучения - «Путешествие за радугой»;
2 год обучения – «Что и как рисует художник»;
3 год обучения – «Ступеньки творчества»;
- развивающий этап
4 год обучения – «Художественная мастерская»;
5 год обучения – «Художественный образ и законы творчества»
Каждый год обучения имеет сквозную сюжетику занятий, содержание обучения на каждом году подобрано с учетом и соблюдением следующих принципов:
- от простого к сложному;
- от общего к частному – от частного к общему;
- историзма и хронологической последовательности;
- синкретизма и целостности национальной культуры;
- интеграции.
Системность и объективность в подходе к содержанию курса проявляются в том, что при реализации программы обучения показывается органически и исторически обусловленное развитие художественной культуры.
Темы учебного курса могут быть сокращены, либо расширены. В систему этих тем может быть введен какой-то новый блок знаний. Вариации программы и ее модификацию производит педагог в соответствии со своими возможностями, учетом обстоятельств, условий и материальной базы учреждения.
Прогнозируемые результаты
По окончании 1 года обучения воспитанники
Должны знать:
— название основных и составных, теплых и холодных цветов;
— понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, роспись, лепка, керамика, натюрморт, мазок, линия;
— изобразительные основы декоративных элементов;
— материалы и технические приемы работы с ними;
— названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
— пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, ножницами;
— полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
— подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
— владеть навыками смешивания основных ,составных и ахроматических цветов между собой;
— моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
— лепить игрушки на основе приемов филимоновской и дымковской игрушек;
— применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности.
По окончании 2 года обучения воспитанники
Должны знать:
- отличительные свойства гуаши, акварели, глины, пластики, карандаша;
- понимать значения терминов: рисунок, тон, композиция, художники-анималисты, ангоб,
барельеф, рельеф, народное творчество, ленточный орнамент, стилизация, декоративно-прикладное искусство;
- различать виды народных игрушек и промыслов;
Должны уметь:
- пользоваться приёмами тональной растяжки, изображать предметы через конструктивное
построение их формы;
- строить орнамент замкнутой плоскости;
- выполнять изделия на основе народного декоративно-прикладного творчества;
- выбирать формат согласно замысла работы, обдуманно компоновать изображаемые предметы в листе;
- выполнять работы аккуратно, используя палитру, изученные приёмы и техники;
- владеть приёмами лепки народной игрушки.
По окончании 3 года обучения воспитанники
Должны знать:
— особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
— разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм;
-- жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт;
-- основные законы композиции;
-- виды архитектуры;
— творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, ТА. Мавриной -Лебедевой;
- основы графики;
— правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;
— особенности материалов и техник.
Должны уметь:
— пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
— пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
— различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
— правильно компоновать сюжет в рисунке;
— изображать как реальные предметы, так и в декоративной обработке;
— выполнять объемно-пространственные конструкции;
— творчески подходить к выполнению работ и изделий;
По окончании 4 года обучения воспитанники
Должны знать:
— разнообразие возможных выразительных средств изображения;
— значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная, воздушная перспективы, зарисовка, коллаж, стоффаж, макет, творческий проект, дизайн;
— различные виды архитектурных сооружений и декоративного творчества;
— основы дизайна;
— творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, К.Е. Маковского;
— правила создания композиций на основе прикладной графики.
Должны уметь:
— работать в определенной цветовой гамме;
— добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
— передавать пространственные планы способом загораживания;
— передавать движения фигур человека и животных;
— сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
— владеть приёмами декоративного обобщения природных форм;
— самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой для достижения выразительности образа;
— решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
По окончании 5 года обучения воспитанники
Должны знать
-- различные способы письма;
-- законы композиции, линейной и воздушной перспективы;
-- значение понятий: станковая и абстрактная композиция, цветовая гармония, книжная графика;
-- выразительные возможности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
-- иметь представления об опыте и наследии мирового и русского искусства.
Должны уметь:
-- свободно пользоваться различными приёмами, материалами и техниками изобразительного искусства, законами цветоведения, перспективы и композиции в создании творческих работ;
-- использовать свойства бумаги для создания объёмных моделей предметов окружающего мира;
-- включать образное и пространственное мышление при воплощении творческих замыслов;
-- использовать технологию народной росписи и народной глиняной игрушки в творческих импровизациях;
-- находить интересные мотивы, работая на пленере.
Тематическое планирование
«Путешествие за радугой»
1 год обучения, 2 раза в неделю, 36 часов
(возраст обучающихся 4 – 5 лет)
№ п/п | Тема | Кол–во часов | ||
всего | теория | Практ. | ||
1 | Язык изобразительного искусства (мазок, линия, пятно) | 25 | 9 | 16 |
2 | Окружающий мир в силуэтах (аппликации) | 6 | 2 | 4 |
3 | Форма в объеме (изучение приемов лепки) | 5 | 1.5 | 3.5 |
Итого: | 36 | 12.5 | 23.5 |
«Что и как рисует художник»
2 год обучения, 2 раза в неделю, 72 часа
(возраст обучающихся 5 – 6 лет)
№ п/п | Тема | Кол–во часов | ||
всего | теория | Практ. | ||
1. | Что и как рисует художник | 6 | 2 | 4 |
2 | Мир глазами художника | 14 | 4 | 10 |
3 | Мы рисуем природу | 16 | 6 | 10 |
5 | Пластика образа | 11 | 3 | 8 |
4 | Традиции народной культуры | 19 | 7 | 12 |
5 | По музеям и выставочным залам | 6 | 3 | 3 |
Итого: | 72 | 25 | 47 |
«Ступеньки творчества»
3 год обучения, 2 раза в неделю, 108 часа
(возраст обучающихся 6 – 7 лет)
№ п/п | Тема | Кол–во часов | ||
всего | теория | практ. | ||
1 | Чудесные краски. Рисующий свет. | 7,5 | 3 | 4,5 |
2 | Основы рисунка | 22,5 | 7 | 15,5 |
3 | Основы живописи | 22,5 | 7 | 15,5 |
4 | Тематические композиции | 12 | 4 | 8 |
5 | Декоративное искусство в жизни человека | 19,5 | 5 | 14,5 |
6 | Каменная летопись мира | 10,5 | 3 | 7,5 |
7 | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе | 13,5 | 2 | 11,5 |
Итого: | 108 | 31 | 77 |
«Художественная мастерская»
4 год обучения, 2 раза в неделю, 108 часов
(возраст обучающихся 7 – 9 лет)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
всего | Теор. | Практ. | ||
1. | Основы цветоведения | 12 | 5 | 7 |
2. | Средства художественной выразительности | 10.5 | 3.5 | 7 |
3. | Образ человека в изобразительном искусстве | 13.5 | 3.5 | 10 |
4. | Декоративно прикладная композиция | 13.5 | 3 | 10.5 |
5. | Образы мира природы | 27 | 10 | 17 |
6 . | Мир конструкций | 22.5 | 6 | 16.5 |
7. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе | 9 | - | 9 |
| Итого: | 108 | 31 | 77 |
«Художественный образ и законы творчества»
5 год обучения, 2 раза в неделю, 108 часов
(возраст обучающихся 9 – 11 лет)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
всего | Теор. | Практ. | ||
1 1.1 1.2 1.3 | Основы изобразительной грамоты Цветоведение Композиция Графика | 27 6 12 9 | 9.5 1.5 5 3 | 17.5 4.5 7 6 |
2 2.1 2.2. 2.3 | Пластика Бумажная пластика Пластика природных форм Архитектурные фантазии | 36 12 9 15 | 9.5 3 1.5 5 | 26.5 9 7.5 10 |
3 3.1 3.2 3.3 | Декоративно прикладное искусство Прикладная графика Основы технологии народной росписи Народная игрушка | 30 12 9 9 | 10.5 4.5 3 3 | 19.5 7.5 6 6 |
4 | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе | 15 | 1 | 14 |
| Итого: | 108 | 30.5 | 77.5 |
Содержание программы
«Путешествие за радугой»
1 год обучения, 2 раза в неделю, 36 часов
(возраст обучающихся 4 – 5 лет)
ТЕМА: Язык изобразительного искусства. 25 (9/16)
Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. Изобразительные свойства акварели, гуаши. Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Основы цветоведения. Знакомство со спектром. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Теплые цвета. От светлого к темному. Ритм цветовых пятен. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка. Ритм геометрических пятен. Орнамент в круге.
Практика: Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий. Рисование кругов в разных направлениях. Плавное движение. Прием «размыть пятно». Отработка приема «примакивание кисти боком». Отработка приема: смешение цвета с белилами. Отработка приема — волнистые линии. Закрепление навыка - примакивание кистью. Композиция в круге.
ТЕМА: Окружающий мир в силуэтах.5 (2/4)
Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, полуобъемные и объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объем.
Практика: Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник. Отработка навыка: вырезание путем складывания. Орнамент в квадрате. Выклейка плана местности с полями и озерами.
ТЕМА: Форма в объеме.5 (1.5/3.5)
Знакомство с различными пластическими материалами: пластилином, глиной, биомассой, бумагой. Пластическое видение окружающего мира, его форм, фактур, ритмики. Понятия - рельеф, объемная пластика, ангоб. Понятия: симметрия, ритм, пластика. Рельеф.
Практика: Лепка корзины с фруктами. Формообразование движения: шар, овал, колбаска. Лепка от целого куска с добавлением деталей. Отработка приема: прищипывание. Лепка — отработка приема: целое из частей. Создание образа. Применение приемов: процарапывание, прищипывание, использование штампиков, шликера для декорирования деталями.
«Что и как рисует художник»
2 год обучения, 2 раза в неделю, 72 часа
(возраст обучающихся 5 – 6 лет)
ТЕМА: Что и как рисует художник.6 (2/4)
Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон.
Практика: Упражнения на выполнение линий разного характера. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. Натюрморт из трех предметов. Рисование по методу ассоциаций.
ТЕМА: Мир глазами художника.14 (4/10)
Основы живописи. Цвет — язык живописи. Понятие «тон». Одноцветная акварель — «гризайль». Тоновая растяжка. Колорит.
Практика: Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Иллюстрирование сказок.
ТЕМА: Мы рисуем природу.16 (6/10)
Живая и неживая природа. Приемы рисования животных, птиц. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций. Орнаментальная композиция.
Практика: Рисование животных, птиц с использованием различных приемов.
ТЕМА: Пластика образа.11 (3/8)
Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина, биомасса. Отличительные свойства разных глин. Особенности формообразования. Средства и способы изображения в пластике. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор. Композиция в пластике. Работа над образом. Связь с рисунком, декоративным рисованием. Пропорции человеческого лица. Пропорции человеческой фигуры. Фигура человека в одежде. Композиция с фигурами в движении.
Практика: Последовательность выполнения рельефа. Отработка приема – наращивание по частям. Выполнение творческих работ «Диковинная птица», «Глиняная игрушка». Лепка по зарисовкам детей.
ТЕМА: Традиции народной культуры.19 (7/12)
Народный орнамент России. Отражение родной природы на примерах орнамента, вышивки, ковроткачества, росписи по дереву, керамики. Связь народных мелодий и ритмов с орнаментальными мотивами. Картина мира в орнаментах разных народов. Знаки – символы: плодородия, благопожелания, природных стихий, обереги.
Практика: закономерности построения орнамента на замкнутой плоскости (круге, квадрате), ленточный орнамент («меандр», «пальметта», «лотос», «перец» и др.)
ТЕМА: По музеям и выставочным залам.6 (3/3)
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки в городе, на природе. Выставки, праздничные мероприятия.
«Ступеньки творчества»
3 год обучения, 2 раза в неделю, 108 часа
(возраст обучающихся 6 – 7 лет)
ТЕМА: Чудесные краски. Рисующий свет. 7,5 (3/4,5)
Цвет. Приемы создания разных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях (светлое на темном, темное на светлом; сочетание сближенных (ньюанс), контрастных цветов. Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем. Организация пространственной среды.
Практика: Изменение тональности с черной и белой краской в рисовании с натуры, по памяти и по представлению.
ТЕМА: Основы рисунка.22,5 (7/15,5)
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо-ручка, тушь, воск, мелки и приемы работы с ними. Рисунок как основа графики. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческие композиции с применением приемов монотипии. Гравюра на картоне.
Практика: Прикладная графика. Открытка, поздравление. Шрифт. Упражнения на выполнение линий разного характера.
ТЕМА: Основы живописи.22,5 (7/15,5)
Линия, пятно, силуэт. Разнообразные линии в природе и искусстве. Линия как средство создания образа человека, животного, предметов. Выразительность линий силуэта в передаче простейшей формы изображаемых предметов. Рождение картины. Жанры в живописи.
Практика: Рисование пейзажа
ТЕМА: Тематические композиции.12 (4/8)
Композиция – процесс поиска выразительного воплощения замысла в разных видах художественной деятельности. Композиция изображения, выполненного с натуры, по памяти, по представлению. Передача в композиции на заданную тему смысловой связи в изображаемом сюжете, выявление главного.
Практика: Создание композиций посвященных памятным датам нашей истории.
ТЕМА: Декоративное искусство в жизни человека. 19,5 (5/14,5)
Крестьянский дом как модель мироздания. Искусство орнамента в украшении жилища крестьянина. Образы – символы неба, солнца, воды, земли в декоре крестьянского дома Нечерноземья. Узоры в украшении избы: повтор традиционной схемы узоров главного фасада (охлупень, причелины, полотенце, наличники красных окон и окна светелки). Народный костюм. Символы – обереги в узорах народного костюма. Образ русской женщины в национальной одежде в произведениях живописи. Образы родной природы в узорах Павловских набивных платков и шалей, в жостовских подносах.
Практика: Декоративная композиция - импровизация «Сказочный терем». Декоративно-сюжетная композиция «Русская красавица», эскиз «манеры» (печатки) декоративного цветка на основе переработки реального цветка.
ТЕМА: Каменная летопись мира.10,5 (3/7,5)
Архитектура – каменная летопись мира. Виды архитектурных сооружений. Архитектурные стили.
Практика: Изготовление макетов различных архитектурных сооружений (дом, замок, храм)
ТЕМА: Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. 13,5 (2/11,5)
Выставка «Наши достижения». Экскурсия в художественный музей. Рисование с натуры бабочек, простых по форме листьев деревьев и кустарников, цветков.
«Художественная мастерская»
4 год обучения, 2 раза в неделю, 108 часов
(возраст обучающихся 7 – 9 лет)
ТЕМА: Основы цветоведения. 12 (5/7)
Эмоциональное воздействие цвета на настроение человека. Гармония цветовых отношений. Оттенки цвета в решении живописных задач. Цветовые и тональные отношения в изображении натюрморта, пейзажа, портрета.
Практика: Тональная и цветовая гармония при передаче объема предметов несложной формы в рисовании с натуры.
ТЕМА: Средства художественной выразительности. 10.5 (3,5/7)
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь — свободное владение ими. Рисунок. Материалы и техника рисунка. Значение рисунка в творчестве художника. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе — линейной, воздушной.
Практика: Упражнения набросочного характера
ТЕМА: Образ человека в изобразительном искусстве. 13,5 (3,5/10)
Рождение портрета. Русские художники – портретисты. Скульптура мелких форм. Определение пропорций, поворота, ракурса. Поиски характера, передача настроения.
Практика: Рисунок головы друга (с натуры). Портрет литературного героя.
ТЕМА: Декоративно – прикладная композиция. 13,5 (3/10,5)
Композиция. Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам;
б) соблюдение закона ограничения;
в) основа живой и статичной композиции;
г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
д) подчеркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «законом сцены»).
Практика: Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение и уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции. Декоративная композиция «Русские богатыри».
ТЕМА: Образы мира природы.27 (10/17)
Природа в творчестве русских художников. Пейзаж в живописи и графике. Поиски подходящего мотива в натуре и его композиционной завершенности. Фрагментарное решение первого плана, присутствие второго и третьего планов, выбор гаммы цветов в пейзаже.
Практика: Выполнение эскизов с изображениями животных и растений, предметов неживой природы. Зарисовка городского пейзажа.
ТЕМА: Мир конструкций. 22,5 (6/16,5)
Моделирование и конструирование простейших объемных форм. Форма и пропорции. Ритм конструкций. Предметная среда. Дизайн. Этапы работы дизайнера над проектом.
Практика: Творческий проект «Фантастический город».
ТЕМА: Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. 9
«Художественный образ и законы творчества»
5 год обучения, 2 раза в неделю, 108 часов
(возраст обучающихся 9 – 11 лет)
ТЕМА: Основы изобразительной грамоты. 27 (9.5/17.5)
1. Цветоведение. 6 (1.5/4.5)
Передача настроения при помощи определенной гаммы цветов (ограниченная палитра). Многообразие цветотоновых оттенков в выявлении художественных образов. Прием получения звучных, чистых, сложных, мягких и т.д. цветовых пятен, цветовых сочетаний. Изменение цвета в зависимости от расположения предмете в пространстве.
Практика: Автопортрет (быстрый этюд). Освоение различных способов акварельной живописи («по –сырому», «а-ля прима»)
2. Композиция.12 (5/7)
Колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты, композиционное равновесие, передача пространства. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы. Композиция станковая. Композиция абстрактная. Музыкальность изобразительного ряда.
Практика: Создание композиции на тему «Ярмарка». Живописное изображение пейзажа (эскиз) с передачей планов воздушной перспективы (передний, дальний, средний).
3. Графика. 9 (3/6)
Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике. Моногравюра, монотипия, гравюра на картоне. Натюрморт в графике. Пейзаж в графике. Портрет в графике.
Практика: выполнение графических серий на темы «Цирк», «Спорт». Выполнение эскиза натюрморта
ТЕМА: Пластика. 36 (9.5.26.6)
1. Бумажная пластика 12 (3/9)
Пластические свойства бумаги. Формообразование в бумажной пластике. Ребро жесткости. Экспериментирование с бумагой путем надрезов: двусторонний и односторонний. Моделирование (преобразование геометрических тел, складывание, вырезание). Творческий модуль Плоские и объемные композиции. Категории композиции: ритм, симметрия, движение, статика.
Практика: Моделирование объемных игрушек, кукол, деталей их одежды.
2. Пластика природных форм 9 (1.5/7.5)
Народные игрушки куклы – «лесовики», куклы – «стригушки». Заготовка и применение природных материалов.
Практика: Изготовление изделий с помощью доступных технологических приемов работы с природными материалами в народном творчестве.
3. Архитектурные фантазии 15 (5/10)
ТЕМА: Декоративно-прикладное искусство. 30 (10.5/19.5)
1. Прикладная графика 12 (4.5/ 7.5)
Монохромная композиция. Шрифт. Шрифтовая композиция – вязь. Растительный орнамент. Геометрический орнамент. Графические метаморфозы. Книжная графика. Графика на компьютере. Искусство плаката. Граффити.
Практика: Выполнение шрифтовой композиции - декоративной надписи в стиле вязи, украшение ее растительным орнаментом. Выполнение шрифтовых композиций – графических метаморфоз, когда образы букв превращаются в геометрический орнамент. Иллюстрация литературного произведения. Рекламный плакат. Дизайн открытки.
2. Основы технологии народной росписи 9 (3/6)
Секреты мастерства или техника росписи. Традиционные мотивы. Писанки как шедевр миниатюрной живописи. Орнаментальные сетки. Композиционные схемы. Хохлома. Главные элементы травного орнамента. Сказочная Гжель. Мазок с растяжением, точки, сеточка, трехлопастный листок (прием прикладывания кисти)
Практика: Выполнение элементов травного орнамента («осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики»). Импровизация по мотивам гжельской росписи «Царство Снегурочки», «Снегурочка и Дед Мороз».
3. Народная игрушка 9 (3/6)
Народная глиняная игрушка. Знаки – символы солнца, земли, света, воды в произведениях народных мастеров. Полхов-майданская игрушка. Каргопольская игрушка, дымковская игрушка, филимоновская игрушка.
Практика: Повтор главных отличительных элементов: больщой цветок – «роза», листок, ягоды и яблочки на ветке. Импровизация по мотивам росписи филимоновской игрушки, роспись игрушки вылепленной из глины, коллективная работа «Хозяйство деда Филимона»
ТЕМА: Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.15
Посещение выставок в местном краеведческом музее. Организация тематических выставок в коллективе. Создание афиши выставки. Экскурсии на природу. Пленэрные зарисовки. Зарисовки растений с натуры в цвете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство"
"Иозбразительное и декоративно-прикладное искусство"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Волшебный сундучок» (кружок декоративно-прикладного искусства). Возраст детей: 7-10 лет
По реализации данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительная и декоративно-прикладная грамота»
Программа дополнительного образования для обучающихся начальной школы.Данная программа имеет эстетическую направленность и соответствует художественному профилю образования детей. Уровень освоен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество» для 5-7 классов
Важнейшая особенность развития творческого потенциала детей состоит в том, что трудовая и культурно-досуговая деятельность полезна, так как она обеспечивает общее развитие личности, способствует получ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...