"Искусство Древней Эллады. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись" комбинированный урок ИЗО и МХК 7 класс
методическая разработка по мхк (7 класс) по теме
"Искусство Древней Эллады. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись", комбинированный урок для 7-х классов по предметам "Изобразительное искусство" и "Мировая художественная культура". Разработка урока соответствует современным методам: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод диалогичности; метод коллективных и групповых работ и образовательным технологиям: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: изобразительное искусство и мировая художественная культура
Тема урока:
Живопись Древней Греции
Цели и задачи урока:
- обучающая:
разобрать понятие вид изобразительного искусства - живопись; керамика; искусство Древней Эллады;
- развивающая:
развивать художественно - творческие способности учащихся; образно-ассоциативное мышление;
- воспитательная:
развивать художественно - эстетический вкус; потребность в освоение ценностей мировой художественной культуры; расширение кругозора; формирование собственной культурной среды;
- методическая:
создание ситуации успеха.
Тип урока: интегрированный
Форма урока: комбинированный
Применяемые методы: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод диалогичности; метод коллективных и групповых работ.
Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии.
Материальное обеспечение урока:
Программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-9 классы под руководством Б.М. Неменского Москва «Просвещение» 2006 год,
учебно-методическая газета «Искусство». «Искусство Древней Руси»
Л. Любимов, энциклопедия «Искусство». «История искусств» П.П. Гнедич. Мультимедийная установка, репродукции, слайды. Тетради учащихся, альбом для рисования А 4, цветные карандаши, простой карандаш, стёрка, ручка.
Методы работы:
- наглядный (демонстрация слайдов и репродукций);
- практический (изложение нового материала, практическая работа детей).
Ход урока:
Организационный момент
- взаимное приветствие;
- проверка наличия обучающихся на уроке;
- проверка готовности обучающихся к уроку.
Сообщение темы, целей урока:
- тема нашего сегодняшнего урока звучит «Живопись Древней Греции». Цели нашего урока: разобрать понятия такие как - вид изобразительного искусства - живопись; керамика; искусство Древней Эллады;
Вопросы к рассмотрению
- понятие вид изобразительного искусства – живопись; керамика;
- керамика, гончарное искусство Древней Греции;
- вазопись;
Изложение нового материала
Учитель:
Прекрасны эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись.… И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
… То вазы – гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза –
С рисунком рассказом.
Я прочитала вам строчки из стихотворения Олега Тарутина «Античные вазы». Как вы думаете, почему я взяла эти строчки эпиграфом к сегодняшнему уроку, ведь тема нашего урока – живопись Древней Греции.
Обучающиеся:
Потому что эти вазы расписаны рисунками.
Учитель:
В древности свою страну греки называли Элладой. Да, к сожалению, многие древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Древней Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели - скульпторы. Да и как могло быть иначе у народа, влюблённого в красоту, когда всё кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады.
Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах.
Мысленно перенесёмся в центр Древней Греции, в город Афины, в один из его кварталов – Керамик.
Узкие немощёные улочки. Тротуаров не было. Горожане вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж на улице по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.
Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Греции, здесь жили гончары и художники, создавшие великолепные расписные вазы. А теперь посмотрите на эти вазы. Какую особенность вы можете отметить?
Обучающиеся:
Разнообразие форм.
Учитель:
Конечно. Греки во всём следовали закону функциональности. Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем выявить назначение этих ваз.
Какой из сосудов пригоден для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда? И почему?
Обучающиеся:
Амфора – ваза с узким горлом и двумя ручками. Если вдруг она упадёт, зерен высыплется немного, так как у неё узкая шейка.
Учитель:
А из какого сосуда греки пили вино?
Обучающиеся:
Из килика. Это плоская чаша с ножкой и двумя ручками, её удобно держать.
Учитель:
Да, греки любили вино, но они осуждали пьянство и всегда разбавляли вино водой. Какой сосуд пригоден для смешивания вина с водой?
Обучающиеся:
Кратер. Он объёмный.
Учитель:
Когда греки готовили вино, им приходилось его охлаждать. Как вы думаете, какой сосуд подходит для этого?
Обучающиеся:
Пксиктер.
Учитель:
За пресной водой надо было ходить к источнику или роднику. В каком сосуде было удобно нести её домой?
Обучающиеся:
В гидрии. У неё горизонтальные ручки, а третья ручка – вертикальная. Корень «гидр» в переводе с греческого означает «вода».
Учитель:
И, наконец, сосуд лекиф – высокий, удлиненный. Он служил для хранения душистого масла, благовоний. Вообще у греков было более ста разновидностей сосудов. Мы познакомились только с некоторыми из них.
Задание:
Зарисуйте, пожалуйста, в своих альбомах один из понравившихся вам сосудов.
Обучающиеся выполняют задание.
Учитель:
А теперь вглядитесь, пожалуйста, в росписи этих ваз.
Учитель:
Чем они отличаются друг от друга?
Обучающиеся:
На одних – чёрные фигуры, а на других – красные.
Учитель:
Значит, какие бывают греческие вазы по написанию фигур на них?
Обучающиеся:
Чернофигурные и краснофигурные.
Учитель:
Как вы думаете, какая роспись возникла раньше? Почему вы так считаете?
Обучающиеся:
Чернофигурные возникли раньше, эти росписи проще по изображению, чем краснофигурные.
Учитель:
Вспомните, на какие периоды делится история Древней Греции?
Обучающиеся:
Архаика, классика и эллинизм.
Учитель:
Действительно, чернофигурная роспись сугубо декоративная, преобладала в период архаики или как его ещё называют в гомеровский период. В начале расписывались вазы строгим геометрическим орнаментом в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент назывался меандр.
Позднее, появляются более разнообразные рисунки, изображающие людей и животных, но построенные из простейших геометрических форм. К концу VII - началу VI века до н.э. в чернофигурной росписи происходят значительные изменения.
Задание:
В своих альбомах вы нарисовали одну из греческих ваз, а теперь выберете одну из техник изображения чернофигурную или краснофигурную и распишите свою вазу. Сюжетом может служить любой из мифов Древней Греции.
Обучающиеся выполняют задание.
Учитель (рассказ ведётся во время работы обучающихся):
Чернофигурная техника изображения прекрасно отвечала задаче декоративного украшения ваз, однако условный рисунок ограничивал возможности художников в передаче движения.
В конце VI века до н.э. в вазописи наступает коренной перелом: чернофигурная роспись сменяет более совершенная – краснофигурная. Какова техника краснофигурной росписи? Фон вазы становится чёрным, детали рисунка более четкие. Это позволяет объемнее изображать фигуры в пространстве, передавать тонкие складки одежды, кайму, волнистые локоны.
Очень высокого мастерства достигли художники в эпоху классики. Яркими представителями являются Евфроний и Евфимид.
Таким образом, мы с вами увидели – на примере росписей ваз – живопись Древней Греции.
Скажите, что чаще всего изображали древние греки?
Обучающиеся:
Сюжеты из легенд и мифов, сцены из повседневной жизни.
Учитель:
А в центре этих росписей кто стоит?
Обучающиеся:
Человек.
Учитель:
Главной задачей для древних греков было воплощение идеального типа человека, гармонично соединяющего физическое и духовное совершенство. Творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию.
… То вазы – гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза – с рисунком – рассказом!
… Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей,
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры…
А это…
А это…
Но мы, описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Выставление отметок.
Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА" Интегрированное мероприятие по Истории Древнего мира и Литературе в 5-х классах
"ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА" Интегрированное мероприятие по Истории Древнего мира и литературе в 5-х классах. Мероприятие проводится между 5-ми кл. после изучения темы "Древняя Греция" с привлечением знаний по ли...
Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс
Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...
Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов....
Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс
В презентации рассматриваются следующие темы: Этапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовлен...
Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс
В презентации рассматривается тема декоративной росписи сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывается период с догр...
Комбинированный урок по химии, 9 класс
Открытый урок по химии в 9 классе. Урок "Начинающему аграрию - практические знания" - урок комплексного применения знаний, умений и навыкова по теме "Минеральные удобрения" в форме игры с элемен...
Конспект внеурочного мероприятия по изобразительному искусству по теме: «Древняя Эллада».
Методическая материал о Древней Элладе будет полезен учителям общеобразовательной школы для проведения классных часов и уроков искусства с 3 по 7 классы....