4 класс 27 урок "Искусство Эллады"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Трофимова Ольга Васильевна

Урок изобразительного искусства для 4 класса по программе Б.М. Неменского  по теме "Искусство Эллады"

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс

Каждый народ - художник

34 часа

III четверть

 Каждый народ - художник

Урок 17

Тема урока:

Искусство древней Греции.

Запись на доске

Тип урока:

Урок – путешествие.

Цель урока:

Знакомство с особенностями искусства Древней Греции.

Основные понятия:

Эллада. Пропорции фигуры человека.

Общие компетенции:

Знакомство с культурой и искусством древней Греции. Развитие  графических навыков.

Предметные

компетенции:

Изучение пропорций фигуры человека. Развитие навыков изображения человека в движении с соблюдением пропорций.

Оргмомент –

1 мин.

   

Целеполагание –

2 мин.              

           

Изучение      нового материала -

18 мин.

Работа с текстом                      

(3 мин.)

Содержание:

Проверка готовности к уроку.  

Организация рабочего места.

Приветствие:

- Мы продолжаем изучение темы «Каждый народ – художник». Во 2 четверти мы совершили путешествие по древним русским городам.

- Как называется древнерусский укреплённый город?

- Кремль.

Из каких элементов состоит Кремль?

- Стены, башни, храм или собор.

- В каких городах на территории России есть кремль?

- Ответы ребят.

- Сегодня я вновь приглашаю вас в путешествие, но сегодня наше путешествие будет заграничным. А узнать, в какую страну мы отправимся, вам поможет ребус.

- Греция.

Тема урока: Искусство Древней Греции.

Мы отправляемся в путешествие в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь.

Ответьте на вопросы:

  • В чём особенность географического положения и природных условий Греции?
  • Что является главной темой в искусстве и культуре древних греков?

Ответы на вопросы.

Итак, главная тема в искусстве греков – Человек.

Цель урока:

Познакомиться с особенностями изображения человека в Древней Греции.

Задачи:

  1. Рассмотреть произведения искусства древнегреческих художников.
  2. Изучить правила (каноны) изображения фигуры человека в древней Греции.
  3. Изобразить  фигуру человека по древнегреческим канонам.

Образ прекрасного человека Греки воплотили в своих представлениях о богах. Они считали, что вместе с ними их страну населяет мир богов – бессмертных, очень красивых и очень похожих на людей.

Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп, поэтому их назвали  олимпийцами.

В честь богов древние греки строили храмы. Они умели выбирать места для своих построек.

Храм был построен на месте, где когда-то давным-давно произошёл спор между богом морей Посейдоном и богиней мудрости Афиной за первенство на греческих землях. Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина, вонзив копьё в землю, создала дерево оливу, приносящее плоды – маслины. Греки отдали предпочтение богине, назвав в честь неё город – Афины.

Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.

На ноги надевали сандалии, прикреплявшиеся ремнями. Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Греки носили длинные, тщательно причёсанные волосы, Атлеты напротив, стриглись коротко. Философы носили длинные волосы.

Богиня охоты - Артемида, богиня победы - Ника.

Для женских одежд применялась шерсть, полотно и прозрачная ткань, происхождение которой неизвестно. Из цветов предпочитали пурпурный, зелёный, серо-голубой, золотисто-коричневый и белый. Любили ткани в рисунок, яркие каймы и узоры для отделки.

Мирон первым воплотил идею движения в своём "Дискоболе". Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется. Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи. В этом миге между двумя движениями есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном. Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не вперёд, куда должен устремиться диск, а в обратную сторону. Возникает впечатление и движения, и неподвижности одновременно.

Самое знаменитое произведение Поликлета — «Дорифор» - Копьеносец (450—440 до н. э.)

Канон - система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом в V веке до нашей эры.

Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой.

В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления - вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей. Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4-7 слайды

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11-12 слайды

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

Практическая работа - 15 мин.

Демонстрация последовательности изображения фигуры человека мелом на доске. Совместная работа с детьми.

18-20 слайды

Итог урока -

3 мин. Рефлексия – 1 мин.

Просмотр рисунков. Словесная самооценка работ по желанию ребят.

Выявление затруднений.

Задание на дом:

Лист А4, цветные мелки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА" Интегрированное мероприятие по Истории Древнего мира и Литературе в 5-х классах

"ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА" Интегрированное мероприятие по Истории Древнего мира и литературе в 5-х классах. Мероприятие проводится между 5-ми кл. после изучения темы "Древняя Греция" с привлечением знаний по ли...

История 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"

Урок с презентацией разработан к учебнику "История Древнего мира"// авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая...

"Искусство Древней Эллады. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись" комбинированный урок ИЗО и МХК 7 класс

"Искусство Древней Эллады. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись", комбинированный урок для 7-х классов по предметам "Изобразительное искусство" и "Мировая художественная культура". Разработка урока...

урок истории Древнего мира в 5 классе по теме "Боги и герои Эллады"

Урок истории Древнего мира по теме "Боги и герои Эллады". Урок изучения нового материала, сопровождается мультимедийной презентацией.Используется на уроке дополнительный материал, подготовленный учащи...

Схема конспекта урока по истории 5 класс «Города Эллады подчиняются Македонии»

тема урока "Города Эллады подчиняются Македонии"Цель: подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии"...

Открытый урок истории на РМО 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"

Открытый урок на РМО учителей истории и географии в рамках технологии внутриклассного оценивания...