рабочая прогромма по изобразительному искусству 5-7 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Литвин Татьяна Васильевна

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным темам курса и последовательность их изучения. Количество часов в 5-7 классах — 102 ч., 1 ч. в неделю. 5 кл.-34 ч., 6 кл. – 34 ч., 7 кл.- 34 ч.

Уровень: базовый.

  Направленность: основная общеобразовательная

Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа – это базовый этап художественного образования учащихся.

Материал  построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; художественная фотография и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx55.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Перечень нормативных документов, используемых при составлении данной программы:

-  Закон РФ «Об образовании» № 122 – Ф 3 от 01. 12.2007 № 313 – Ф3;

-  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05. 03. 2004.№ 1089)

-  Программы для общеобразовательных школ, рекомендованные Министерство Образования РФ, а также на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 – 9 классы под редакцией Б.М. Неменского, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации 2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным темам курса и последовательность их изучения. Количество часов в 5-7 классах — 102 ч., 1 ч. в неделю. 5 кл.-34 ч., 6 кл. – 34 ч., 7 кл.- 34 ч.

Уровень: базовый.

  Направленность: основная общеобразовательная.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи преподавания изобразительного искусства входят:

  • развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа – это базовый этап художественного образования учащихся.

Материал  построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; художественная фотография и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально – нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории. Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Художественное творчество учащихся можно использовать в оформлении школьных выставок, как подарки для родных, обязательно участие в школьных и районных конкурсах рисунков.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы для создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории – исторический жанр а искусстве), математикой (геометрические формы).

Используемые методы:

  • информационно – рецептивный;
  • репродуктивный;
  • метод творческих заданий;
  • исследовательский (метод самостоятельного художественного творчества).

  Форма организации учебного процесса: классно – урочная, индивидуальная.


учебно -  тематическое планирование

№ п/п

тема

часы

5 класс  

Тема года «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»

34

Тема 1. Древние корни народного искусства. (8 ч.)

8

Тема  2. Связь времен в народном искусстве (9).

9

Тема  3. Декор: человек общество, время. (8 ч.)

8

Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (9 ч.).

9

6 класс  

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».

34

Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 ч.)

8

Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч.)

8

Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 ч.)

10

Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 ч.)

8

7 класс  

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».

34

Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека.

7

Тема 2. Поэзия повседневности(10 ч.)

11

Тема 3. Великие темы жизни (10 ч).  

10

Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (7 ч.)

7

Итого

102


Основное содержание

5 класс  (34 ч.)

Тема года «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»

Тема 1. Древние корни народного искусства. (8 ч.)

Истоки языка декоративного искусства. Они -  в народном искусстве. Древние корни искусства. Использование цвета, формы (изображение). Орнамент как основа декоративного украшения. Декор русской и внутренний мир русской избы. Декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки., народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

 понимать; 

  • условно – символический характер народного декоративного искусства;
  • взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома;
  • значение орнамента как носителя эстетического и символического смысла.;
  • роль декоративно – прикладного искусства в укладе жизни русского народа

уметь;

  • применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций в творческой  работе;
  • использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции;
  • выстраивать декоративную композицию: плоскость, лаконичность, обобщенность изображения.

Тема  2. Связь времен в народном искусстве (9).

Древние образы в современных игрушках.  Русские народные промыслы Гжель, Городец, Жостово. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.

знать;

  • русские народные промыслы Гжель, Городец, Жостово

иметь представление; 

  • о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.

 уметь;

  • использовать выразительные средства художественных  материалов;
  • ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета;
  • применять художественные материалы;
  • выстраивать декор в соответствии с формами предмета.

Тема  3. Декор: человек общество, время. (8 ч.)

Декоративное искусство в жизни человека и общества. Роли искусства украшений в формировании и действиях каждого человека. Современная одежда. Гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе.

понимать; 

  • ритм, рисунок орнамента сочетание цветов, композицию;
  • что образный строй вещи определяется ролью ее хозяина;

уметь;

  • видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора;
  • творчески работать над предложенной темой; используя выразительные возможности художественных материалов;
  • создавать условные, символические изображения, работать в выбранном материале.

Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (9 ч.).

Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания. Разработка эскизов.

знать;

виды декоративно – прикладного искусства;

понимать; 

роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании работ;

владеть;

практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема;

навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале.

уметь;

  • использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.

6 класс  (34 ч.)

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».

Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 ч.)

Изобразительное искусство в семь пластических куль. Рисунок основа изобразительного искусства; линия, пятно, цвет. Виды графики. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения

знать;

  • виды пластических и изобразительных искусств, виды графики, различные художественные материалы;
  • виды графики, различные графические материалы;
  • основы языка изобразительного искусства: ритм, тон, композиция основы характеристики цвета;

уметь;

  • использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры;
  • использовать язык графики  (характер, ритм, линия, пятно);
  • владеть навыками механического смешивания цветов;
  • использовать выразительные возможности пластического материала;

Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч.)

Реальность и фантазии в творчестве художников. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графики. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

понимать; 

  • значение изобразительного искусства в жизни человека и общества;

знать;

  • определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта;
  • видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры»

уметь;

  • составлять натюрмортную композицию на плоскости;
  • с помощью цвета передавать настроение в натюрморте;
  • анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 ч.)

Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.

понимать; 

  • роль пропорций в изображении головы и лица человека

знать;

  • пропорции головы и лица человека
  • жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников портретистов (И. Репин, А. Дюрер, Рембрандт, Леонардо да Винчи, В. Серов);
  • основы изобразительной грамоты (светотень), роль освещения,

уметь;

  • активно воспринимать произведения портретного жанра;
  • использовать выразительность графических средств и материала
  • активно воспринимать  и анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа;
  • анализировать цветовой строй живописи
  • применять полученные знания при работе.

Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства, язык, смысл.

иметь представление;

  • о историческом характере художественного процесса;
  • о основных явлениях русского и мирового искусства.

понимать; 

  • значение перспективы в изобразительном искусстве;
  • роль колорита в пейзаже – настроение.

знать;

  • жанры изобразительного искусства: пейзаж, выдающихся художников портретистов (И.Левитан, Н. Рерих, П. Брейгель);
  • знать правила линейной и воздушной перспективы

уметь;

  • использовать правила в перспективы в собственной творческой работе;
  • организовывать перспективное пространство пейзажа;
  • работать гуашью.

7 класс  (34 ч.)

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».

Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

иметь представление; об особенностях изображения человека в истории искусства

понимать; 

  • значение пропорции при изображении фигуры человека;
  • значения соблюдения пропорции при изображении фигуры человека.

знать;

  • виды скульптуры, материалы и выразительные средства;
  • представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело, Роден);

уметь;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, скульптуры;
  • работать с графическими материалами, используя выразительные средства графики;
  • ориентироваться в основных направлениях русского и мирового искусства.

Тема 2. Поэзия повседневности(10 ч.)

Поэзия повседневной жизни и в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры, сюжет и содержание в картине. Творчество А.Г Венецианова и П.Ф Федотов, художников – передвижников. Государственная Третьяковская галерея. Праздник и карнавал.

знать;

  • жанры изобразительного искусства;
  • выдающихся представителей зарубежного искусства и их произведения и (В. Ван Гог, Ж.Б. Шарден, Э. Дега)
  • выдающихся представителей русского искусства и их произведения (И. Репин, В. Перов, В. Васнецов, Дейнека)
  • крупные художественные музеи России

уметь;

  • ориентироваться в основных явлениях искусства Японии и Китая
  • анализировать произведения станковой живописи
  • ориентироваться в основных явлениях русского искусства;
  • анализировать произведения бытового жанра;
  • применять знания основ изобразительной грамоты в практической работе;
  • творчески работать над предложенной темой.

Тема 3. Великие темы жизни (10 ч).  

Монументальная живопись. Искусство древней Руси. Библейские темы в станковой живописи. Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Процесс работы над тематической картиной. Монументальная скульптура и образ истории народа. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.

знать;

  • виды живописи;
  • выдающихся представителей зарубежного искусства (Микеланджело, Рафаэль, Санти)
  • выдающихся представителей русского  искусства и их произведения (И.Иванов, А.Рублев,  В. Суриков)
  • виды скульптуры, выдающихся деятелей искусства и их произведения (Э. Фальконе);

уметь;

  • Использовать выразительные возможности бумаги;
  • творчески работать над предложенной темой;
  • анализировать произведения монументальной скульптуры.

Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (6 ч.)

Иллюстрация, зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в мире.

понимать; понимать значение изобразительного искусства и художественной культуры;

знать;

  • знать крупнейшие музеи изобразительного России и мира;
  • своеобразие творчества Пикассо
  • выдающихся представителей русского изобразительного искусства и их произведения;

уметь;

  • анализировать образный язык произведений книжной графики
  • применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе
  • ориентироваться в основных явлениях русского и зарубежного искусства.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

5 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

иметь представление; 

  • о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.

понимать; 

  • условно – символический характер народного декоративного искусства;
  • значение орнамента как носителя эстетического и символического смысла.
  • роль декоративно – прикладного искусства в укладе жизни русского народа
  • ритм, рисунок орнамента сочетание цветов, композицию
  • роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании работы

знать;

  • русские народные промыслы Гжель, Городец, Жостово
  • виды декоративно – прикладного искусства;

уметь;

  • ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета;
  • выстраивать декор в соответствии с формами предмета.
  • творчески работать над предложенной темой; используя выразительные возможности художественных материалов;
  • создавать условные, символические изображения, работать в выбранном материале
  • использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе
  • использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции;
  • выстраивать декоративную композицию: плоскость, лаконичность, обобщенность изображения.

владеть;

  • практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема;
  • навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале.

6 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

понимать; 

  • значение изобразительного искусства в жизни человека и общества;
  • роль пропорций в изображении головы и лица человека
  • значение перспективы в изобразительном искусстве;
  • роль колорита в пейзаже – настроение.

иметь представление;

  • о историческом характере художественного процесса;
  • о основных явлениях русского и мирового искусства

знать;

  • виды пластических и изобразительных искусств, виды графики, различные художественные материалы;
  • основы языка изобразительного искусства: ритм, тон, композиция основы характеристики цвета;
  • определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта;
  • пропорции головы и лица человека
  • жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников портретистов (И. Репин, А. Дюрер, Рембрандт, Леонардо да Винчи, В. Серов);
  • основы изобразительной грамоты (светотень), роль освещения,
  • жанры изобразительного искусства: пейзаж, выдающихся художников пейзажистов  (И.Левитан, Н. Рерих, П. Брейгель);
  • знать правила линейной и воздушной перспективы

уметь;

  • использовать язык графики  (характер, ритм, линия, пятно);
  • владеть навыками механического смешивания цветов;
  • использовать выразительные возможности пластического материала;
  • составлять натюрмортную композицию на плоскости;
  • с помощью цвета передавать настроение в натюрморте;
  • анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
  • активно воспринимать  и анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа;
  • анализировать цветовой строй живописи
  • использовать правила в перспективы в собственной творческой работе;
  • работать гуашью.

7 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

иметь представление; об особенностях изображения человека в истории искусства

понимать; 

  • значение пропорции при изображении фигуры человека;
  • значения соблюдения пропорции при изображении фигуры человека.
  • понимать значение изобразительного искусства и художественной культуры;

знать;

  • виды скульптуры, материалы и выразительные средства;
  • представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело, Роден);
  • жанры изобразительного искусства;
  • выдающихся представителей зарубежного искусства и их произведения и (В. Ван Гог, Ж.Б. Шарден, Э. Дега)
  • выдающихся представителей русского искусства и их произведения (И. Репин, В. Перов, В. Васнецов, Дейнека, И.Иванов, А.Рублев,  В. Суриков)
  • виды живописи;
  • выдающихся представителей зарубежного искусства (Микеланджело, Рафаэль, Санти)
  • знать крупнейшие музеи изобразительного России и мира;

уметь;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, скульптуры;
  • работать с графическими материалами, используя выразительные средства графики;
  • ориентироваться в основных направлениях русского и мирового искусства.
  • ориентироваться в основных явлениях искусства Японии и Китая
  • анализировать произведения станковой живописи и монументальной скульптуры
  •  применять знания основ изобразительной грамоты в практической работе;
  • творчески работать над предложенной темой.
  • использовать выразительные возможности бумаги;
  • анализировать образный язык произведений книжной графики
  • применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе


                       УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

  1. Н.А.Горяева О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М.Неменского. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2001.
  2. «Изобразительное искусство» 7 класс. Поурочные планы по программе          Б.М.Неменского. Автор-составитель Н.В.Лободина. Издательство «Учитель» 2006.
  3. «Изобразительное искусство» 8 класс. Поурочные планы по программе
  4. Б.М.Неменского Автор – составитель О.В.Свиридова. Издательство «Учитель» 2008.
  5. «Изобразительное искусство» 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского Автор – составитель О.В.Свиридова. Издательство «Учитель» 2008.
  6. «Изобразительное искусство» 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского Автор – составитель О.В.Свиридова. Издательство «Учитель» 2008
  7. Г.Е.Гуров А.С. Питерских «Изобразительное искусство» Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 – 8 классы. Методическое пособие.
  8. Москва «Просвещение» 2009.

                   

                           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

  1. Баторевич Н.И. Архитектурный словарь СПб., 2001.
  2. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге – М., 1990.
  3. Власов В.Г. Архитектура: словарь терминов .- М., 2004
  4. Ершова А.К. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя – М., 1998.
  5. Капр А. Эстетика искусства шрифта – М.,
  6. Конаржевский Ю.А. Анализ урока – М., 1999.
  7. Мелик – Пашаев А.А. Мир художника М., 1996
  8. Мелик – Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. Педагогика и психология – М 1987.
  9. Неменский Б.М. Педагогика искусства М.. 2007.
  10. «Искусство в школе» - общественно – педагогический и научно – методический журнал.
  11. «Искусство» - учебно – методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства.

Для учащихся

  1. Б.М. Неменский  ИЗО и художественный труд (1-8) М. «Просв.» 2003г
  2. Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.
  3. Н.Н. Ростовцев Академический рисунок, М. Просвещение 1995г.
  4. А.О.Половников Русь деревянная, М. Просвещение 1998
  5. Звучащее безмолвие или основы искусства знания М.Просвещение 1997г.
  6. М.Семенова Древняя Русь в лицах, М.Просвещение 1998г.
  7. А.М. Вачьянц Вариации прекрасного М.изд Центр 1997.
  8. М.А.Дмитриева  Михаил Врубель, М. «Детская литература». 1988г.
  9. Б.Н.М.Сокольникова, Основы живописи в 3ч. Обнинск, «Титул» 1998г. Н.М.Сокольникова, Краткий словарь художественных терминов  Обнинск, «Титул» 1998г.

http //www. Architector. Ru/

www.kostumer.ru

http: forma.spb.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» 5-9 классы

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:электронная версия музеев ми...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-9 класс

Рабочая программа  по искусству ИЗО составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего обра...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы)

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе,  рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, ра...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина

Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художест...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...