Схема конспекта урока по истории 5 класс «Города Эллады подчиняются Македонии»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

тема урока "Города Эллады подчиняются Македонии"

Цель: подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_uroka_istorii_safronova_t.v.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО)                    Сафронова Тамара Валерьевна

Город, район  с. Усть – Волчиха, Волчихинский район

Образовательное учреждение  МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»

Предмет (или должность)   учитель истории

Класс   5

Тема урока  «Города Эллады подчиняются Македонии»

Характеристика класса  в классе обучается 11 учащихся, уровень обучения средний.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник для 5 класса «История древнего мира» Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер. М. «Просвещение» 2008 г. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. Выпуск.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. М. «Просвещение» 2008 г. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.М., 1997. С. 163-164, 165.

 

Цель:  подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии.

Задачи:   - продолжить формирование умений составлять рассказ, делать несложные выводы, использовать исторические документы как источник исторических знаний;

              - определить причины возвышения Македонии;

              - уметь работать с картой;

              - совершенствовать групповую и индивидуальную работу;

              - развитие память, мышления, кругозора учащихся.

Методы:  Словесные – рассказ учителя, выступления учащихся;

Наглядные – презентация, карта «Древняя Греция», исторический документ;

Групповые: работа с документами;

Индивидуальные –  работа с учебником, по карточкам.

1. Организационный момент, включающий:

 Цель:  организовать коллектив учащихся, овладеть их вниманием

Задачи: - организовать коллектив к рабочий деятельности;

             - создать благоприятные психологические условия к взаимодействию деятельности учителя и учащихся;

             - психологическая настройка на предстоящую работу.

 Метод: словесный

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие учителя

Приветствие учащихся

Отвечают на вопросы

Беседа о дежурстве, об отсутствующих в классе, о настроении учащихся

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: актуализация опорных  знаний учащихся по теме «Афинская демократия при Перикле»

Задачи: - совершенствование монологической речи;              

              - совершенствование работы с историческими документами;

              -  совершенствовать работу в группах;

             - дифференцированно решать исторические задачи.

Методы: беседа приемы: групповой, индивидуальный.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы учащихся

Постановка вопроса о выполнении домашнего задания.

Индивидуальная работа с карточками № 36 (выборочно; опрос 1-2 учащихся)

Карточка № 36   

 вопрос: «Как управлялось Афинское государство при Перикле?»  

  • Кто мог участвовать в работе Народного собрания - главного органа власти в Афинах?
  • Как часто собиралось Народное собрание, где?
  • Какие вопросы решало Народное собрание?

Как называлась такая форма правления государством?                

Подготовка устного ответа

 

Дифференцированная работа по карточкам письменно на листочках (выборочно  4-5 учащихся)

 Задание №1. Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал

ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!»

  • Что означали слова Перикла?

Кого греки называли педагогами?

Задание № 2 . Как афиняне называли управление в своём полисе? Почему они считали такое управление наилучшим?                

Составление  письменного  рассказа

 Контроль

Групповая работа – решение исторических задач

Задача 1. Знойное летнее утро... Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. «О ты, Тучегонитель! - молятся греки. - Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один - барана, другой - козла, третий - кабана, а бедняки - по лепешке. Подай нам дождь!»

  • Назовите имя бога, которому молились древнегреческие земледельцы. Почему древние египтяне не обращались с подобными молитвами к своим богам? 

(Речьидет о боге грома и молний Зевсе. Египтяне не почитали аналогичное божество, т. к. в Египте дожди очень редки (за исключением дельты Нила) и основную влагу, необходимую для посевов, давали разливы Нила, а не дожди.)

Задача 2. Плывут на корабле греческие мореходы... Вдруг поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло несколько гребцов. Корабль дал течь... Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?!

  • Какому богу молились древние греки о спасении корабля? Почему этот бог был одним из самых главных в их религии? (Бог моря Посейдон. Почитание бога было связано с развитием мореплавания.)

  Слайд № 1,2

Устный ответ ученика по карточки № 36

Анализ ответов

Метод беседы

Работа с классом

  • Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня? (Возможность говорить то, что ты думаешь, участвовать в выборах в Государственную думу, президента России.)
  • А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах?
  •  (Это все взрослые люди, достигшие 18 лет.)
  • Могут ли женщины участвовать в выборах? (Да, могут.)
  • Могут ли они быть избраны в органы государственной власти? (Да, могут.)

Беседа по вопросам

3. Изучение нового учебного материала.  

Цель: обеспечение активной учебной работы учащихся для получения новых, конкретных знаний.

Задачи: - подвести учащихся  к пониманию значения сильной личности в укреплении государства;

             -  формировать у учащихся умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывание                                           при этом собственные суждения;

             -    учить умению   анализировать исторический источник.

Методы:    наглядный   (работа по карте,), беседа., индивидуальная работа (работа  в тетради,  с учебником, с хрестоматией )                                                                                                                                                                                                                    

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Высказывают предположение о теме урока и что узнают о государстве и исторических личностях.

Вступительное слово.

Расцвет греческих городов-государств был недолгим. Еще при жизни Перикла в самой Греции начались войны между городами за право главенствовать в Элладе. Для греков настали страшные времена: лилась кровь, разрушались жилища, приходили в запустение оливковые рощи и виноградники... А между тем северный сосед Греции Македония в это время становится сильным и мощным государством. Царь Македонии Филипп смогут покорить Грецию. Почему? Каковы причины подчинения Эллады Македонии?

Создание условий, когда учащиеся сами через проблемный вопрос могут определить тему урока и наметить задачи.

 

Слайд № 3  

Запись темы урока в тетрадях

Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы попытаемся  ответить на вопросы: Кто? Когда?

Почему? смог покорить Грецию.

Слайд № 4

Воспринимают и создают учебные задачи.

Ставит задачи учебной работы, сообщает требования  к учащимся, рассказывает содержание  программного материала.

Сообщение плана урока

  1.  Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.

2.Потеря Грецией независимости.

3.Приход к власти А. Македонского.

Слайд № 5

Работа по карте

Учит правильно стоять у карты и приемам показа нужного объекта.

Македония была расположена северо-восточнее Греции. Столица - г. Пелла.    В 4 веке до н.э. при Филиппе II происходит возвышение Македонии

Работа по карте

Выполняют:

Ходьба,

Хлопки,

Круговые движения.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Физкультминутка.

Сообщение одного учащегося о вооружении македонской армии (в объеме учебника)

Анализ сообщения

Выписывают в тетрадь причины покорения Греции Македонией

Ответы учащихся

Учит краткой записи в тетрадях.

а)        Греки воевали между собой, это ослабило страну.

б)        Филипп создал сильную, мощную армию.

в)        Умение Филиппа поссорить противников.

Анализ ответов

Самостоятельная работа с учебником.

Работа в тетрадях.

Метод беседа

Работа с историческими документами.

Ответы учащихся

Рассказ учителя и работа по историческим документам.

  • Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот замысел было не суждено, он трагически погиб. Его дело продолжил сын Александр. Каким человеком он был? Об этом писали его современники, прочитайте исторические документы.

Учит выявить яркую историческую личность, выявить его роль в истории и культуре.

Анализ ответов.

Слайд № 6 с портретами

Работа с хрестоматией по истории Древнего мира

Ответы учащихся с объяснениями

Подведение итогов:

Кто? Когда?

Почему? смог покорить Грецию

Анализ ответов.

4. Закрепление учебного материала

Цель: выявить усвоение навыков и умений учебного материала урока.

Задачи: - организовать закрепление и применение знаний;

             - контроль знаний, умений  и навыков.

Методы: тестирование; аналитический, сравнительный.

Критерии, определяющие степень усвоения нового материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполнение задания.

Объяснение хода выполнения работы (тестовые задания)

Проверка выполненного тестового задания.

Организация взаимопроверки (парная) и объяснение критериев.

Слайд №7  (отображение правильных ответов; количество ошибок, соотношение их с получаемой отметкой).

Воспринимают полученную информацию, осмысливают, анализируют, делают вывод.

Похвала учащихся, которые справились с заданием; указание на недочёты, которые допустили учащиеся и, которые следует исправить; рекомендации по устранению некоторых проблем.

5. Задание на дом

Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности.

Задачи: - сообщить учащимся о домашнем задании;

             - разъяснить методику его приготовления.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Воспринимают полученную информацию, анализируют, записывают домашнее задание.

Домашнее задание: разъяснение, постановка задач:

Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного, анализировать его.

уметь подготовить развернутый ответ на поставленный вопрос. Составить рассказ о исторической личности.

Слайд № 8 (с заданием на дом)

Выражение их собственных достижений о новых приобретённых знаниях .

Подведение итогов урока. Организация понимания ценности выполненной деятельности: «Что нового вы/ты узнали на уроке?», «С какими историческими личностями вы сегодня познакомились ?»   Побуждение к ответной реакцию.

Оценивание работы в целом, отдельных учащихся. Аргументирует оценки, показывает учащимся их достижения и недостатки.

Прощание с учителем

Благодарит за урок, прощание с учащимися

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"

Урок с презентацией разработан к учебнику "История Древнего мира"// авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая...

Презентация к уроку "Города Эллады подчиняются Македонии"

Презентация к уроку истории  5 класс по теме "Города Эллады подчиняются Македонии"...

Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история

Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история...

Открытый урок истории на РМО 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"

Открытый урок на РМО учителей истории и географии в рамках технологии внутриклассного оценивания...

Конспект урока "Города Эллады подчиняются Македонии".

Конспект урока "Города Эллады подчиняются Македонии"....

Разработка урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии"

Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии" с применением заданий по функциональной грамотности...

Рабочий лист "История Древнего Мира" Города Эллады подчиняются Македонии

Рабочий лист "Города Эллады подчиняются Македонии" представляет собой исследование политических и исторических аспектов отношений между древнегреческими городами и Македонией в период античн...