Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 7 класса
рабочая программа (изобразительное искусство, 7 класс) по теме

Программа ориентрована на использование авторской программы Б.М.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_7_klass_prodolzh_6-go.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Рабочая программа- нормативно- управленческий документ МБОУ Шамординской ООШ, характеризующий систему организации деятельности учителя изобразительного искусства по курсу «Искусство» (изобразительное искусство) в 7 классе на базовом уровне.

         Рабочая программа по   искусству   для  7 класса составлена на основе:

1.  Федерального   государственного    образовательного     стандарта основного общего образования(2004)

2.  Программы «Изобразительное искусство и художественный труд»(1-9 классы) под руководством и редакцией Б.М.Неменского. М.:Просвещение, 2007.

  1. Учебного плана МБОУ Шамординской ООШ на 2013-2014 уч. год.

Цель учебного предмета

           Цель учебного предмета «Изобразительное  искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Цели художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Срок реализации программы: 1 год.

Общая характеристика учебного предмета.

         Программа разработана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса преемственность этапов обучения.

      Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Место учебного предмета в учебном плане

           На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю,  в 7 классе – 35 часов в год ( 1 час в неделю за счет федерального компонента), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. В рабочей программе внесены изменения по количеству часов на изучение каждого раздела. Это связано с тем, чтобы каждый раздел изучить в течении одной четверти.  Сокращение часов произошло за счет уплотнения часов отдельных тем уроков.

Таким образом, в программе произошли изменения:

Количество часов по авторской программе

Предполагаемое количество часов в данной программе

1 раздел- 8 часов

9

2 раздел- 8 часов

7

3 раздел- 12 часов

10

4 раздел- 7 часов

9

Итого: 35 часов

35 часов

            Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимание изменений видения мира и способов его изображения,

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах( бытовом и историческом, мифологической и библейской темах в искусстве),

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов,

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном  построении произведения, о роли формата, о выразительном  значении размера произведения, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле,

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира,

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории,

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми,

-  о роли художественной иллюстрации,

- о поэтическом( метафорическом  претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства, о разнице сюжета и содержания в картине, о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре,

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культурно- строительную роль русской тематической картины 19- 20 столетия.

Учащиеся должны иметь представление:

- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей  и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника,

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства  в 20 веке.

 В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека  с натуры и по представлению,

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне,

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности,

- получить творческий опыт в построении тематической композиции, предполагающей сбор художественно- познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения,

- получить навыки соотнесения собственных переживаний  с контекстами художественной культуры.

Содержание тем учебного курса.

  Тема занятий учебного года:

«Изобразительное искусство в жизни человека».- 35 часов.

1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 9 часов 

Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.

Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает  работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.

2 четверть. Поэзия повседневности.- 7 часов

          Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение  бытовых занятий  присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

        Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

          Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирования навыков композиционного мышления учащихся.

3 четверть. Великие темы жизни.- 10 часов.

          Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

          Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному  восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический  жанры в искусстве 17 века.

            Беседа о развитии навыков восприятия  произведений изобразительного искусства.

4 четверть. Реальность жизни и художественный образ.- 8 часов.

       Заключительная четверть по изучению изобразительного искусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей  изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.

        Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах.

          В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

      Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства.  Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного  приобретения навыков и умений. Изменение языка изображения в истории искусства рассматривается как выражение изменений  ценностного понимания и видения мира.

       Особое внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлении о целостности  композиции, образных возможностей  изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с  классическими картинами, составляющими золотой фон мирового и отечественного искусства.

          Определенное место в программе отведено знакомству  с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных  и очень разных процессов в искусстве.

          Проблема « слово и изображение» затрагивается через  знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается  через библейские темы в изобразительном искусстве.

           Итоговая художественно- практическая работа учащихся осуществляется в форме художественно- творческого проекта с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся

   Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

      Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

         1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.

.         3.Текущий  контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.    

  4. Итоговый  контроль- практическая работа( творческий проект).

            Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 7 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.

     


Календарно- тематическое планирование.

 

                                                           7 класс

Урок

Дата

Раздел, Тема

Виды деятельности

Материалы

Оборудование

Практическая работа

1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 9 часов 

1

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Изобразительный

Листы, графические материалы

Египет, Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор».

Аналитические зарисовки изображений фигур человека

2

Пропорции и строение фигуры человека.

изобразительный

Карандаш, листы, вырезанные части схемы фигуры

Рисунки фигуры человека

Зарисовки схемы фигуры человека, движения человека

3

Пропорции и строение фигуры человека. Зарисовки фигуры человека в движении.

изобразительный

Карандаш, листы, вырезанные части схемы фигуры

Рисунки фигуры человека

Зарисовки схемы фигуры человека, движения человека

4

Лепка фигуры человека.

конструктивный

Пластилин, проволока для каркаса

Скульптурные работы Мирона, Поликлета, Микеланджелло, Родена, Мухиной

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе

5

Лепка фигуры человека. Лепка фигуры человека в движении.

конструктивный

Пластилин, проволока для каркаса

Скульптурные работы Мирона, Поликлета, Микеланджелло, Родена, Мухиной

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе

6

Набросок фигуры человека с натуры.

изобразительный

Карандаш, тушь, фломастер, тушь или акварель

Зарисовки и наброски фигуры человека

Наброски с натуры одетой фигуры человека

7

Зарисовки и наброски  фигуры человека с натуры.

изобразительный

Карандаш, тушь, фломастер, тушь или акварель

Зарисовки и наброски фигуры человека

Наброски с натуры одетой фигуры человека

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

беседа

Примеры произведений изобразительного искусства

9

Изображение фигуры человека и образ человека. Обобщение темы четверти.

Выставка работ

Работы учащихся за четверть

2 четверть. Поэзия повседневности.- 7 часов

10

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

изобразительный

Гуашь, акварель

Фрагменты фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи

Изображение мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства

11

Тематическая картина: бытовой и исторические жанры.

беседа

Сцены крестьянской жизни в работах Брейгеля, Шарден, Федотов. Сватовство майора. Ренуар. Качели. Перов . Тройка, чаепитие в Мытищах.

12

Тематическая картина: бытовой и исторические жанры. Зарисовки по теме.

Беседа, изобразительный

Карандаш, листы

Сцены крестьянской жизни в работах Брейгеля, Шарден, Федотов. Сватовство майора. Ренуар. Качели. Перов . Тройка, чаепитие в Мытищах.

Зарисовки по теме

13

Сюжет и содержание в картине.

изобразительный

Гуашь, акварель

Пластов. Ужин трактористов. Серебрякова. Крестьяне. Левитан. Осенний день. Сокольники.

Работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом

14

Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве.

изобразительный

Карандаш, фломастер, гуашь, бумага

Произведения графики и живописи российских художников 20 века: Кокорина, Верейского, Пименова, Дейнеки, Жилинского

Жизнь моей семьи или жизнь на моей улице- создание композиции

15

Жизнь в моем городе в прошлых веках.

изобразительный

Гуашь, акварель

Кустодиев, Федотов.

Создание композиции  на темы жизни людей своего города, села в   прошлом

16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Обобщение темы четверти.

изобразительный

Гуашь, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей

Произведения Сомова, Бенуа, Врубеля, Ренуара.

Создание композиции в технике коллажа на тему праздника

3 четверть. Великие темы жизни.- 10 часов.

17

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

беседа

Примеры монументальных фресок эпохи возрождения Мазаччо, Мантеньи, Боттичелли, Рафаэля, Рубенса.

18

Тематическая картина в русском искусстве 19 века.

беседа

Брюллов. Последний день Помпеи. Иванов. Явление Христа народа. Суриков. Боярыня Морозова. Репин. Бурлаки на Волге. Крамской. Христос в пустыне.

19

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Зарисовки по теме.

изобразительный

Карандаш, бумага

Брюллов. Последний день Помпеи. Иванов. Явление Христа народа. Суриков. Боярыня Морозова. Репин. Бурлаки на Волге. Крамской. Христос в пустыне.

Зарисовки по теме.

20

Процесс работы над тематической картиной.

Беседа, изобразительный

Карандаши, листы, краски

Работы художников – тематические картины

Сбор материала, зарисовки

21

Библейские темы в изобразительном искусстве.

изобразительный

Гуашь, графические материалы, бумага

Рублев, грек, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрант.

Создание композиции на библейские темы

22

Библейские темы в изобразительном искусстве. Создание композиции.

изобразительный

Гуашь, графические материалы, бумага

Рублев, грек, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрант.

Создание композиции на библейские темы

23

Монументальная скульптура и образ истории народа. Создание образа памятника.

конструктивный

пластилин

Фальконе. Медный всадник. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Орлов. Памятник Юрию Долгорукову. Мухина. Рабочий и колхозница.

Создание проекта памятника.

24

Монументальная скульптура и образ истории народа. Работа над образом памятника.

конструктивный

пластилин

Фальконе. Медный всадник. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Орлов. Памятник Юрию Долгорукову. Мухина. Рабочий и колхозница.

Создание проекта памятника.

25

Место и роль картины в искусстве 20 века.

беседа

Работы художников

26

Великие темы жизни. Обобщение темы четверти.

беседа

Работы учащихся за четверть

4 четверть. Реальность жизни и художественный образ.- 8 часов.

27

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Беседа, изобразительный

Карандаш, краски

Иллюстрации художников

Построение эскизов будущих иллюстраций

28

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

беседа

Примеры известных произведений художников

Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства

29

Зрительские умения и их значение для современного человека.

анализ

Примеры известных произведений художников

Более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства

30

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

анализ

Примеры известных произведений художников

Анализ произведений с точки зрения принадлежности по стилю, направлению.

31

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

анализ

Примеры известных произведений художников

Анализ произведений с точки зрения принадлежности по стилю, направлению.

32

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

беседа

Произведения, выбранные для беседы о художниках

33

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Беседа, рассказ

Альбомы, подборки слайдов, видеофильм.

34

Реальность жизни и художественный образ. человека. Художественно- творческий проект.

беседа

Работы учащихся за четверть, год

35

Изобразительное искусство в жизни человека. Защита проекта. Итоги года.

Проекты учащихся


Материально- техническое обеспечение уроков.

  1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

 3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

 5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

 6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

 9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

 10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

 15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

 18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

22. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 7 класс.CD, 2010.

23. Портреты русских и зарубежных художников.

25. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

26. CD Шедевры зарубежных художников.

27. CD Эрмитаж.

28. CD Музеи мира.

29.Т. В. Оросова.  Изобразительное искусство.7 класс. Поурочные планы.- Издательство «Учитель-АСТ», 2003.

30. О.В.Свиридова. Изобразительное искусство.7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского.-Волгоград:Учитель,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по искусству 8-9 классы

рабочая программа по искусству 8-9 классы составлена по программе Критской, Сергеевой...

Рабочая программа по Искусству 8-9 классы

Отличая рабочая программа по искусству 8-9 классы  Савицкой Галины Петровны г. Ноябрьска. Рекомендую всем учителям как основу к своей рабочей программе....

Рабочая программа по искусству 8-9 класс

Составлена на основе авторской программы Г. П. Серге­евой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»...

Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...

Рабочая программа по искусству 8-9 классы

Рабочая программа,  "Искусство" 8-9 кл,  предназначена для учителя, который работает по программе Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Рабочая программа по "Искусству" в 8 классе

Программа ориентирована на использование программы Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, И.Э.Кашековой....

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...