рабочая прогромма по изобразительному искусству 5-7 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным темам курса и последовательность их изучения. Количество часов в 5-7 классах — 102 ч., 1 ч. в неделю. 5 кл.-34 ч., 6 кл. – 34 ч., 7 кл.- 34 ч.
Уровень: базовый.
Направленность: основная общеобразовательная
Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа – это базовый этап художественного образования учащихся.
Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; художественная фотография и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 55.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Перечень нормативных документов, используемых при составлении данной программы:
- Закон РФ «Об образовании» № 122 – Ф 3 от 01. 12.2007 № 313 – Ф3;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05. 03. 2004.№ 1089)
- Программы для общеобразовательных школ, рекомендованные Министерство Образования РФ, а также на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 – 9 классы под редакцией Б.М. Неменского, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации 2009.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным темам курса и последовательность их изучения. Количество часов в 5-7 классах — 102 ч., 1 ч. в неделю. 5 кл.-34 ч., 6 кл. – 34 ч., 7 кл.- 34 ч.
Уровень: базовый.
Направленность: основная общеобразовательная.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи преподавания изобразительного искусства входят:
- развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа – это базовый этап художественного образования учащихся.
Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; художественная фотография и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально – нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории. Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Художественное творчество учащихся можно использовать в оформлении школьных выставок, как подарки для родных, обязательно участие в школьных и районных конкурсах рисунков.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы для создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории – исторический жанр а искусстве), математикой (геометрические формы).
Используемые методы:
- информационно – рецептивный;
- репродуктивный;
- метод творческих заданий;
- исследовательский (метод самостоятельного художественного творчества).
Форма организации учебного процесса: классно – урочная, индивидуальная.
учебно - тематическое планирование
№ п/п | тема | часы |
5 класс Тема года «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» | 34 | |
Тема 1. Древние корни народного искусства. (8 ч.) | 8 | |
Тема 2. Связь времен в народном искусстве (9). | 9 | |
Тема 3. Декор: человек общество, время. (8 ч.) | 8 | |
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (9 ч.). | 9 | |
6 класс Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека». | 34 | |
Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 ч.) | 8 | |
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч.) | 8 | |
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 ч.) | 10 | |
Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 ч.) | 8 | |
7 класс Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека». | 34 | |
Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека. | 7 | |
Тема 2. Поэзия повседневности(10 ч.) | 11 | |
Тема 3. Великие темы жизни (10 ч). | 10 | |
Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (7 ч.) | 7 | |
Итого | 102 |
Основное содержание
5 класс (34 ч.)
Тема года «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»
Тема 1. Древние корни народного искусства. (8 ч.)
Истоки языка декоративного искусства. Они - в народном искусстве. Древние корни искусства. Использование цвета, формы (изображение). Орнамент как основа декоративного украшения. Декор русской и внутренний мир русской избы. Декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки., народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
понимать;
- условно – символический характер народного декоративного искусства;
- взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома;
- значение орнамента как носителя эстетического и символического смысла.;
- роль декоративно – прикладного искусства в укладе жизни русского народа
уметь;
- применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций в творческой работе;
- использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции;
- выстраивать декоративную композицию: плоскость, лаконичность, обобщенность изображения.
Тема 2. Связь времен в народном искусстве (9).
Древние образы в современных игрушках. Русские народные промыслы Гжель, Городец, Жостово. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.
знать;
- русские народные промыслы Гжель, Городец, Жостово
иметь представление;
- о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.
уметь;
- использовать выразительные средства художественных материалов;
- ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета;
- применять художественные материалы;
- выстраивать декор в соответствии с формами предмета.
Тема 3. Декор: человек общество, время. (8 ч.)
Декоративное искусство в жизни человека и общества. Роли искусства украшений в формировании и действиях каждого человека. Современная одежда. Гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе.
понимать;
- ритм, рисунок орнамента сочетание цветов, композицию;
- что образный строй вещи определяется ролью ее хозяина;
уметь;
- видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора;
- творчески работать над предложенной темой; используя выразительные возможности художественных материалов;
- создавать условные, символические изображения, работать в выбранном материале.
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (9 ч.).
Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания. Разработка эскизов.
знать;
виды декоративно – прикладного искусства;
понимать;
роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании работ;
владеть;
практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема;
навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале.
уметь;
- использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.
6 класс (34 ч.)
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».
Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 ч.)
Изобразительное искусство в семь пластических куль. Рисунок основа изобразительного искусства; линия, пятно, цвет. Виды графики. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения
знать;
- виды пластических и изобразительных искусств, виды графики, различные художественные материалы;
- виды графики, различные графические материалы;
- основы языка изобразительного искусства: ритм, тон, композиция основы характеристики цвета;
уметь;
- использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры;
- использовать язык графики (характер, ритм, линия, пятно);
- владеть навыками механического смешивания цветов;
- использовать выразительные возможности пластического материала;
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч.)
Реальность и фантазии в творчестве художников. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графики. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
понимать;
- значение изобразительного искусства в жизни человека и общества;
знать;
- определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта;
- видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры»
уметь;
- составлять натюрмортную композицию на плоскости;
- с помощью цвета передавать настроение в натюрморте;
- анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 ч.)
Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.
понимать;
- роль пропорций в изображении головы и лица человека
знать;
- пропорции головы и лица человека
- жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников портретистов (И. Репин, А. Дюрер, Рембрандт, Леонардо да Винчи, В. Серов);
- основы изобразительной грамоты (светотень), роль освещения,
уметь;
- активно воспринимать произведения портретного жанра;
- использовать выразительность графических средств и материала
- активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа;
- анализировать цветовой строй живописи
- применять полученные знания при работе.
Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства, язык, смысл.
иметь представление;
- о историческом характере художественного процесса;
- о основных явлениях русского и мирового искусства.
понимать;
- значение перспективы в изобразительном искусстве;
- роль колорита в пейзаже – настроение.
знать;
- жанры изобразительного искусства: пейзаж, выдающихся художников портретистов (И.Левитан, Н. Рерих, П. Брейгель);
- знать правила линейной и воздушной перспективы
уметь;
- использовать правила в перспективы в собственной творческой работе;
- организовывать перспективное пространство пейзажа;
- работать гуашью.
7 класс (34 ч.)
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».
Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека.
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
иметь представление; об особенностях изображения человека в истории искусства
понимать;
- значение пропорции при изображении фигуры человека;
- значения соблюдения пропорции при изображении фигуры человека.
знать;
- виды скульптуры, материалы и выразительные средства;
- представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело, Роден);
уметь;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, скульптуры;
- работать с графическими материалами, используя выразительные средства графики;
- ориентироваться в основных направлениях русского и мирового искусства.
Тема 2. Поэзия повседневности(10 ч.)
Поэзия повседневной жизни и в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры, сюжет и содержание в картине. Творчество А.Г Венецианова и П.Ф Федотов, художников – передвижников. Государственная Третьяковская галерея. Праздник и карнавал.
знать;
- жанры изобразительного искусства;
- выдающихся представителей зарубежного искусства и их произведения и (В. Ван Гог, Ж.Б. Шарден, Э. Дега)
- выдающихся представителей русского искусства и их произведения (И. Репин, В. Перов, В. Васнецов, Дейнека)
- крупные художественные музеи России
уметь;
- ориентироваться в основных явлениях искусства Японии и Китая
- анализировать произведения станковой живописи
- ориентироваться в основных явлениях русского искусства;
- анализировать произведения бытового жанра;
- применять знания основ изобразительной грамоты в практической работе;
- творчески работать над предложенной темой.
Тема 3. Великие темы жизни (10 ч).
Монументальная живопись. Искусство древней Руси. Библейские темы в станковой живописи. Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Процесс работы над тематической картиной. Монументальная скульптура и образ истории народа. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.
знать;
- виды живописи;
- выдающихся представителей зарубежного искусства (Микеланджело, Рафаэль, Санти)
- выдающихся представителей русского искусства и их произведения (И.Иванов, А.Рублев, В. Суриков)
- виды скульптуры, выдающихся деятелей искусства и их произведения (Э. Фальконе);
уметь;
- Использовать выразительные возможности бумаги;
- творчески работать над предложенной темой;
- анализировать произведения монументальной скульптуры.
Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (6 ч.)
Иллюстрация, зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в мире.
понимать; понимать значение изобразительного искусства и художественной культуры;
знать;
- знать крупнейшие музеи изобразительного России и мира;
- своеобразие творчества Пикассо
- выдающихся представителей русского изобразительного искусства и их произведения;
уметь;
- анализировать образный язык произведений книжной графики
- применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе
- ориентироваться в основных явлениях русского и зарубежного искусства.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
5 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
иметь представление;
- о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.
понимать;
- условно – символический характер народного декоративного искусства;
- значение орнамента как носителя эстетического и символического смысла.
- роль декоративно – прикладного искусства в укладе жизни русского народа
- ритм, рисунок орнамента сочетание цветов, композицию
- роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании работы
знать;
- русские народные промыслы Гжель, Городец, Жостово
- виды декоративно – прикладного искусства;
уметь;
- ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета;
- выстраивать декор в соответствии с формами предмета.
- творчески работать над предложенной темой; используя выразительные возможности художественных материалов;
- создавать условные, символические изображения, работать в выбранном материале
- использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе
- использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции;
- выстраивать декоративную композицию: плоскость, лаконичность, обобщенность изображения.
владеть;
- практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема;
- навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале.
6 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
понимать;
- значение изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- роль пропорций в изображении головы и лица человека
- значение перспективы в изобразительном искусстве;
- роль колорита в пейзаже – настроение.
иметь представление;
- о историческом характере художественного процесса;
- о основных явлениях русского и мирового искусства
знать;
- виды пластических и изобразительных искусств, виды графики, различные художественные материалы;
- основы языка изобразительного искусства: ритм, тон, композиция основы характеристики цвета;
- определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта;
- пропорции головы и лица человека
- жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников портретистов (И. Репин, А. Дюрер, Рембрандт, Леонардо да Винчи, В. Серов);
- основы изобразительной грамоты (светотень), роль освещения,
- жанры изобразительного искусства: пейзаж, выдающихся художников пейзажистов (И.Левитан, Н. Рерих, П. Брейгель);
- знать правила линейной и воздушной перспективы
уметь;
- использовать язык графики (характер, ритм, линия, пятно);
- владеть навыками механического смешивания цветов;
- использовать выразительные возможности пластического материала;
- составлять натюрмортную композицию на плоскости;
- с помощью цвета передавать настроение в натюрморте;
- анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
- активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа;
- анализировать цветовой строй живописи
- использовать правила в перспективы в собственной творческой работе;
- работать гуашью.
7 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
иметь представление; об особенностях изображения человека в истории искусства
понимать;
- значение пропорции при изображении фигуры человека;
- значения соблюдения пропорции при изображении фигуры человека.
- понимать значение изобразительного искусства и художественной культуры;
знать;
- виды скульптуры, материалы и выразительные средства;
- представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело, Роден);
- жанры изобразительного искусства;
- выдающихся представителей зарубежного искусства и их произведения и (В. Ван Гог, Ж.Б. Шарден, Э. Дега)
- выдающихся представителей русского искусства и их произведения (И. Репин, В. Перов, В. Васнецов, Дейнека, И.Иванов, А.Рублев, В. Суриков)
- виды живописи;
- выдающихся представителей зарубежного искусства (Микеланджело, Рафаэль, Санти)
- знать крупнейшие музеи изобразительного России и мира;
уметь;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, скульптуры;
- работать с графическими материалами, используя выразительные средства графики;
- ориентироваться в основных направлениях русского и мирового искусства.
- ориентироваться в основных явлениях искусства Японии и Китая
- анализировать произведения станковой живописи и монументальной скульптуры
- применять знания основ изобразительной грамоты в практической работе;
- творчески работать над предложенной темой.
- использовать выразительные возможности бумаги;
- анализировать образный язык произведений книжной графики
- применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
- Н.А.Горяева О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М.Неменского. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2001.
- «Изобразительное искусство» 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Автор-составитель Н.В.Лободина. Издательство «Учитель» 2006.
- «Изобразительное искусство» 8 класс. Поурочные планы по программе
- Б.М.Неменского Автор – составитель О.В.Свиридова. Издательство «Учитель» 2008.
- «Изобразительное искусство» 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского Автор – составитель О.В.Свиридова. Издательство «Учитель» 2008.
- «Изобразительное искусство» 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского Автор – составитель О.В.Свиридова. Издательство «Учитель» 2008
- Г.Е.Гуров А.С. Питерских «Изобразительное искусство» Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 – 8 классы. Методическое пособие.
- Москва «Просвещение» 2009.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учителя
- Баторевич Н.И. Архитектурный словарь СПб., 2001.
- Большаков М.В. Декор и орнамент в книге – М., 1990.
- Власов В.Г. Архитектура: словарь терминов .- М., 2004
- Ершова А.К. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя – М., 1998.
- Капр А. Эстетика искусства шрифта – М.,
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока – М., 1999.
- Мелик – Пашаев А.А. Мир художника М., 1996
- Мелик – Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. Педагогика и психология – М 1987.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства М.. 2007.
- «Искусство в школе» - общественно – педагогический и научно – методический журнал.
- «Искусство» - учебно – методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства.
Для учащихся
- Б.М. Неменский ИЗО и художественный труд (1-8) М. «Просв.» 2003г
- Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.
- Н.Н. Ростовцев Академический рисунок, М. Просвещение 1995г.
- А.О.Половников Русь деревянная, М. Просвещение 1998
- Звучащее безмолвие или основы искусства знания М.Просвещение 1997г.
- М.Семенова Древняя Русь в лицах, М.Просвещение 1998г.
- А.М. Вачьянц Вариации прекрасного М.изд Центр 1997.
- М.А.Дмитриева Михаил Врубель, М. «Детская литература». 1988г.
- Б.Н.М.Сокольникова, Основы живописи в 3ч. Обнинск, «Титул» 1998г. Н.М.Сокольникова, Краткий словарь художественных терминов Обнинск, «Титул» 1998г.
http //www. Architector. Ru/
www.kostumer.ru
http: forma.spb.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» 5-9 классы
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:электронная версия музеев ми...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-9 класс
Рабочая программа по искусству ИЗО составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего обра...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы)
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, ра...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина
Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художест...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...