Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной под редакцией Б.М. Неменского Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Йеменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобозева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской (Издательство «Просвещение», 2005—2010)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo.doc | 379 КБ |
Предварительный просмотр:
,0,РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Рассмотрена на методическом объединении Протокол №_____от «___»_____20_г. | Согласована на НКМЦ Протокол №_____от «___»_____20_г. | «Утверждаю» Директор школы _______________ Приказ № от «____»______20 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
(учебная дисциплина)
5-7
(классы)
2012-2016
(сроки реализации)
Разработчик:
Галкина Ольга Леонидовна
Учитель высшей квалификационной категории
Игрим
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных предметов:
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерная образовательная программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
- Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной под редакцией Б.М. Неменского Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Йеменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобозева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской (Издательство «Просвещение», 2005—2010)
Программа рассчитана на 4 года - 5,6,7,8 классы – 136 часа (34 ч. в год -1 час в неделю).
Основные положения.
Данная программа обеспечивает реализацию «Обязательного минимума содержания образования по предмету»
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:
— на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
— на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
— на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Обучение детей изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
• в познавательной сфере:
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
— различать изученные виды пластических искусств;
— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ВЫПУСКНИКОВ основной школы
Учащиеся должны знать:
— о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
— об историческом многообразии художественных культур^ и о месте отечественной художественной культуры в мировом ш>] торико-культурном пространстве;
— об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
— о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоратив но-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
— о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфике их образного языка;
— об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
— о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
— о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
— о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;
— основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
— об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
— использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
— работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
— понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом ^осприятия и интерпретации образов художественных произведений;
— творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
— владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
— высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В НЕПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Этап «Основ художественного мышления» строится блоками по видам искусств — сначала изобразительные, декоративные и конструктивные расчленяются, а под конец их объединяют не только между собой, но и с временными искусствами (музыка, литература). Сперва изучаются изобразительные искусства (два года — 5 и 6 классы), потом декоративные, (7 класс) и конструктивные (архитектура) вкупе с монументальными (8 класс).
Принцип распределения материала по четвертям основывается на содержательной специфики станковых искусств.
V - VI КЛАСС (70ч) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Темы четвертей 5 класс
I четверть — «Язык изобразительного искусства». Беседа о видах изобразительного искусства. Рисунок- основа языка всех видов изоискусства .Тон в рисунке
II четверть — «Отношение к миру природы». Познание окружающей действительности- основа изодеятельности. Деревья в различном состоянии. Пейзаж в живописи Отношение художников к миру природы. Анималистический жанр. Коллективная работа. Новогодние гирлянды Новогодняя маска
III четверть — «Вещи человека и человек». Отношение художника к миру вещей. Натюрморт в графике. Отношение художника к миру вещей. Натюрморт в графике. Отношение художника к миру вещей. Натюрморт в живописи. Отношение художника к миру вещей. Натюрморт в живописи. Жанр портрета. Жанр портрета в скульптуре Жанр портрета в графике
IV четверть — «Музеи мира». Третьяковская галерея Государственный Эрмитаж
Русский музей Дрезденская галерея Лувр -знаменитый французский музей
Темы четвертей 6 класс
I четверть - «Понимание красоты человека» Красота пропорций фигуры человека. Красота фигуры человека в движении В рисунке и скульптуре. Композиция “ В спортивном зале”
II четверть - «Красота повседневной жизни». Бытовой жанр. Композиция по решению темы в бытовом жанре. Творческая работа “Моя будущая профессия”. Новогоднее оформление школы
III четверть - «Великие темы жизни». Художник- выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Великие темы жизни в скульптурных композициях. Исторический жанр. Творчество К.Брюллова, В.Сурикова. Творческая композиция на тему “Спартак” Батальный жанр в живописи
IV четверть - «Декоративные искусства. Печатная графика» Шрифты в оформительском искусстве. Рубленый шрифт. Шрифт с засечками. Рукописные шрифты. Выполнение плаката. Книжная графика. Экслибрис.
VII КЛАСС (35 ч) ДЕКОРАТИВНЫЕ ИСКУССТВА
Темы четвертей 7 класса
I четверть — «Древние корни искусства». Отличие станкового искусства от декоративного. Стилизация Городецкого цветка. Единство конструкции и декора в народном жилище. Конструкция и декор предметов народного быта. Хохлома.. Внутреннее убранство крестьянского дома. Гжель. Народная праздничная одежда.. Национальная одежда народов Ханты и Манси.
II четверть — «Связь времен в народном искусстве». Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках. Дымковская, Филимоновская, Абашевская игрушки. Единство формы и декора в игрушке. Матрешка. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Федоскино. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Палех. Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Жостово, Нижний Тагил.
III четверть — «Вещи человека и человек». Архитектура средневековья. Готический стиль. Стиль одежды средневекового жителя. (война , гражданина, женщины ) Что такое эмблемы, зачем они людям? Геральдика. Тематический рисунок “рыцарский турнир” Современная рабочая и праздничная одежда Облик современного города.
IV четверть — «Изобразительная грамотность» Рисунок простых геометрических тел. Рисунок с натуры натюрморта Рисунок технических деталей, архитектурных сооружений
Базовые единицы в 5 и 6 классах
Блок станковых искусств
«Изобразительные искусства как познание и утверждение человеческих ценностей»
- Формирование элементарных изобразительных навыков на доступном возрасту уровне
- Развивается и усложняется понимание социальной функции изобразительного искусства (что и зачем изображено)
- Развитие навыков работы с натуры (натюрморт, человек).
- Продолжение знакомства с музеями мира: Лувр, Дрезденская галерея, Прадо и др.
- Знание художественного национального творчества.
- Развитие понимания и умения пользоваться основными элементами языка (объем, пространство, линия, цвет)
- Понимание специфики и общих элементов языка скульптуры, живописи, графики.
- Понимание Рисунка как общей основы языка изобразительных искусств
- Умение применять различные техники для решения изобразительных задач, передачи эмоциональных акцентов
- Способность оценочных суждений и целенаправленных действий
- Умение выполнять работу по этапам
- Навыки работы в скульптуре, навыки по овладению техникой рисунка карандашом: сгущение, разряжение штриха, характер нажима и др.
- Знания средств выразительности в графике (линия, пятно, светотень и др.)
- Знание языка живописи (нюансированный цвет)
- Знакомство с понятиями: плановость, перспектива
- Более глубокое знание жанра натюрморта
- Знакомство с творчеством художников Я.Иорданс, Снайдерс, малые голландцы, К.Петров-Водкин, И.Машков, П.Кончаловский
- Знакомство с языком изображения в искусстве натюрморта: композиция, колорит, объем, пропорция, свет, фактура и т.д.
- Умение работать над натюрмортом в рисунке и в живописи
- Глубокое изучение портретного жанра (скульптура, живопись, графика)
- Умение выражать свое отношение к миру, свои переживания через портрет
- Знание античных пропорций головы, фигуры человека
- Умение составлять композицию с изображением фигуры человека
- Знание процесса работы над станковой композицией (сюжет и содержание, эскиз и сюжет, эскиз и натура, использование зарисовок в работе над композицией)
- Умение и навыки оформления работ к выставке
Учебно-тематический план уроков в 5 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | Творческие работы | Практические работы | Исследовательские работы | Проверочные работы | Тестовые работы |
1 | «Язык изобразительного искусства». | 9 | 3 | 5 | 1 | 1 |
2 | «Отношение к миру природы». | 8 | 2 | 6 |
3 | «Вещи человека и человек». | 10 | 3 | 7 | 1 |
4 | «Музеи, в которых хранятся картины». | 8 | 5 | 1 | 2 |
Всего | 35 | 13 | 19 | 2 | 1 | 2 |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 5 классе (35 часа в год)
Общая тема: ”Изобразительные искусства (5 и 6 классы) как познание и утверждение человеческих ценностей”
№ п/п | Календар – ные сроки | Наименование разделов и тем | Компетентности (УУД, ОУУН) | Базовые единицы | Оборудование и примечания |
знаний | умений | навыков |
1 четверть Тема четверти: “Виды изобразительного искусства” |
1 | 4.09 | Тематическая композиция “Мое лето” | Закладывать основы знаний и умений в области различных видов искусства. Воспитание любви к искусству и аккуратности в работе | Знание различных видов изоискусства | Умение видеть чувства художника в произведениях искусства | Ведение беседы по анализу произведений изоискусства | Набор репродукций и диапозитивов Альбомы, цветные материалы |
2 | 11.09 | Виды изобразительного искусства. Живопись. Цвет- основа | — осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; | Познакомить с теплой и холодной гаммой цвета. | Умение работы с цветовым кругом. | Работы с гуашью | Цветовой круг. Работы великих мастеров .Осенние листья. Гуашь. |
3 | 18.09 | Живопись. Нюансированный цвет. | практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах | Знакомство с творчеством Левитана, Коровина, Серова, Ван Гога, Моне и др. | Умение получать тонкие оттенки цвета, используя смешение красок, добавления белил. | Работы гуашью. | Цветовой круг, работы великих мастеров, гуашь, осенние листья |
4 | 25.09 | Рисунок – основа изоискусства. Перспектива. | — осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; | Передавать пространство на плоскости с помощью линий. | Знание законов линейной перспективы | Навыки работы простым карандашом | Учебные таблицы, доска, мел, работы мастеров. |
5 | 2.10 | Рисунок- основа изоискусства .Тон в графике. Светотень. Шар. | — осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; | Градации светотени на различных геометрических предметах. | Передавать в рисунке светотень | Работы карандашом, приемы работы, организация рабочего места. | Образцы работ, выполненные учениками и педагогами-художниками. Геометрические тела |
6 | 9.10 | Объем- основа языка скульптуры. Скульптура как вид изоискусства | формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; | Знания конструктивного строения животных. | Умение передавать в объеме движение и пластику животного | Навыки аккуратной работы пластилином. | Фото работ великих скульпторов, образцы работ, пластилин, картон, стеки, тряпочка для рук |
7 | 16.10 | Декоративно-прикладное искусство | — осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; | Передавать пространство на плоскости с помощью линий. | Знание законов линейной перспективы | Навыки работы простым карандашом | Учебные таблицы, доска, мел, работы мастеров. |
8 | 23.10 | Архитектура как вид изоискусства | формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; | Знание некоторых выдающихся архитекторов. Понятие стиль в архитектуре. | Умение узнавать по образу здания эпоху, когда здание было построено. | Навыки работы с готовой формой коробки, флакона и др. | пустые коробки, флаконы, цветная бумага, ножницы, клей ПВА. |
9 | 30.10 | Повторение видов изобразительного искусства Тест «Виды изобраз. искусства» | уважение культуры других народов; освоение эмоционально-ценностных отношений к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства | Правила оформления работы к выставке | Умение анализировать работу | Навыки эмоциональной, образной речи. | Ножницы, клей, бумага для оформления. |
2 четверть Тема четверти: “ Изобразительное искусство и мир природы”(5 часов ), “Мастерская Деда Мороза” |
10 | 13.11 | Анималистический жанр. | — развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире | Продолжить изучение конструкции животных. | Умение осмысленно подходить к изображаемым объектам. | Навыки передачи движения. Работы графическими материалами. | Учебные таблицы, работы художников-анималистов. Альбомы, карандаши, уголь |
11 | 20.11 | Анималистический жанр. | — развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире | Продолжить изучение конструкции животных. | Умение осмысленно подходить к изображаемым объектам. | Навыки передачи движения. Работы графическими материалами. | Учебные таблицы, работы художников-анималистов. Альбомы, карандаши, уголь |
12 | 27.11 | Деревья в различном состоянии. Как растут деревья Пейзаж | Познание окружающей действительности организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства | Изучение законов наблюдательной перспективы. | Умение передавать различные типы деревьев графическими материалами, передавать различное состояние природы. | Навыки работы графическими материалами. | Учебные таблицы, репродукции, альбомы, карандаши и фломастеры. |
13 | 4.12 | Пейзаж в живописи | развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; | Законы воздушной и линейной перспективы | Умение творчески использовать знания, полученные на уроках | Навыки работы акварелью | Педагогический рисунок, репродукции Шишкина, Левитана и др. Образцы детских работ. Музыка Чайковского “Времена года” |
14 | 11.12 | творческая работа “Звери в лесу” | гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирование целостного представления о мире; | Повторение законов линейной и воздушной перспективы, конструкции животного | Умение выражать мысли, настроения, эмоции, состояния природы с помощью изобразительных средств (выбор произволен) | Приемы работы различными материалами | Гуашь, акварель´мелки´фломастеры´цветные карандаши. |
15 | 18.12 | Новогодние гирлянды | формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; | Законы формообразования из бумаги | Умения использования основ бумагопластики в выполнении элемента гирлянды, умение подчинять свою деятельность общему замыслу. | Навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. | Цветная и белая бумаг а, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш. |
16 | 25.12 | Новогодняя маска | — реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; | Применение знаний, полученных ранее | Работы над образованием объемной формы из бумаги, умение творчески использовать знания, полученные ранее. | Продолжаем развивать навыки работы с бумагой. | Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, фольга, цветные лоскутки ткани, пуговицы и т. д. |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 5 классе (35 часа в год)
Общая тема: ”Изобразительные искусства (5 и 6 классы) как познание и утверждение человеческих ценностей”
№ п/п | Календар – ные сроки | Наименование разделов и тем | Компетентности (УУД, ОУУН) | Базовые единицы | Оборудование и примечания |
знаний | умений | навыков |
1II четверть Тема четверти: «Вещи человека и человек». ” |
17 | 15/01 | Отношение художника к миру вещей. Натюрморт | Эстетическое воспитание организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства | Знание законов композиции. | Умение сравнивать пропорции предметов, передача объема предметов простых геометрических тел, простых бытовых предметов. | Навыки композиционного размещения изображения предметов на листе, работы карандашом. | Репродукции и слайды (малые голландцы, фламандский натюрморт, П. Сезан, Коровин и др.),альбомы, карандаши, предметы постановки. |
18 | 22/01 | Отношение художника к миру вещей. Натюрморт | Эстетическое воспитание организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства | Знание законов композиции. | Умение сравнивать пропорции предметов, передача объема предметов простых геометрических тел, простых бытовых предметов. | Навыки композиционного размещения изображения предметов на листе, работы карандашом. | Репродукции и слайды (малые голландцы, фламандский натюрморт, П. Сезан, Коровин и др.),альбомы, карандаши, предметы постановки. |
19 | 29/01 | Отношение художника к миру вещей. Натюрморт | Эстетическое воспитание | Знание основных этапов истории развития жанра в русском и советском искусстве. Продолжение знакомства с законами воздушной перспективы. | Умение составлять гармоничные цветовые сочетания при передаче настроения, | Навыки составления натюрмортов гармоничных по цвету и по объему. | Репродукции Коровина, Машкова, Стожарова. Предметы постановок. Акварель, альбомы. |
20 | 5/02 | Отношение художника к миру вещей. Натюрморт | Эстетическое воспитание | Знание основных этапов истории развития жанра в русском и советском искусстве. Продолжение знакомства с законами воздушной перспективы. | Умение составлять гармоничные цветовые сочетания при передаче настроения, | Навыки составления натюрмортов гармоничных по цвету и по объему. | Репродукции Коровина, Машкова, Стожарова. Предметы постановок. Акварель, альбомы. |
21 | 12/02 | Пропорции головы человека | Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности. | Пропорции головы | Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти. | Навыки работы графически над портретом, подбор материала | Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др. Гуашь, акварель. |
22 | 19/02 | Портрет в живописи. | Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности. | Приемы работы над портретом в цвете. Повторение знаний о колорите, нюансированном цвете. | Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти. | Навыки работы цветом над портретом, подбор цвета | Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др. Гуашь, акварель. |
23 | 26/02 | Портрет литературных героев | Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности. | Приемы работы над портретом в цвете. Повторение знаний о колорите, нюансированном цвете. | Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти. | Навыки работы цветом над портретом, подбор цвета Навыки эмоциональной выразительности | Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др. Гуашь, акварель. |
24 | 5/03 | Портрет литературных героев | Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности. | Приемы работы над портретом в цвете. Повторение знаний о колорите, нюансированном цвете. | Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти. | Навыки работы цветом над портретом, подбор цвета Навыки эмоциональной выразительности | Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др. Гуашь, акварель. |
25 | 12/03 | Портрет друга | Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности. | Приемы работы над зарисовками с натуры | Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти. | Навыки работы цветом над портретом, подбор цвета Навыки эмоциональной выразительности | Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др. Гуашь, акварель. |
26 | 19/03 | Подведение итогов четверти. Закрепление и обобщения знаний. Подготовка работ к выставке. | осуществление самоопределения и самореализации личности на эстетическом уровне | Знакомство с творчеством Тропинина, Матвеева, Коненкова и др. | Умение оформить работу к выставке. | Навыки анализа своего произведения и работ товарищей. | Набор репродукций, работы учащихся за четверть, бумага для оформления, линейка, ножницы, клей ПВА. |
27 | 2/04 | Третьяковская галерея | Патриотическое воспитание | Знание истории возникновения знаменитого музея. Знание некоторых произведений, хранящихся в музее.(Рублев, Левицкий, Кипренский, Крамской, Шишкин, Иванов, Репин, Суриков и др.) | эмоционального восприятия произведения, умение быть квалифицированным зрителем. | Навыки поисковой работы. | Набор репродукций, слайдов произведений Третьяковской галереи, классическая музыка. |
28 | 9/04 | Русский музей | Патриотическое воспитание. Исследовательская деятельность | Знание истории возникновения знаменитого музея. Знание некоторых произведений, хранящихся в музее.(Брюллов, Суриков и др.) | эмоционального восприятия произведения, умение быть квалифицированным зрителем. | Навыки поисковой работы. | Набор репродукций, слайдов произведений Русского музея, классическая музыка. |
29 | 16/04 | Государственный Эрмитаж Исследовательская деятельность | Эстетическое воспитание. Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства | История возникновения музея, Знакомство с шедеврами музея ( Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт и др.) | Эмоциональные переживания при просмотре репродукций | Навыки поисковой работы. | Набор репродукций, слайдов произведений Эрмитажа,классическая музыка |
30 | 23/04 | Лондонская национальная галерея | Расширение кругозора учащихся. Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства | Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем. | Развитие кругозора | Навыки поисковой работы. |
31 | 30/04 | Дрезденская галерея | Расширение кругозора учащихся. Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства | Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем. | Развитие кругозора | Навыки поисковой работы. |
32 | 7/05 | Дрезденская галерея | Расширение кругозора учащихся. Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства | Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем. | Развитие кругозора | Навыки поисковой работы. |
33 | 14.05 | Картинная галерея в Ханты-Мансийске | Расширение кругозора учащихся. Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства | Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем. | Развитие кругозора | Навыки поисковой работы. |
34 | 21.05 | Картинная галерея в Ханты-Мансийске | Расширение кругозора учащихся. Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства | Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем. | Развитие кругозора | Навыки поисковой работы. |
35 | 28/05 | Обобщающий урок четверти. Творческая работа учащихся “ Музеи, где хранятся картины”. | Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства | Умение на плоскости передать пространство помещения и расположить картины на стенах. | Закрепить навыки работы изобразительными материалами, полученные в этом году. | Образцы работ учащихся. Предварительное посещение поселкового выставочного зала. |
Базовые единицы 6 классе Блок станковых искусств «Изобразительные искусства как познание и утверждение человеческих ценностей»
- Формирование элементарных изобразительных навыков на доступном возрасту уровне
- Развивается и усложняется понимание социальной функции изобразительного искусства (что и зачем изображено)
- Формирование понятия- станковое искусство
- Формирование понятия- художественный образ, идеал (общественный и эстетический), прекрасное и безобразное, комическое и трагическое.
- Развитие навыков работы с натуры (натюрморт, человек)..
- Знание художественного национального творчества.
- Развитие понимания и умения пользоваться основными элементами языка (объем, пространство, линия, цвет)
- Понимание специфики и общих элементов языка скульптуры, живописи, графики.
- Понимание Рисунка как общей основы языка изобразительных искусств
- Умение применять различные техники для решения изобразительных задач, передачи эмоциональных акцентов
- Способность оценочных суждений и целенаправленных действий
- Умение выполнять работу по этапам
- Навыки работы в скульптуре, навыки по овладению техникой рисунка карандашом: сгущение, разряжение штриха, характер нажима и др.
- Знания средств выразительности в графике (линия, пятно, светотень и др.)
- Знание языка живописи (нюансированный цвет)
- Понимание социальной роли искусства пейзажа
- Знакомство с понятиями: плановость, перспектива
- Знание принципа движения человека
- Навыки работы над набросками и зарисовками портрета и фигуры человека с натуры
- Умение составлять композицию с изображением фигуры человека
- Умение воспринимать физическую и духовную красоту человека как личности
- Знакомство с творчеством художников: Ж.Милле, Я.Вермер Делфтский, Рембрандт, Г.Курбе, И.Репин, Ю.Пименов, А.Пластов, А.Дейнека
- Знание процесса работы над станковой композицией (сюжет и содержание, эскиз и сюжет, эскиз и натура, использование зарисовок в работе над композицией)
- Понимание ребенком того, что личность художника является выразителем идей своего времени
- Знакомство с творчеством Ф. Гойя, К, Кольвиц, Д. Шмаринов
- Знакомство с историческим жанром, знакомство с творчеством В. Сурикова, К.Брюллова
- Навыки работы над сбором материала при выполнении исторической картины
- Навыки поисковой работы (индивидуально и в группах)
- Умение и навыки оформления работ к выставке
- Знакомство с искусством плаката и карикатурным жанром.
- Знакомство с творчеством Кукрыниксов, Б. Ефимова
- Умение выполнять различные виды оформительских шрифтов
- Знание правил оформления альбома, книги
Учебно-тематический план уроков в 6 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | Творческие работы | Практические работы | Исследовательские работы | Проверочные работы | Тестовые работы | Выставки |
1 | «Понимание красоты человека» | 9 | 2 | 6 | 1 |
2 | «Красота повседневной жизни». | 8 | 6 | 1 | 1 |
3 | «Великие темы жизни». | 10 | 3 | 5 | 1 | 1 |
4 | «Декоративные искусства. Печатная графика» | 8 | 2 | 6 |
Всего | 35 | 13 | 18 | 1 | 3 |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе ( 35 часа в год)
Общая тема 5-6 классов: ”Изобразительное искусство и мир человека”
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Компетентности (УУД, ОУУН) | Базовые единицы | Оборудование и примечание |
Тема 1 четверти «Понимание красоты человека» |
41 | 4.09 | Творческая работа ”Мое лето” Пропорции фигуры человека | Воспитание творческого отношения к работе, доброго отношения к творчеству товарищей, умение увидеть преимущества и недостатки в работах одноклассников. | Повторение законов перспективы | Изображение фигуры человека | Работы с фигурой человека | Учебная таблица” Перспектива”. детские работы,. Свободный выбор материала. |
2 | 111.09 | Фигура человека в движении. | Формирования понимания искусства как средства отражение познания мира. развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира | Основные пропорции фигуры человека | Передавать пропорции фигуры с учетом компоновки листа | Проведения прямых без использования чертежных инструментов. | Учебное пособие “Пропорции фигуры человека’ Фотографии скульптур Древней Греции. Альбомы карандаши. |
3 | 218.09 | Фигура человека в движении. Пропорции фигуры человека | Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Умение применять знание пропорций фигуры человека при изображении ее в движении. | Законы равновесия при движении человека. | Упрощенное изображение фигуры человека с последующей ее доработкой | Работы над зарисовками. | Учебные таблицы “Фигура человека в движении”. альбом, карандаш. |
4 | 225.09 | фигура человека в движении | Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Умение применять знание пропорций фигуры человека при изображении ее в движении. | Законы равновесия при движении человека. | Упрощенное изображение фигуры человека с последующей ее доработкой | Работы над зарисовками. | Учебные таблицы “Фигура человека в движении”. альбом, карандаш. |
5 | 42.10 | Красота фигуры человека в движении. | Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Желание совершенствовать свои умения и навыки. Заботится о своем здоровье и красоте тела. | Повторение пропорций фигуры человека, условий равновесия при движении фигуры. | Применять знания при работе в объеме. | Работы с пластилином, продолжение развития моторики руки. | Фотографии скульптур Древней Греции, диафильм “Искусство Древней Греции». Пластилин, проволка лля каркаса, стеки, тряпочка для рук. |
66 | 19.10 | фигуры человека в движении. Скульптура | Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Желание совершенствовать свои умения и навыки. Заботится о своем здоровье и красоте тела. | Повторение пропорций фигуры человека, условий равновесия при движении фигуры. | Применять знания при работе в объеме. Зачет «Пропорции фигуры человека» | Работы с пластилином, продолжение развития моторики руки. | Фотографии скульптур Древней Греции, диафильм “Искусство Древней Греции». Пластилин, проволка лля каркаса, стеки, тряпочка для рук. |
7 | 116.10 | Микеланджело Давид. Зарисовки скульптурного изображения | Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Желание совершенствовать свои умения и навыки. Заботится о своем здоровье и красоте тела. | Повторение пропорций фигуры человека, условий равновесия при движении фигуры. | Применять знания при работе в объеме. | Работы графическими материалами, продолжение развития моторики руки. | Копия скульптуры Микеланджело Давид |
8 | 23.10 | Зарисовки простым карандашом Композиция “ В спортивном зале” | Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Желание совершенствовать свои умения и навыки. Заботится о своем здоровье и красоте тела. | Знание пропорций отдельных частей фигуры | Работы графическими материалами, продолжение развития моторики руки. | Работы графическими материалами, продолжение развития моторики руки. | Индивидуальные учебные таблицы |
89 | 230.10 | Композиция “ В спортивном зале” | Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Воспитание вести здоровый образ жизни. | Основы композиции. Этапы работы над картиной. | Компоновки листа, с учетом линейной и воздушной перспективы. | Навыки работы над фигурой в движении. | Репродукции Дейнеко, Жилинского и др. Альбомы, карандаши, акварель. |
2 четверть ‘ Ценности повседневной жизни” (5 часов ) , “ Украшаем школу к празднику” ( 2 часа) |
10 | 113.11 | Бытовой жанр | Формирование понимания общественного назначения как средство отражения окружающего мира | Понятие -бытовой жанр. Творчество художников Федотова и др. | Умение анализировать картину, высказывать свое мнение. | Навыки выполнения зарисовок к картине. | 1 Набор репродукций и диапозитивов. Дома поисковая работа |
11 | 20.11 | Бытовой жанр Мой дом | Формировать нравственно-эстетической отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. | Продолжение знакомства с художниками 18, 19, 20 веков. Знакомство с особенностями бытового жанра. Знакомство со станковой живописью. | Умение выполнять зарисовки различными материалами в подготовке работы над основной композицией | Продолжаем развивать навыки работы с многофигурной композицией | Набор репродукций мастеров живописи 18, 19, 20 веков. Альбом, цветные материалы. |
12 | 27.11 | Творческая композиция «Мой край» | Формированиг нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. | Продолжение знакомства с художниками 18, 19, 20 веков. Знакомство с особенностями бытового жанра. Знакомство со станковой живописью. | Умение выполнять зарисовки различными материалами в подготовке работы над основной композицией | Продолжаем развивать навыки работы с многофигурной композицией | Набор репродукций мастеров живописи 18, 19, 20 веков. Альбом, цветные материалы. |
13 | 4.12 | Творческая работа “Моя будущая профессия”. | формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ | Новые знания о разнообразных профессиях, о творческом подходе художника к изображаемому | Умение выражать свою мечту изобразительными средствами.. | Навыки изображения фигуры человека, компоновки листа. | Набор репродукций Пименова и др. художников 20 века. Учебник Сокольниковой “Композиция”. Альбом цветные материалы. |
14 | 11.12 | Творческая работа “Моя будущая профессия” | формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ | Новые знания о разнообразных профессиях, о творческом подходе художника к изображаемому | Умение выражать свою мечту изобразительными средствами.. | Навыки изображения фигуры человека, компоновки листа. | Набор репродукций Пименова и др. художников 20 века. Учебник Сокольниковой “Композиция”. Альбом цветные материалы. |
15 | 18.12 | Новогодняя гирлянда | Воспитание любви к школе, радости коллективного труда. | Приемы работы бумагопластикой. Законы цветоведения. | Умения подчинять свою работу и творчество общей задаче. | Развитие навыков аккуратной работы клеем. | Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, линейка. |
16 | 25.12 | Новогодняя шапочка. | Воспитание творческой активности | Понятие стиль, гармония | Умение использовать бросовый материал, умение подчинять элементы украшения главной цели- созданию определенного образа. | Навыки работы с бумагой, клеем. | Газеты, цветные обложки журналов, фольга, пуговицы и т.д., клей ПВА, ножницы. |
3 четверть Общая тема: “Великие темы жизни” (10 часов) |
17 | 15.01 | Исторический жанр. Творчество В.Сурикова | Воспитание через искусство, отражающее представление о добре и зле, отвечающем на проблемы, поставленные жизнью.. | Знакомство с творчеством Рембрандта, Брейгеля,Гойи, Пикассо, Дейнеко, Пластова. | Творчески относится к анализу работ мастеров | Поисковая деятельность | Набор репродукций, слайдов |
18 | 22.01 | Исторический жанр. Творчество В.Сурикова | Формирование художественно-творческой активности. | О процессе работы художника над созданием произведения, знание приемов, применяемых скульптором для выражения накала чувств | Связывать объемные изображения с замыслом | Передавать в объемной форме пропорции фигуры человека, ее характер и эмоциональное состояние | Фотографии скульптур Родена, Мухиной, Голубкиой и др. Пластилин, стеки |
19 | 29.01 | Исторический жанр. Творчество В.Сурикова | Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира | Знакомство с жизнью и творчеством К.Брюллова. Создание картины “Последний день Помпеи” | Работать на заданную тему, применяя зарисовки | Составление подготовительного материала (эскизов зарисовок) для создания картины исторического жанра | Диапозитив с репродукций картины “Последний день Помпеи”, учебные таблицы “Одежды воинов древнего Рима” |
20 | 5.02 | Исторический жанр. Творчество К.Брюллова | Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве | Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова. Изучение композиции и художественных средств выразительности на примере картин “Утро стрелецкой казни” | Умение творчески работать над композицией, Используя наблюдения и зарисовки | Навыки работы над подготовительными зарисовками, коллективного обсуждения произведения искусства | Репродукции и диапозитивы по творчеству В.Сурикова. Учебные таблицы “Одежда древних римлян”.”Предметы быта древнего Рима” |
21 | 12.02 | Исторический жанр. Творчество В.СуриковаПовторение. Композиция на исторический жанр | Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве | Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова. Изучение композиции и художественных средств выразительности на примере картин “Боярыня Морозова”, | Умение творчески работать над композицией, Используя наблюдения и зарисовки | Навыки работы над подготовительными зарисовками, коллективного обсуждения произведения искусства | Репродукции и диапозитивы по творчеству В.Сурикова. Учебные таблицы “Одежда древних римлян”.”Предметы быта древнего Рима” |
22 | 19.02 | Композиция по историческому жанруна тему “Спартак” | Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве | Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова. Изучение композиции и художественных средств выразительности на примере картин “Взятие снежного городка” | Умение творчески работать над композицией, Используя наблюдения и зарисовки | Навыки работы над подготовительными зарисовками, коллективного обсуждения произведения искусства | Репродукции и диапозитивы по творчеству В.Сурикова. Учебные таблицы “Одежда древних римлян”.”Предметы быта древнего Рима” |
23 | 26.02 | Исторический жанр. Творческая композиция на тему “Спартак” | Умение подчинять средства художественной выразительности главному замыслу | Продолжение изучения законов композиции и средств художественной выразительности | Творчески применять полученные знания в ходе работы над картиной | Навыки передачи фигур людей в пространстве с учетом наблюдательной перспективы | Репродукции картин исторического жанра. Учебные таблицы |
24 | 5.03 | Исторический жанр композиция на тему “Спартак” Выставка-отчет «Исторический жанр» | Умение подчинять средства художественной выразительности главному замыслу | Продолжение изучения законов композиции и средств художественной выразительности | Творчески применять полученные знания в ходе работы над картиной | Навыки передачи фигур людей в пространстве с учетом наблюдательной перспективы | Репродукции картин исторического жанра. Учебные таблицы |
25 | 12.03 | Батальный жанр в живописи | формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров | Изучение творчества художников Верещагина, художников студии Грекова | Анализировать картину | Навыки работы над станковой картиной | Репродукции художников. Альбомы, цветные материалы |
26 | 19.03 | Обобщение темы четверти Тест «Я знаю жанры изоискусства» | формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров | Умение проанализировать творчество за четверть и выделить картину для выставки | Навыки оформления работы к выставке |
