РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Основы изобразительной грамоты и рисунка»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетического воспитания, лигой художественного воспитания. Киев. 1993 г. В связи с тем, что данная программа предполагает распределение часов, изучение тем, разделов на усмотрение преподавателя, часы, отведенные на изучение программы, распределены в соответствии с нормативными документами школы: 2часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_izobrazitelnoy_gramoty_i_risunka_1_-_3_7_-_letnego_rabochaya_programma.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств №13
муниципального образования город Краснодар
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №
от______20__года
Председатель педсовета
Л.Я.Сизоненко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МОДИФИЦИРОВАННАЯ
По предмету «Основы изобразительной грамоты и рисунка»
Ступень обучения (класс) 1 класс – 3 класс 7 –летнего срока обучения
Количество часов - 216 часов
Уровень — дополнительный
Преподаватель: Шорсткая Наталия Ивановна
Программа разработана на основе
Программа (примерная) по рисунку для учащихся детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. Министерство культуры Российской Федерации. Киев. 1993 г.
Краснодар
2012 г
ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСУНКА
Пояснительная записка
В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетического воспитания, лигой художественного воспитания. Киев. 1993 г. В связи с тем, что данная программа предполагает распределение часов, изучение тем, разделов на усмотрение преподавателя, часы, отведенные на изучение программы, распределены в соответствии с нормативными документами школы: 2часа в неделю.
Цель программы развитие творческих способностей детей средствами профессионального изобразительного искусства, способствовать формированию общей и профессиональной культуры, ученика в мире искусств. Специфика данной системы художественного образования является: системное обучение, начиная с раннего возраста; развивающая функция искусства; активация ассоциативного мышления; возрастающая роль композиции; диагностическая функция в младших классах. Для активизации образно – художественного мышления учеников, постижения языка искусства рекомендуется: развитие художественного замысла на основе фактуры и цвета художественного материала, силуэта графических линий; восприятие природы и художественных произведений с яркими, контрастами эмоционально выразительными образами; «представление» образа при помощи линии произвольной конфигурации, произвольного пятна; возникновение необходимости в рабочих рисунках при работе в графических техниках.
Творческий процесс представляет собой качественно высшую ступень любой деятельности. Основной мотив творческой деятельности заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств.Важно, чтобы педагог помог овладеть ребенку новыми способами творческого отображения окружающей действительности.
Младшему возрасту свойственно стремление к фронтальности, симметрии, плоскостному рисунку, творческому преображению пропорций предметов, преувеличение частностей, неожиданные композиционные решения.
В основе обучения детей живописи лежит единство спонтанного, обучения и развития образного, ассоциативного мышления на основе знания законов и приемов искусства живописи, а также формирование их художественного воображения, зрительной памяти и культуры эмоций. Только проникновение в существо изображаемого — через активное цветовое восприятие - можно
подвезти учеников к осознанному поиску изобразительных средств и художественного образования.
В процессе обучения осваиваются понятия формата, размера, пропорции, тоновых и цветовых отношений, колористической деятельности, цветового, пятна и декоративности. Каждая постановка должна будить воображение детей.
При обучении основам изобразительной грамоты и рисунка необходимо целенаправленно формировать зрительную память. На этой основе созревает и воплощается художественный замысел, рождаются ассоциаци. Основу изобразительных средств составляют: рисунок, линия, цвет и некоторые способы композиционной организации, посредством которых дети отображают окружающий мир и выражают свое к нему отношение. Помочь ребенку овладеть основами изобразительной грамоты, научить пользоваться ею как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выразить свои представления и ощущения – одна из основных задач детской школы искусств.
Новизна программы
заключается в решении комплекса актуальных методических, познавательных проблем , вопросов художественного развития учащихся. Программа вклюгает задания по ознакомлению и изучению кубановедения ; предполагает посещение выставок , музеев Краснодара.
Содержание и объем программы определяются спецификой художественного отделения школы искусств.
Актуальность
программы – в развитии гармоничной , духовно-нравственной , творческой личности , в формировании у учащихся интелектуальных умений и навыков , художественной культуры школьников ; в создании условий для раскрытия индивидуальных способностей.
Педагогическая целесообразность
программы заключается в следующем :
- приобретение знаний об основах изобразительной грамоты и рисунка из области ее теории и практики;
- умение выражать свои впечатления об окружающей среде через художественные средства выразительности;
- программа нацелена на пробуждение и развитие интереса детей к практической художественной деятельности , способствует занятости их свободного времени.
Цель программы:
- формирование общей культуры личности ;
- развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству через его увлечения , интереса к изобразительному искуству;
- приобщение к достижениям художественной культуры ;
- освоение элементов выразительного языка изобразительного искусства;
- освоение основ цветоведения;
- передача характерных черт предметов, образов.
Задачи:
- Образовательные:
В практике руководства изобразительной деятельностью принят поэтапный способ обследования объекта изображения. Изображению того или иного объекта предшествуют:
- восприятие объекта как целостности ;
- вычленение основных элементов объекта;
- определение признаков объекта (форма, цвет, величина);
-определение пространственных положений элементов (слева, справа, посредине, выше, ниже) и пропорциональных отношений этих элементов (больше, меньше, одинаковые);
- определение второстепенных элементов, их признаков и пространственного положения по отношению к главному элементу;
- повторное целостное восприятие образа.
1 класс
На данном этапе особое значение приобретает метод показа учителем рациональных способов в выполнении поставленной изобразительной задачи. Педагог при этом решает три задачи : демонстрирует последовательность воспроизведения формы объекта, дает пример композиционного решения рисунка (масштаб, расположение на плоскости листа) и учит технике работы с тем или иным художественным материалом (цветными карандашами, гуашью, акварелью, пастелью).
Первоначально решаются задачи , связанные с размещением изображения на плоскости листа. Затем следует построение рисунка от общего к частному. Завершается работа прорисовкой и обобщением.
Младшему возрасту свойственно стремление к фронтальности, симметрии, плоскостному рисунку, творческому преображению пропорций предметов. Фантазия ребенка активно преображает окружающий мир: ей присущи преувеличение частностей, неожиданные композиционные решения. К тому же рисунки детей – это их закодированное отношение к миру и близких людей , что доказано и частично расшифровано психологией.
- организация листа пятном и линией; фактуры и виды линий;
- тоновой контраст и тоновой нюанс;
- контраст величин и форм;
- первоначальные сведения о простых и сложных формах;
- статика и динамика;
- симметрия и асимметрия.
- ознакомление с хроматическими (красный, желтый, зеленый, синий) и ахроматическими (черный, белый) цветами;
- при работе с красками используются приемы заливки;
- рисуя карандашом , осваивают равномерную штриховку;
- линия выступает как средство образной характеристики объекта – легкие пушистые облака, кудрявая крона березки, стройный тополь.
2 класс
Закрепляются знания и умения полученные в первом классе . На основе наблюдения у детей развивается чувство равновесия , прививаются навыки организации изобразительной плоскости , продолжается освоение средств выразительности . Ученики выделяют главное в композиции , учатся подчинять второстепенное , понимать , какими приемами добиться художественной целостности.
- дать сведения о листе как об изобразительной и выразительной плоскости;
- расширение знаний о различных видах ритма через рисунок;
- овладение различными графическими средствами;
- дать понятие о форме и контрформе;
- освоение фактурности предметов;
- закрепляются представления о цветах и их оттенках;
- учатся конкретизировать признаки объектов;
3 класс
Развитие образно-эмоционального мышления и чувства ритма. Фигура человека изображается в пейзаже, интерьере, связывается смысловым единством с животным миром и происходящими вокруг событиями. Появляются тематические натюрморты из нескольких предметов ,что совсем не исключает буйство детской фантазии.
- усвоение понятия о глубине ;
- освоение графических способов передачи понятий «ближе-дальше»;
- овладение градациями тона ;
- переход от плоскостной системы изображения к объемной (трехмерной).
2. Развивающие.
Развитие у учащихся способностей :
- творческого отношения к художественной деятельности ;
- ассоциативного мышления;
- эстетического вкуса;
- расширения кругозора;
- интелектуального развития;
- осмысление языка изобразительного искусства.
3.Воспитательные:
- воспитание культуры труда;
- формирование общей культуры личности;
- приобщение к достижениям художественной культуры;
- воспитание нравственных качеств личности учащегося;
- воспитание эстетики поведения средствами изобразительного искусства;
- воспитание самостоятельности, инициативности, стремление к соморазвитию.
Ожидаемые результаты
В процесе обучения по данной программе учащиеся должны овладеть основными понятиями и навыками в области основ изобразительной грамоты и рисунка. Они должны показывать в работе освоение ремесляной стороной искусства – умение смешивать краски, добиваясь сложных цветов и их гармоничных сочетаний. Грамотно пользоваться художественными материалами. Учащийся должен уметь видеть и отображать на бумаге различия форм предметов, их расположение на плоскости.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения — 72 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | «Линии в природе». Линия: короткая, длинная, вертикальная, горизонтальная, наклонная, прямая. | 2 |
2 | Три основных цвета. Композиция «Лето». | 2 |
3 | Пятно и линия. «Клякса» и ее интерпретация при помощи линий. | 2 |
4 | Основные и производные цвета. Смешивание. «Радуга». | 2 |
5 | Очертание – силуэт. Восприятие очертаний в природе. «Листья». | 2 |
6 | Характерные признаки объекта. «Пейзаж» (голубизна неба, причудливый изгиб дороги). | 2 |
7 | Тоновой контраст. «Сон» (белое на черном), «Тени»(черное на белом). | 2 |
8 | Тоновой нюанс. «Белые голуби в белых облаках», «Черная кошка в темном подвале». | 2 |
9 | Очертания в природе и их передача пятном на бумаге.«Осенний букет». | 2 |
10 | Композиция и ее функции. Равновесие цветовых пятен на плоскости листа. «Осеннее небо и листопад». | 2 |
11 | Линия, пятно, контраст.«Дом, в котором ты живешь ». | 2 |
12 | Контраст величин. «Дети и родители в мире животных». | 2 |
13 | Контраст форм. Натюрморт «Кувшины на прогулке». | 2 |
14 | Пейзаж.Способы изображения деревьев: масляная пастель, пастельные мелки (сухие). | 2 |
15 | Пейзаж. Способы изображения деревьев: гуашь (пятном и широкими мазками). | 2 |
16 | Композиционный центр. «Зимняя сказка». | 2 |
17 | Ахроматическая гамма (черно-белая). «Заснеженный горный пейзаж». | 2 |
18 | Смешанная техника и ее выразительные возможности. «Зимний лес». | 2 |
19 | Основные пропорции и характер животных. «Белые медведи среди снега и льда». | 2 |
20 | Основные пропорции и характер животных. «Пингвины и тюлени на южном полюсе». | 2 |
21 | Восприятие зимней природы и движение фигуры человека. «Зимние игры детей». | 2 |
22 | Холодные и теплые цвета. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен «Шум» (громкие, беспокойные звуки). | 2 |
23 | Холодные цвета. Цвет и настроение. Движение цвета к белому. Абстрактная композиция из цветовых пятен «Прохлада». | 2 |
24 | Навыки изображения человека.Стилизованные лица. «Мой друг, брат, папа». | 2 |
25 | Теплые цвета. Цвет и настроение.Абстрактная композиция из цветовых пятен «Жара». | 2 |
26 | Навыки изображения человека. Стилизованные лица. «Моя подруга, сестра, мама». | 2 |
27 | Пейзаж. Способ изображения деревьев: акварель, кисть,губка, фломастер. | 2 |
28 | Применение контраста величин в композиции. Иллюстрация к сказке Джонатана Свифта «Гулливер в стране лилипутов». | 2 |
29 | Цвет и настроение. Движение цвета к черному. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Таинственность». | 2 |
30 | Восприятие весенней природы. Изменения в природе : «Цветение садов». | 2 |
31 | Прием фрагмента в композиции. Динамика и статика в композиционных рисунках. «Цирк». | 2 |
32 | Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Пасмурный день». | 2 |
33 | Цвет и тон в природе.Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Кучевые облака над полем и дальним лесом». | 2 |
34 | Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Дождь, низкие тучи, одинокое дерево в степи». | 2 |
