Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство » для 6 класса
рабочая программа (изобразительное искусство, 6 класс) по теме
Данная программа содержит все темы, включённые в Федеральный компонент содержания образования. В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом, знакомящий с истоками, традициями, культурой татарского народа, представленный художественно- изобразительным материалом: татарские народные традиции, орнаменты, костюмы и творчество татарских художников, скульпторов, поэтов. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6klass_izo.docx | 66.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на МО: Согласовано «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УР Директор МБОУ
________/А.Т.Сабитова/ __________/Р. Ф. Миннахметова/ «Джалильская гимназия»
Протокол № ____ от августа 2013г _______/Р.А. Гильфанова/
августа 2013г. Протокол № 118
от 26 августа 2013г.
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство »
для 6 класса
учителя ИЗО Гариповой Миляуши Миргасимовны.
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джалильская гимназия»
Сармановского муниципального района Р.Т.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
августа 2013г.
2013 – 2014 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для 6 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джалильская гимназия» на 2013 – 2014 учебный год. Исходными документами для составления рабочей программы являются: Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089; примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта; федеральный перечень учебников рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; учебного плана МБОУ «Джалильская гимназия» утвержденного приказом гимназии №121 от 26.08.13г. на 2013 - 2014 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется УМК: Неменская, Л. А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класса : для общеобразовательных учреждений. Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2011-175ст.
Программа общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы под руководством Б.М.Неменского 7-е издание Москва "Просвещение" 2011
Место предмета в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования в 6 классе 35часов, из расчета 1 учебных часа в неделю.
Примечание. На основании положения муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джалильская гимназия» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов и предметов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 27.06.2011 г., протокол №10, утвержденного Приказом директора № 83 от 29.06.2011,в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласовано п. 2.5 данного положения.
Цель программы: развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи:
- формировать художественную компетентность зрителя
- развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве
- формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры.
Данная программа содержит все темы, включённые в Федеральный компонент содержания образования. В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом, знакомящий с истоками, традициями, культурой татарского народа, представленный художественно- изобразительным материалом: татарские народные традиции, орнаменты, костюмы и творчество татарских художников, скульпторов, поэтов. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема | Контрольная | Тестирование | Региональный компонент | Защита проектов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов) | 1 | 1 | ||
2 | Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | 1 | 1 | ||
3 | Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов) | 1 | 1 | ||
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов) | 1 | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 35 часов
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
Формы контроля
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Основной формой проведения занятий по программе является урок. Урок состоит из: -введения в тему занятия, -восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни; -созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме; -обобщения и обсуждения итогов урока; -подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов. Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. Процесс обучения на уроке искусства характеризуют: -сотворчество учителя и ученика; -диалогичность; -чёткость поставленных задач и вариативность их решения; -освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся, уроков коллективной творческой деятельности, экскурсия по родному селу.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: -работа по группам;
-индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на уроках работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы для праздников, родительских собраний.
На уроках происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски акварель, гуашь, карандаши, мелки, пластилин), инструментов (кисти, стеки. ножницы...)
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Художественно-творческая деятельность: учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек; конструктивным анализом произведений изобразительного искусства.
Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видеоурок.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В результате учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
В результате учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Критерии оценивания.
Оценка "5"
-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческих работ.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Учебно-тематическое планирование в 6 А, 6Б классах
«Изобразительное искусство в жизни человека»
№ | Тема урока | Тип урока | Учебно-творческое задание | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | ||||||||
1 тема «Виды изобразительного искусства» - 8 часов | |||||||||
1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | Урок формирования новых знаний |
| Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств | Принести природный материал (веточки, колоски, зонтичные растения | 7.09 | |
2. | Рисунок -основа изобразительного творчества | Урок формирования новых знаний | Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер) | Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ
| Принести травянистые растения | 14.09 | |
3. | Линия и ее выразительные возможности | Комбинированный урок | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). Материалы: карандаш, уголь | Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственнойхудожественной деятельности с натуры | Анализ результатов собственной художественной деятельности | Подобрать репродукции графических работ А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова | 21.09 | |
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | Комбинированный урок | Изображение различных состояний в природе (ветер,тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики | Просмотр и анализ работ
| Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями | 28.09 | |
5. | Цвет. Основы цветоведения | Комбинированный урок | Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть | Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов. | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | Экспресс-выставка | Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты (насыщенности) | 5.10 | |
6. | Цвет в произведениях живописи | Комбинированный урок | Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий | Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. Д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря» | Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи | Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ | Принести иллюстрированные книги о животных или рисунки, фотографии животных | 12.10 | 10.10 |
7. | Объемные изображения в скульптуре. Татарские скульпторы. | Комбинированный урок | Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки | Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе | Опрос. Просмотр и анализ работ | Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти
| 19.10 | |
8. | Основы языка изображения | Повторительно-обобщающий | Конкурс знатоков Выполнение конкурсных заданий | Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения | Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства | Балльная оценка конкурсных заданий | Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания | 26.10 | |
2 тема «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов | |||||||||
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника | Урок формирования новых знаний
|
| Изображение как познание окружающего мира и | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве
| Ответить на вопрос: «Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?». | Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные между собой по языку изображения | 2.11 | |
10 | Изображение предметного мира - натюрморт | Комбинированный урок | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция) | Просмотр и анализ работ
| Подобрать репродукции натюрмортного жанра | 16.11 | |
11 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира | Комбинированный урок | Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма) | Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм | Иметь представление о многообразии и выразительности форм
| Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ | Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком | 23.11 | |
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | Комбинированный урок | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4 | Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ
| 30.11 | ||
13 | Освещение. Свет и тень | Комбинированный урок | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4 | Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры | Фронтальный опрос (устно), Самоанализ работ учащимися | Сбор материала на тему «Выдающиеся русские и зарубежный художники и их произведения натюрмортно-го жанра» (П. Сезанн, В. Ван-Гог, И. Машков и др.) | 7.12 | |
14 | Натюрморт в графике. Национальный татарский натюрморт. | Комбинированный урок | Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики | Просмотр и анализ работ | Продолжение работы над проектом | 14.12 | |
15 | Цвет в натюрморте | Комбинированный урок | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A3 | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества
| Завершение работы на проектом | 21.12 | |
16 | Выразительные возможности натюрморта | Урок-обобщение |
| Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна | Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | Защита проектов. Анализ и оценка результатов проекгной деятельности |
| 11.01 | |
3 тема «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 часов | |||||||||
17 | Образ человека - главная тема искусства. | Урок формирования новых знаний, умений, навыков |
| Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр |
| Подобрать репродукции портретов И. Е. Репина, которые не рассматривались на уроке | 18.01 | |
18 | Конструкция головы человека и её пропорции | Урок формирования новых знаний, умений | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм) | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | Просмотр и анализ работ | Оформить рамку для портрета в технике коллажа, которая отражала бы ваши личные интересы и увлечения. Принести зеркало | 25.01 | |
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | Комбинированный урок | Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш | Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические пор!реты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры | Просмотр и анализ работ | 1.02 | ||
20 | Портрет в графике. | Комбинированный урок | Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага |
| Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры | Просмотр, анализ и оценка работ | Подобрать небольшие литературные.фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению | 8.02 | |
21 | Портрет в скульптуре | Комбинированный урок | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.) | Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ |
| 15.02 | |
22 | Сатирические образы человека | Комбинированный урок | Изображение сатирических образов литературных героев (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь) |
| Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами | Тест. Просмотр и анализ работ | Сбор материала на тему «Художники-портретисты и их произведения» | 22.02 | |
23 | Образные возможности освещения в портрете | Комбинированный урок | Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении (бумага формата А4, черная акварель, кисть) | Изменение образа человека при различном освещении.Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. | Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры | Просмотр и анализ работ | Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении | 1.03 | |
24 | Портрет в живописи | Комбинированный урок | Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля | Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа | Представление работ, анализ и оценивание | Продолжение работы над проектом | 8.03 | |
25 | Роль цвета в портрете | Комбинированный урок | Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: бумага, гуашь, кисть | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи | Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?». Просмотр и анализ работ | Завершение работы над проектом | 15.03 | |
26 | Великие портретисты (России и Татарстана) | Повторительно-обобщающий урок | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения» | Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения»
|
| 22.03 | ||
Тема 4 «Человек и пространство в изобразительном искусстве» – 9 часов | |||||||||
27 | Жанры в изобразительном искусстве | Урок формирования новых знаний | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры | Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам | Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, одного художника: И. Е. Репина или В. Васнецова (на выбор | 5.04 | ||
28 | Изображение пространства | Урок формирования новых знаний |
| Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл | Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве | Тест |
|
12.04 | |
29 | Правила линейной перспективы | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы. Материалы: ф. А4, карандаш | Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, | Знать правила линейной и воздушной перспективы | Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов | Сбор материала для кроссворда | 19.04 | |
30 | Правила воздушной перспективы | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы. Материалы: ф. А4, гуашь с ограниченной палитрой | Планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день» | Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе. | Просмотр, анализ и оценка работ | 26.04 | ||
31 | Пейзаж – большой мир. Организация пространства | Комбинированный урок | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями Материалы: ф. А4, гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем» | Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения (И. Левитан) Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа | Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно) Просмотр и оценка работ | Подобрать репродукции или фото, иллюстрируюшие правила перспективы | 3.05 | |
32 | Пейзаж – настроение. Природа и художник | Комбинированный урок | Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета) | Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана, И. Грабаря, К. Юона | Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению | Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот- много музыки?» Просмотр, анализ и оценка работ | Наброски с натуры городских пейзажных видов | 10.05 | |
33 34 | Городской пейзаж | Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков | Работа над графической композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне) | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века | Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | - Подготовка к КВН (составить кроссворд для команды соперников) | 17.05 24.05 | |
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | Повторительно-обобщающий | КВН | Обобщение материала учебного года | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров | Оценка конкурсных заданий
|
| 31.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека . 6 класса : Для общеобразовательных учреждений\ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2011-175ст.
Список литературы (дополнительный)
Дополнительные пособия для учителя:
- Программа общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы под руководством Б.М.Неменского 7-е издание Москва "Просвещение" 2011
- Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 6 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007
- Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
- Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника.- Мн.: Харвест,2004.-736 с.
- Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное Искусство Татарстана Издательство «Фэн» Казань 1995г.
- Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. древнее искусство Татарстана. Издание второе, дополнительное-Казан: Татарское книжное издательство, 2002.-104с.
- ЗамковаМ.В. Прадо.-М: ОЛМА-ПРЕЕСС Образование, 2004.-128 с.-(Шедевры мировой живописи в вашем доме).
- ЗамковаМ.В. Лувр.-М: ОЛМА-ПРЕЕСС Образование, 2004.-128 с.-(Шедевры мировой живописи в вашем доме).
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств.-М.: Современник, 1997.- 494 с.: ил.
- Гнедеч П.П. История искусств.Россия.18-19вв.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- Гнедеч П.П. История искусств. Том 1.Древний Египет и древний Восток.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- Гнедеч П.П. История искусств. Том 2.Высокое Возрождение.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- Гнедеч П.П. История искусств. Том 3. Древняя и Московская Русь.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- Гнедеч П.П. История искусств.Том 4. Античность. Древняя Греция и Рим.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- ГнедечП.П. История искусств.Том 5. Эпоха Средневековья.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- ГнедечП.П. История искусств. Том 6. Итальянский Ренесанс:-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- ГнедечП.П. История искусств.Том 7. Северное Возрождение.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- ГнедечП.П. История искусств.Том 8. Западноевропейское барокко и классицизм. -М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- ГнедечП.П. История искусств. Европейское искусство Нового времени.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
- Котельникова Т.М. Вся история искусства. Живопись,архетектура, скульптура. Декоративное искусство \ пер. с ит. М.
Котельникой.-М.: Астрель: АСТ, 2008.-414,(2)с., (32)л. Ил.
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
- Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
- Сергей Истомин. Батальная картина. Издательство «Белый город» 2007.-47с.
- «50 Художников. Шедевры русской живописи» Выпуск № 1- №50. Издатель, Учредитель, редакция: ООО»Де Агостини» 2010г.
- Ольга Туберовская. Вгостях у картин. На татарском языке. Казань. Татарское книжное издательство. 1967-156 с.
- Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись: Кн. Для учащихся \ Ж67М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.-192 с.: ил.. - (Уроки изобразительного искусства).
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Б-Банк разработок ИЗО:
Презентации к урокам 5-9 классы
Картины.
Художники.
Работы учащихся.
Фотографии.
Проекты учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс количество часов по учебному плану 34 2015-2016 учебный год
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса — «Де...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС (ФГОС)
Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 КЛАСС (ФГОС)
Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7 КЛАСС (ФГОС)
Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 7 класса для детей с ОВЗ
Реализация индивидуально- образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения....
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство " 3 класс.
Рабочая программа...
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 7 класс
Учебник:С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Изобразительное искусство. 7 класс в 2 частях Ч. 1 2017-143 с. : ил.С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Изобразительное искусство. 7 класс в 2...