разработка урока "Праздничные народные гулянья"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Галицина Елена Фёдоровна

Разработка урока для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_konspekta_uroka.docx401.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Схема конспекта урока  

Педагог:         Галицина Елена Фёдоровна

Предмет:       изобразительное искусство                                       Класс 5 «Б»

Тема урока:    « Праздничные народные гулянья»  

                        Этапы работы

                                       Содержание этапа (заполняется педагогом)

1.

Организационный момент (2 мин.)

Цель для учащихся – подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель для педагога – способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Задачи:

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:

методы обучения (словесный: чтение стихотворения)

методы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальный

               Вижу чудное приволье,

               Вижу нивы и поля.

               Это русское раздолье,

               Это русская земля!

               Вижу горы-исполины,

               Вижу реки и моря.

               Это русские картины,

               Это Родина моя!

2.

Актуализация знаний и постановка проблемы.(25 мин )

Основной этап.

Цель:

  1. Содержательная:

Сформировать понятие русского народного праздника, его символического значения и места в жизни наших предков.

  1. Деятельная:

Передать настроение, особенности русского праздника путём создания коллективного панно «Наш весёлый хоровод»

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками.
  2. Находить общие и отличительные особенности русских праздников.
  3. Создавать коллективную композицию, работая над её отдельными элементами.

Формы и методы организации фронтальной деятельности учащихся-

словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей);

наглядный (презентации : «Масленица», «Праздник Ивана Купала»), рисунки учащихся.

эмоциональный настрой детей.

Методы мотивирования (стимулирования) учащихся в ходе занятия:

одобрение, похвала;

создание ситуации успеха (задания подобраны с учётом возраста и уровня подготовки учащихся).

- Сегодня мы с вами будем говорить о светлых и радостных событиях нашей жизни – о праздниках.

Что вы представляете, когда слышите слово «праздник»?

(ответы детей)

Давайте подумаем, что есть праздник?

В. Даль писал в «Толковом словаре»: «Праздничный день или праздник вообще, день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, праздничный по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю».

У каждого праздника своя прелесть, свой нрав, свои краски, звуки и даже свой особый запах. У каждого праздника свои черты, своё время, своя идея. И взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника – весёлого, нарядного, сюрпризного.

Для людей одинаково важно и время дел, деятельности и время потехи – праздника.

А почему важно? Как вы думаете: зачем нужен праздник?

(ответы детей)

Эскадроны будних дней возглавляют праздники. Без них жизнь безрадостна. У всех праздников одна примета: радость «миру», радость встречи с гостями, хлебосольного угощения, веселья.

Праздник напоминает о связывающих людей узах: семьи, школы, общества. В празднике звучит голос истории. Культура народа воплощается в музыке, песне, пляске.

- Как вы думаете: много ли у нас праздников? Давайте их назовём.

(Дети называют, учитель прикрепляет на доску табличку).

       

День рождения                                                                    Рождество

Новый год                                                                             Крещение                  

День Защитника Отечества                                             Масленица                      

Международный Женский день                                         Пасха                              

Праздник Мира и Труда                                                      Троица                    

День Победы                                                                        Праздник Ивана Купалы

День Знаний

День города

День согласия и примирения

День смеха

Почему я разделила праздники на две группы? 

(ответы детей)

(государственные и церковные (православные))

Мы назвали не все праздники. Их великое множество: и Валентинов день, и последний звонок, День Матери, день космонавтики и многие другие.

- А как же обстояло дело с праздниками на Руси?

1) На Руси никогда не было недостатка в праздниках. К концу 19 века в русском календаре на год приходилось 98 праздников.

2) Праздник считался обязательным для всех жителей, достигших зрелого возраста.

3) В праздниках запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, ткать.        Те, кто нарушал правила – строго наказывались: от денежного штрафа, битья плетьми, до изгнания из деревни.

4) В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века а век в определённом порядке.

5) Главный праздник – Пасха.

Были праздники великие: Рождество, Троица, Масленица; и малые (связанные с началом крестьянских работ): сбор урожая, первый день сева зерновых и другие.

6) Различались праздники по своему происхождению. Были праздники церковные и местные. А также языческие праздники. Языческие обряды украшали русскую жизнь. Знаете ли вы, что слово хорошо и хоровод произошли от одного корня. От имени языческого бога солнца – Хороса.

             Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе - час”, так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников.

     Народные праздники делились на зимние праздники (Святки, Рождество, Крещение, Масленицу) и весенне-летние праздники (Пасха, Егорьев день, Семик, Троица, Иван Купала, Петров день). И каждому празднику соответствовал свой обряд. О некоторых из них мы и поговорим сегодня на уроке.

    Рождественские святки

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем отечестве, а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года. Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник Рождество Христово со святками. А начала я свой рассказ со святок потому, что нет на Руси ни одного праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает

Ученик:

    Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали,

    За ворота башмачок,

    Сняв с ноги, бросали;

    Снег пололи; под окном

    Слушали; кормили

    Счетным курицу зерном,

    Ярый воск топили;

   

    В чашу с чистою водой

    Клали перстень золотой,

    Серьги изумрудны;

    Расстилали белый плат

    И под чашей пели в лад

    Песенки подблюдны.

Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни.

Как  вы думаете, чем забавлялась детвора в такой великий праздник?

(ответы детей)

Правильно, на святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественские песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое.

После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья. Костюмы и маски (хари) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками.. Ряженные заходили в дома и веселились как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.

Ребята, а какой ещё зимнее-весенний праздник весёлый и разгульный вы знаете?

(ответы детей)

Широкая масленица

Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали еще один веселый праздник -Масленицу. Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны.

Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, поэтому сроки ее празднования подвижны: от конца января - начала февраля до конца февраля начала марта по старому стилю. В это время снег еще толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаются погожие солнечные деньки.

Название праздника - “Масленица” - не случайно. В церковных книгах Масленица называется“сырной неделей”, потому что в последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты: сыр, яйца, в том числе масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, - еще не были под запретом.

На свободных пространствах строились балаганы, раскидывались торговые ряды, устанавливались перекидные качели, устраивалось катание с ледяных гор. Обязательным было представление с медведями. Народ зазывали на театральные представления.

Все неделю москвичи праздновали масленицу. Каждый ее день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы Масленицы, прощенный день.

В понедельник, первый день праздника, народ усраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Детвора сбегала с построенных снежных горок с радостными криками: “Приехала Масленица! Приехала Масленица! ”

С понедельника масляничной недели начинали печь блины - главное угощение праздника. “Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей” - так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.

         На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось грехом. ”Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”, - говорили в народе. Помятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: “Не житье, а Масленица”. Во вторник на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю Масляничную неделю. Сани по этому поводу украшали цветными лоскутами, увешивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составляли санные поезда и носились по улицам, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки - женихов. На следующий день, в среду, тещи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей во языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тещей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.

Масленица слыла одним из самых разгульных праздников: “ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду”. Не случайно народ наделил Масленицу такими звонкими

эпитетами, как “широкая”, “честная”, “веселая”. Всю масленичную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.

Самый разгар праздника приходился на четверг - Масленица становилась действительно широкой. По всем улицам Москвы чувствовалось оживление. Большие и маленькие балаганы давали представления для праздно гуляющих людей, вертелись карусели, качели были в беспрерывном движении. Вся толпа лущила семечки, грызла орехи.

А кругом гулянья двигались вереницей катающиеся на разубранных тройках и богатых купеческих санях, в которых важно сидели купеческие семейства, разодетые в соболя и бобры.

В пятницу, на тещины вечерки, наставала очередь затьев угощать своих тещ блинами. А на следующий день, в субботу - на золовкины посиделки - молодая невестка принимала у себя родных мужа.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Масленичные частушки

Ученик:

В понедельник с ясной зорьки

 Все катаются на горке,

 Яства всякие жуют,

 Громко песенки поют.

 Улыбается народ,

 Дружно водит хоровод.

 То ведь Масленица,

 Добра Масленица!

Уминая всласть ватрушки,

 Поют девицы частушки.

 Всякий люд кругом танцует,

 И душа его ликует.

С наступленьем воскресенья

 Просим мы у всех прощенья.

 Наши добрые стремленья

 Вызывают восхищенье.

 На прощанье весь народ

 Масленицу подожжет.

 Разгорайся поскорей,

 Чтоб жилось нам веселей!

Ребята, а теперь давайте посмотрим, как же изображали масленицу мастера изобразительного искусства (презентация «Масленица»)

Ну вот, ребята, мы поговорили о зимнем празднике и его обычаях, о празднике встречи весны, но и летние праздники были не менее веселы, красивы и игривы.

Какие летние праздники вы знаете?

(ответы детей)

Такой замечательный  древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян ИВАН-КУПАЛА (Иванов день) празднуется в ночь с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). Эта ночь считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий.

Ученик:

 На Ивана, на Купала в ночь на берегу реки

 Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

 А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,

 Разожгут костер до неба и заводят хоровод.

 Сквозь огонь мы смело прыгнем - пусть сгорает зло до тла!

 Это праздник лета, солнца, праздник света и тепла!

 Загадав свои желанья, ищем папоротный цвет -

 Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка на свете нет! ©

Ночь на Ивана Купала – праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. На Купалу всем легко и весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу беззаботной радости, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием иного мира, и вместе с тем это один из самых шумных и жизнелюбивых дней языческого календаря.

Обычай зажигать «купальские огни» распространен по всей Европе. Важный момент праздника Купалы — это гадания.  Накануне Ивана Купала девушки плетут венки из лесных и полевых цветов и трав. Вечером, на заходе солнца, венок опускается в озеро или реку. При этом нужно загадать желание. Если венок поплывет вдаль — желание сбудется, если пристанет к берегу недалеко от того места, где был опущен, то нет. Если венок утонет — это считается плохим предзнаменованием: «Венок утонул — милый обманул».

Существует также и гадание по костру. В праздничную ночь разжигают большой костер — Купалец — и прыгают через него. Если пламя костра не коснется прыгнувшего, то это — хороший знак. Девушкам он предвещает скорое и счастливое замужество, юношам — удачу в

любви и делах.

В старину матери на купальских кострах сжигали одежду больных детей, чтобы с ней сжечь и сами болезни.

Роса, выпавшая на Иванов день, считалась целебной. Ею умывались, чтобы избавиться от болезней.

Народное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купала цветут волшебные разрыв-трава и папоротник, способные указать закопанные клады.

Считалось, что на Ивана Купалу травы набирают чудодейственную природную силу. До утра знахари и колдуны бродили по лесу в поисках целебных растений.

Ученик:

Ночь на Ивана Купала

Удивительная ночь, с неба звездочка упала.

Я гоню печали прочь, ведь сегодня - ночь Купала.

Тайна ночи так сладка, так манит к себе нещадно,

Я гоню печали прочь и внимаю сказке жадно.

Песни, танцы, хороводы, и костры, и плеск весла,

И реки  прохладной воды, той, что лодки унесла.

И плывут венки, качаясь, вдаль по темной по реке.

Слышишь смех? Он, отражаясь, исчезает вдалеке.

Ребята, давайте посмотрим , каким загадочным виделся этот праздник русским мастерам- художникам (показ презентации «Иван Купала» в музыкальном сопровождении)

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях...

Обратите внимание, что в руках и на голове у девушек венки из цветов. Это отличительная черта этого летнего праздника. Сравним с масленицей. Что общего? В чём отличие?

(ответы детей)

 

3.

Совместное открытие новых знаний.( 8 мин.)

Цель для обучающихся – продемонстрировать умения анализировать и выстраивать логические цепочки.

Цель для педагога – побудить обучающихся к активности  для «открытия» новых знаний.

Задачи:

-закрепить умение самостоятельно действовать;

-развивать у детей навыки делать выводы;

Формы и методы:

словесный: беседа, диспут;

наглядный: кроссворд, работа с карточками;

Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся:

-своевременные и правильные ответы детей;

-эмоциональный настрой детей;

Методы мотивирования активности обучающихся в ходе освоения нового материала:

-похвала;

-создание ситуации успеха;

Давайте-ка посмотрим,  что зашифровано в кроссворде и проверим, что нам запомнилось из сегодняшней беседы.

х

о

р

о

В

о

д

 м

а

с

л

Е

н

и

ц

а

С

в

я

т

к

и

в

Е

н

о

к

б

Л

и

н

ы

к

у

п

а

л

Ь

с

к

и

е

р

о

ж

д

Е

с

т

в

о

  1. С наступленьем воскресенья просим мы у всех прощенья. Улыбается народ, дружно водит …
  2. Этот праздник очень весел, мир для хоровода тесен, открывай-ка ворота, … к нам пришла.
  3. Раз в морозный вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги бросали. Что с гаданья? Взятки гладки, начались в России …
  4. Песни, танцы, хороводы, и костры, и плеск весла, и реки прохладной воды, той, что лодки унесла. И плывут они, качаясь, вдоль по тёмной, по реке. Слышишь смех? Он, отражаясь, исчезает вдалеке.
  5. Масленица к нам пришла, будет рада детвора. Веселись честной народ, набивай-ка свой живот. То жуют не сухари, уплетают все …
  6. Удивительная ночь, с неба звёздочка упала. Я гоню печали прочь, ведь сегодня – ночь Купала. Зажигаются костры. Посмотрите, как красиво, то … огни.
  7. В зимний вечер и мороз отморозить можно нос. Поднимайся, детвора, праздновать уже пора. Чудный вечер, колдовство, наступает …

Так, что же объединяло все народные праздники? (ключевое слово)

4.

Самостоятельное применение знаний -практическая работа (2урок-35 мин.)

Ребята, посмотрите на доску, что видим мы на этом формате?

(ответы детей)

               Вижу чудное приволье,

               Вижу нивы и поля.

               Это русское раздолье,

               Это русская земля!

               Вижу горы-исполины,

               Вижу реки и моря.

               Это русские картины,

               Это Родина моя!

Как вы думаете, вспоминая наш прошлый урок, чем мы будем заниматься сегодня? Что нам нужно добавить в этот русский пейзаж, чтобы оживить его, показать символику и обычаи русского народа?

(ответы детей)

Правильно, конечно это фигурки людей, животных, русские избы, словом всё то, что превратит наш пейзаж в русскую деревню. Мы выполним коллективное панно на тему русского народного праздника. Для этого у нас есть заготовленный рисунок пейзажа, который благодаря вам превратится в весёлый праздник. Давайте подумаем, о каком же празднике будет идти речь? Наша  задача выбрать из предложенных слов и словосочетаний только те, которые соответствуют нашему празднику.

Рождество.

Морозная зима, ряженые, звездная ночь, колядуют, зажигают огни на дворах, поют.

Масленица.

Катаются с гор на санях, солнечный зимний день, сжигают чучело, блины, кулачные бои.

Иван Купала.

Лето, сбор цветов и трав, прыжки через костры, купание, венки в реке.

Так о каком празднике идёт речь?

Постановка художественной задачи.

Мы сегодня с вами выполним  коллективное панно на тему: «Наш весёлый хоровод». Для этого у вас на столе лежат ножницы, цветная бумага, шаблоны для изготовления русского народного костюма, о котором мы говорили на предыдущих уроках. Наша задача, расписать костюмы народным орнаментом и вклеить в панно. Для этого давайте вспомним

-Для чего люди украшали орнаментом предметы быта и костюмы?

-Молодцы! Правильно. Узоры наносили не только ради красоты, а для того, чтобы передать свои мысли и чувства, уберечься от злых духов.

-Какие виды орнамента мы знаем? (геометрический и растительный)

-Какие знаки могли присутствовать в орнаментах на костюмах? (солярные)

У кого фигурка будет готова, поднимает руку и выходит вклеивать её в наше панно.

Кроме фигур у нас на панно появятся русские избы с, украшенные узорами, которые мы делали на предыдущих уроках. У тех  ребят, которые справятся с работой первыми, появится возможность оживить наше панно фигурками животных, птиц, объёмными цветами и т. д.

5.

Итог урока.(5 мин.)

Цель для учащихся - самостоятельно делать выводы.

Цель для педагога – оценить деятельность учащихся по конечному результату.

Методы организации:

Словесный: диалог;

Наглядный: выполненное коллективное панно;

Методы оценивания:

-похвала;

-одобрение;

Так чем же похожи и в чём отличие праздников на Руси, о которых мы говорили? (ответы детей)

Давайте посмотрим на нашу работу. Какой красочный, загадочный праздник получился у нас. Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и труднее жить, тем необходимее праздники, как потребность в радости, как повод встретиться;  и даже помириться, если вдруг нарушились дружеские связи. Праздник – душа народа. Это одна из форм духовного и национального самовыражения.

                                                                                                                                                                                                 

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"

В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...

Методическая разработка по теме "Праздничные народные гулянья "

Методическая разработка по теме "Праздничные народные  гулянья " для 5 класса....

"За околицей" (сценарий народного гулянья для детей)

Реализация национально-регионального компонента...

Внеклассное занятие "Народные гулянья"

на внеклассном занятии школьники знакомятся   с русским  традициями и обычаями, узнают   об основных  русских народных праздниках  и их особенностях; расширяют  круг...

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья...