Статья "Проектный метод обучения на занятиях д/о «Дизайн- центр» «Нетрадиционные техники рисования»
статья на тему
Актуальность проекта обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению младших школьников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изобразительная деятельность является важным фактором развития личности ребенка. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, надо использовать нетрадиционные техники рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» р.п. Дергачи
Проектный метод обучения на занятиях д/о «Дизайн- центр»
«Нетрадиционные техники рисования»
Садыкова Альфия Серкаевна
Педагог дополнительного образования
1 категории
р.п. Дергачи
2016 год
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: долгосрочный сентябрь 2016 г- май 2017 г.
Участники проекта: младшие школьники.
Форма продуктов проектной деятельности: рисунки, поделки, фотографии, презентация.
Актуальность темы
Актуальность проекта обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению младших школьников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изобразительная деятельность является важным фактором развития личности ребенка. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, надо использовать нетрадиционные техники рисования. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Еще одним компонентом учебной деятельности, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи.
Нетрадиционные техники рисования –это прежде всего давно забытое старое, а именно использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются, традиционными.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Работа в проекте заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании для формирования у младших школьников художественного творчества и активизации творческого потенциала. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Цель проекта: Формирование у младших школьников художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
4. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения.
5.Развитие у младших школьников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап:
для педагога:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение литературы, подбор дидактического материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов, мастер- классов.
4. Диагностика.
для обучающихся:
- обеспечением себя материалами, с помощью которого можно заниматься изобразительной деятельностью.
2) Реализация проекта
1. Деятельность педагога:
Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения.
На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувания краски, рисования пальчиками, методом тычкования, набрызга, монотипии, рисование мятой бумагой и т.д Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, зубную щетку и т.д.
2. Работа с детьми:
- Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.
- Учить создавать выразительные образы животных, птиц, используя различные техники и материалы.
- Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
3. Работа с родителями
- Обеспечение своих детей необходимыми материалами, школьных принадлежностей, инструментами.
- Участие в различных мероприятиях, мастер- классах.
- Родительское собрание на тему: « Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
Основные формы работы с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
- рассматривание образцов, иллюстраций, презентаций;
- продуктивная деятельность под музыку;
- наблюдение за природой;
- рассматривание и обсуждение привлекательных предметов;
- физкультминутки;
- оформление выставки.
3) Результатами моей работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- Участие в различных конкурсах.
- Выставки
Характеристика нетрадиционных техник рисования, их виды
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Рисование - это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.
Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитие творческих (креативных) способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования, так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных способов использования привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками), соединения различных способов рисования (красками и мелками, красками и свечкой), оттисков частей тела, всей фигуры, пробкой, поролоном, бумагой, использование трафаретов.
Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.
Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike-искусная и techne- искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятие техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера- передачу вещественности предметов [19, с.26].
Термин нетрадиционный можно рассмотреть как - не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский [1].
Нетрадиционные техники рисования - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе [4].
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.
Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник:
1. Тычок жесткой полусухой кистью.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
2. Рисование пальчиками.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Рисование ладошкой.
Способ получения изображения: ребенок окрашивает гуашью всю ладонь при помощи кисточки и делает отпечаток на бумаге, дорисовывает недостающие детали. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
4. Рисование печатками.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку.
5. Оттиск смятой бумагой.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
6. Печать по трафарету.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны и трафареты.
7. Отпечатки листьев.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
8. Скатывание бумаги.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
9. Восковые мелки и акварель.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенными.
10. Монотипия предметная.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
11. Монотипия пейзажная.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
12. Черно- белый граттаж (грунтованный лист).
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь (гуашь) с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
13. Кляксография обычная.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластикой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.
14. Раздувание краски.
Несколько похожая на кляксографию.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
15. Ниткография.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: ребенок опускает нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладывает нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрывает чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
16. Набрызг.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
17. Рисование мыльными пузырями.
Способ получения изображения: ребенок опускает трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и дует так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасает к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
18. Рисование с солью.
Способ получения изображения: нарисованный краской рисунок посыпается солью, которая пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаёт объёмность изображению.
19. Тиснение.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем пол рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. Затем рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
20. Рисование на мятой бумаге.
Способ получения изображения: чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной - это называется эффект мозаики.
21. Рисование пластилином.
Способ получения изображения: на плотный лист бумаги или картона нанести карандашом контур. Рисовать по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно.
22. Клеевая техника (витраж).
Способ получения изображения: ребенок простым карандашом наносит на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.
23. Рисование «по сырому.
Способ получения изображения: ребенок при помощи влажной губки промакивает лист бумаги. Затем рисует изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.
24. Техника «Смывание».
Способ получения изображения: ребенок должен нарисовать изображение гуашью, смешивая, цвета с белой гуашью или покрыть ею после высыхания. После высыхания некоторые участки или полностью рисунок покрыть тушью. Дать высохнуть. Ополоснуть бумагу водой, перемещая лист и регулируя количество смываемой краски так, чтобы она смылась не полностью.
25. «Знакомая форма - новый образ».
Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что- то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
26. Проступающий рисунок.
Это смешанная техника сочетает рисование разными материалами.
Способ получения изображения: задуманный рисунок выполняется восковыми карандашами (мелками, свечкой, мылом) на бумаге, затем при помощи кисти наносятся акварельные краски. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение - рисунок как бы проступает, проявляется [6].
Каждый из перечисленных выше приемов может быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединять с любой другой техникой рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времен, отведенного на выполнение задания.
Следует отметить что, рисование нетрадиционными техниками не требует от ребенка специальных навыков, является доступным для любого ребенка, может использоваться в коллективной работе. У детей появляются навыки культуры общения, улучшаются отношения со сверстниками, формируются правила поведения в коллективе.
Заключение
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Литература.
- Н.А. Ветлугина Художественное творчество и ребенок. – М., 1990 год.
- В.В. Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. – М., 1986 год.
- Т.С. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
- Т.А. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
- Е.Ю. Кихтева «Рисуют малыши» - М-С 2008 г
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
- О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011
- К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"
Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...
Конспект занятия Нетрадиционные технике рисования. Монотипия пейзажная по мокрому.
Конспект занятияНетрадиционные технике рисования.Монотипия пейзажная по мокрому. Тема занятия: «Природа отражается в воде». Цель: ознакомление детей с новой техникой ри...
Методы нетрадиционных техник рисования.
Здесь перечислены техники, которые Вы можете использовать на своих уроках....
Конспект развивающего занятия с применением нетрадиционных техник рисования "Вишневый сад". Тычковая техника.
Нетрадиционное рисование способно повысить интерес ребенка к художественной деятельности, позволяет раскрыть творческий потенциал, развивает воображение, помогает ребенку почувствовать себя смелее, ра...
Значение занятий по обучению нетрадиционным техникам рисования.
Занятия в нетрадиционной технике рисования помогают сохранить психическое равновесие ребенка, дают возможность безопасному выходу эмоций. При этом ребенок имеет возм...
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (рисование солью) «Весенние цветы»
Цель: развитие творческих способностей и познавательных интересов обучающихся.Задачи:Образовательные: совершенствовать технические приемы рисования нетрадиционным способом – акварелью по мокрому...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе Тема: «Снег идет»
Конспект занятия по рисованию в технике«смятая бумага»«Снег идет»(Младшая группа) Программное содержание:Расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодн...