Бинарный урок ИЗО и музыка.5 класс "Праздничные народные гулянья"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Бинарный урок  ИЗО и  музыка. Автор УМК: Неменский Б. М. Тема раздела: "Древние корни в народном искусстве". Тема урока: "Праздничные народные гулянья" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок ИЗО и музыки 5 класс46.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №

22 - 23

Учитель:

Некрасова Е. С., Кузьмина М. Г.

Предмет:

Бинарный урок  ИЗО и  музыка.

Класс:

5

Автор УМК:

Неменский Б. М.

Тема урока:

Тема раздела: Древние корни в народном искусстве.

Праздничные народные гулянья.

Цель:

- Освоение особенностей проведения народных праздников;

- Повторение материала, изученного в блоке «Древние корни народного искусства».

Задачи:

Образовательные:

способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках на примере «Масленицы»  и их значения в жизни наших предков,  дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.

Воспитательные:

воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства и музыки. 

Развивающие:

развивать  умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

составить композицию  «Праздничные народные гулянья. Масленица» с использованием работ учащихся.

Личностные:

1. Эмоциональный комфорт, толерантность.

2. Продолжать воспитание интереса и бережного  отношения к народному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.

3. Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Регулятивные:

1.Фиксирование результатов  наблюдений, умение делать выводы.

2. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.

Познавательные:

1. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

1. Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способы взаимодействия

Предметные умения:

1) Знают о древних символах и солярных знаках, характерных особенностях русской одежды.

2) Знают символические значения обрядовых действий на примере 2-3  народных праздников 

Метапредметные:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)

Межпредметные связи:

ИКТ, литература, изобразительное искусство. музыка

Формы деятельности:

фронтальная
индивидуальная
парная
групповая

Формы обучения:

деятельностный способ обучения
практикум
исследования

Методы и приемы

Словесный: проведение бесед на тему; наглядный: использование наглядных пособий, слайдфильма; практический: деление класса на подгруппы для работы; игровой: применение игровых форм для активизации памяти и мышления. информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

Ресурсы:

Основные:

ПК учителя, медиапроектор, презентация по теме, учебник, программное обеспечение, УМК

Дополнительные:

раздаточный материал, сетевые ресурсы

Тип урока:

Комбинированный  (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Цель:

Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1. Организационный этап

Цели: Сконцентрировать внимание детей на себе, привести в  порядок дисциплину, организовать детей к уроку, проверить готовность к уроку.

Вводная беседа.

Музыкальное приветствие.

-Здравствуйте, ученики!

-Здравствуйте учитель? (пение)

- Все ли готовы к уроку?

- С каким настроением вы пришли на урок?

Включение в деловой ритм, организация внимания.

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия)

2. Формулирование темы урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Цели: Сконцентрировать внимание детей на себе, заинтересовать темой. Разбор нового материала, поддержание беседы.

Предлагаю разгадать кроссворд

Постановка проблемного вопроса

Разгадывают кроссворд, повторяя и закрепляя пройденный материал

Определяют тему урока

Формирование познавательной цели

Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

Контроль  за правильностью ответов в кроссворде

3. Актуализация знаний.

 Повторение пройденного материала на основе изучения нового.

Цель:

- формирование у учащихся представление о народных праздниках, их символическом значении для жизни наших предков,

- повторение  и закрепление знаний о русском народном костюме.

1.Актуализирует знания учащихся

2. Демонстрирует слайды, сопровождая их рассказом об истории праздника.

1. Выдвигают предположения на поставленные вопросы.

2. Слушают рассказ учителя.

3. Поиск, выделение необходимой информации.

4. Проверка выполненной работы.

5. Поют песни о празднике.

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

 Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

Умение точно выражать свои мысли.

Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: Закрепить знания о народных праздниках

1) Создание проблемной ситуации: - Какие старинные народные праздники вы можете назвать?

 2) Какой праздник будет отмечатся скоро у нас в районе?

Подводят итог, делают вывод

Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны.

Отвечают, воспроизводят, делают выводы.

Умение точно выражать свои мысли.

5. Практическая работа.

Составить композицию о праздновании праздника «Масленица»

Самостоятельная работа по поиску композиции в карандаше и выделению нужной информации.