4 четверть Общая тема: “Оформительское искусство” (7 часов) |
27 | 2.04 | Шрифты в оформилельском искусстве. Рубленый шрифт. | Применение различных выразительных средств, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности. | Построения рубленого шрифта. | Умение использовать метод отмывок. | Развитие графических навыков. | Учебные таблицы, альбомы, линейки, карандаши, акварель. |
28 | 9.04 | Шрифты в оформилельском искусстве. Рубленый шрифт. | Применение различных выразительных средств, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности. | Построения рубленого шрифта. | Умение использовать метод отмывок. | Развитие графических навыков. | Учебные таблицы, альбомы, линейки, карандаши, акварель. |
29 | 16.04 | Шрифт с засечками | Применение различных выразительных средств, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности. | Правила выполнения шрифта с засечками. | Умение работать с помощью линейки и от руки. | Развитие графических навыков. | Учебная таблица, альбом, линейка, карандаш, фломастер. |
30 | 23.04 | Рукописные шрифты. | Воспитание эстетическое, экологическое, патриотическое, нравственное. | Выполнение рукописных шрифтов. | Умение выбрать соответствие между значением слова и типом шрифта. | Развитие навыков работы от руки, развитие глазомера. | Учебные таблицы, альбом, карандаш, фломастер. |
31 | 30.04 | Выполнение плаката на тему… | Воспитание экологическое, патриотическое, эстетическое. Развитие творческих способностей. | Знание требований, выдвигаемых перед плакатом. | Умение компоновать лист, выбирать подходящий теме шрифт, использовать лаконичное выразительное изображение. | Навыки оформительской работы. | Образцы плакатов на различные темы, формат А3, линейка карандаш, свободный выбор изобразительных материалов. |
32 | 7.05 | Книжная графика. Экслибрис. | .Воспитание любви к книгам. | Знание нового вида печатной графики. | Умение в лаконичной форме передать особенность автора библиотеки. | Развитие графических навыков. | Образцы экслибриса из книг известных людей. Альбом, тушь, перо. |
33 | 14.05 | Книжная графика. Обложка книги. | воспитание уважительного отношения к книге, к людям, создающим ее. | Знание требований к обложке книги. | Развитие эстетического вкуса | Развитие графических навыков. | Образцы книг издательства Кнебеля, альбом, карандаш, линейка, фломастеры. |
34 | 21.05 | Книжная графика. Обложка книги. | воспитание уважительного отношения к книге, к людям, создающим ее. | Знание требований к обложке книги. | Развитие эстетического вкуса | Развитие графических навыков. | Образцы книг издательства Кнебеля, альбом, карандаш, линейка, фломастеры. |
35 | 28.05 | Книжная графика. Обложка книги. Подведение итогов за год. Зачетная работа «Макет книги» | воспитание уважительного отношения к книге, к людям, создающим ее. | Знание требований к обложке книги. | Развитие эстетического вкуса | Развитие графических навыков. | Образцы книг издательства Кнебеля, альбом, карандаш, линейка, фломастеры. |
Базовые единицы в 7 классе
Учащиеся должны знать:
— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
— семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
— несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
— различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
— уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
— умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
— владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
— владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Учебно-тематический план уроков в 7 классе. Общая тема:“Мудрость и красота вещей”(блок декоративных искусств)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | Творческие работы | Практические работы | Исследовательские работы | Проверочные работы | Тестовые работы | Выставки |
1 | «Древние корни искусства». | 9 | 5 | 2 | 1 | 1 |
2 | «Связь времен в народном искусстве». | 7 | 3 | 3 | 1 |
3 | «Вещи человека и человек». | 10 | 4 | 6 |
4 | «Изобразительная грамотность» | 9 | 1 | 7 | 1 |
Всего | 35 | 13 | 18 | 2 | 2 |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 7 классе (35 часа)
Общая тема: “Мудрость и красота вещей” (блок декоративных искусств)
№ п/п | Календар – ные сроки | Наименование разделов и тем | Компетентности (УУД, ОУУН) | Базовые единицы | Оборудование и примечание |
Первая четверть. Общая тема: ”Древние корни народного искусства”(9 часов) |
1 | 7.09 | Введение Изображение цветка с натуры и стилизованного цветка | развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире | О месте декоративного искусства в организации жизни общества. Понятие стилизация. | Выявлять при восприятии декоративного искусства связь времен, место декоративного искусства в жизни людей. Умение отличать стилизованное изображение от изображения с натуры. | