Рабочая программа по искусству(ИЗО) в 6 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Программа ориентирована на использование авторской программы Б.М.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_6_klass.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
. Рабочая программа- нормативно- управленческий документ МБОУ Шамординской ООШ, характеризующий систему организации деятельности учителя изобразительного искусства по курсу «Искусство» (изобразительное искусство)в 6 классе на базовом уровне.
Рабочая программа по искусству для 6 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(2004)
2. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд»(1-9 классы) под руководством и редакцией Б.М.Неменского. М.:Просвещение, 2007.
- Учебного плана МБОУ Шамординской ООШ на 2013-2014 уч. год.
- Учебника « Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/ Л.А..Неменская.- М.:Просвещение,2010.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Ц е л и художественного образования:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства,
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Срок реализации программы: 1 год.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, в 6 классе – 35 часов в год ( 1 час в неделю за счет федерального компонента), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. В рабочей программе внесены изменения по количеству часов на изучение каждого раздела. Это связано с тем, чтобы каждый раздел изучить в течении одной четверти. Сокращение часов произошло за счет уплотнения часов отдельных тем уроков.
Таким образом, в программе произошли изменения:
Количество часов по авторской программе | Предполагаемое количество часов в данной программе |
1 раздел- 8 часов | 9 |
2 раздел- 8 часов | 7 |
3 раздел- 12 часов | 10 |
4 раздел- 7 часов | 9 |
Итого: 35 часов | 35 часов |
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Текущий контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки и теста.
4.Итоговый контроль. Методы диагностики - итоговая выставка рисунков..
Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 6 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека,
- о существовании изобразительного искусства во все времена, должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи,
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ,
- основные виды и жанры изобразительных искусств, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства,
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве,
-особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта,
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива,
- о ритмичной организации изображения и богатстве выразительных возможностей,
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками ( гуашь, акварель), несколькими графическими материалами ( карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники,
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов, знать общие правила построения головы человека, уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы,
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти,
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению,
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 часов) | Изобразительное искусство и семь пластических искусств | 1 |
Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | ||
Линия и ее выразительные возможности | 1 | ||
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | ||
Цвет. Основы цветоведения | 1 | ||
Цвет в произведениях живописи | 1 | ||
Объемные изображения в скульптуре | 1 | ||
Основы языка изображения | 1 | ||
Обобщающий урок | 1 | ||
2 | «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 уроков) | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 |
Изображение предметного мира - натюрморт | 1 | ||
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | ||
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива | 1 | ||
Освещение. Свет и тень | 1 | ||
Натюрморт в графике | 1 | ||
Цвет в натюрморте | 1 | ||
3 | «Вглядываясь в человека. Портрет» 10 уроков | Образ человека - главная тема искусства | 1 |
Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | ||
Изображение головы человека в пространстве | 1 | ||
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека | 1 | ||
Портрет в скульптуре | 1 | ||
Сатирические образы человека | 1 | ||
Образные возможности освещения в портрете | 1 | ||
Портрет в живописи | 1 | ||
Роль цвета в портрете | 1 | ||
Великие портретисты (обобщение темы) | 1 | ||
4 | «Человека и пространство в изобразительном искусстве» 9 уроков | Жанры в изобразительном искусстве | 1 |
Изображение пространства | 1 | ||
Правила линейной и воздушной перспективы | 2 | ||
Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | ||
Пейзаж-настроение. Природа и художник | 1 | ||
Городской пейзаж | 1 | ||
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 | ||
Обобщающий урок года. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
Тема I четверти:
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
- Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
- Рисунок – основа изобразительного творчества.
- Линия и её выразительные возможности
- Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
- Цвет. Основы цветоведения.
- Цвет в произведениях живописи.
- Объемные изображения в скульптуре.
- Основы языка изображения.
Тема II четверти:
«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
- Художественное познание: реальность и фантазия.
- Изображение предметного мира – натюрморт.
- Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
- Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
- Освещение. Свет и тень.
- Натюрморт в графике.
- Цвет в натюрморте
Тема III четверти:
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
- Образ человека – главная тема искусства.
- Конструкция головы человека и ее пропорции.
- Изображение головы человека в пространстве.
- Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
- Портрет в скульптуре.
- Сатирические образы человека.
- Образные возможности освещения в портрете.
- Портрет в живописи.
- Роль цвета в портрете.
- Великие портретисты. Художники – наши земляки.
Тема IV четверти:
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».
- Жанры в изобразительном искусстве.
- Изображение пространства.
- Правила линейной и воздушной перспективы.
- Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
- Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников белгородцев.
- Городской пейзаж. Мой белый город.
- Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Календарно- тематическое планирование.
6 класс
Урок | Дата | Тема |
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч) | ||
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | |
2 | Рисунок- основа изобразительного творчества. | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. | |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | |
6 | Цвет в произведениях живописи. | |
7 | Объемные изображения в скульптуре. | |
8 | Основы языка изображения. | |
9 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Обобщающий урок четверти. | |
«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч) | ||
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | |
11 | Изображение предметного мира- натюрморт. | |
12 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | |
13 | Изображение объема на плоскости. Линейная перспектива. | |
14 | Освещение. Свет и тень. | |
15 | Натюрморт в графике. | |
16 | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности в натюрморте. | |
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч) | ||
17 | Образ человека- главная тема искусства. | |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | |
21 | Портрет в скульптуре. | |
22 | Сатирические образы человека. | |
23 | Образные возможности освещения в портрете. | |
24 | Портрет в живописи. | |
25 | Роль цвета в портрете. | |
26 | Великие портретисты. Обобщение темы четверти. | |
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч) | ||
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | |
28 | Изображение пространства. | |
29 | Правила линейной и воздушной перспективы. | |
30 | Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства. | |
31 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | |
32 | Городской пейзаж. | |
33 | Выразительные возможности изобразительного искусства. | |
34 | Изобразительное искусство в жизни человека. Обобщение темы четверти и года. | |
35 | Обобщающий урок года. |
Материально- техническое обеспечение уроков.
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2008г.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008.
22. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 6 класс.CD, 2010.
23. Портреты художников.
25. Репродукции картин русских и зарубежных художников.
26. CD Шедевры зарубежных художников.
27. CD Эрмитаж.
28. CD Музеи мира.
29. М.А. Порохневская. Изобразительное искусство. 6 класс.Часть 1, 2. Поурочные планы.- Издательство «Учитель- АСТ», 2005.
30. Таблицы по цветоведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по искусству 8-9 классы
рабочая программа по искусству 8-9 классы составлена по программе Критской, Сергеевой...
Рабочая программа по Искусству 8-9 классы
Отличая рабочая программа по искусству 8-9 классы Савицкой Галины Петровны г. Ноябрьска. Рекомендую всем учителям как основу к своей рабочей программе....
Рабочая программа по искусству 8-9 класс
Составлена на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»...
Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...
Рабочая программа по искусству 8-9 классы
Рабочая программа, "Искусство" 8-9 кл, предназначена для учителя, который работает по программе Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по "Искусству" в 8 классе
Программа ориентирована на использование программы Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, И.Э.Кашековой....
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...