РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс количество часов по учебному плану 34 2015-2016 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
титульный лист | 30.5 КБ |
пояснительная записка | 66.5 КБ |
учебно-тематическое планирование | 34 КБ |
4._soderzhanie_rabochey_programmy.doc | 36.5 КБ |
календарно-тематическое планирование | 119.5 КБ |
требования к уровню подготовки | 41 КБ |
контроль качества | 42 КБ |
нормы оценки знаний | 45.5 КБ |
ресурсное обеспечение | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№684 «БЕРЕГИНЯ»
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ№ 684 «Берегиня» Приказ №.. от ….2015 г. ______________ «..» августа 20.. г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _РадюхинаН.Ю. ______________ «..» августа 2015 г. |
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей … Протокол № 1 от …. августа 2015 г. Руководитель МО … ________________ | ПРИНЯТО
Педагогического совета «Берегиня» Протокол № .. от .. августа 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс
количество часов по учебному плану 34
2015-2016 учебный год
Жуков С.Ю.
б/к
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
« изобразительное искусство» 5 класс
Нормативная основа программы
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
(для V классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2015/2016 учебном году);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»;
распоряжением Комитета по образованию № 2525-Р от 30.10.2013 «Об утверждении порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным образовательным программам на дому»,
Уставом ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга утверждённого распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 19.08.2011 № 1621-р
Основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» утверждённой приказом № 322/1 от 29.08.2014
- Примерной программы по изобразительному искусству под руководством Б.М. Неменского, кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2010;
Цели и задачи обучения по предмету «изобразительное искусство» в 5классе
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно …). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение изобразительного искусства в 5 классе составит 34 часа.
1 четверть –9 час
2 четверть –7 часов
3 четверть –10 часов
4 четверть –8 часов
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
Виды контроля | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
Входной | тест | панно | 2 | ||
Рубежный | Игра «Художники-зрители» | 1 | |||
Рубежный | тест | 1 | |||
Итоговый | Коллективное панно | 1 | |||
Итого: | 5 |
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках изобразительного искусства.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даѐт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика)
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса (с обязательным указанием особенностей обучения, отбора технологий, методов, содержания в дальнейшем):
- ….
- ….
В этом возрасте у детей развиваются …
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в т…
…
Особенности организации учебного процесса по предмету:
Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Так же используются традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: выполнение упражнений .эскизов. набросков .рисунков
Активные методы обучения: деловые игры, драматизация, театрализация, метод проектов.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения изобразительному искусству ,для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: мультимедийные средства, ИКТ,наглядность
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- текущий
- рубежный, итоговый
Формы контроля:
Кроссворд, конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по изобразительному искусству.
Учебник. 5 класс Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека
Горяева Н.А. «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс»
Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |
Уроки | лабораторно-практические работы, уроки развития речи | |||||
Древние корни народного искусства | 9 | 1 | ||||
Связь времен в народном искусстве | 7 | 1 | ||||
Декор — человек, общество, время | 10 | 1 | ||||
Декоративное искусство в современном мире | 8 |
1 | ||||
Итого: | 34 | 4 |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы |
Древние корни народного искусства | 9 | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | |
Связь времен в народном искусстве | 7 | Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка | |
Декор — человек, общество, время | 10 | Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи. | |
Декоративное искусство в современном мире | 8 | Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале | |
итого | 34 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по ФГОС по изобразительному искусству на 2015- 2016 учебный год
№ | Дата | Тема Тип урока/Форма проведения | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | УУД | Контрольно-оценочная деятельность | |||
По плану | По факту | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | форма | ||||
I четверть | |||||||||
Древние корни народного искусства — 9 ч | |||||||||
1 | 02. 09 | Древние образы в народном искусстве Урок - усвоения новых знаний. | Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер | Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др. | Применять условно-символический характер народного декоративного искусства | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Входной контроль | рисунок | |
2 | 09. 09 | Убранство русской избы | Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы | Использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции | Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества | Текущий контроль | Просмотр эскизов Орнамента льной композиции для украшения избы | ||
3 | 16. 09 | Внутренний мир русской избы Комбинированный урок | Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища. | Принимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Текущий контроль |
Просмотр эскизов
| ||
4 | 23. 09 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда Комбинированный урок | Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов | Выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества | Текущий контроль | Просмотр, анализ и оценивание работ.Эскиз выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной | ||
5, 6 | 30. 09 07. 10 | Русская народная вышивка Комбинированный урок | Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Умение использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Текущий контроль | Просмотр Эскизов узора вышивки на полотенце в традициях народных мастер ов | ||
7, 8 | 14. 10 21. 10 | Народная праздничная одежда Комбинированный урок | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме. | Работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Текущий контроль | Просмотр и анализ работ эскизов народного праздничного костюма | ||
9 | 28. 10 | Праздничные народные обряды Повторительно-обобщающий урок | Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев,«Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» | Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского на рода | Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо-ционально-ценностного освоения мира | Текущий контроль | Экспресс-выставка Изготовленых кукол Масленицы. | ||
II четверть | |||||||||
Связь времен в народном искусстве — 7 ч | |||||||||
10 | 11. 11 | Древние образы в современных народных игрушках Комбинированный урок | Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо- | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. | Приобретение опыта работы различными художественными матери-алами | Текущий контроль | Просмотр, анализ и оценивание работ игрушек украшеных в традициях одного из промыслов. | ||
11 | 18. 11 | Единство формы и декора в игрушках Комбинированный урок | Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо- | Использовать особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо- | Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества | Текущий контроль | Просмотр, анализ и оценивание работ | ||
12 13 | 25. 11 02. 12 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие Комбинированный урок | Гжель.История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Текущий контроль | Опрос. Просмотр и анализ рисунков | ||
14 | 09. 12 | Народные промыслы .Их истоки и современное развитие Комбинированный урок | Городец.История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | Приобретение опыта работы различными художественными матери-алами | Текущий контроль | Взаимоанализ результатов творчества одноклассников (фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи.) | ||
15 | 16. 12 | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни Комбинированный урок | Искусство Жостова. Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма | Умение использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Текущий контроль | Экспресс-выставка
| ||
16 | 23. 12 | Промыслы нашего края Повторительно – обобщающий урок | Особенности Волховской росписи. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. | Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; | Рубежный контроль | Экспресс-выставка Игра «Художники-зрители» | ||
III четверть | |||||||||
Декор — человек, общество, время — 10 ч | |||||||||
17 | 13. 01 | Введение в проблематику четверти: Зачем людям украшения Урок-беседа | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов | Рассматривать и обсуждать(анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
| Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры. | Текущий контроль | Фронтальный опрос (устно) | ||
18 19 | 20. 01 27. 01 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Декоративное искусство Древнего Египта Комбинированный урок | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян | Понимать образного строя вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей | Текущий контроль | Презентация своих работ учащимися и оценка результата эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.. | ||
20 21 | 03. 02 10. 02 | Одежда говорит о человеке Древний Китай Комбинированный урок | Одежда как знак положения человека в обществе. | Уметь творчески работать над предложенной темой Понимать , что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Умение видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. | формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности | Текущий контроль | Анализ результата коллективной работы (панно) | ||
21 22 | 17. 02 24. 02 | Одежда говорит о человеке Западная Европа Комбинированный урок | Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора - выявить социальный статус людей | Умение творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | Формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; | Текущий контроль | Анализ результата коллективной работы (панно) | ||
23 | 01. 03 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Комбинированный урок | Символика. История возникновения и развития геральдического искусства. | Умение создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом |
| Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, | Текущий контроль | Просмотр работ | |
24 | 09. 03 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Комбинированный урок | Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба. Значение геральдического искусства в жизни современного общества | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Текущий контроль | Просмотр работ | ||
26 | 16. 03 | Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества Повторительно – обобщающий урок | Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. | Понимать , что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. | Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; | Рубежный контроль | тест | ||
Декоративное искусство в современном мире — 7 ч | |||||||||
IV четверть | |||||||||
27 | 30. 03 | Декоративное искусство в современном мире Урок усвоения новых знаний | Многообразие материалов и техник современного ДПИ.. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ | Знать видов декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, | Текущий контроль | Просмотр работ | ||
28 | 06. 04 | Современное выставочное искусство Керамика Комбинированный урок | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; | Текущий контроль | Просмотр работ | ||
29 | 13. 04 | Современное выставочное искусство .Стекло. Комбинированный урок | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Умение использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, | Текущий контроль | Просмотр работ | ||
30 | 20. 04 | Современное выставочное искусство .Художественная ковка. Комбинированный урок | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Умение использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей | Текущий контроль | Просмотр работ | ||
31 | 27. 04 | Современное выставочное искусство .Гобелен. Комбинированный урок | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Умение использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; | Текущий контроль | Самооценка. | ||
32 | 04. 05 | Современное выставочное искусство. Батик. Комбинированный урок | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Умение использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей | Текущий контроль | Выставка творческих раб от | ||
33 34 | 11. 05 18. 05 | Ты сам мастер Комбинированный урок Обобщающий урок | Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; | Итоговый контроль | тест Эстетическая оценка результата коллективной деятельности Коллективное панно | ||
35 | 18. 05 | Ты сам мастер (резервный) | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; |
Предварительный просмотр:
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по изобразительному искусству (к образовательным результатам)
к концу 5 класса
Обучающиеся должны знать:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семанти-ческое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России;
Обучающиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды де-коративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (на-родного, классического, современного) связь конструктивных, деко-ративных, изобразительных элементов, а также видеть единство ма-териала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобра-зительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т.
Образовательные результаты:
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися лично-стных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении мо-ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от-ветственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь-ной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея-тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе-ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо-ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху-дожественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра-женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по-нимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными матери-алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран-ственных искусств, в специфических формах художественной дея-тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография)
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Предметные
…
Метапредметные
…
Личностные
…
Предварительный просмотр:
Контроль качества обучения
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Объём проверочных работ в5 классе
1 четверть- тест
2 четверть - кроссворд
3 четверть - тест
4 четверть –тест, выставка рисунков
Пакет контрольно-измерительных материалов
Предварительный просмотр:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по изобразительному искусству
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Форма работы 1
Оценка «5» ставится за …
Оценка «4» ставится за .…
Оценка «3» ставится ….
Оценка «2» ставится за …
Форма работы 2
Оценка «5» ставится за …
Оценка «4» ставится за .…
Оценка «3» ставится ….
Оценка «2» ставится за …
Форма работы 3
Оценка «5» ставится за …
Оценка «4» ставится за .…
Оценка «3» ставится ….
Оценка «2» ставится за …Требования к проверке успеваемости:
1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;
2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;
3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;
4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;
5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;
6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.
Отметка | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
Оценка «5» (отлично) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно. Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету. |
Оценка «4» (хорошо) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла |
Оценка «3»(удовлетворительно) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах. Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта. Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала. |
Оценка «2»(неудовлетворительно) | ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки. |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Сайт: www.uchkopilka.ru
Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/izo/kontrol/1542-otsenka-kachestva-znanij-obuchayushchikhsya-po-uchebnomu-predmetu-izobrazitelnoe-iskusstvo
Предварительный просмотр:
Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Учебник
5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на2015-20116 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству.
Дополнительная литература для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство5, 6,7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Дополнительная литература для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
- материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/
http://www.artsait.ru
учебные мультимедийные пособия,
презентации, подготовленные учителем
и т.д.
- информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» УМК С.И. Львовой на 2015-2016 учебный год 7 класс
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе примерной программы для основной школы Русский язык 5-9 классы, стандартов второго поколения, Програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ» для 5-6 классов на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа на 2015-16 гг....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......