Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты
календарно-тематическое планирование
Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» С. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ»
на 2022 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
нормативный срок обучения 3 года
Екатеринославка 2022
Содержание
I. Пояснительная записка
II. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы
III. Учебный план
IV. График образовательного процесса
V. Программы учебных предметов
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися образовательной программы
VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности школы.
VIII. Список литературы и средств обучения
Раздел I
Пояснительная записка
- Образовательная программа «Основы изобразительной грамоты» (далее – программа) Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств.» с. Екатеринославка (далее – Школа), разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств.
Основная цель программы – привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования.
Основные задачи программы – формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями, искусства, воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
- Содержание учебных предметов программы направлено на формирование у учащихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в изобразительном искусстве.
- Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
- Программа учитывает лучшие традиции художественного образования, запросы и потребности детей и родителей (законных представителей).
- Общеразвивающая программа «Основы изобразительной грамоты» реализуется посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.
- С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации программы для учащихся, поступивших в школу в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 3 года.
- При разработке программы учтена занятость детей в общеоброазовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.
- При приеме детей на обучение по программе «Основы изобразительной грамоты» отбор поступающих с целью выявления их творческих способностей не проводится.
- При реализации программы предусмотрены аудиторные и внеаудиторные занятия. Форма проведения аудиторных занятий – мелкогрупповая (численностью от 4 человек).
- Основой для оценки качества образования являются критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости учащихся, итоговой аттестации разработанные школой.
- Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
- Внеаудиторная (домашняя) работа учащихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.
- Внеаудиторная работа может быть использована учащимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области изобразительного искусства, посещение учреждений культуры (музеев, выставочных залов), участие учащихся в творческих мероприятиях, проводимых школой.
- Выполнение учащимися домашнего задания контролируется преподавателем.
- По окончании освоения общеразвивающей программы выпускникам выдается свидетельство.
1.16. Реализация программы обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы учащиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
1.17. С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в школе при реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ устанавливаются общие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа: продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий – 34 недели, в течение учебного года продолжительность каникул – не менее 4–х недель.
Раздел II.
Планируемые результаты освоения учащимися
образовательной программы
2.1. Минимум содержания программы направлен на обеспечение развития значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
2.2. Результатом освоения общеразвивающей программы в области изобразительного искусства является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- знаний основ цветоведения;
- знаний основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
- умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умений работать с различными материалами;
- навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыков передачи формы, характера предмета;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
- первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знаний основных средств выразительности изобразительного искусства;
- знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства.
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавать световоздушную перспективу и естественную освещенность;
2.3. Результаты освоения программы «Основы изобразительной грамоты» по учебным предметам должны отражать:
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);
- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;
- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
Раздел III
Учебный план
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Основы изобразительной грамоты»
Срок обучения 3 года
№ п/п | Наименование предметной области/учебного предмета | Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю | Количество аудиторных часов в год | Промежуточная аттестация (годы обучения, классы) | Итоговая аттестация (годы обучения, классы) | ||||
I | II | III | I | II | III | ||||
1. | Основы изобразительного искусства и рисование | 2 | 2 | 2 | 68 | I,II | III | ||
2. | Декоративно-прикладное искусство | 2 | 2 | 2 | 68 | I,II | III | ||
3. | Лепка | 2 | 2 | 2 | 68 | I,II | III | ||
Всего: | 6 | 6 | 6 | 204 |
Бюджет времени в неделях:
Классы | Продолжительность учебных занятий | Продолжительность каникул в течение учебного года | Продолжительность учебного года | Итоговая аттестация |
I | 34 | 5 | 39 | – |
II | 34 | 5 | 39 | – |
III | 34 | 5 | 39 | 1 |
Итого: | 102 | 15 | 117 | 1 |
Раздел IV
Программы учебных предметов
- учебная программа по предмету «Основы изобразительного искусства и рисование» - 3 года
- учебная программа по предмету «Декоративно-прикладное искусство» - 3 года
- учебная программа по предмету «Лепка» - 3 года
Раздел V
График образовательного процесса
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Основы изобразительной грамоты»
МБУ ДО «Детская школа искусств» с. Екатеринославка на период 2022-2025 г.г. (срок обучения 3 года)
1. График учебного процесса | 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классы | Сентябрь | 29.09 – 5.10 | Октябрь | 27.10 – 2.11 | Ноябрь | Декабрь | 29.12 – 4.01 | Январь | 26.01 – 1.02 | Февраль | 23.02 – 1.03 | Март | 30.03 – 5.04 | Апрель | 27.04 – 3.05 | Май | Июнь | 29.06 – 5.07 | Июль | 27.07 – 2.08 | Август | Аудиторные занятия | Промежуточная аттестация | Резерв учебного времени | Итоговая аттестация | Каникулы | Всего | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 - 7 | 8 - 14 | 15 - 21 | 22 - 28 | 6 - 12 | 13 - 19 | 20 - 26 | 3 - 9 | 10 - 16 | 17 - 23 | 24 - 30 | 1 - 7 | 8 - 14 | 15 - 21 | 22 - 28 | 5 - 11 | 12 - 18 | 19 - 25 | 2 - 8 | 9 - 15 | 16 - 22 | 2 - 8 | 9 - 15 | 16 - 22 | 23 - 29 | 6 - 12 | 13 - 19 | 20 - 26 | 4 - 10 | 11 - 17 | 18 – 24 | 25 - 31 | 1 - 7 | 8 - 14 | 15 - 21 | 22 - 28 | 6 - 12 | 13 - 19 | 20 - 26 | 3 - 9 | 10 - 16 | 17 - 23 | 24 - 31 | ||||||||||||||||
1 | = | = | = | = | = | Э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | 34 | 1 | - | - | 18 | 52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | = | = | = | = | = | Э | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | = | 34 | 1 | - | - | 18 | 52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | = | = | = | = | = | III | 34 | - | 1 | 5 | 39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО | 102 | 2 | - | 1 | 41 | 143 |
Обозначения | Аудиторные занятия | Резерв учебного времени | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация | Каникулы | |||
*Промежуточная и итоговая аттестация входит в учебное время
Раздел VI
Система и критерии оценок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися образовательной программы
6.1. Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся и определяются «Положением о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся «Детской школы искусств» с. Екатеринославка.
6.2. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются школой самостоятельно.
6.3. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации школой используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, зачеты, контрольные просмотры, практические работы.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
6.4. Промежуточная аттестация учащихся является основной формой контроля результатов освоения образовательной программы.
Промежуточная аттестации обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью учащегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня знаний, умений и навыков, сформированных у учащегося на определенном этапе обучения.
6.5. Промежуточная аттестация оценивает результаты обучения учащихся по окончании учебного года по каждому учебному предмету.
6.6. Промежуточная аттестация проводится в форме:
- контрольный урок;
- письменных работ;
- устных опросов;
- контрольных просмотров;
- тестирований.
6.7. Промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
6.8. При проведении дифференцированного зачета качество подготовки учащегося фиксируется в зачетных ведомостях.
6.9. Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют:
- определить уровень освоения учащимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;
- оценить объем полученных учащимся знаний, умений и навыков при выполнении практических задач.
6.10. Качество подготовки учащегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
6.11. При проведении промежуточной аттестации учащихся устанавливаются не более трех зачетов в учебном году.
6.12. По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация учащихся проводится в рамках промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета, тестирования, контрольной работы с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
6.13. По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию учащихся, в выпускном классе по окончании учебного года применяется в качестве формы промежуточной аттестации дифференцированный зачет с выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании школы.
6.13. Для проведения аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить уровень и объем приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.
6.14. Фонды оценочных средств разрабатываются школой в соответствии с целями и задачам программы «Основы изобразительной грамоты», и принимаются методическим советом школы.
Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений и навыков.
6.16. Порядок и формы проведения итоговой аттестации учащихся, освоивших дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу в области изобразительного искусства «Основы изобразительной грамоты», определяется «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации».
Оценка «отлично» ставится, если:
- уровень освоения учебного материала соответствует программным требованиям;
- знания, умения и навыки при выполнении практических задач освоены в полном объеме;
Оценка «хорошо» ставится, если:
- уровень освоения учебного материала частично не соответствует программным требованиям;
- знания, умения и навыки при выполнении практических задач освоены в полном объеме;
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- уровень освоения учебного материала частично соответствует программным требованиям;
- знания, умения и навыки при выполнении практических задач освоены не в полном объеме;
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- уровень освоения учебного материала не соответствует программным требованиям;
- знания, умения и навыки при выполнении практических задач не освоены.
Раздел VII
Программа творческой, методической
и культурно – просветительской деятельности
Творческая деятельность
7.1. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, в школе создается комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможность выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства, организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий.
Формы организации творческой деятельности учащихся:
- выставки;
- конкурсы;
- фестивали;
- мастер-классы;
- олимпиады по предметам;
- творческие вечера с участием авторов выставок;
- выездные пленэры.
Методическая деятельность
7.2. Для успешной реализации программы преподавателями ведется поиск высокоэффективных методик, с целью достижения максимальных результатов в образовательном процессе.
В Школе методическую деятельность ведут:
- методические секции;
- Методический совет;
- зональное методическое объединение.
Для ведения образовательной деятельности в Школе формируется методический фонд.
7.3. Работа методических секций направлена на совершенствование методического и профессионального мастерства преподавателей, организацию взаимопомощи педагогических работников в вопросах обучения и воспитания учащихся. Методические секции осуществляют свою работу в ходе просмотров академических и творческих работ, на заседаниях секций, методического и педагогического советов.
7.4. Работа Методического совета служит для рассмотрения вопросов поиска и использования в образовательном и воспитательном процессах современных методик, форм, средств и методов преподавания, новых педагогических и образовательных технологий, развития личностно- ориентированной педагогики, направленной на совершенствование, обновление и развитие образовательного процесса; изучения профессиональных достижений педагогических работников; проведения первичной педагогической экспертизы документов, определяющих учебный процесс в Школе (учебных программ, пособий); определения содержания методической работы в Школе; подготовки предложений по совершенствованию методической работы педагогического коллектива Школы и координации работы методических секций.
Работа методических секций и Методического совета организуется на основе комплексного плана работы школы.
7.5. Методический фонд школы формируется:
- творческими и академическими работами, выполненными учащимися в процессе освоения образовательных программ;
- наглядными и методическими работами, подготовленными преподавателями Школы.
Существенную помощь в организации методической помощи участникам учебного процесса оказывает библиотечный фонд, укомплектованный печатными изданиями учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а так же изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Основы изобразительной грамоты», справочно-библиографическими, периодическими изданиями (в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся).
7.6. Методическая деятельность в школе осуществляется в формах:
- мастер-класса;
- научно-практической (методической) конференции;
- семинара;
- открытых уроков;
- обобщения педагогического опыта;
- подготовки наглядных, учебно-методических, наглядно-методических, учебно-наглядных пособий в предметных областях художественного творчества, пленэра, истории изобразительного искусства, живописи, рисунка.
Культурно – просветительская деятельность
7.7. Школа может оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе, работает в тесном сотрудничестве с различными учреждениями и организациями. Целью сотрудничества является воспитание всесторонне развитого поколения, формирование национального самосознания и приобщение к миру прекрасного.
Главная задача – приобщение учащихся к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, формирование общекультурного уровня подрастающего поколения, выявление наиболее одаренных учащихся, пропаганда детского художественного творчества, подготовка к выбору профессии эстетического направления. Эта задача в школе решается многообразными формами и методами:
- организация выставок детского художественного творчества
- организация выставок творческих работ преподавателей
- организация мастер-классов
- участие в работе жюри конкурсов
- организация проведения олимпиад, конкурсов
- организация семинаров, конференций
- организация экскурсий по выставкам, проводимых в художественной школе
- участие в совместных конкурсах, фестивалях, олимпиадах
- организация и участие в иных формах культурно-просветительской деятельности.
Творческая и культурно-просветительская деятельность школы направлена на формирование культурной среды в селе и области, пропаганду детского изобразительного творчества.
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989
- Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
- Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983
- Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985
- Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1977
- Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
- Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
- Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002
- Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1985
- Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990
Учебная литература
- Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
- Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
- Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
- Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М., Просвещение, 1998
- Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1998
- Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
- Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006
- Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
- Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкальной грамоты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Коллективное музицирование" (3 года) 1 ступень
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ 1 ступень...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Коллективное музицирование" (3 года) 2 ступень
ХОР 2ст ОБЩЕРАЗВИВ...
Дополнительная Общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА) Слушание музыки
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе сучетом федеральных государственных требований к дополнительнымпредпрофессиональным общеобразовательным программам в обл...
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...