2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья

СИМОНОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическом детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют многочисленную группу детей с нарушениями развития. На сегодня определены основные направления, содержание и организационные формы логопедической работы с детьми с разными речевыми нарушениями (Е.Н. Винарская, Б.М Гриншпун, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.Е.Хватцев, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. [1]

Игра – это ведущий для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.  Игра осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой творческого отражения окружающей его жизни. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Воспроизводя в действиях и речи, жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение. [2,3]

Для детей с ОНР  игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. [4]

Воспитание, обучение и  коррекция должны проводиться с учетом ведущей деятельности, у детей дошкольного возраста, соответственно, с учетом игровой деятельности. В ней корригируется речевое нарушение: увеличивается словарный запас, исправляется лексико-грамматический строй речи и пр. [5]

Таким образом, ОНР изменяет игру детей, и с помощью игры же корректируется это речевое нарушение. Немногочисленные научные факты актуализируют эту проблему, разработка требует разностороннего и глубокого изучения специфики игровой деятельности детей с ОНР.

Целью исследования было изучение особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР, для этого использовались такие методы как анализ литературы, наблюдение, беседа, психологическая диагностика (методика «Изучение игровых предпочтений», методика «Изучение взаимоотношений между предметом, действием и словом в ролевой игре» (Д.Б. Эльконин)) и интерпретация полученных данных. В эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста с ОНР (3-й уровень) и 10 детей дошкольного возраста с НПР из детских садов № 189, 147 г. Кирова.

Анализ полученных количественных данных и наблюдение позволяют представить следующий ряд выводов о специфических особенностях игровой деятельности детей с ОНР.

Результаты методики «Изучение игровых предпочтений» представлены в таблице №1.

Таблица №1

Результаты по методике «Изучение игровых предпочтений»

Вопрос

Дети с ОНР

Дети с НПР

Где ты любишь играть?

Нет особых предпочтений

Какая твоя любимая игра?

10 наименований

20 наименований

Что ты делаешь в играх?

«Играю» (5 чел.); называние роли

Бегаю, прыгаю, собираю шипы, веду игру и т.п.

Кем ты бываешь в играх?

6 ролей

24 роли

Какие у тебя есть игрушки?

15 наименований (5 чел. говорят  заученными фразами)

25 наименований

С кем ты предпочитаешь  играть?

Друзья (7 чел.)

Взрослые (7 чел.)

Дети с ОНР и дети с НПР одинаково любят играть как в детском саду, так и дома. Дети с речевым нарушением предпочитают играть со своими сверстниками в небольших группах по 2-3 человека (в редких случаях в одиночку), в то время как дети с НПР предпочитают играть с взрослыми, возможно в связи дефицита общения с ними, со сверстниками играют большими по 4-5 и более человек группами.

Вариабельность игр, ролей и игрушек снижена, по сравнению с детьми с НПР.  Дети с ОНР предпочитают знакомые, ранее проигранные роли, игры, часто используемые игрушки.

«Изучение взаимоотношений между предметом, действием и словом в ролевой игре» (Д.Б. Эльконин) в таблице №2.

Дети с нарушением речи испытывают трудности при замещении предметов в игре. Замещение или переименование выполняется с меньшим числом ошибок и затратой времени, когда этому сопутствует действие с предметом и ситуация не является конфликтной, в этом случае половина детей с ОНР справляется с заданием. Если показ отсутствует или встречается конфликтная ситуация (трудности соотношения) большая часть детей с ОНР не принимает задание, не понимает его.

Таблица №2

Результаты по методике «Изучение взаимоотношений между предметом, действием и словом в ролевой игре» (Д.Б. Эльконин)

Исследуемая группа

1 серия

(переименование без действия с предметом)

2 серия

(переименование и действие с предметом)

3 серия

(конфликтное переименование и действие с предметом)

Приняли

условия

Не приняли

Приняли

Не приняли

Приняли

Не приняли

Дети с ОНР

5 чел.

5

8

2

7

3

Дети с НПР

7

3

10

0

9

1

Интерес к игре у детей с ОНР неустойчив, не отмечается глубокого погружения в игру; отмечается повышенная отвлекаемость (случайные раздражители могут привести к  прекращению игры), а в некоторых случаях даже утомляемость. Мотивация, а, вследствие, и инициативность к игре у детей с речевым нарушением понижена.

В играх эти дети проявляют малую двигательную активность, которая проявляется в стереотипных, повторяющихся действиях, иногда без реальной оценки условий деятельности или излишне детализированных.

 Отмечается пониженная эмоциональная активность: дети однообразно проявляют эмоции, редко передают удивление, одобрение, испуг и др.

Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения говорит о снижении речевой активности.

Среднее количество контактов с отдельными детьми в течение игровой деятельности у детей с ОНР и у детей с НПР существенно не различается. При этом дети с нарушением речи чаще меняют партнеров. Их контакты осуществляются на более низком уровне общения: преобладают невербальные формы общения, в основном бессюжетные подвижные игры.

Сюжеты игр детей с ОНР бедны и однотипны, сюжет может и вовсе отсутствовать или быть логически неверным. Роль в игре еще неустойчива, дети могут отвлекаться, заменять игровые отношения  реальными.

Выявленные особенности могут быть связаны с недостаточным жизненным опытом и объемом знаний об окружающем мире, скудностью словарного запаса, малоподвижностью воображения, малым количеством контактов со сверстниками,  низкой мотивацией к игровой и коммуникативной деятельности.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования мы выявили особенности игры детей с ОНР отличные от игры детей с НПР, это необходимо учитывать при работе с детьми с речевыми нарушениями, в дальнейшей коррекции, обучении и воспитании.  

  1. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.С.Жукова. - М.: Соц. - полит, журн., 1994. – 96 с.
  2. Современный психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2008. – 490[6] с.  – (Научный бестселлер).
  3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с
  4. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
  5. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст]: книга для логопедов / Г.А. Волкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недораз­витием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...

«Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичн...

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...