Конспект урока: «Морозный узор»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Хайбуллина Альбина Асафовна

использование нетрадиционных техник рисования на уроках в коррекционных школах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urokano2.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Морозный узор»

(методика фотокопия: восковой мел и акварелью)

Форма урока: сообщение нового  материала.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с новой техникой рисования: восковым мелом и акварелью;

Сообщить детям: откуда берется иней на окнах зимой;

2. Развить умение вести плавные линии, не отрывая используемый материал от бумаги, коррегирование точности и плавности движений;

3. Воспитывать интерес к окружающему миру: к зимним явлениям природы.

Оборудование:

Краски: акварель, кисть, карандаш, белый восковой мел, трафарет окна из цветной бумаги, белый лист бумаги, клей карандаш.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята. Присаживаемся. Перед тем как начать рисовать новым способ, мы с вами выполним одно задание.

Перед вами лежат листочки бумаги, на них нарисованы точки. Мы с вами делали это задание давно, кто-нибудь вспомнит из вас, что нужно сделать?

Правильно, но сегодня будем ставить точки в другом порядке.

Будем ставить точки не по строчкам, как раньше, а по столбикам.

В первом столбике точки ставим сверху вниз, а во втором – снизу вверх.

(показ выполнения задания учителем)

Не забываем про руку, она у нас лежит на столе, и не поднимается, двигается лишь только кисть, вот эта часть руки.

(в это время учитель ходит и проверяет правильность выполнения задания, и следит за осанкой детей)

Молодцы ребята, теперь положите ваши листочки на край стола, чтобы линия стола совпала с линией листочка.

Вспоминают технику выполнения задания.

Выполняют задание.

2. Проверка усвоения ранее изученного материала:

Перед тем как начать рисовать новым способом, мы с вами вспомним, каким способом мы рисовали в прошлый раз, и что мы рисовали.

Правильно мы с вами рисовали орнамент в квадрате, с помощью тычка.

Узоры у каждого были свои, и каждый придумал, от чего он его защищать будет.

Учащиеся вспоминают тему прошедшего урока и технику изображения.

3. Объяснение нового материала:

Сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой, она для вас будет новой, так как мы ей еще не рисовали. Но сначала я вам загадаю пару загадок:

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло.
(Снежинки)

Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)

Морозно в белом январе,
Деревья тонут в серебре.
Кусты, березы и осины
Украсил блеском светлый… (иней).

Молодцы. Отгадали все загадки.

Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?

А еще зимой на окнах появляются узоры. На что они похожи ребята?

(учитель совместно с детьми рассматривает узоры на окнах)

А вот откуда они берутся?

Узоры на окнах появляются таким способом:

От холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры.

Всем понятно?

Сегодня мы с вами тоже нарисуем узор на окне, а вот как я вам расскажу, после того, как мы сделаем одно упражнение. Встаем.

Учащиеся отгадывают загадки.

Зимой.

Дети рассказывают, на что похожи узоры на окнах.

Дети высказывают свои предположения.

Физ-минутка:

Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,

Стоя в кругу,
поднять руки над головой,
плавно опустить их через стороны вниз,

Тропы застелите,
Ветви опушите.

Руки – перед собой,
плавно поочередно покачать ими вверх-вниз.

На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз,
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.

Имитировать движение рисования кистью
в произвольном направлении поочередно
правой, левой руками.

Зачаруй сердца людей
Красотой своих затей:
Пусть вникают взоры
В светлые узоры.

Поднять руки над головой,
плавно опустить их через стороны вниз.

Ты, Метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом.

Присесть, встать,
поднять руки вверх,
покружиться вокруг себя.

Молодцы, присаживаемся.

Для того чтобы узнать, как мы сегодня будем рисовать, сначала все достанем из папочек, которые лежат у вас на столе, достаем все предметы и поочереди называем их.

И раскладываем все предметы по порядку, справа на лево. Потом проверим у всех ли одинаково все вышло?

(учитель вместе с учащимися достает предметы из папки, потом проверяют совместно, правильность выложенного у каждого на столе)

Как называется карандаш, который вы достали.

Это восковой мел. Для удобства, он в виде карандаша, чтобы вам было удобнее им рисовать.

Восковой мел, обладает одним свойством, а вот каким вы мне скажите после того, как я вам покажу технику выполнения узора на окне.

Рисовать мы с вами будем не на настоящем окне, а на нарисованном, но будем изображать свои узоры.

Для этого я каждому из вас дала трафарет окна. Сначала я беру лист бумаги и кладу его вертикально, прикладываю трафарет, смотрите внимательно, окно будет посередине листка, ни слева, ни справа, ни внизу, ни наверху, а в середине, чтобы смотрелось красиво.

Но сразу приклеивать не буду, я возьму карандаш и обвожу окно. Придерживаю левой рукой его, а правой обвожу. Делаю это аккуратно и не тороплюсь, чтобы линия шла точно по трафарету.

Потом убираю трафарет и начинаю рисовать на окне карандашом сначала простым узоры. Сильно не надавливаю на карандаш, тогда его не будет видно в конце работы, узоры у меня кружевные и стараюсь рисовать одной линией, не отрывая карандаш от листка.

Потом беру восковой мел белого цвета, и обвожу все линии узора на окне. Делаю это очень внимательно, надо все узоры обвести.

Вот я все узоры обвела. Но почему то ничего еще пока не видно. Лист белый и узоры белые.

Чтобы они появились на нашем окне, я беру краски и покрываю окно голубым цветом.

Много воды на кисточке не должно быть.

 

(все действия учитель подкрепляет словами)

Смотрите наши узоры остались белыми, не смотря на то, что их я красила, тоже синим цветом.

Это происходит, потому что в состав карандаша входит воск, а он отталкивает от себя воду.

После того как листок у меня высохнет, я приклею сверху трафарет окна и получится у нас самый настоящий морозный узор.

Понравилось?

Чтобы приступить к работе, мы сейчас вместе вспомним, что и за чем я делала, когда рисовала этот узор.

Вы все запомнили правильно. Теперь приступаем к работе.

Но помним, что линии которые мы рисуем карандашом, не должны быть толстыми и яркими, тогда получится не так красиво.

Не забывай и про нашу осанку.

(В то время как учащиеся выполняют работу, учитель следит за осанкой детей. Помогает, если у кого-то что то не получилось).

Дети достают предметы: Лист бумаги, трафарет окна, восковой мел.

Дети отвечают на вопрос.

Учащиеся наблюдают за деятельностью учителя.

Дети вспоминают план выполнения работы.

Приступают к работе.

4. Подведение итогов:

Молодцы ребята. У вас у всех получились замечательные рисунки.

Ну а кто не успел, тот доделает работу потом.

А сейчас мы с вами вспомним, что мы сегодня изображали.

Откуда берется иней на окне?

Как мы рисовали узор на окне сегодня?

Из чего сделан карандаш, который отталкивает воду?

Вам понравилось сегодня работать?

. За работу я сегодня поставлю следующие оценки.

(Проходит объяснение постановки соответствующих оценок каждому учащемуся).

Урок закончился, до звонка осталось немного времени, и до него убираем все со стола.

Всем спасибо за работу.

Заканчивают работать.

Отвечают на вопросы.

Убирают все со стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники".

Разработка конспекта урока на практическое повторение в 7 классе коррекционной школе VIII вида....

КОНСПЕКТ открытого занятия «Морозные узоры на окне»

КОНСПЕКТ открытого занятия «Морозные узоры на окне»...

План-конспект урока "Морозные узоры на стекле"

План-конспект урока "Морозные узоры на стекле"...

Конспект урока "Морозные узоры"

Цель урока: Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с рисованием по памяти и представлению морозных узоров на окнах....