Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 7 класса
рабочая программа (изобразительное искусство, 7 класс) по теме
Программа ориентрована на использование авторской программы Б.М.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_7_klass_prodolzh_6-go.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа- нормативно- управленческий документ МБОУ Шамординской ООШ, характеризующий систему организации деятельности учителя изобразительного искусства по курсу «Искусство» (изобразительное искусство) в 7 классе на базовом уровне.
Рабочая программа по искусству для 7 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(2004)
2. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд»(1-9 классы) под руководством и редакцией Б.М.Неменского. М.:Просвещение, 2007.
- Учебного плана МБОУ Шамординской ООШ на 2013-2014 уч. год.
Цель учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Срок реализации программы: 1 год.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа разработана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса преемственность этапов обучения.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, в 7 классе – 35 часов в год ( 1 час в неделю за счет федерального компонента), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. В рабочей программе внесены изменения по количеству часов на изучение каждого раздела. Это связано с тем, чтобы каждый раздел изучить в течении одной четверти. Сокращение часов произошло за счет уплотнения часов отдельных тем уроков.
Таким образом, в программе произошли изменения:
Количество часов по авторской программе | Предполагаемое количество часов в данной программе |
1 раздел- 8 часов | 9 |
2 раздел- 8 часов | 7 |
3 раздел- 12 часов | 10 |
4 раздел- 7 часов | 9 |
Итого: 35 часов | 35 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимание изменений видения мира и способов его изображения,
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах( бытовом и историческом, мифологической и библейской темах в искусстве),
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов,
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле,
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира,
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории,
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми,
- о роли художественной иллюстрации,
- о поэтическом( метафорическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства, о разнице сюжета и содержания в картине, о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре,
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культурно- строительную роль русской тематической картины 19- 20 столетия.
Учащиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника,
- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в 20 веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению,
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне,
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности,
- получить творческий опыт в построении тематической композиции, предполагающей сбор художественно- познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения,
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Содержание тем учебного курса.
Тема занятий учебного года:
«Изобразительное искусство в жизни человека».- 35 часов.
1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 9 часов
Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.
Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.
2 четверть. Поэзия повседневности.- 7 часов
Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.
Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирования навыков композиционного мышления учащихся.
3 четверть. Великие темы жизни.- 10 часов.
Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.
Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века.
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
4 четверть. Реальность жизни и художественный образ.- 8 часов.
Заключительная четверть по изучению изобразительного искусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах.
В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменение языка изображения в истории искусства рассматривается как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.
Особое внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлении о целостности композиции, образных возможностей изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фон мирового и отечественного искусства.
Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Проблема « слово и изображение» затрагивается через знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразительном искусстве.
Итоговая художественно- практическая работа учащихся осуществляется в форме художественно- творческого проекта с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.
. 3.Текущий контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4. Итоговый контроль- практическая работа( творческий проект).
Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 7 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.
Календарно- тематическое планирование.
7 класс
Урок | Дата | Раздел, Тема | Виды деятельности | Материалы | Оборудование | Практическая работа |
1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 9 часов | ||||||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. | Изобразительный | Листы, графические материалы | Египет, Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор». | Аналитические зарисовки изображений фигур человека | |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | изобразительный | Карандаш, листы, вырезанные части схемы фигуры | Рисунки фигуры человека | Зарисовки схемы фигуры человека, движения человека | |
3 | Пропорции и строение фигуры человека. Зарисовки фигуры человека в движении. | изобразительный | Карандаш, листы, вырезанные части схемы фигуры | Рисунки фигуры человека | Зарисовки схемы фигуры человека, движения человека | |
4 | Лепка фигуры человека. | конструктивный | Пластилин, проволока для каркаса | Скульптурные работы Мирона, Поликлета, Микеланджелло, Родена, Мухиной | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе | |
5 | Лепка фигуры человека. Лепка фигуры человека в движении. | конструктивный | Пластилин, проволока для каркаса | Скульптурные работы Мирона, Поликлета, Микеланджелло, Родена, Мухиной | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе | |
6 | Набросок фигуры человека с натуры. | изобразительный | Карандаш, тушь, фломастер, тушь или акварель | Зарисовки и наброски фигуры человека | Наброски с натуры одетой фигуры человека | |
7 | Зарисовки и наброски фигуры человека с натуры. | изобразительный | Карандаш, тушь, фломастер, тушь или акварель | Зарисовки и наброски фигуры человека | Наброски с натуры одетой фигуры человека | |
8 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | беседа | Примеры произведений изобразительного искусства | |||