35 | Выражение эмоционального ощущения праздника в композиции. Ритм пятен. «Вечер. Городской парк в огнях». | 2 |
36 | Выразительные возможности цвета. Симметрия – асимметрия. «Цветы и бабочки». | 2 |
| Итого учебных часов: | 72ч.в том числе 4 контрольных урока |
2 год обучения — 72 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Повторение. Пятно и линия. Цвет и настроение. «Мой самый веселый день каникул». | 2 |
2 | Пятно и линия. Цвет и настроение. «Мой самый грустный день в году". | 2 |
3 | Лист как изобразительная плоскость.«Ходы крота под землей», «Автогонки», «Полет пчелы с цветка на цветок». | 2 |
4 | Виды ритмов: затухающие, нарастающие. «Морские волны», «Ручей, струящийся между камней». | 2 |
5 | Виды направления движения в изобразительной плоскости. Вверх: «Пускаю змея», «Выпускаю птиц из клетки», «Шарик улетел». | 2 |
6 | Виды направления движения в изобразительной плоскости. Вниз: «Дождик», «Листопад». | 2 |
7 | Виды направления движения в изобразительной плоскости. В центр: «Футбол», «Мяч», орнамент. | 2 |
8 | Виды направления движения в изобразительной плоскости. От центра: «Солнце», «Фонарь», «Часы», «Паутина». | 2 |
9 | Движение и ритм. Преобразование рисунка листьев в кружевной узор «Осенние листья». | 2 |
10 | Ритмы статические и динамические. «Праздник сладостей», «День учителя». Направление движения. | 2 |
11 | Изготовление оттиска с закрашенным фоном вокруг. Отражение в воде. «Город у реки Кубань». | 2 |
12 | Фигура человека в статичном и динамичном положении. «Школьная жизнь», | 2 |
13 | Выделение главного в композиции. «На неведомой планете». | 2 |
14 | Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. « Радость». | 2 |
15 | Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Грусть». | 2 |
16 | Ритм как организация целого и композиционный центр. Композиция по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».Холодная цветовая гамма. | 2 |
17 | Контраст: теплые и холодные цвета «Новогодний праздник». | 2 |
18 | Ритм линий. «Салют», «Фейерверк». | 2 |
19 | Ритм пятен. «Снежинки», «Снегопад». | 2 |
20 | Ритм объемов. «Сказочный город и его обитатели». | 2 |
21 | Цвет и тон. Тональные градации теплого цвета «Жар-птица». | 2 |
22 | Цвет и тон. Тональные градации холодного цвета «Синяя птица». | 2 |
23 | Фигура человека в статичном положении. Пропорции фигуры. Изучение костюма. «Кубанский казак». | 4 |
24 | Равновесие в листе. Композиция «Кубанское подворье». | 4 |
25 | Изучение атребутов казачьего быта.«Тематический кубанский натюрморт». | 4 |
26 | Фигура человека в статичном положении. Пропорции фигуры. Изучение костюма. «Кубанская казачка». | 4 |
27 | Изучение атребутов казачьего быта. Интерьер жилища. «Внутреннее убранство кубанской хаты». | 4 |
28 | Равновесие в листе. Пейзаж. «Кубанская станица». | 2 |
29 | Эмоциональная насыщенность рисунка. Черноморское побережье Краснодарского края. Атамань. Фанагория. Море: спокойное, пасмурное, разбушевавшееся, веселое, солнечное. | 6 |
Итого учебных часов: | 72ч. в том числе 4 контрольных урока |
3 год обучения — 72 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Движение, ритм линий и пятен. «Ветренный день», «Дождь», «Листопад», «Звездопад». | 2 |
2 | Статика. Груповой портрет. «Папа, мама, я – дружная семья». | 2 |
3 | Повторение основ композиции. «Летний отдых», «На море». | 2 |
4 | Ритм в природе и изобразительном искусстве. Несложный природный мотив: «Аллея», «Ягоды», «Семья деревьев». | 2 |
5 | Ритм в композиции. «Натюрморт» (черное на белом - белое на черном). | 2 |
6 | Доминанта.Введение одного цвета. «Цирк». | 2 |
7 | Образ в искусстве. «Профессия моих родителей». | 2 |
8 | Динамика и статика. «Бегуны», «Прыгуны». | 2 |
9 | Понятие о глубине (перекрытие формы). «Лес и его обитатели». | 2 |
10 | Тоновые градации. «Вид из окна» и «Предмет на подоконнике». | 2 |
11 | Понятие о глубине.Автопортрет на фоне пейзажа. | 2 |
12 | Понятие о глубине. Простой натюрморт. Линейное решение. | 2 |
13 | Понятие о глубине. Простой натюрмотр. Тоновое решение в 2 -3 тона. | 2 |
14 | Акцент в тоне. «Рыбка в аквариуме». | 2 |
15 | Переход от плоскостной системы изображения к объемной. «Подарки, обвязанные ленточкой». | 2 |
16 | Цветная графика. Плакат. «Что в мешке у Деда Мороза?». | 2 |
17 | Контраст образов. Сказочные персонажи. «Снегурочка», «Баба-Яга». | 4 |
18 | Окно в мир прекрасного. «Зимняя фантазия». | 2 |
19 | Контрасты форм. Натурная постановка. «Кубанские кувшины и крынки». | 2 |
20 | Восприятие формы. Деталь, как часть целого. «Пиктограммы животных и птиц». | 2 |
21 | Портрет, как выявление характерных особенностей образа. «Люди разных профессий». | 2 |
22 | Контраст цветовой и тоновой. Контрасты форм. «Нептун и его подводное царство». | 2 |
23 | Контрасты. Изображение ярких птиц на нейтральном фоне. | 2 |
24 | Эмоциональное восприятие цвета и образное содержание. Концептуальная композиция -«Мир». | 2 |
25 | Эмоциональное восприятие цвета и образное содержание. Концептуальная композиция - «Война». | 2 |
26 | Движение. «Птицы в полете». | 2 |
27 | Колорит в живописи. Натюрморт «Весенние цветы и ягоды» на теплом фоне. | 2 |
28 | Композиция «День смеха» (групповой портрет класса). Карикатуры. | 2 |
29 | Сближенные, разбеленные цвета. «Ландыши на фоне мхов», «Ветка цветущей вишни». | 2 |
30 | Фигура человека и ее пропорции. Изучение форменной одежды родов войск периода ВОВ. Композиция «Солдат Победы». | 4 |
31 | Три тоновые градации для решения объема шара. «Где утро, день, вечер и ночь на Земле?». | 2 |
32 | Передача фактуры линией. «Узорчатое оперение филина». | 2 |
33 | Передача фактуры линией и пятном (мех и кожа). Иллюстрация к басни И.А.Крылова «Слон и Моська». | 4 |
Итого учебных часов: | 72ч. в том числе 4 контрольных урока |
Содержание курса
1 КЛАСС
Задание 1. Линия в природе. Линия: короткая, длинная, вертикальная, горизонтальная, наклонная, кривая. Прогулка.
Цель: Выявление творческих способностей.
Задача: Знакомство с принадлежностями для рисования и живописи.
Задание 2. Три основных цвета. Композиция «Лето».
Цель: Организация листа. Знакомство с новыми понятиями.
Задача: Работа большими цветовыми пятнами: небо-синее, песок-желтый, солнце-красное.
Материал: плотная бумага, гуашевые краски, кисть.
Задание 3. Пятно и линия. «Клякса» и ее интерпритация при помощи линии.
Цель: Развитие фантазии, образного мышления.
Задача: Освоение изобразительной плоскости.
Материал: плотная бумага, черная краска, палочка.
Задание 4. Основные и производные цвета. Смешивание. «Радуга».
Цель: Знакомство с новыми понятиями, организация листа.
Задача: Овладение навыками получения производных цветов.
Материал: плотная бумага, гуашевые краски, кисть, палитра.
Задание 5.Очертание – силуэт.Восприятие очертаний в природе. «Листья». Цель: Знакомство с новыми понятиями.Организация листа.
Задача: Составить узор из листьев располагая их друг возле друга.Освоение приемов работы в смешанной технике.
Материал: плотная бумага, восковые мелки, акварельные краски, кисть.
Задание 6. Характерные признаки объекта. «Пейзаж»(голубизна неба, причудливый изгиб дороги).
Цель: Знакомство с новыми понятиями: пейзаж, линия горизонта.
Задача: Освоение приемов работы в смешанной технике.
Материал: плотная бумага, масляная пастель(восковые мелки), акварельные краски, кисть.
Задание 7. Тоновой контраст. «Сон»(белое на черном), «Тени»(черное на белом).
Цель: Знакомство с новыми понятиями: тон, контраст. Развитие образного мышления. Выразительность рисунка в тоне, организация листа.
Задача: Создать контрастные рисунки с игрой тени и света.
Материал: плотная белая и тонированная бумага, белая масляная пастель или белая гуашь, кисть, черная масляная пастель или черная гуашь, кисть.
Задание 8. Тоновой нюанс. «Белые голуби в белых облаках», «Черная кошка в темном подвале».
Цель: Знакомство с новыми понятиями: тон, нюанс. Развитие образного мышления. Выразительность рисунка в тоне, организация листа.
Задача: Создать неконтрастный рисунок.
Материал: плотная белая и тонированная бумага, масляная пастель, гуашь, кисть, палитра.
Задание 9. Очертания в природе и их передача пятном на бумаге. «Осенний букет».От знакомого линейного рисунка к изображению предметов с натуры.
Цель: Организация листа пятном и линией. Виды линий. Фактуры пятен.
Задача: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Материал: плотная тонированная бумага, гуашевые краски, кисть, возможна работа пальцами, палитра.
Задание 10. Композиция и ее функции. Равновесие цветовых пятен на плоскости листа. «Осеннее небо и листопад».
Цель: Закрепление навыков смешивания красок и создания производных (сложных) цветов.
Задача: Развить чувство равновесия. Научить пользоваться акварелью.
Материал: акварельная бумага, масляная пастель, акварельные краски, кисть, палитра.
Задание 11. Линия, пятно, контраст. «Дом, в котором ты живешь».
Цель: Освоение изобразительной плоскости, организация листа.
Задача: Закрепление навыков использования линии, пятна, контраста в композиции.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 12. Контраст величин. «Дети и родители в мире животных».
Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.Знакомство с новым понятием –контраст величин (большое и маленькое).
Задача: Сложную форму животного разбить на простые геометрические фигуры, все части фигуры обвести одной линией. Тоже выполнить в уменьшенном варианте.
Материал: акварельная бумага, карандаш, акварельные краски, кисть.
Задание13. Контраст форм. Натюрморт «Кувшины на прогулке».
Цель: Знакомство с новым понятием – контраст форм (узние, широкие и др.).
Задача: От знакомого линейного рисунка к изображению предмета с натуры. Натюрморт как понятие -«тихая жизнь вещей».
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 14. Пейзаж. Способы изображения деревьев: масляная пастель, пастельные мелки (сухие).
Цель: Закрепление понятий – пейзаж, линия горизонта.
Задача: Изучение и закрепление способов изображения деревьев и всего пейзажа масляной пастелью: листья короткими диагональными линиями или маленькими пятнышками (кружками); сухими пастельными мелками: вертикальные короткие штрихи , кончиком пальца мягко рзотрите нанесенные линии. Необходимо изучить правильные способы изображения стволов и ветвей разных деревьев.
Материал: плотная бумага масляная пастель, сухие пастельные мелки.
Задание 15.Пейзаж. Способы изображения деревьев: гуашь (пятном и широкими мазками).
Цель: Закрепление понятий -пейзаж, линия горизонта.
Задача: Изучение способа изображения деревьев и всего пейзажа гуашевыми красками: листва изображается большим темно-зеленим пятном, а затем поверх него накладываются широкие светло-зеные мазки.
Материал: плотная бумага, гуашь, кисть, палитра.
Задание 16. Композиционный центр. «Зимняя сказка».
Цель: Развитие фантазии, воображения, образного мышления. Знакомство с новым понятием и применением его в композиции.
Задача: Закрепление навыков полученных на предшествующих занятиях.
Материал: плотная бумага, гуашь,кисть или белая масляная пастель, акварель.
Задание 17. Ахроматическая гамма (черно-белая). «Заснеженный горный пейзаж».
Цель: Знакомство с новым понятием.
Задача: Освоение приемов работы в ахроматической гамме.
Материал: плотная бумага, гуашь, кисть, палитра.
Задание 18. Смешанная техника и ее выразительные возможности. «Зимний лес».
Цель: Организация изобразительной плоскости.
Задача: Закрепление навыков работы в смешанной технике.
Материал: акварельная бумага, масляная пастель, кисть.
Задание 19. Основные пропорции и характер животных. «Белые медведи среди снега и льда».
Цель: Изучение способа построения фигуры животного: в сложном видим простые геометрические фигуры, соединяем их одной линией, дополняем характерными деталями.
Задача: Используя штрихи передать фактуру меха животных.
Материал: плотная бумага голубого тона, пастельные мелки белого и черного цвета.
Задание 20. Основные пропорции и характер животных. «Пингвины и тюлени на южном полюсе».
Цель: Изучение способа построения фигур животных.
Задача: Освоение приемов работы акварелью по контурному рисунку.
Материал: акварельная бумага, кисть, карандаш, палитра, акварельные краски.
Задание 21. Восприятие зимней природы и движение фигуры человека. «Зимние игры детей».
Цель: Работа над сюжетом композиции, выразительность целого.
Задача: Формирование навыков изображения человека в движении.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 22. Холодные и теплые цвета. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен «Шум» (громкие, беспокойные звуки).
Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.
Задача: Изучение холодных и теплых цветов.
Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть.
Задание 23. Холодные цвета. Цвет и настроение. Движение цвета к белому. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Прохлада».
Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.
Задача: Освоение техники разбела, организация листа.
Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.
Задание 24.Навыки изображения человека. Стилизованные лица. «Мой друг, брат, папа».
Цель: Знакомство с новым понятием – стилизация (упрощенное изображение).
Задача: Изучение строения человеческого лица, составление цвета лица из трех красок: белая, красная, желтая – их пропорции.
Материал: плотная бумага, карандаш, гуашь, кисть.
Задание 25. Теплые цвета. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Жара».
Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.
Задача: Организация листа, закрепление знаний о теплой цветовой гамме.
Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.
Задание 26. Навыки изображения человека. Стилизованные лица. «Моя подруга, сестра, мама».
Цель: Усвоение нового понятия, организация листа.
Задача: Закрепление навыков изображения лица человека: строение, цвет лица.
Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.
Задание 27. Пейзаж. Способ изображения деревьев: акварель, кисть, губка, фломастер.
Цель: Закрепление понятий – пейзаж, линия горизонта.
Задача: Изучение метода изображения деревьев и всего пейзажа в акварельной технике. Листья можно изображать: кистью - большим пятном, точечками – древком кисти, губкой, зигзагообразными линиями – елки, …
Материал: акварельная бумага, кисть, губка, фломастер, палитра, акварель.
Задание 28. Применение контраста величин в композиции. Иллюстрация к сказке Джонатана Свифта «Гуливер в стране лилипутов».
Цель: Организация изобразительной плоскости с использованием доминанты.
Задача: Закрепление навыков изображения человека.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 29. Цвет и настроение.Движение цвета к черному. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Таинственность».
Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.
Задача: Организация листа, закрепление навыков по движению цвета к черному.
Материал: акварельная бумага, гуашь, палитра, кисть.
Задание 30. Восприятие весенней природы. Изменения в природе. «Цветение садов».
Цель: Закрепление и применение знаний и умений полученных в течении года.
Задача: Организация изобразительной плоскости.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 31. Прием фрагмента в композиции. Динамика и статика в композиционных рисунках. «Цирк».
Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Новые понятия: динамика – движение, статика – покой.
Задача: Организация изобразительной плоскости с использованием доминанты.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 32. Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Пасмурный день».
Цель: Организация изобразительной плоскости – низкая линия горизонта, пишем небо.
Задача: Изучение приемов работы акварелью.
Материал: акварельная бумага, кисть, палитра, акварель.
Задание 33. Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Кучевые облака над полем и дальним лесом».
Цель: Организация изобразительной плоскости – низкая линия горизонта, пишем небо.
Задача: Изучение приемов работы акварелью.
Материал: акварельная бумага, кисть, палитра, акварель.
Задание 34. Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Дождь, низкие тучи, одинокое дерево в степи».
Цель: Организация изобразительной плоскости – низкая линия горизонта, пишем небо.
Задача: Изучение приемов работы акварелью.
Материал: акварельная бумага, кисть, палитра, акварель.
Задание 35. Выражение эмоционального ощущения праздника в композиции. Ритм пятен. «Вечер. Городской парк в огнях».
Цель: Организация изобразительной плоскости ритмом пятен: на темном фоне изобразить пятнами цвета контуры «колеса обозрения» и других атракционов .
Задача: Создать ощущение веселья, смеха, радостного возбуждения и шума при помощи ярких и светлых пятен.
Материал: черный картон, кисть. гуашь.
Задание 36. Выразительные возможности цвета. Симметрия – асимметрия. «Цветы и бабочки».
Цель: Знакомство с новыми понятиями.
Задача: Применение знаний и умений полученных в течении года.
Материал: акварельная бумага, масляная пастель, кисть.
2 КЛАСС
Задание 1. Повторение. Пятно и линия. Цвет и настроение. «Мой самый веселый день каникул».
Цель: Эмоциональная насыщенность графических символов.
Задача: Используя характер линий , контраст и цвет передать настроение.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 2. Пятно и линия. Цвет и настроение. «Мой самый грустный день в году».
Цель: Эмоциональная насыщенность графических символов.
Задача: Используя характер линий с нюансировкой тона, а так же сближенные цвета передать настроение.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 3. Лист как изобразительная плоскость. «Ходы крота под землей», «Автогонки», «Полет пчелы с цветка на цветок».
Цель: Ритмы статические и динамические.
Задача: Формирование навыков изображения ритмических композиций.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 4. Виды ритмов: затухающие, нарастающие. «Морские волны», «Ручей, струящийся между камней».
Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Задача: Освоить приемы изображения волн и струй воды.
Материал: акварельная бумага, мыло, щетинистая кисть, плотная бумага, масляная пастель.
Задание 5. Виды направления движения в изобразительной плоскости. Вверх: «Пускаю змея», «Выпускаю птиц из клетки», «Шарик улетел».
Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Задача: Воспитание творческого восприятия окружающего мира.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 6. Виды направления движения в изобразительной плоскости. В низ: «Дождик», «Листопад».
Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Задача: Воспитание творческого восприятия окружающего мира.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 7. Виды направления движения в изобразительной плоскости. В центр: «Футбол», «Мяч», орнамент.
Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Задача: Воспитание творческого восприятия окрущающего мира.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 8. Виды направления движения в изобразительной плоскости. От центра: «Фонарь», «Часы», «Паутина».
Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Задача: Воспитание творческого восприятия окружающего мира.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 9. Движение и ритм. Преобразование рисунка листьев в кружевной узор. «Осенние листья».
Цель: Расширение знаний о различных видах искусства через рисунок о ритме.
Задача: Овладение различными графическими средствами выразительности.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 10. Ритмы статические и динамические. «Праздник сладостей», «День учителя». Направление движения.
Цель: Закрепление знаний полученных на предидущих занятиях. Организация изобразительной плоскости.
Задача: Овладение различными графическими средствами выразительности.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 11. Изготавление оттиска с закрашенным фоном вокруг. Отражение в воде. «Город у реки Кубань».
Цель: Развитие образного мышления. Знакомство с новым понятием – оттиск.
Задача: Формирование навыков изготавления оттисков.
Материал: плотная серая бумага, белая и желтая масляная пастель, акварель, ложка для хорошего оттиска.
Задание 12. Фигура человека в статичном и динамичном положении. «Школьная жизнь».
Цель: Изучение пропорций фигуры человека и характерных движений.
Задача: Овладение различными графическими средствами.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 13. Выделение главного в композиции. «На неведомой планете».
Цель: Равитие фонтазии, воображения.
Задача: Использование цвета и размера для выделения главного в композиции.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 14. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Радость».
Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.
Задача: Развитие навыков цветообразования.
Материал: акварельная бумага, гуашь, палитра, кисть.
Задание 15. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Грусть».
Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.
Задача: Развитие навыков цветообразования.
Материал: акварельная бумага, гуашь, палитра, кисть.
Задание 16. Ритм как организация целого и композиционный центр. Композиция на мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Холодная цветовая гамма.
Цель: Организация изоброзительной плоскости. Закрепление понятий ритм, композиционный центр, организация целого.
Задача: Формирование навыков работы в книжной иллюстрации.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 17. Контраст: теплые и холодные цвета. «Новогодний праздник».
Цель: Закрепление навыков организации изобразительной плоскости.
Задача: Организовать пространство листа с учетом равновесия цветовых пятен.
Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть.
Задание 18. Ритм линий. «Салют», «Фейерверг».
Цель: Расширение знаний о ритме.Организация изобразительной плоскости.
Задача: Формирование навыков изображения ритмических композиций.
Материал: плотная черная бумага, гуашь, кисть.
Задание 19. Ритм пятен. «Снежинки», «Снегопад».
Цель: Расширение знаний о ритме. Организация изобразительной плоскости.
Задача: Формирование навыков изображения ритмических композиций.
Материал: плотная синяя, фиолетовая, черная бумага, гуашь, кисть.
Задание 20. Ритм объемов. «Сказочный город и его обитатели».
Цель: Расширение знаний о ритме. Организация изобразительной плоскости.
Задача: Формирование навыков изображения ритмических композиций.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 21. Цвет и тон. Тональная градация теплого цвета. «Жар-птица».
Цель: Закрепление приемов цветообразования.
Задача: Формирование навыков изображения сказочных персонажей.
Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть.
Задание 22. Цвет и тон. Тональные градации холодного цвета. «Синяя птица».
Цель: Закрепление приемов цветообразования.
Задача: Формирование навыков изображения сказочных персонажей.
Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть.
Задание 23. Фигура человека в статичном положении. Пропорции фигуры. Изучение костюма. «Кубанский казак».
Цель: Изучение пропорций фигуры человека. Организация листа.
Задача: Изучение костюма кубанского казака.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 24. Равновесие в листе. Композиция «Кубанское подворье».
Цель: Организация уравновешенной композиции.
Задача: Изучение материалов по кубанскому подворью для достоверного изображения.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 25. Изучение атребутов казачьего быта. «Тематический казачий натюрморт».
Цель: Организация уравновешенной композиции. Выделение главного.
Задача: Изучение материалов по казачьему быту для достоверного изображения.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 26. Фигура человека в статичном положении. Пропорции фигуры. Изучение костюма. «Кубанская казачка».
Цель: Изучение пропорций фигуры человека. Организация листа.
Задача: Изучение костюма кубанской казачки.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 27. Изучение атребутов казачьего быта. Интерьер жилища. «Внутреннее убранство кубанской хаты».
Цель: Организация уравновешенной композиции.
Задача: Изучение материалов по казачьему быту для достоверного изображения.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 28. Равновесие в листе. Пейзаж. «Кубанская станица».
Цель: Организация укавновешенной композиции.
Задача: Изучение материалов по кубановедению для достоверного изображению.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 29.Эмоциональная насыщенность рисунка. Черноморское побережье Краснодарского края.Атамань. Фанагория. Море: спокойное, пасмурное, разбушевавшееся, веселое, солнечное.
Цель: Закрепление навыков смешивания цветов.
Задача: Передать цветом и линией настроение моря.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
3 КЛАСС
Задание 1. Движение, ритм линий и пятен. «Ветренный день», «Дождь», «Листопад», «Звездопад».
