2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья
Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическом детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют многочисленную группу детей с нарушениями развития. На сегодня определены основные направления, содержание и организационные формы логопедической работы с детьми с разными речевыми нарушениями (Е.Н. Винарская, Б.М Гриншпун, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.Е.Хватцев, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. [1]
Игра – это ведущий для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой творческого отражения окружающей его жизни. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Воспроизводя в действиях и речи, жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение. [2,3]
Для детей с ОНР игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. [4]
Воспитание, обучение и коррекция должны проводиться с учетом ведущей деятельности, у детей дошкольного возраста, соответственно, с учетом игровой деятельности. В ней корригируется речевое нарушение: увеличивается словарный запас, исправляется лексико-грамматический строй речи и пр. [5]
Таким образом, ОНР изменяет игру детей, и с помощью игры же корректируется это речевое нарушение. Немногочисленные научные факты актуализируют эту проблему, разработка требует разностороннего и глубокого изучения специфики игровой деятельности детей с ОНР.
Целью исследования было изучение особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР, для этого использовались такие методы как анализ литературы, наблюдение, беседа, психологическая диагностика (методика «Изучение игровых предпочтений», методика «Изучение взаимоотношений между предметом, действием и словом в ролевой игре» (Д.Б. Эльконин)) и интерпретация полученных данных. В эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста с ОНР (3-й уровень) и 10 детей дошкольного возраста с НПР из детских садов № 189, 147 г. Кирова.
Анализ полученных количественных данных и наблюдение позволяют представить следующий ряд выводов о специфических особенностях игровой деятельности детей с ОНР.
Результаты методики «Изучение игровых предпочтений» представлены в таблице №1.
Таблица №1
Результаты по методике «Изучение игровых предпочтений»
Вопрос | Дети с ОНР | Дети с НПР |
Где ты любишь играть? | Нет особых предпочтений | |
Какая твоя любимая игра? | 10 наименований | 20 наименований |
Что ты делаешь в играх? | «Играю» (5 чел.); называние роли | Бегаю, прыгаю, собираю шипы, веду игру и т.п. |
Кем ты бываешь в играх? | 6 ролей | 24 роли |
Какие у тебя есть игрушки? | 15 наименований (5 чел. говорят заученными фразами) | 25 наименований |
С кем ты предпочитаешь играть? | Друзья (7 чел.) | Взрослые (7 чел.) |
Дети с ОНР и дети с НПР одинаково любят играть как в детском саду, так и дома. Дети с речевым нарушением предпочитают играть со своими сверстниками в небольших группах по 2-3 человека (в редких случаях в одиночку), в то время как дети с НПР предпочитают играть с взрослыми, возможно в связи дефицита общения с ними, со сверстниками играют большими по 4-5 и более человек группами.
Вариабельность игр, ролей и игрушек снижена, по сравнению с детьми с НПР. Дети с ОНР предпочитают знакомые, ранее проигранные роли, игры, часто используемые игрушки.
«Изучение взаимоотношений между предметом, действием и словом в ролевой игре» (Д.Б. Эльконин) в таблице №2.
Дети с нарушением речи испытывают трудности при замещении предметов в игре. Замещение или переименование выполняется с меньшим числом ошибок и затратой времени, когда этому сопутствует действие с предметом и ситуация не является конфликтной, в этом случае половина детей с ОНР справляется с заданием. Если показ отсутствует или встречается конфликтная ситуация (трудности соотношения) большая часть детей с ОНР не принимает задание, не понимает его.
Таблица №2
Результаты по методике «Изучение взаимоотношений между предметом, действием и словом в ролевой игре» (Д.Б. Эльконин)
Исследуемая группа | 1 серия (переименование без действия с предметом) | 2 серия (переименование и действие с предметом) | 3 серия (конфликтное переименование и действие с предметом) | |||
Приняли условия | Не приняли | Приняли | Не приняли | Приняли | Не приняли | |
Дети с ОНР | 5 чел. | 5 | 8 | 2 | 7 | 3 |
Дети с НПР | 7 | 3 | 10 | 0 | 9 | 1 |
Интерес к игре у детей с ОНР неустойчив, не отмечается глубокого погружения в игру; отмечается повышенная отвлекаемость (случайные раздражители могут привести к прекращению игры), а в некоторых случаях даже утомляемость. Мотивация, а, вследствие, и инициативность к игре у детей с речевым нарушением понижена.
В играх эти дети проявляют малую двигательную активность, которая проявляется в стереотипных, повторяющихся действиях, иногда без реальной оценки условий деятельности или излишне детализированных.
Отмечается пониженная эмоциональная активность: дети однообразно проявляют эмоции, редко передают удивление, одобрение, испуг и др.
Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения говорит о снижении речевой активности.
Среднее количество контактов с отдельными детьми в течение игровой деятельности у детей с ОНР и у детей с НПР существенно не различается. При этом дети с нарушением речи чаще меняют партнеров. Их контакты осуществляются на более низком уровне общения: преобладают невербальные формы общения, в основном бессюжетные подвижные игры.
Сюжеты игр детей с ОНР бедны и однотипны, сюжет может и вовсе отсутствовать или быть логически неверным. Роль в игре еще неустойчива, дети могут отвлекаться, заменять игровые отношения реальными.
Выявленные особенности могут быть связаны с недостаточным жизненным опытом и объемом знаний об окружающем мире, скудностью словарного запаса, малоподвижностью воображения, малым количеством контактов со сверстниками, низкой мотивацией к игровой и коммуникативной деятельности.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования мы выявили особенности игры детей с ОНР отличные от игры детей с НПР, это необходимо учитывать при работе с детьми с речевыми нарушениями, в дальнейшей коррекции, обучении и воспитании.
- Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.С.Жукова. - М.: Соц. - полит, журн., 1994. – 96 с.
- Современный психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2008. – 490[6] с. – (Научный бестселлер).
- Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с
- Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
- Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст]: книга для логопедов / Г.А. Волкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...
«Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичн...
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (по Глухову В.П.)...
Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Тема: «Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста при автоматизации звука Р в слогах и сло...