9 | Изображение фигуры человека и образ человека. Обобщение темы четверти. | Выставка работ | Работы учащихся за четверть | |||
2 четверть. Поэзия повседневности.- 7 часов | ||||||
10 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | изобразительный | Гуашь, акварель | Фрагменты фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи | Изображение мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства | |
11 | Тематическая картина: бытовой и исторические жанры. | беседа | Сцены крестьянской жизни в работах Брейгеля, Шарден, Федотов. Сватовство майора. Ренуар. Качели. Перов . Тройка, чаепитие в Мытищах. | |||
12 | Тематическая картина: бытовой и исторические жанры. Зарисовки по теме. | Беседа, изобразительный | Карандаш, листы | Сцены крестьянской жизни в работах Брейгеля, Шарден, Федотов. Сватовство майора. Ренуар. Качели. Перов . Тройка, чаепитие в Мытищах. | Зарисовки по теме | |
13 | Сюжет и содержание в картине. | изобразительный | Гуашь, акварель | Пластов. Ужин трактористов. Серебрякова. Крестьяне. Левитан. Осенний день. Сокольники. | Работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом | |
14 | Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве. | изобразительный | Карандаш, фломастер, гуашь, бумага | Произведения графики и живописи российских художников 20 века: Кокорина, Верейского, Пименова, Дейнеки, Жилинского | Жизнь моей семьи или жизнь на моей улице- создание композиции | |
15 | Жизнь в моем городе в прошлых веках. | изобразительный | Гуашь, акварель | Кустодиев, Федотов. | Создание композиции на темы жизни людей своего города, села в прошлом | |
16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Обобщение темы четверти. | изобразительный | Гуашь, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей | Произведения Сомова, Бенуа, Врубеля, Ренуара. | Создание композиции в технике коллажа на тему праздника | |
3 четверть. Великие темы жизни.- 10 часов. | ||||||
17 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | беседа | Примеры монументальных фресок эпохи возрождения Мазаччо, Мантеньи, Боттичелли, Рафаэля, Рубенса. | |||
18 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. | беседа | Брюллов. Последний день Помпеи. Иванов. Явление Христа народа. Суриков. Боярыня Морозова. Репин. Бурлаки на Волге. Крамской. Христос в пустыне. | |||
19 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Зарисовки по теме. | изобразительный | Карандаш, бумага | Брюллов. Последний день Помпеи. Иванов. Явление Христа народа. Суриков. Боярыня Морозова. Репин. Бурлаки на Волге. Крамской. Христос в пустыне. | Зарисовки по теме. | |
20 | Процесс работы над тематической картиной. | Беседа, изобразительный | Карандаши, листы, краски | Работы художников – тематические картины | Сбор материала, зарисовки | |
21 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | изобразительный | Гуашь, графические материалы, бумага | Рублев, грек, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрант. | Создание композиции на библейские темы | |
22 | Библейские темы в изобразительном искусстве. Создание композиции. | изобразительный | Гуашь, графические материалы, бумага | Рублев, грек, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрант. | Создание композиции на библейские темы | |
23 | Монументальная скульптура и образ истории народа. Создание образа памятника. | конструктивный | пластилин | Фальконе. Медный всадник. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Орлов. Памятник Юрию Долгорукову. Мухина. Рабочий и колхозница. | Создание проекта памятника. | |
24 | Монументальная скульптура и образ истории народа. Работа над образом памятника. | конструктивный | пластилин | Фальконе. Медный всадник. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Орлов. Памятник Юрию Долгорукову. Мухина. Рабочий и колхозница. | Создание проекта памятника. | |
25 | Место и роль картины в искусстве 20 века. | беседа | Работы художников | |||
26 | Великие темы жизни. Обобщение темы четверти. | беседа | Работы учащихся за четверть | |||
4 четверть. Реальность жизни и художественный образ.- 8 часов. | ||||||
27 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Беседа, изобразительный | Карандаш, краски | Иллюстрации художников | Построение эскизов будущих иллюстраций | |
28 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | беседа | Примеры известных произведений художников | Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства | ||
29 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | анализ | Примеры известных произведений художников | Более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства | ||
30 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. | анализ | Примеры известных произведений художников | Анализ произведений с точки зрения принадлежности по стилю, направлению. | ||
31 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. | анализ | Примеры известных произведений художников | Анализ произведений с точки зрения принадлежности по стилю, направлению. | ||
32 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | беседа | Произведения, выбранные для беседы о художниках | |||
33 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | Беседа, рассказ | Альбомы, подборки слайдов, видеофильм. | |||
34 | Реальность жизни и художественный образ. человека. Художественно- творческий проект. | беседа | Работы учащихся за четверть, год | |||
35 | Изобразительное искусство в жизни человека. Защита проекта. Итоги года. | Проекты учащихся |
Материально- техническое обеспечение уроков.
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
22. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 7 класс.CD, 2010.
23. Портреты русских и зарубежных художников.
25. Репродукции картин русских и зарубежных художников.
26. CD Шедевры зарубежных художников.
27. CD Эрмитаж.
28. CD Музеи мира.
29.Т. В. Оросова. Изобразительное искусство.7 класс. Поурочные планы.- Издательство «Учитель-АСТ», 2003.
30. О.В.Свиридова. Изобразительное искусство.7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского.-Волгоград:Учитель,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по искусству 8-9 классы
рабочая программа по искусству 8-9 классы составлена по программе Критской, Сергеевой...
Рабочая программа по Искусству 8-9 классы
Отличая рабочая программа по искусству 8-9 классы Савицкой Галины Петровны г. Ноябрьска. Рекомендую всем учителям как основу к своей рабочей программе....
Рабочая программа по искусству 8-9 класс
Составлена на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»...
Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...
Рабочая программа по искусству 8-9 классы
Рабочая программа, "Искусство" 8-9 кл, предназначена для учителя, который работает по программе Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по "Искусству" в 8 классе
Программа ориентирована на использование программы Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, И.Э.Кашековой....
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...