Художественная культура Японии
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Беликова Наталия Петровна

Ресурс содержит конспект урока и презентацию по теме "Культура Японии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaponiya.rar1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Образ художественной культуры Японии »

Цели. 

1.Сформировать у учащихся представление о культуре Японии связанное  с костюмом.

2.Познакомить учащихся с костюмом Японии.

3. Воспитывать интерес к культуре и искусству японского народа.

Задачи.

Личностные

1. Сформировать уважение к культуре Японии

2.Воспитывать интерес к культуре и искусству японского народа.

Регулятивные

1.Определять план выполнения задания на уроке по выполнению костюма.

2.Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

3. Соотносить выполненную работу с образцом предоставленным учителем.

4.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Познавательные

1.Познакомится с культурой Японии связанную с костюмом.

2.Наблюдать и делать самостоятельные выводы связанные с культурой Японии.

Коммуникативные

1.Учавствовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

2Оформлять свои мысли в устной  форме.

Предполагаемые результаты

1. Знать элементы костюма Японии.

2. Уметь отличать кимоно замужней и   незамужней женщины.

3. Знать традиции связанные с костюмом   Японии.

Формирование УУД

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение , выражать свои эмоции;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме.

 

Оборудование: для учащихся - цветная бумага, белый и черный картон, ножницы, клей.

                     для учителя - презентация на тему «Образ художественной культуры Японии.                   

Зрительный ряд:  Презентация на тему «Образ художественной культуры Японии».  

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа

Прежде чем создавать образ японского человека, мы с вами познакомимся с японской традиционной одеждой. Его основа – это КИМОНО.

Любой национальный костюм, так или иначе, отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер.

Это в полной мере относится и к кимоно, история которого является одной из прекрасных страниц японского декоративного искусства и в которой отражены особенности бытовой культуры японского народа.

Что же такое КИМОНО? (Слайд 6).                                  

Название происходит от выражения «киру моно» - вещь для одевания.

Обычно под кимоно подразумевается основной вид наплечной одежды, представляющей собой длинный халат без застежек, запахивающийся направо (Слайд 7).                                  Шили кимоно из четырех прямоугольных кусков ткани, которые сшивались сзади по линии позвоночника, а также по бокам. Рукава женского кимоно очень широкие – до 150 см.

  Отверстия для кистей рук делаются не во всю ширину, рукава, образуя мешок, сшиваются внизу и по переднему обрезу. В рукавах прятали веера, носовые платки, косметику.

Кимоно изготавливали очень просторным, лишнюю ширину убирали в складки, которые специально фиксировались.

Женское кимоно расписывали или вышивали уже после того, как оно было сшито.

Роскошные ткани, идущие на женские кимоно, нередко расписываются вручную, ткутся  и окрашиваются с использованием традиционных японских способов. По узору можно определить сезон его носки, например, рисунок с бабочками или вишнёвым цветом будет носиться весной, водные рисунки обычны для лета, листья японского клёна — популярный осенний мотив, а для зимы подходит расцветка с соснами и бамбуком (Слайд 8).

Подвязывали кимоно поясом ОБИ, который представлял собой ленту длиной до 4м и изготавливался из шелка. Ленту туго завязывали за спиной и укладывали в форме банта, который дополнительно фиксировался для жесткости специальной бумагой (Слайд 9).

Качество материала и узел менялся в зависимости от сезона и ситуации. ФУРИСОДЭ — традиционный японский наряд незамужних девушек и невест, кимоно с длинными рукавами (Слайд 10). 

ТОМЭСОДЭ — тип кимоно для замужних женщин. Отличается от фурисодэ укороченным рукавом, рисунок идёт только по подолу ниже оби, не затрагивая рукава; на томэсодэ обязательно должны присутствовать гербы (Слайд 11).

Отрез шелка, известный под названием ОБИАГЭ, удерживает оби на месте.

Есть еще ОБИДЗИМЭ – декоративный шнур, который также скрепляет оби (Слайд 12).

Складка, или ОХАСОРИ, на талии регулирует длину кимоно.

ХАНЭРИ – сменяемая нашейная лента, выступает из-под кимоно.

Японский костюм мог состоять из нескольких кимоно одинакового покроя и разной расцветки, одеваемых одно на другое. Воротник нижнего кимоно был виден из-под верхнего (Слайд 13). 

Начиная с 17 века и позднее, японцы носили тростниковые или кожаные сандалии с ремешками - ДЗОРИ и деревянные башмаки – ГЭТА (Слайд 14).

Такую обувь удобно снимать при входе и одевать при выходе.

Дзори и теперь носят с парадным кимоно, а гэта – с юката (легкое летнее кимоно).

Узкие перекладины на подошве гэта часто высокие, чтобы не пачкать ноги.

В конце 17 века мода требовала ношения 30-см высоты таких перекладин. В такой обуви передвигаться было практически невозможно.

Мужские сандалии СЭТТА делаются из плетеной соломы (напоминающей татами), подошва – из кожи (Слайд 14).

Мужской костюм выглядел более строго. Он изготавливался из темных однотонных тканей. Украшали его неширокой вышивкой.

Торжественная мужская одежда представляет собой черное шелковое кимоно. Оно короче женского и допускает большую свободу в движениях.

Никаких украшений не предусмотрено, кроме вышитого белого фамильного герба (МОН) (Слайд 15).

Кстати, официальное кимоно, имеющее на себе герб семьи, может принадлежать как мужчине, так и женщине.

Дети носили миниатюрные повторения взрослой одежды.

И в наше время мужчины и женщины обычно надевают кимоно в торжественных случаях и на праздники. Некоторые японцы вечером переодеваются в хлопковые кимоно.

 Женские прически были довольно сложными. Для устойчивости в высокую прическу подкладывали валики. Для того, чтобы волосы держали форму и блестели, их покрывали маслом или воском. Украшались прически шпильками, гребнями, цветами (рис.16).

Гребни и шпильки изготавливались из панциря черепахи или слоновой кости.

Веера, обычно из бамбука, оклеенного раскрашенной бумагой, являлись традиционной принадлежностью  туалета мужчины и женщины.

Одежда и внешность определялась строгими правилами этикета. Знатные женщины тратили много времени, чтобы выглядеть достойно. В позднем средневековье установился эталон «японской красавицы». Лицо должно было быть плоским, а его овал — удлиненным. Красивыми считались раскосые глаза с узкими и высокими бровями. Рот должен был быть маленьким и походить на небольшой красный цветок. Кожа женщины должна была быть белой как снег, потому японки издавна белили лицо и другие выступающие из-под кимоно части тела (Слайд 17).

  1. Практическое задание.

Нам потребуются 3 листа бумаги. Также, вам понадобятся листы чёрного картона для волос. Для туловища вырежьте большую белую полосу размер 3х100.

      1.Возьмите полоску “туловище” и закрепите на ней воротник.

   2.Возьмите деталь для кимоно и заверните с одного края полоску в 1 см.

   3.Сделайте декоративный отворот.

   4.Заверните другую часть кимоно, “укутав” тельце.

   5.Вырежьте деталь “рукава” (как на фото ниже), оденьте её на туловище и аккуратно прикрепите клеем.

  6.Закрепите рукава широким поясом, как показано на фото. Сверху оберните маленьким, узким пояском. Все элементы фиксируйте мельчайшими капельками клея.

 

    7.Теперь настало время сделать вашей кукле причёску . Для этого вырежьте японской девочке лицо и волосы (как показано ниже). Волосы состоят из двух элементов – задней части и чёлки, между ними сделан овал – лицо. 

       8.Украсить причёску можно декоративным цветочком, бусинкой, лентой.  

  1. Подведение итогов урока

Выставка работ учащихся. Отмечаются наиболее удачные работы. Обсуждаются заданные вопросы и обобщаются полученные знания.

Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке:

  1. Как относится японский народ к природе?
  2. Что такое кимоно?
  3. Какую обувь носят японцы.
  4. Чем украшались женские прически?
  5. Чем отличался мужской костюм от женского?

Липецкий Институт Развития Образования

Курсы повышения квалификации учителей изобразительного искусства

Образ художественной культуры Японии (костюм).

Выполнила Крылова О.Н.

МБОУ гимназия №1

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Тема: "Художественная культура Японии" 4 класс

     Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Н...

Конструкт урока по МХК "Художественная культура Японии" 10 класс

Презентация содержит конструкт урока по  художественной культуре Японии. Материал предназначен  для учащихся 10 классов.Конструкт содержит задания для самостоятельной деятельности учащихся п...

«ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ. ПРАЗДНИК ЦВЕТЕНИЯ САКУРЫ»

сценарий урока, презентация, буклет по теме "Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"...

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие....

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры.

Данная презентация знакомит четвероклассников с культурой Японии. В конце урока ребятам предлагается нарисовать свою ветку сакуры....