Техника "граттаж" на уроках изобразительного искусства
статья (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Уроки изобразительного искусства, проводимые с применением техники "граттаж", вовлекают детей в занимательную игру "проявления" рисунка, удивительную и захватывающую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnika_grattazh_na_urokakh_izo.docx13.59 КБ

Предварительный просмотр:

Техника «граттаж» на уроках изобразительного искусства.

Слово «граттаж»  в  переводе с французского означает «царапанье» ( от глагола  grater – царапать).  Для получения основы для гравюры  многие художники пользуются способом процарапывания пером,  специальным резцом или острым инструментом  бумаги или картона, покрытых тушью. Граттаж – это имитация гравюры на картоне или плотной бумаге.  

Перед работой в данной технике  с детьми  проводится подготовительная работа на выполнение графических упражнений, помогающих передать пространство, фактуру, элементы окружающей среды. Учащиеся знакомятся с изобразительным языком графики и главными его выразительными средствами : линией, штрихом, контуром, пятном, тоном, с видами гравюр (ксилография – гравюра на дереве, линогравюра – на линолеуме, литография – гравюра на камне, шелкография – трафаретный эстамп).

Дома учащиеся грунтуют лист  для выполнения гравюры наиболее подходящим для себя способом:

  1. На белый картон  наносятся акварельные цветовые пятна (в касании друг с другом), лист просушивается. Затем, путем натирания, на картон наносится слой воска или парафина (можно использовать хозяйственные  свечи), а потом тушь или краска. Тушь (черная) накладывается в несколько слоев, просушивая каждый. При этом испытываются некоторые трудности при нанесении туши на вощеную бумагу. Тушь нужно наносить широкой кистью или губкой. В тушь я добавляю несколько капель клея ПВА для лучшего «схватывания».
  2. На картон кистью наносится яичный желток, слой кладется быстро в один прием. После этого просушенный лист 2-3 раза покрывается тушью, можно цветной.
  3. На картон черного цвета наносится светлая краска.
  4. Лист просто закрашивается темным цветом, а рисунок выполняется гелиевой ручкой белого цвета или белым карандашом, мелками.

Из дома дети приносят газеты для покрытия парты, так как из практики – работа довольно «грязная» из-за «отходов» процарапывания черных парафиновых шариков. Учащиеся выбирают инструмент для граттажа : зубочистку, гвоздик со шляпкой, ненужную авторучку, разогнутую толстую скрепку, вязальную спицу и так далее.

Перед работой детям напоминаем о технике безопасности, так как предметы острые.  Детям очень нравится рисование в такой необычной технике, нравится процесс «проявления» гравюры на картоне, немного таинственный и захватывающий.  Сюжет картины дети выбирают сами из предложенных  учителем возможных вариантов (виды родного города, храмы, природа, животные и т.д.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...