Цель: Повторение понятий изученных в прошлом году.
Задача: Закрепление навыков приобретенных в прошлом году.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 2. Статика. Груповой портрет. «Папа, мама, я – дружная семья».
Цель: Анализ способов изображения покоя.
Задача: Организация изобразительной плоскости.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Зидание 3. Повторение основ композиции. «Летний отдых», «На море».
Цель: Повторение понятий изученных в прошлом году.
Задача: Закрепление навыков приобретенных в прошлом году.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 4. Ритм в природе и изобразительном искустве. Несложный природный мотив. «Аллея», «Ягоды», «Семья деревьев».
Цель: Освоить примеры закономерного чередования элементов в природе.
Задача: Организация ритмической композиции.
Материал: на выбор учителя.
Задание 5. Ритм в композиции. «Натюрморт»(черное на белом – белое на черном).
Цель: Освоение ахроматической гаммы.
Задача: Организация ритмической композиции.
Материал: на выбор учителя.
Задание 6. Доминанта. Введение одного цвета. «Цирк».
Цель: Усвоение понятия - доминанта. Организация листа.
Задача: Формирование навыков изображения состояния движения и покоя.
Материал: на выбор учителя.
Задание 7. Образ в искустве. «Профессия моих родителей».
Цель: Развитие образно – эмоционального мышления.
Задача: Изучить атребуты соответствующие данной профессии.
Материал: на выбор учителя.
Задание 8. Динамика и статика. «Бегуны», «Прыгуны».
Цель: Роль горизонтали, вертикали и диагонали как средства выражения состояния движения и покоя.
Задача: Освоение графических способов передачи различных состояний.
Материал: на выбор учителя.
Задание 9. Понятие о глубине (перекрытие форм). «Лес и его обитатели».
Цель: Игра толщин линий: толще – ближе, тоньше – дальше.
Задача: Формирование навыков изображения, при помощи толщин линий, глубины пространства.
Материал: на выбор учителя.
Задание 10. Тоновые градации. «Вид из окна» и «Предмет на окне».
Цель: Освоение графических приемов для передачи глубин. Сначала без тоновых градаций, затем с ними.
Задача: Формирование навыков изображения: темное – ближе, светлое – дальше (3- 4 тоновые градации).
Материал: на выбор учителя.
Задание 11. Понятие о глубине.Автопортрет на фоне пейзажа.
Цель: Закрепление понятий предидущих занятий.
Задача: Закрепление навыков изображения глубины полученных на предидущих занятиях.
Материал: на выбор учителя.
Задание 12. Понятие о глубине. Простой натюрморт. Линейное решение.
Цель: Игра толщин линий: толще – ближе, тоньше – дальше.
Задание: Формирование навыков изображения, при помощи толщин линий, глубины пространства.
Материал: на выбор учителя.
Задание 13. Понятие о глубине. Простой натюрморт. Тоновое решение в 2-3 тона.
Цель: Освоение графических приемов для передачи глубин.
Задача: Формирование навыков изображения: темное – ближе, светлое – дальше.
Материал: на выбор учителя.
Задание 14. Акцент в тоне. «Рыбка в аквариуме».
Цель: Тоновое решение: ближе – дальше.
Задача: Овладение градациями тона. Введение тонового акцента.
Материал: на выбор учителя.
Задание 15. Переход от плоскостной системы изображения к объемной. «Подарки, обвязанные ленточкой».
Цель: Эмоциональное восприятие объемов.
Задача: Формирование навыков объемного восприятия.
Материал: на выбор учителя.
Задание 16. Цветная графика. Плакат. «Что в мешке у Деда Мороза?»
Цель: Закрепление понятий акцент в тоне и цвете.
Задача: Формирование навыков изображения в технике – плакат.
Материал: на выбор учителя.
Задание 17. Контраст образов. Сказочные персонажи. «Снегурочка», «Баба-Яга».
Цель: Найти выразительные средства для воплощения добра и зла.
Задача: Закрепление навыков передачи характерных особенностей образов.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 18. Окно в мир прекрасного. «Зимняя фантазия».
Цель: Развитие фантазии и воображения.
Задача: Рисунок узора на морозном окне.
Материал: на выбор учителя.
Задание 19. Контраст форм. Натурная постановка. «Кубанские кувшины и крынки».
Цель: Изучение объема и пропорций предметов.
Задача: Формирование навыков изображения контрастных, объемных форм.
Материал: на выбор учителя.
Задание 20. Восприятие формы. Деталь, как часть целого. «Пиктограммы животных и птиц».
Цель: Структурность целого и необходимость детали.
Задача: Изучение метода составления сложной формы животного или птицы из простых геометрических фигур.
Материал: на выбор учителя.
Задание 21. Портрет, как выявление характерных особенностей образа.
«Люди разных профессий».
Цель: Изучение образа и его содержания – костюм, лицо, движение, головной убор, атребуты профессии.
Задача: Создание целостного образа.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 22. Контраст цветовой и тоновой. Контраст форм. «Нептун и его подводное царство».
Цель: Развитие фантазии, воображения и образного мышления.
Задача: Используя разные виды контрастов создать целостный образ.
Материал: на выбор учащихся или учителя.
Задание 23. Контрасты. Изображение ярких птиц на нейтральном фоне.
Цель: Закрепление навыков по рисованию птиц.
Задача: Использование навыков по цветообразованию.
Материал: плотная бумага нейтрального тона, гушь, кисть, палитра.
Задание 24. Эмоциональное восприятие цвета и образное содерщание. Концептуальная композиция – «Мир».
Цель: Развитие образного мышления на ассоциативной основе.
Задача: Формировать навыки передачи эмоций в цвете.
Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.
Задание 25. Эмоциональное восприятие цвета и образное содержание. Концептуальная композиция – «Война».
Цель: Развитие образного мышления на ассоциативной основе.
Задача: Формирование навыков передачи эмоций в цвете.
Материал:акварельная бумага, гуашь. кисть, палитра.
Задание 26. Движение. «Птицы в полете».
Цель: Дальнейшее изучение структурности целого и необходимости детали.
