Урок по Искусству и ИЗО Живое пространство города
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Дмитриева Валерия Александровна

Урок для 8 класса и презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИЗО 8 класс10.13 КБ
Office presentation icon zhivoe_prostranstvo_goroda_8_klass.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Урок искусства на тему: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»

8 класс.

Цель: Познакомить с понятием «город » ;«городская среда»; «квартал»; «микрорайон»; подвести к пониманию архитектуры как одному из видов искусства.

Задачи:

  • Знакомство обучающихся с   архитектурой  современного города;
  • Развитие искусствоведческих знаний;
  • Развитие творчества при создании эскизов и схем архитектурных построек;
  • Воспитание бережного отношения к произведениям архитектуры;
  • Совершенствование графических навыков.

Тип урока: комбинированный , урок формирования новых знаний

Оборудование:

  • Литературный ряд:
  •   учебник А.С.Питерских, Г.Е.Гуров Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 - 8 класс.
  • Зрительный ряд:
  • Презентация к теме урока;
  • Словарь! Город, городская среда, градостроительство, структура, планировка, микрорайон, деловой центр, квартал.

Все новые термины заносятся в словарь по ходу  урока.

  • Музыкальный ряд: по усмотрению учителя

  • ТСО: компьютер, проектор, экран

  • Для учащихся:
  • учебник; рабочая тетрадь;
  • альбомный лист, простой карандаш.

Содержание урока:

  • Организационный момент.

  • Формирование новых знаний.

Слайд 2. Вспомним из предыдущих уроков, что мы знаем о городе.  (ответы учащихся)

  • Слайд 3 - 4.   Тема Петербурга – одна из сквозных тем живописи и русской литературы 19 века. К ней обращались такие известные художники как С. Ляхович, Е. Дубицкий, Ренуар. Воспевали Петербург Пушкин и Гоголь, для которых этот город связан с темой «маленького человека», а Петербург Достоевского – с темой «униженных и оскорблённых». Роман начинается с описания города: духота, жара, невозможность дышать… 
  • «Серый город, каменные джунгли…» так о городе (мегаполисе) спустя более  чем 100 лет напишет Павел Серый.

     

     Так что же это – ГОРОД?  Давайте разберем  понятие «Город» и все, что связано с ним.

Слайд 4.  Мир растет вместе с нами. Вначале это двор, песочница, куличики, потом детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и парками, мостами и стадионами, старинными зданиями и новостройками, которые выросли на твоих глазах. Значит ли это, что  развитие города  можно сравнить с развитием человека? (вопрос учащимся) Почему?

У города тоже бывает детство, он раскидывается на холмах  и постепенно становится зрелым, превращаясь из небольшого поселения  в огромный город с великолепными постройками.

Слайд 5

  • Город – это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм… 
  • Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.

 Слайд 6

Бывают города «младенцы» (как вы думаете, почему?) – на совершенно   новом месте создаются новостройки  , но так бывает редко.

  • Современный город представляет как одновременное существование прошлого и настоящего. В нем смешиваются разные стили – от давно ушедших в прошлое и до самых современных, почти фантастических.

Развитие такого города требует большого мастерства архитекторов и бережного  отношения к нему, как к живой материи.

Слайд 7

Застройка города ведется по определенному плану , и вот, для того, чтобы неповторимая красота веков не  исчезла, появляется целая наука по теории и практике планировки и застройки городов, которая называется одним емким словом – градостроительство.

Градостроительство родилось из архитектуры. С ростом и усложнением структуры городов появилась специальная дисциплина — градостроительство, которая охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.

На протяжении всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле архитектора.

Слайд8

Основными задачами градостроительства является:

  • создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик,
  • решение городских экологических проблем,
  • преодоление монотонности типовой застройки,
  • сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров,
  • бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.

Слайд9

  •  В градостроительстве все подчинено структуре (внести новое определение в словарь). Структура (строение, расположение), определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего-либо. 

Слайд10

  • На предыдущих уроках мы говорили, что в создании городской среды немаловажную роль играют дороги. Дороги – каркас городского пространства, а улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое.

Слайд11

Расширение городского пространства и необходимость быстрого передвижения в городе вызвало появление автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это изменило облик города, его планировку и структуру.

Слайд12

Усложнение жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города стали расширятся за счет окраин.

В одних районах сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы – жилые.

Слайд13

И если посмотреть на город сверху, то он предстанет в виде пятен различных очертаний. Это результат городской планировки. Существует три основных типа планировки.

Предлагаем работу по учебнику- стр. 112 5-6 абзац.

Рассмотрим эти типы.

После окончания работы в учебнике, предлагаем блиц – опрос по 3 фотографиям представленных на слайде  городов отгадать, какие типы планировки представлены под номерами 1 – 3.

Слайд14

Ракурс в историю: II тыс. до н. э применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы.

Слайд15

Идеальные города создавали в своем воображении и на бумаге художники и архитекторы прошлого. Возможно, что-то подобное архитекторы будущего будут создавать в реальном мире. По крайней мере, идеальный город Ромолонтино, который построил на бумаге Леонардо да Винчи, сейчас на полном серьезе считают городом будущего.

Планы идеальных городов причудливы, обладают некоей странной красотой, и иногда являются фракталами (ссылку на книгу о фрактальной архитектуре вы найдете ниже).

Кроме того, идеальные города чем-то напоминают графическую поэзию или графические музыкальные партитуры. И там, и здесь - фигуры, лабиринты, звезды… Но в случае с городами, вместо нот или букв внутри каждой фигуры - улицы и дома. Можно представить, как эти дивные графические объекты должны бы выглядеть с воздуха, с неба... Если б они были построены, вид на нашу планету стал бы поистине фантастическим!

Слайд16

Проект идеального города Сфорцинда
Анто́нио Филаре́те, 1400 -1469 , итальянский архитектор 

Пальманова  — итальянская коммуна в провинции Удине. 

Слайд17

  • В любом городе практически всегда можно выделить – Центр или деловой район. Центр города(или деловой район) – особое место, имеет свое лицо, свою непередаваемую атмосферу. Центр города – есть «сердце его»  Корбюзье .

Слайд18

Каждый район, в свою очередь, делится на более мелкие части – кварталы и микрорайоны.

Кварталы – это территории, застроенные зданиями и отделенные друг от друга  улицами. В зависимости от того, какие здания преобладают в квартале, они могут быть торговыми, жилыми, банковскими и т.д.

А несколько связанных между собой кварталов создают микрорайоны – самостоятельные, но более мелкие, части города, в которых существует все необходимое для повседневной жизни людей.

Но горожане не замыкаются в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь  району, кварталу или микрорайону.

Слайд19

Спланировать город – труднейшая задача для архитектора, но  человеческой мысли нет предела, и вам предлагается посмотреть несколько видов великолепнейших городов, где современность и здания старинной архитектуры застыли в неповторимых ансамблях.

Слайд20

Итоговые вопросы по теме: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица».

  • В каком городе ты хочешь жить?
  • Что лучше:  город,    созданный по идеальному плану, или город, сложившийся исторически?

Практическое задание: (10 мин.) мини - эссе «Прогулка по городу»

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: стр. учебника 110-115 задание №1 (графическая схема)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Живое пространство города"

Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс....

Урок изобразительного искусства «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского. 4 класс.

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского интересен сочетанием индивидуа...

Вариант урока Изобразительного искусства по теме "Изображение пространства" 6 класс 4 четверть

Конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Изображение пространства. Перспектива".Графическое изображение пейзажа. Перспектива. Виды перспективы. Линия горизонта. Точка сх...

Мастер-класс по работе в пространстве города. Пример внеаудиторного занятия "Как образуется пространство площади".

Работа в пространстве города предусматривает использование внеаудиторных методик, позволяющих организовать непсоредственное взаимодействие учителя и учащихся в городской и музейной среде.  Воспол...