Техника "граттаж" на уроках изобразительного искусства
статья (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Уроки изобразительного искусства, проводимые с применением техники "граттаж", вовлекают детей в занимательную игру "проявления" рисунка, удивительную и захватывающую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnika_grattazh_na_urokakh_izo.docx | 13.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника «граттаж» на уроках изобразительного искусства.
Слово «граттаж» в переводе с французского означает «царапанье» ( от глагола grater – царапать). Для получения основы для гравюры многие художники пользуются способом процарапывания пером, специальным резцом или острым инструментом бумаги или картона, покрытых тушью. Граттаж – это имитация гравюры на картоне или плотной бумаге.
Перед работой в данной технике с детьми проводится подготовительная работа на выполнение графических упражнений, помогающих передать пространство, фактуру, элементы окружающей среды. Учащиеся знакомятся с изобразительным языком графики и главными его выразительными средствами : линией, штрихом, контуром, пятном, тоном, с видами гравюр (ксилография – гравюра на дереве, линогравюра – на линолеуме, литография – гравюра на камне, шелкография – трафаретный эстамп).
Дома учащиеся грунтуют лист для выполнения гравюры наиболее подходящим для себя способом:
- На белый картон наносятся акварельные цветовые пятна (в касании друг с другом), лист просушивается. Затем, путем натирания, на картон наносится слой воска или парафина (можно использовать хозяйственные свечи), а потом тушь или краска. Тушь (черная) накладывается в несколько слоев, просушивая каждый. При этом испытываются некоторые трудности при нанесении туши на вощеную бумагу. Тушь нужно наносить широкой кистью или губкой. В тушь я добавляю несколько капель клея ПВА для лучшего «схватывания».
- На картон кистью наносится яичный желток, слой кладется быстро в один прием. После этого просушенный лист 2-3 раза покрывается тушью, можно цветной.
- На картон черного цвета наносится светлая краска.
- Лист просто закрашивается темным цветом, а рисунок выполняется гелиевой ручкой белого цвета или белым карандашом, мелками.
Из дома дети приносят газеты для покрытия парты, так как из практики – работа довольно «грязная» из-за «отходов» процарапывания черных парафиновых шариков. Учащиеся выбирают инструмент для граттажа : зубочистку, гвоздик со шляпкой, ненужную авторучку, разогнутую толстую скрепку, вязальную спицу и так далее.
Перед работой детям напоминаем о технике безопасности, так как предметы острые. Детям очень нравится рисование в такой необычной технике, нравится процесс «проявления» гравюры на картоне, немного таинственный и захватывающий. Сюжет картины дети выбирают сами из предложенных учителем возможных вариантов (виды родного города, храмы, природа, животные и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Итергированный урок изобразительного искусства и истории в 7 классе "18 век - звездный час для России и переломный момент в ее истории. Воплощение величия и противоречивости этого времени в изобразительном искусстве"
Конспект интегрированного урока изобразительного искуссства и истории России...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....