Задача: Для изображения летящих птиц использовать основные геометрические фигуры.
Материал: на выбор учителя.
Задание 27. Колорит в живописи. Натюрморт «Весенние цветы и ягоды» на теплом фоне.
Цель: Создание уравновешанной композиции. Компоновка в листе.
Задача: Закрепление навыков по цветообразованию.Составление гармоничных цветовых соченаний.
Материал: акварельная бумага, гуашь или акварель, кисть, палитра.
Задание 28. Композиция «День смеха» (груповой портрет класса). Карикатура.
Цель: Для рисования карикатурных рожиц использовать различные фигуры и формы.
Задача: Передать характер при помощи выражений лиц, которое зависит от того, как нарисовать глаза, брови, рот.
Материал: плотная бумага, акварель, кисть, черная гелевая ручка.
Задание 29.Сближенные, разбеленные цвета. «Ландыши на фоне мхов», «Ветка цветущей вишни».
Цель: Цельность колористического решения.
Задача: закрепление навыков цветообразования, движение цвета к белому.
Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.
Задание 30. Фигура человека и ее пропорции. Изучение форменной одежды родов войск периода ВОВ. Композиция «Солдат Победы».
Цель: Воспитание патриатизма, благодарности, любви к ветеранам - дедам и прадедам.
Задача: Организация изобразительной плоскости. Пропорциональное изображение человека.
Материал: на выбор учителя.
Задание 31. Три тоновые градации для решения объема шара. «Где утро, день, вечер и ночь на Земле?»
Цель: Через образ Земного шара перейти к объемному изображению.
Задача: Ознакомление с тоновой растяжкой и понятным аппаратом – свет, тень, падающая тень.
Материал: плотная бумага, графитный карандаш.
Задание 32. Передача фактуры линией. «Узорчатое оперение филина».
Цель: Изучение графических способов передачи фактуры поверхности.
Задача: Упрощение рисунка перьев до шаблонного узора.
Материал: плотная бумага, акварель, кисть, тонкий и толстый черный фломастер.
Задание 33. Передача фактуры линией и пятном (мех и кожа). Иллюстрация к басни И.А.Крылова «Слон и Моська».
Цель: Изучение графических способов передачи фактуры меха и кожи.
Задача: Создание простой сюжетной композиции.
Формы и виды контроля:
- контрольные уроки в конце каждой четверти;
- повседневное наблюдение за работой, устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме;
- текущие контрольные мероприятия.
Методическое обеспечение знаний:
Методика и учебные пособия.
Методические пособия к учебным занятиям.
Работы выпускников школы, наглядные по цветообразованию, движению цвета к белому и черному, цветоведению.
Учебные работы из методического фонда школы.
Дидактические пособия по методике ведения занятий. Учебные фильмы.
Список литературы
Ф.Уотт «От части к целому»,А.Милборн «Причудливый мир животных», «Секреты мультипликации»,Р.Диккинс, Я.Маккафферти «Лицо – основа портрета»- М.; ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС»,2010.
Пауэл У.Ф. «Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет…»- М.:Артель:АСТ, 2008.
М. Алпатов, «Композиция в живописи», М., 1940.
М. Гика «Эстетика пропорций в природе и искусстве» М., 1936.
А. Дейнека «Рисунок и композиция», «Учитесь рисовать» М., 1961.
О. Кочик, В. Э. Борисова - Муратова «Живописная система» М, 1980.
Леонардо да Винчи «Избранные произведения» М., 1935.
А. Лаптев «Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства» М., 1964.
“О композиции”. М., 1959.
Репин И. “Далекое — близкое”. М.-Л., 1937.
Рабкин Е. “Атлас цветов”. М., 1956.
Ю.Тимердинг Г. Золотое сечение”. Петербург, 1924.
Фаворский В. “О композиции”. Фрунзе, 1966.
Фальк Р. “Беседы об искусстве”. Письма. М., 1918.
Шафрановский И. “Симметрия в природе”. Л., 1968.
Шорохов Е. “Основы композиции”. М., 1979.
Шорохов Е. “Композиция”. М., 1986.
Шугаев В. “Орнамент на ткани”. М., 1979.
Чистяков П. “Письма, записные книжки, воспоминания”. М 1953.
Волков Н. “Цвет и живописи”. М., 1965.
Волков Н. “Композиция в живописи”. М., 1977.
Зайцев А. “Наука о цвете и живопись”. М, 1986.
Михайлов А. “Искусство акварели” Учебное пособие. М., 1995.
“Основы живописи” Перевод с нем. СПб., 1994.
Паррамон X., Фреснеч Г. “Как писать акварелью” Перевод с исп. СПб., 1995.
Фейнберг Л., Грейберг Ю. “Секреты живописи старых мастеров”. М., 1989.
“Школа изобразительного искусства”. В 10 - ти выпусках. Вып. 1. М., I960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Основы изобразительного искусства и рисунка" 1, 2, 3 классы
для преподавателей ДШИ...
Дополнительная образовательная программа Дисциплина: Основы изобразительной грамоты и рисование Возр
Пояснительная записка.Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она основывается на единстве задач обучения и эстетического развития учащихся. В первый кла...
Учебно-методическое пособие по программе «Основы изобразительной грамоты»
Графика с акварельной заливкой по теме «Космос». Последовательность выполнения задания. Для учащихся первого года обучения. Занятие предполагает смену раздаточного метериала. Предполагает ...
"Фантастический натюрморт" план-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077601","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"388","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077602","...
План-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" на тему "Декоративная композиция.Осенний букет"
Урок может быть проведён с учащимися любой возрастной категории с той лишь разницей, что более старшим ребятам можно предложить составить более сложную композицию, на формате большего размера (наприме...
Открытый урок по предмету: Основы изобразительной грамоты На тему: «Тоновая растяжка цвета Портрет Деда мороза» Для 2 класса ШИ. (тема рассчитана на 1 урок)
Открытый урок на тему:«Тоновая растяжка цвета портрет Деда Мороза»Цель урока: Закрепить навыки в области живописи и рисования, научиться использовать и применять на практике тоновые растяж...
Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты
Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты...