РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс количество часов по учебному плану 34 2015-2016 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

         Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№684 «БЕРЕГИНЯ»

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ№ 684 «Берегиня»
Зверева Н.Н.

Приказ №.. от ….2015 г.

______________

«..» августа  20.. г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_РадюхинаН.Ю.

______________

«..» августа  2015 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

учителей …

Протокол № 1

от …. августа  2015 г.

Руководитель МО

________________

ПРИНЯТО


на заседании

Педагогического совета
ГБОУ СОШ № 684

«Берегиня»

Протокол № ..

от  .. августа  2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  «Изобразительное искусство»

                                      5 класс

          количество часов по учебному плану 34

2015-2016 учебный год

Жуков С.Ю.

б/к

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

« изобразительное искусство» 5 класс

Нормативная основа программы

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
(для V классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2015/2016 учебном году);

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;

распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»;

            распоряжением Комитета по образованию № 2525-Р от 30.10.2013 «Об утверждении порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным образовательным программам на дому»,

          Уставом ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга утверждённого распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 19.08.2011 № 1621-р

          Основной образовательной программой  основного общего и среднего общего образования ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня»  утверждённой приказом № 322/1 от 29.08.2014

         

- Примерной программы  по изобразительному искусству  под руководством Б.М. Неменского, кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2010;

 

Цели и задачи обучения по предмету  «изобразительное искусство» в 5классе

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

        Художественное развитие осуществляется в практической,  деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

        Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

        Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия         визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;  
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

        

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

        Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

        

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно …). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение изобразительного  искусства в 5 классе составит 34 часа.

1 четверть –9 час

2 четверть –7 часов

3 четверть –10 часов

4 четверть –8 часов

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

Виды контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Входной

тест

панно

2

Рубежный

Игра «Художники-зрители»

1

Рубежный

тест

1

Итоговый

Коллективное панно

1

Итого:

5

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках изобразительного искусства.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даѐт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика)

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

 

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса (с обязательным указанием особенностей обучения, отбора технологий, методов, содержания в дальнейшем):

  • ….
  • ….

В этом возрасте у детей развиваются …

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в т…

Особенности организации учебного процесса по предмету:  

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

        Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой  деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Так же используются традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: выполнение упражнений .эскизов. набросков .рисунков

Активные методы обучения: деловые игры, драматизация, театрализация, метод проектов.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники,  демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения изобразительному искусству ,для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: мультимедийные средства, ИКТ,наглядность

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • текущий
  • рубежный, итоговый

Формы контроля:

Кроссворд, конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования  по изобразительному искусству.

Учебник. 5 класс Горяева Н.А., Островская О.В.  «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека

Горяева Н.А.  «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» 

Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю  художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

 



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Уроки

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

Древние корни народного искусства

9

1

Связь времен в народном искусстве

7

              1

Декор — человек, общество, время

10

             1

Декоративное искусство в современном мире

8

           

             1

Итого:

34

4



Предварительный просмотр:

Содержание  рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

Древние корни народного искусства

9

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве

7

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка

Декор — человек, общество, время

10

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

Декоративное искусство в современном мире

8

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале

итого

34



Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Календарно-тематическое планирование по ФГОС по изобразительному искусству на 2015- 2016 учебный год

Дата

Тема

Тип урока/Форма проведения

Элемент

 содержания

Требования к результатам

(предметным и метапредметным)

УУД

Контрольно-оценочная деятельность

По плану

По факту

Учащийся

научится

Учащийся сможет научиться

Вид

форма

I четверть

Древние корни народного искусства — 9 ч

1

02.

09

Древние образы в народном искусстве

Урок - усвоения новых знаний.

Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер

Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Применять условно-символический характер народного декоративного искусства

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Входной контроль

рисунок

2

09.

09

Убранство русской избы

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище

Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы

Использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные

средства орнаментальной композиции

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества

Текущий контроль

Просмотр эскизов 

Орнамента льной композиции для украшения избы

3

16.

09

Внутренний мир русской избы

Комбинированный урок

Единство пользы и красоты в организации пространства дома.

Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища.

Принимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Текущий контроль

 

Просмотр эскизов 

 

4

23.

09

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Комбинированный урок

Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов

Выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества

Текущий контроль

Просмотр, анализ и оценивание работ.Эскиз

выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной

5,

6

30.

09

07.

10

Русская народная вышивка Комбинированный урок

 Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.

Умение  использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Текущий контроль

Просмотр Эскизов узора вышивки на полотенце в традициях народных мастер ов

7,

8

14.

10

21.

10

Народная праздничная одежда

Комбинированный урок

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме.

Работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности  эстетического характера.

Текущий контроль

Просмотр и анализ работ

эскизов народного праздничного костюма

9

28.

10

Праздничные народные обряды

Повторительно-обобщающий урок

Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев,«Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представление  о роли  ДПИ в укладе жизни русского  на рода

Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо-ционально-ценностного освоения мира

Текущий контроль

Экспресс-выставка

Изготовленых кукол

Масленицы.

II четверть

Связь времен в народном искусстве — 7 ч

10

11.

11

Древние образы в современных народных игрушках

Комбинированный урок

Живучесть древних образов в современных народных игрушках.  Особенности пластической формы, цветового строя  и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-
новской, дымковской, каргополь
ской игрушек

Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности.

Приобретение опыта работы различными художественными матери-алами

Текущий контроль

Просмотр, анализ и оценивание

работ

игрушек  украшеных  в традициях одного из промыслов.

11

18.

11

Единство формы и декора в игрушках Комбинированный урок

Живучесть древних образов в современных народных игрушках.  Особенности пластической формы, цветового строя  и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-
новской, дымковской, каргополь
ской игрушек).

Использовать особенности пластической формы, цветового строя  и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-
новской, дымковской, каргополь
ской игрушек).

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества

Текущий контроль

Просмотр, анализ и оценивание

работ

12

13

25.

11

02.

12

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие Комбинированный урок

Гжель.История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь  передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств  с функциональностью предмета

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности  эстетического характера.

Текущий контроль

Опрос. Просмотр и анализ рисунков

14

09.

12

Народные промыслы .Их истоки и современное развитие Комбинированный урок

Городец.История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность  линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь  применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе

Приобретение опыта работы различными художественными матери-алами

Текущий контроль

Взаимоанализ результатов творчества одноклассников

(фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи.)

15

16.

12

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

 Комбинированный урок

Искусство Жостова.

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма

Умение  использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета 

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Текущий  контроль

Экспресс-выставка

 

16

23.

12

Промыслы нашего края 

Повторительно – обобщающий урок

 Особенности Волховской росписи. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве.

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Рубежный контроль

Экспресс-выставка

Игра «Художники-зрители»

III четверть

Декор — человек, общество, время — 10 ч

17

13.

01

Введение в проблематику четверти: Зачем людям украшения 

Урок-беседа

Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов

Рассматривать и обсуждать(анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей  декора костюма людей разного статуса и разных стран.

 

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры.

Текущий контроль

Фронтальный опрос (устно)

18

19

20.

01

27.

01

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Декоративное искусство Древнего Египта Комбинированный урок

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян

Понимать   образного строя  вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Текущий контроль

Презентация своих работ учащимися и оценка результата

эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта..

20

21

03.

02

10.

02

Одежда говорит о человеке

Древний Китай

Комбинированный урок

Одежда как знак положения человека в обществе.

Уметь творчески работать над предложенной темой

Понимать , что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Умение видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора.

формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Текущий контроль

Анализ результата коллективной работы

(панно)

21

22

17.

02

24.

02

Одежда говорит о человеке

Западная  Европа

Комбинированный урок

Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора  - выявить социальный статус людей

Умение  творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

Формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Текущий контроль

Анализ результата коллективной работы

(панно)

23

01.

03

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Комбинированный урок

Символика. История возникновения и развития геральдического искусства.

Умение создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом

 

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры,

Текущий контроль

Просмотр работ

24

09.

03

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Комбинированный урок

Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба. Значение геральдического искусства в жизни современного общества

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ:

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Текущий контроль

Просмотр работ

26

16.

03

Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества Повторительно – обобщающий урок

Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.

Понимать , что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора.

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

Рубежный контроль

тест

Декоративное искусство в современном мире — 7 ч

IV четверть

27

30.

03

Декоративное искусство в  современном мире

Урок усвоения новых знаний

Многообразие материалов и техник современного ДПИ.. Изменение соотношения пользы и красоты.

Виды ДПИ

Знать  видов  декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры,

Текущий контроль

Просмотр работ

28

06.

04

Современное выставочное искусство Керамика

Комбинированный урок

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

Уметь  использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Текущий контроль

Просмотр работ

29

13.

04

Современное выставочное искусство .Стекло.

Комбинированный урок

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

Умение использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры,

Текущий контроль

Просмотр работ

30

20.

04

Современное выставочное искусство .Художественная ковка.

Комбинированный урок

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

Умение использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Текущий контроль

Просмотр работ

31

27.

04

Современное выставочное искусство .Гобелен.

Комбинированный урок

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

Умение использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Текущий контроль

Самооценка.

32

04.

05

 Современное выставочное искусство. Батик.

Комбинированный урок

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

Умение использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Текущий контроль

Выставка творческих раб от

33

34

11.

05

18.

05

Ты  сам мастер

Комбинированный урок

Обобщающий урок

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Владеть  навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

Итоговый контроль

тест

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности

Коллективное панно

35

18.

05

Ты  сам мастер

(резервный)

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;



Предварительный просмотр:

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по изобразительному искусству (к образовательным результатам)

к концу 5 класса

Обучающиеся должны знать:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семанти-ческое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России;

Обучающиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды де-коративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (на-родного, классического, современного) связь конструктивных, деко-ративных, изобразительных элементов, а также видеть единство ма-териала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобра-зительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т.

Образовательные результаты:   

        В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися лично-стных, метапредметных и предметных результатов.

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание  своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении мо-ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от-ветственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь-ной, творческой деятельности;

•        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности  эстетического характера.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея-тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе-ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо-ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху-дожественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра-женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по-нимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными матери-алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран-ственных искусств, в специфических формах художественной дея-тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография)
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Предметные

Метапредметные

Личностные



Предварительный просмотр:

Контроль качества обучения

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Объём проверочных работ  в5  классе

1 четверть- тест

2 четверть - кроссворд

3 четверть - тест

4 четверть –тест, выставка рисунков

Пакет контрольно-измерительных материалов



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по изобразительному искусству

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Форма работы 1

Оценка «5» ставится за …

Оценка «4» ставится за .…

Оценка «3» ставится ….

Оценка «2» ставится за …

Форма работы 2

Оценка «5» ставится за …

Оценка «4» ставится за .…

Оценка «3» ставится ….

Оценка «2» ставится за …

Форма работы 3

Оценка «5» ставится за …

Оценка «4» ставится за .…

Оценка «3» ставится ….

Оценка «2» ставится за …Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

 

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

     Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

     Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

     Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

     Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3»(удовлетворительно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

   Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2»(неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

     При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

     К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

     К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия. 

Сайт: www.uchkopilka.ru


Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/izo/kontrol/1542-otsenka-kachestva-znanij-obuchayushchikhsya-po-uchebnomu-predmetu-izobrazitelnoe-iskusstvo



Предварительный просмотр:

Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Учебник

5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на2015-20116 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта  общего образования по изобразительному искусству.

Дополнительная литература для учителя:

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство5, 6,7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;

 – Е.С. Туманова и др.,  Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева.,  Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Павлова .,  Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

Дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

  • материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

     http://ru.wikipedia.org/wiki

     http://www.artsait.ru

 

учебные мультимедийные пособия,

презентации, подготовленные учителем

и т.д.

  • информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» УМК С.И. Львовой на 2015-2016 учебный год 7 класс

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе примерной  программы для основной школы  Русский  язык 5-9 классы,  стандартов второго поколения,  Програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......