Обсуждают, воспроизводят, делают выводы.

Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя.

Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предлагает оценить свою работу и работу товарищей:

- «светофор»

- Кому и какую оценку можно поставить?

Контролируют  и оценивают процесс работы и результаты деятельности

Контроль действий партнеров.

Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний;

Ход урока:

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Музыкальное приветствие.

-Здравствуйте, ученики!

- Здравствуйте учитель? (пение)

Уч. ИЗО - С каким настроением вы пришли сегодня на урок?  Когда у вас бывает хорошее настроение?

2. Формулирование темы урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Уч. ИЗО - Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо отгадать кроссворд.

Слайд 2

1. Образ, символизирующий  тепло, приход весны, счастья?   (Птица)

2. Образ, символизирующий растительные силы земли, процветание природы? (Древо)

3. Узор, состоящий из повторяющихся знаков?   (Орнамент)

4. Солярные знаки, выполненные в виде квадратов, ромбов, крестов.   (Земля)

5. Солярные знаки, выполненные в виде волнистых или ломаных линий.  (Вода)

6. Солярные знаки, выполненные в виде красных кругов с различными узорами   (Солнце)

7. Образ, символизирующий представление о продолжательнице рода, о земле, которая  родит урожай?   (Берегиня)

8. Образ, символизирующий  трудолюбие,  движение солнца по небу?   (Конь)

-   ПРАЗДНИК

3. Актуализация знаний.

 Повторение пройденного материала на основе изучения нового.

Уч. ИЗО - На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.

- Как вы думаете,  а есть ли такая связь в старинных народных праздниках?

- Тогда какой будет тема нашего урока?

   Слайд 3

Тема: «Праздничные народные гулянья». 

Делу время – потехе час, - о чём гласит нам эта старинная пословица?

(отдых уместен, но должен быть к месту)

- Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.

Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления.

Слайды 4 – 12

- Узнайте и вспомните русские народные праздники по слайдам.

- Деревенская свадьба, ярмарка, деревенские летние традиционные праздники – день деревни, Троица, Рождество, Крещение …

- Основные русские народные праздники – это Новый год и Рождество, святки, масленица, пасха, троица и другие.

В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер. Народный праздник как бы раскрывает мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.

Каждый праздник – это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода – сбора урожая,  изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий.

Праздником всегда было и устройство ярмарок. К ним готовились, их с нетерпением ждали, всяк по-своему.

Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления  посмотреть.

Здесь же люди  встречались, а потому надевали самое лучшее, парадное, себя показать – других посмотреть.

На праздники крестьяне надевали не просто наряды, а традиционные праздничные костюмы. 

Слайд 13

- Вспомним народный костюм, что носили мужчины: рубаха, кафтан, штаны, лапти или сапоги;  женщины: рубаху, сарафан или юбку, душегрея, головной убор.

- У нас в посёлке тоже есть свои традиционные праздничные гулянья, которые отмечаем всем посёлком. Какие праздники? ( Новый год, масленица, день Подюги,проводы русской зимы…. и т. д.)

На все  праздники наши творческие коллективы из ДК устраивают концерты, мы с вами можем послушать русские песни и частушки в их исполнении.

- Назовите какие творческие коллективы вы знаете?

Фольклорная группа «Частушка» д. «Вельцы»

Ансамбль народной песни «Заряница» п. Подюга

Вокальная группа «Сударушка»

   Слайд 14

  Сообщение ученика: Фольклорная группа «Частушка», действующая в деревне Вельцы, образовалась в 1984 г. Бессменный руководитель – Валентина Семеновна Буянова. В составе группы женщины, на протяжении всей своей трудовой жизни неразлучно были связаны с колхозом. Возраст участниц от 55 до 75 лет. В репертуаре группы - русские народные песни, песни на свои стихи и музыку. Любимый жанр – частушки, большую часть которых группа сочиняет сама. Традиционные песни, задорные частушки, народные танцы «Звездочка», «Трояк», «Метелица» в исполнении группы, а также самобытный говор – визитная карточка Коношского района.  «Частушка» - желанный гость на любых праздниках, проводимых не только на подюжской территории, но и в Коношском районе. Традиционный деревенский праздник в Вельцах - «Суслов день» проводится под мелодичные распевы фольклорной группы «Частушка», а завершается веселым частушечным хороводом, когда в пляс пускается вся деревня. Группа принимает активное участие в районных и поселенческих мероприятиях.

Активно представляет Коношский район за его пределами:

1. В декабре 2006 г. группа «Частушка» представляла Архангельскую область на праздновании 10-летия Поморского землячества в г. Москве.

2. В 2010 г. «Частушка» получила гран-при межрегионального фестиваля хоровых и вокальных коллективов «Рябиновые встречи», пос. Коноша.

3. 2011 г. стал очень насыщенным для участников группы: участие в 9-м Российском православном фольклорном фестивале «Рождество Христово» в Свято-Троицкой Александра Невского Лавре (г. Санкт-Петербург), межрайонном фестивале «Играй, гармонь» (г.Вельск), гала-концерте проекта «Созвездие северных фестивалей» (г. Архангельск).

4. 2013 год – представление Коношского района на Маргаритинской ярмарке в Архангельске. ТОС (Территориальное общественное  самоуправление) «Вельцы» участвовал в конкурсе проектов, в результате его реализации самошитые костюмы – пары сменили на новые.

   Слайд 15

Уч. музыки: Ребята, посмотрите фрагмент  выступления группы «Частушка» на Маргаритинской ярмарке в городе Архангельск. Оно состояло из нескольких песен и частушек. Именно их мы сейчас и услышим.

Видео «Коношские частушки»

- На что обратили внимание? (пение без аккомпанента, интересное звукоизвлечение, народное пение)

Александр Супаков назвал эту группу «Русские бабушки», он просто не знал точного названия.

Сообщение ученика: «Заряница» образовалась в 1998 году – это ансамбль народной песни. Руководителем до 2014 года была Стасьева Надежда Апполинарьевна, на данный момент Пирякова Екатерина николаевна. Участники в возрасте за 55 лет: гармонист - баянист Паушев Валентин Васильевич, Преображенский Михаил Ростиславович, Фалева Луиза Витальевна, Демидова Татьяна Федоровна и др. Репертуар - русские народные песни,  песни советского периода. Уникальность группы в том, что они поют песни местных авторов из своей группы: Преображенского Михаила Ростиславовича и Паушева Валентина Васильевича.

   Слайд 16

Вокальная группы «Сударушка» образовалась в 1993 году.  Первые участницы - Светлана Лунгу, Татьяна Тюкачева, Ольга Осина, Елена Ловырева, Наталья Соловьева. Первым аккомпаниатором был Леонид Степанович Коношонок. Состав коллектива на сегодняшний день: 6 человек: Александра Мартынюк, Екатерина Капинос, Екатерина Пирякова, Татьяна Ноговицина, Валентина Беляева, Елена Ловырева, руководитель Анна Зозуля. География выступлений широка – населенные пункты Подюжского поселения, поселений Коношского района. Творчеством «Сударушки» восхищались жители-участники мероприятий Вельска, Солги, п. Октябрьского Архангельской области, Вожеги, Кадниковского Вологодской области. Принимали «Сударушку» и даже на сцене Архангельского драмтеатра и Архангельской государственной филармонии.  Первые композиции, которые были в репертуаре группы – «У прясла», «Виновата ли я», «Одинокая гармонь».Сейчас поют песни из репертуара «Северного русского народного хора» Северного государственного народного хора.  Перенимают опыт у группы «Частушка», есть совместные проекты.

Все костюмы были изготовлены наше подюжской мастерицей Надеждой Ивановной Потяговой.

  - В древности люди одухотворяли природу, наделяли её сверхъестественными способностями.

Назовите мне весенний праздник, связанный с природой и небесным телом? (масленица)

Уч. музыки: Песня учащихся «Ой блины».

Уч. ИЗО: Слайд 17

Масленица - древний славянский праздник, который пришёл из языческой культуры. До 16 века этот праздник называли «Комоедица»,

что означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам

после дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта), когда день начинал становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило

солнце растапливает снега. В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины (отсюда и

выражение «первый блин комам» т. е. медведям. А в 16 веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы и

православный праздник стал называться сырной или мясопустной неделей.

А эту неделю называли по особому, и сейчас я вам предлагаю вспомнить как.  

Слайд 18

Понедельник – встреча - делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня,  дети каждый день катались с гор.

Вторник – заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Среда – лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.

Четверг – широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.

Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.

Суббота – проводы масленицы – куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.

Воскресенье – прощённый день – это были проводы масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями – «богатый урожай». Просили прощения и прощали друг другу все обиды. В прощённое воскресенье,  просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась масленичная неделя.

Уч. музыки: Песня «Как на масляной неделе»

Уч. ИЗО: Слайд 1

Таким  образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новую жизнь с лёгким сердцем.

  Люди издавна воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние считали блин символом солнца, он как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блинами они съедают частичку  его тепла и могущества для того чтобы было больше сил для работы на полях. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы мира. И наши далекие предки, древние славяне , особо почитали Ярилу – бога солнца. С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, наполняло энергией все живое , давало свет , пищу, тепло человеку. Масленица была праздником весеннего животворного солнца. Ее еще называли честная, широкая, веселая, объедуха, сырная неделя.

- А посмотрите, как одевались на масленицу, яркие наряды так и говорят нам о приходе весны!

 (просмотр слайдов)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Уч. ИЗО: - Какие старинные народные праздники вы можете назвать? (называют праздники)

Уч. музыки: – Ребята, вы знаете, что 22 марта состоится празднование 80-летия со дня основания Коношского района. Праздновать это событие будет весь  район. Мы с вами тоже на уроках музыки разучиваем песни про нашу малую родину. Давайте исполним песню «Маленький поселок»

Песня «Маленький поселок»

5. Практическая работа. ( ---мин.)

Уч. ИЗО: Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. Сейчас вы сделаете карандашный рисунок, а цветом закончим на следующий урок. Напоминаю у вас должно быть два плана передний, где главные герои вашей композиции и задний  - дальний, не забудьте на переднем плане предметы больше по размеру, а в дали меньше. Приступаем к работе.

Домашнее задание по музыке: сочинить частушку на тему «80 лет Коношскому району» или «80 лет газете «Коношский курьер»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Песня «Как на масленой неделе»

Как на масленой неделе со стола блины летели,

И сыр, и творог всё летело под порог.

Как на масленой недели из печи блины летели.

Весело было нам, весело было нам.

Прошла маслена – кончилось гулянье.

Идем теперь на отдыханье.

Песня «Мы давно блинов не ели»

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!

В квашне новой растворили, Два часа блины ходили.

Ой,…

Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица.

Ой,…

Напекла она поесть, Сотня штук, наверно, есть.

Ой,…

На поднос блины кладите Да к порогу поднесите.

Ой,…

Гости, будьте все здоровы,Вот блины мои готовы.

Ой,…

Эх, Масленица-непогасница! До чего ты довела? До Великого поста!

Песня «Маленький поселок»

Маленькой поселок - домики, сады.

Место,  где с пеленок рос счастливый ты.
Детский сад и школа, добрый отчий дом.
Ты о них, веселый, не забудь потом.

Об отцах и дедах память сохраним.
Жизнь за наше детство отдали они.
Возле новой школы плачет тихий сквер –
В маленьком поселке памяти пример.

Родина большая громко позовет.
Но в душе пусть тихо малая живет.
Маленькой поселок - домики, сады.

Место, где с пеленок  рос счастливый ты.

Источники:

http://www.artscroll.ru 

http://yandex.ru 

https://ru.wikipedia.org 

http://www.proeveryday.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Урок изобразительного искусства "Народные гуляния"

Урок изобразительного искусства в 5 классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством художника Б.Кустодиева. школьники повторяют изученное о пропорциях человеческой фигуры и учатся передавать в работе ...

Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"

В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...

Методическая разработка по теме "Праздничные народные гулянья "

Методическая разработка по теме "Праздничные народные  гулянья " для 5 класса....

"За околицей" (сценарий народного гулянья для детей)

Реализация национально-регионального компонента...

Внеклассное занятие "Народные гулянья"

на внеклассном занятии школьники знакомятся   с русским  традициями и обычаями, узнают   об основных  русских народных праздниках  и их особенностях; расширяют  круг...

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья...