Художественная культура Японии в декоративно-прикладном искусстве.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока ИЗО в 5 классе (3 четверть, урок № 8).
Тема четверти: Каждый народ Земли – художник.
Тема урока: Художественная культура Японии в декоративно-прикладном искусстве.
Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний + практикум: импровизация).
Цели:
Обучающая: заинтересовать и приобщить учащихся к традициям японского декоративно-прикладного искусства.
Развивающая: развитие индивидуальных творческих способностей.
Воспитывающая: воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира.
Задачи:
- Познакомить учеников с декоративно-прикладным искусством Японии.
- Совершенствовать приемы построения композиции.
- Развивать творческое восприятие мира, воображение.
- Совершенствовать навыки работы с художественными материалами.
Структура урока:
- Актуализация опорных знаний.
- Изложение нового материала, через созерцание.
- Закрепление, практическая работа.
- Подведение итогов. Выставка работ.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, веер японский складной и не складной, тарелка японская с пейзажной росписью, палочки деревянные, национальная японская музыка, альбомы, карандаш, кисти, краски…
Зрительный ряд:
- презентация «Художественная культура Японии в декоративно-прикладном искусстве» к уроку № 8;
- детские рисунки прошлых лет;
- презентация с поэтапным рисунком ветки сакуры.
Литературный ряд: поэзия Японии в стихотворном жанре хокку.
Музыкальный ряд: национальная японская мелодия (бамбуковая флейта, сакура, мудрость капли воды, тихая луна…)
Методы: рассказ, беседа, игра, объяснительно-иллюстративный метод, личностно-ориентированный, частично-исследовательский.
План урока.
- Организационный момент.
- Знакомство с темой урока (актуализация знаний).
- Повторение пройденного материала по Японии в 4 классе (блиц-опрос)
- Изучение нового материала (открытие нового знания).
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Оценка результата.
- Подведение итогов.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка целей урока.
Литературный эпиграф к уроку:
Торговец веерами
Принес вязанку ветра –
Ну и жара!
(звучит японская музыка «Бамбуковая флейта»).
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, поклоняются деревьям, скалам, горам, а иногда островам…
- Знакомство с темой урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о декоративно-прикладном искусстве Японии. Это страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японский образ жизни породил целую систему коллективных эстетических упражнений, к которым регулярно прибегает народ. Способность ценить красоту и наслаждаться ею – это не какое-то врожденное качество и не какое-то умение, которым можно раз и навсегда овладеть. Сознавая это, японцы веками вырабатывали своеобразные методы, которые позволяют им развивать, поддерживать и укреплять свой художественный вкус. Эстетическое воспитание в японской школе поставлено шире и основательнее, чем в других странах мира. Уже второклассник пользуется красками 36 цветов и знает названия каждого из них.
В быту японцев прочно укоренились обычаи коллективно любоваться поэтическими явлениями природы. Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом. Весной – цветением сливы, азалии, вишни. Осенью – багряной листвой горных кленов и полной луной. Японцы на протяжении всей жизни развивают в себе художественный вкус. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относят почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана.
- Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним, о Японии и о чем мы говорили в 4 классе(блиц-опрос).
- Как называют Японию по- другому? (страна восходящего солнца)
- Японский храм. (пагода)
- Японский национальный костюм. (кимоно)
- Какой необычный урок есть в японских школах? (урок любования)
- Стихотворение, состоящее из трех строк. (хокку)
- Японская обувь на деревянной подошве. (гэта)
- Изучение нового материала.
Культура Японии исторически тесно связана с культурой Китая, однако она несет печать яркой самобытности, трансформировав на протяжении веков многие заимствования, в частности религиозные воззрения – буддизм, синтоизм, даосизм. В общем, японцы народ малорелигиозный. Роль религии у них во многом заменяет культ красоты, порожденный обожествлением природы.
Япония – это страна зеленых гор и морских заливов; страна живописнейших панорам. Ландшафты Японии составлены из мягких тонов, приглушенных влажностью воздуха. Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. Увидеть в недолговечности источник красоты сумели лишь японцы.
Японцам присуще стремление жить в согласии с природой. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они гармонировали с ландшафтом. Цель японского садовника – воссоздать природу в миниатюре. Ремесленник стремится показать фактуру материала, повар – сохранить вкус и вид продукта. Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства. Японский художник не диктует свою волю материалу, а лишь выявляет заложенную в нем природой красоту. Роль художника состоит в том, чтобы помочь материалу заговорить и на языке этого оживленного материала выразить собственные чувства. Когда японцы говорят, что керамист учится у глины, резчик учится у дерева, а чеканщик – у металла, они имеют в виду именно это.
Японское искусство взяло на себя задачу быть красноречивым на языке недомолвок. Японец воспринимает иероглиф не просто как несколько штрихов кистью, а как некую идею, он умеет видеть на картине неизмеримо больше того, что на ней изображено, в этом и заключается прелесть недосказанности.
Японская поэзия для нас тоже необычна. Хайку – стихотворения из единственной фразы, из одного поэтического образа. Эта предельно сжатая форма способна нести в себе поистине бездонный подтекст.
Чтобы проникнуться атмосферой Японии, предлагаю отгадать Японские загадки.
- Выходит в поле в меховых одеждах, что это? (Кукуруза)
- Гнутый мост и полная луна над прудом. (Глиняный чайник)
- Идет по снежной дороге, рассыпая за собой золотые монеты. (Следы от башмаков)
- Пока не ударишь по голове, не слушается. (Гвоздь)
- Ходят вокруг дома, звеня колокольчиками. (Дождевые капли)
- Повязав голову белым полотенцем, ползет по крыше. (Дым)
- На горной дороге рассыпаны перчатки. (Листья клена)
- Танцует в поле в красном платочке, что это? (Земляника)
А чайная церемония – это целый обряд, ключ к познанию национальной психологии. Чайная церемония учит находить прекрасное в обыденном. Это соединение искусства с буднями жизни ( коротко рассказать о традиции).
Японский дом – самобытное сооружение, он формирует своеобразные привычки тех, кто в нем живет.
- Строя себе жилище, - говорят японцы, - мы прежде всего раскрываем зонт в виде кровли, чтобы на землю упала тень, а потом поселяемся в этой тени… Японский дом – это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор; это кровля, возведенная над пустотой. Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. В додме отсутствует какая либо мебель. Здесь нет ни диванов, ним кресел, ни стульев, ни столов, ни буфетов с посудой, ни шкафов с одеждой, ни книжных полок, нет даже кроватей. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами.
5. Постановка художественной задачи.
Сегодня вам предоставляется возможность, изобразит предметы декоративного искусства Японии. Это может быть ширма, веер , кимоно… Выбор за вами! Но я на примере японского веера покажу вам, как можно изобразить на нем цветущую ветку сакуры, так как долгожданная пора пробуждения природы в Японии начинается с внезапной и буйной вспышки цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от легчайшего дуновения ветра.
Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев. Одно мы знаем точно, с момента своего появления веер проделал блестящую карьеру. Из листа он быстро превратился в изящный дорогостоящий предмет, сохраняя при этом форму листа. Из средства охлаждения, он превратился в символ власти, были времена, когда им могли пользоваться только знатные люди. Особенное значение вееру придавали в сложных японских церемониях. У каждого веера было свое предназначение: веер для дворца, веер для войны, веер для танцев, веер для сопровождения чайной церемонии.
Веера подразделяются на две группы:
- жёсткий, как правило, округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
- складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу) Складывающийся веер украшали живописью (тонкой кистью по шелку – батик) и стихами. Изображали пейзаж, со всей его красотой, с видом на Фудзияму и многоярусовыми пагодами, водопадами и мостиками…
6. Практическое выполнение задания. Объяснение сопровождается презентацией с поэтапным выполнением веточки сакуры.
1. Самостоятельно определите форму веера и выполните набросок простым карандашом.
2. Выполнять прорисовку веточки будем сразу краской. Рисуем основную ветвь. Ее называют дедушкой. Для этого укладываем кисть на бочок и рисуем изгиб ветки, перекатывая кисть по бумаге с боку на бок (объяснение демонстрируется учителем). Такой прием позволяет изобразить неровности коры, сделать ветвь живой.
3. Затем рисуем «детей» и «внуков» - более молодые ветви. Они более прямые, тонкие, изящные.
- Ветки сакуры символизируют женское начало – инь. А вот цветы – мужское, ян. Нарисуем их.
- Набираем на кисть розовую краску. Рисуем цветы касанием кончиком кисти. Следуем логике: раскрытый цветок, следом – полураскрытый, затем – бутон. Маленькие бутоны-почки можно продолжать и далее виде точек. Раскрытый цветок имеет пять лепестков, полураскрытый – три, бутон – один. 5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.
- После высыхания лепестков черным цветом рисуем детали цветка. Сердцевина раскрытого цветка делается ввиде двух скобочек-запятых. Из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками. На полураскрытом цветке тремя штрихами делаем чашелистики. Основы всех цветков рисуем виде запятой.
- Оценка результатов. Подведение итогов.
Список использованной литературы.
- Т.М. Сапожникова, О.А.Коблова . Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2010
- В. Овчинников. Сакура и дуб. М.: Дрофа 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Культура дома и декоративно - прикладное искусство
В данной папке материал для подготовки к предметной олимпиаде для учащихся 7-9 классов...
Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»
В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...
Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"
Обобщение моего опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...
План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие....
Программа художественной направленности «Изобразительное и декоративно – прикладное искусство»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Изобразительное и декоративно – прикладное искусство» Возраст обучающихся: 6-13 лет Ср...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...