Разработка урока ИЗО 5 класс "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Знакомство с русской прялкой, её видами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока949.49 КБ
Файл Презентация к уроку767.07 КБ

Предварительный просмотр:

Круглякова Елена Владимировна

Учитель изобразительного искусства

МБОУ «Сытоминская СОШ»

Тюменская обл., Сургутский р-он. С. Сытомино

Тема урока: Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.

Цель урока: дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении; развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

          Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением элементов традиционного народного орнамента,  наглядный материал выполненный в РowerPoint,  проектор, компьютер, прялка из школьного музея, учебник Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, альбом, краски, кисти

Музыкальный ряд: русские народные песни.

        План урока

1. Организационный момент.

2.  Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

3.  Познакомить с разновидностью типов прялок

4.  Постановка художественной задачи.

5.  Практическое выполнение задания.

6.  Выставка и анализ детских работ.

7.  Подведение итогов

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

II. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

        Давайте , ребята, представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка.

        Давайте заглянем внутрь!

        Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с куделью, в руке веретено.(рис. 1)

            Русская народная песня  «Пряха».

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца…

Ты о чем взгрустнула,

Девица-краса?

Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

        Вот, посмотрите, какие они, русские прялки. (рис. 2)

Прялка – орудие для ручного прядения.

        Русские прялки- неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил муж жене, отец  дочери. И поэтому ее старались украсить особенно нарядно.

        Основными элементами прялки являются: городки, лопасть, серьги, ножка, донце. (рис. 3)

Городки - разные выступы, в верхней части, обозначающие путь солнца по небосводу, символ дневного солнца.  «Серьги» - выступы в нижней части, символы ночного (подземного) солнца. Вертикальный стояк с лопастью, к которой привязывалась кудель для прядения. Кудель прикреплялась именно к той части лопасти, где находится большое солнце. Донце – горизонтальное сиденье для пряхи. (демонстрация настоящей прялки)

Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В роспись удивительным образом соединялись сказочность и реальность. Встречаются и сценки из жизни людей, и растительные элементы, а в нижнем ярусе, символизирующем землю, солярные знаки солнца и воды и фантастические птицы сирин. Люди верили, что птицы сирин приносят счастье.  С солярными знаками мы знакомились с вами на предыдущих уроках. (рис. 4, 5)

Что такое солярные знаки? (Солярные знаки — всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце).

Существует множество поговорок о прядении

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  • Прялка не Бог, а рубаху дает
  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  • Не ленись прясть, хорошо оденешься

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.

Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых ножка вставлялась  в донце. В Городце лопасть вешали на стену как украшение интерьера избы. Посмотрите,  как разнообразны прялки: их различают размеры, форма лопастей, ножки, декоративные украшения. (рис. 6)

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

III. Постановка художественной задачи.

А теперь давайте выполним эскиз  прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике (учебник стр.14).

Прежде чем приступить к работе, посмотрите последовательность выполнения (педагогический рисунок).

1. Нарисовать лопасть и ножку.

2. Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами».

3. Составить композицию из узоров, орнамента, символов.

4. За тонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета.

5. Выполнить эскиз в цвете.

        Физкультминутка.

IV. Практическое выполнение задания.

В ходе самостоятельной работы учащихся учитель обращает внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками.

Учитель подсказывает, поправляет, помогает в процессе работы учеников.

V. Выставка и анализ детских работ.

Во время индивидуальной работы важно акцентировать внимание ребят на удачных находках и решениях, комментируя и поясняя. Неудачные работы показывать тоже необходимо, но здесь надо аккуратно подсказывать пути исправления недостатков, подключая к диалогу самих детей.

VI. Подведение итогов

   1. Назовите основные элементы прялки? (городки, лопасть, серьги, ножка, донце).

   2. Какие виды прялок существовали? (сплошные, составные)

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека,- прялкой.

1. Что вам понравилось на уроке? (ответы учащихся)

2. Узнали что-то новое для себя? (ответы учащихся)

Д/з  Подобрать материал по русской народной вышивке.

Литература

1. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5 класс методическое пособие / Н. А. Горяева, под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

2. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

3. Сапожникова Т.Б. , Коблова О.А. материалы курса «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» лекции 1-4. М.: Пед.университет «Первое сентября», 2009.

Наглядный материал – Интернет-ресурсы.

Приложение

    Рис. 1

           

Рис 2

 Рис. 3              Рис. 4

Рис. 5

                                     

Рис. 6

                     

Рис. 7

Педагогический рисунок

Работы детей

                    

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская прялка Наглядный материал для уроков ИЗО 5 класс Учитель : Круглякова Елена Владимировна

Слайд 4

Прялка – орудие для прядения, получения пряжи

Слайд 7

Элементы узора Солярные знаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.

Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»).  ...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока по МХК "Развитие древнерусской живописи. Русская икона

Аннотация. Мировая художественная культура традиционно изучается в историко-хронологической последовательности. Данная тема изучается в рамках раздела «Художественная культура Средних веков». На...

Разработка урока по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

Цели урока: Образовательные: закрепить навыки написания сочинения-описания по картине;Научить описывать зимний пейзаж;Развивающие:продолжить развитие навыков письменной речи учащихся;Воспитательн...

Разработка урока МХК в 10 классе Загадки русской иконы на примере коллекции Третьяковской галереи.

Урок основан на лекционном материале, самостоятельной поисковой работе учащихся  и обмене информацией....