Праздничные народные гулянья 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Наталья Александровна Демидова

знакомство учащихся с народными праздниками «Масленица», «Семик» и «Троица», их символическом значении и местом в жизни наших предков. Продолжить изучение народного праздничного костюма.

Выполнение коллективной аппликационной работы «Наш веселый хоровод»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_narodnye_gulyanya_2_uroka.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Праздничные народные гулянья. 5 класс

Цель: знакомство учащихся с народными праздниками «Масленица», «Семик» и «Троица», их символическом значении и местом в жизни наших предков. Продолжить изучение народного праздничного костюма.

Выполнение коллективной аппликационной работы «Наш веселый хоровод».

 Задачи:

•Обучающие – познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками и их значениями в жизни наших предков;

•Развивающие – формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса;

•Воспитывающие – воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

•Валеологические - способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Оборудование:

1.Таблицы с изображением русских народных костюмов.

2.Шаблоны: юбка, платок, руки, для упрощения работы над заданием.

3.Оформление классной доски. На классной доске плакаты с национальными Русскими костюмами. Домашнее задание к следующему уроку.

4.Заготовки «лица» красавиц.

5.Декоративная подставка: полянка, берёзки.

6.Учительская работа «девица» в русском костюме.

7.Художественные материалы: простой карандаш, клей, цветная бумага и картон.

8.Вспомогательные материалы: тряпочка, ластик, линейка, циркуль, ножницы.

9.Записи русских народных песен.

 План уроков

1 урок.

•Беседа о русском народном празднике «Масленица», обряды их история и символическое значение.

•Просмотр картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

•Постановка художественной задачи: выбор темы для коллективной работы, заготовка деталей.

2 урок.

•Беседа о русских народных праздниках «Троица» и «Семик», обряды их история и символическое значение.

•Выполнение коллективной работы «Наш веселый хоровод».

•Окончание работы. (Соединение в единую композицию.)

•Выставка и обсуждение работ.

•Оценка.

 Ход урока №1

1 этап

1 этап Организация урока

•приветствие учащихся:

ребята и учитель приветствуют друг друга стоя.

•проверка организации рабочих мест:

на партах цветная и белая бумага, наглядные и вспомогательные материалы (ножницы, клей, линейка).

2 этап

Слово учителя.

- Тин-тинка

 Подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

 Масленый кусок!

 Тетушка, не скупися,

 Масленым кусочком поделися!

 Подайте широкой Масленице!

- Умели русские люди работать, умели и отдыхать.

Отдыхали крестьяне в основном в праздничные дни.

Магические обрядовые действия отражали языческие представления народа, их желание обезопасить себя от сверхъестественных сил или добиться с их помощью благополучия и помощи в борьбе за существование, получить богатый урожай.

 С принятием христианства в народном представлении о временах года постепенно произошли некоторые изменения. Каждый день православного календаря был посвящен какому-либо святому, и народный календарь «распределил» между святыми заботы о погоде, сельском хозяйстве, домашней работе и о здоровье людей.

 Поэтому и отмечаются народные праздники по особенному, тесно переплетаясь с языческим представлением о православной вере.

 Масленица.

 Масленица (сырная неделя) приходится на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивается на весну и копит силы, чтобы разогнать зимние морозы, растопить мертвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая, новой жизни – и веселье да удаль людская в помощь ему.

 Сырной неделей, масленицу называли потому, что в это время переставали, есть мясо, а в пищу употребляли молоко, яйца, сыр, рыбу и естественно смазанные маслом блины, круглая форма которых напоминала солнце.

Блины это обрядовое кушанье, связанное с поминанием умерших родственников. В богатых семьях блины начинали печь с понедельника, а в бедных – с четверга или пятницы.

 Каждый день масленицы имеет своё значение. Понедельник – встреча, гостей встречали. И застолье посвящалось началу масленицы. Вторник – заигрыши, начинались катания на санках. Среда – лакомка, стряпали блины с самыми разнообразными и вкусными приправами. Четверг – разгул, этот день сам за себя говорит. Пятница – «тёщины вечерки», ходили к тёще на блины. Суббота – «золовкины посиделки», в этот день навещали сестёр мужа. Воскресенье – «прощеным днём» неделя завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего.

 На масленицу вспоминали не только об умерших, но и о начинающих жить самостоятельно молодоженах. До Святок и после Масленицы были посты, во время которых браки не заключались, самым удобным временем для свадеб оказывался период между Святками и Масленицей. В связи с этим существовал обычай «окликать молодых». Возле избы, где жили новобрачные, молодёжь пела «вьюнишные» песни, желая им богатства, детей и здоровья. А молодожены должны были угостить певших.

 Катание на перегонки на тройках с бубенцами под песни и гармонь – типичное русское масленичное увеселение, в котором принимали участие люди всех возрастов.

 Центральной фигурой всех праздничных дней была сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в старые кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в драные лапти (соломенная кукла олицетворяла собой Зиму-Марену), её возили в санях поездах по деревням, катали на санках с гор, славили и величали.

 После общего хоровода начинались игры. Важный и значительный момент праздника – взятие снежного городка, последнего оплота уходящей зимы. Одна партия парней и девочек занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая шла на приступ. Осаждавшие были конными и пешими. Последние лезли на стенку, срываясь под хохот зрителей со скользкой, ледяной поверхности, а верховые должны были по одному врываться в ворота. Осаждённые метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадей, пугали их. Этот обряд красочно запечатлён на картине выдающегося русского художника В. И. Сурикова.

 Художник изобразил тот момент игры, когда «всадник», невзирая на сопротивление «пеших», прорывается сквозь «пехоту» и на всём скаку въезжает в ворота городка, что и значит: взять городок.

 Весёлая кутерьма заканчивалась разрушением зимнего городка и сбором в общий хоровод около костра.

 И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная, надоевшая зима, рождалась огненно-яркая сила весны. То, что оставалось, разбрасывали по полю. По поверьям, это должно было способствовать богатому урожаю.

 Иногда вместо чучела сжигали обмотанное соломой колесо, пуская его с горы на поля. Горящее колесо изображало солнце, а солома, сгорая, возвращалась в землю, чтобы снова возродиться и принести колос.

 После проводов Масленицы веселье прекращалось, так как начинался Великий пост.

3 этап Самостоятельная работа учащихся.

-Теперь, подойдите к учительскому столу и возьмите наглядные материалы и шаблоны для выполнения задания.

-Задание такое:

При помощи шаблонов заготовьте детали к своей будущей работе на тему «Наш весёлый хоровод».

 Этапы работы:

1.Выберите лист бумаги нужного цвета. Обведите шаблон №1 (сарафан).

2.При помощи ножниц вырежьте деталь сарафана.

3.Возьмите шаблон №2 – платок, обведите на лист цветной бумаги, вырежьте при помощи ножниц.

4.Деталь №3 – рукава следует обвести 2 раза.

Дети приступают к выполнению задания, учитель оказывает помощь в консультации учеников.

4 этап

 Подведение итогов урока.

В конце урока проводится анализ заготовок к творческой работе. Указываются удачные и неудачные моменты.

Выставляются оценки за работу на уроке.

Домашнее задание.

-Подготовиться к беседе о русских народных праздниках «Троица» и «Семик».

К следующему уроку принести цветную бумагу, заготовленные детали сарафана и платка, ножницы, клей, простой карандаш.

- Вам понравился урок?

- Вы молодцы, спасибо.

 Ход урока №2

1 этап Организация урока

•приветствие учащихся:

ребята и учитель приветствуют друг друга стоя.

•проверка организации рабочих мест:

на партах цветная и белая бумага, наглядные и вспомогательные материалы, заготовленные на предыдущем уроке детали.

2 этап Слово учителя.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о русском народном празднике – Масленице.

- Когда отмечали Масленицу? (конец февраля начало марта.)

- Верно, Масленица считается зимним праздником. А сегодня мы будем говорить о народных праздниках, которые празднуют весной.

- Может вам, известны эти праздники?

 Семик и Троица

 Семик считается девичьим праздником, он открывал обряд прощания с весной и встречи лета. Семик – один из главных периодов земледельческого календаря, он праздновался в седьмую неделю после Пасхи, семиком также называли четверг этой недели. А в пятидесятый день после Пасхи, в воскресенье, праздновали Троицу.

 Троицкая неделя называлась зелёною, и в это время дома и улицы украшали берёзками и цветами. На праздник Троицы украшали храм: на пол ставили свежескошенную траву, приносили берёзовые ветви, ставили букеты цветов.

 На Семик девушки собирались в лесу или на реке, играли в горелки, плясали, угощались, плели венки и гадали по венкам, брошенным в воду. Утонувший венок сулил несчастье, а плывший – замужество и богатство.

 В центре праздничных обрядов был обряд с берёзой. В четверг девушки шли в лес, выбирали молодую красивую берёзку, водили вокруг неё хороводы и «завивали её, заплетая в ветви венки, украшая дерево цветами и разноцветными лентами. В некоторых местностях соединяли верхушки соседних берёзок, образуя своеобразные ворота. В воскресенье (на Троицу) девушки возвращались к берёзке и смотрели, не завял ли чей венок, - так гадали о своей судьбе. Затем деревце «развивали», а в некоторых местах срубали и бросали в воду. Считалось, что так можно было вызвать дождь перед наступлением жаркого лета.

3 этап Самостоятельная работа учащихся.

- На прошлом уроке мы заготовили детали для наших «девушек». Но мы знаем, что народная праздничная одежда была очень красивой, нарядной.

- Посмотрите на принесенную мною заготовку. (Учительская работа, подставка для кукол из бумаги на ней: зелёная полянка со стройными березками.)

- Как вы думаете, какой праздник мы изображаем? (Семик.)

- Верно, именно на этот праздник водили хороводы вокруг берёзы.

- Давайте же украсим одежду участницам нашего хоровода и выстроим их в единую композицию.

 Задание такое:

При помощи цветной бумаги украсить наряд бумажных кукол.

Этапы работы:

1. На цветной бумаге нарисуйте узоры для сарафана, вырежьте и приклейте детали. (Наглядные материалы: народный костюм.)

2. Украсьте платок и рукава.

3. Соберите детали и соедините их между собой.

4.Приклейте «личики», косички.

5.Заключительный этап: получившихся девушек – красавиц соединяем в единую композицию «Наш веселый хоровод».

4 этап

 Подведение итогов урока.

В конце урока проводится анализ получившейся работы. Девушки у всех получились разные со своим характером, со своей особинкой.

Выставляются оценки за работу на уроке.

Домашнее задание.

Принести художественные и вспомогательные материалы: гуашь, альбом, кисти, ластик, простой карандаш.

- Вам понравился урок?

- Вы молодцы, спасибо.

Литература:

1.Б. М. Неменский. Изобразительное искусство 5 класс. В.: Учитель, 2006.

2.Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2006.

3.Т.Б. Сапожникова, О.А. Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства. М.: Первое сентября, 2007.

4.Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. М.: Махаон, 2007.

5.Иллюстрированный энциклопедический словарь. Copyright 1997 год..

6.С.И. Понамарьков. Декоративное и оформительское искусство в школе.– М.,1976 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Методическая разработка по теме "Праздничные народные гулянья "

Методическая разработка по теме "Праздничные народные  гулянья " для 5 класса....

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья...

Бинарный урок ИЗО и музыка.5 класс "Праздничные народные гулянья"

Бинарный урок  ИЗО и  музыка. Автор УМК: Неменский Б. М. Тема раздела: "Древние корни в народном искусстве". Тема урока: "Праздничные народные гулянья"...

Праздничные народные гуляния

бинарный урок музыки и изо...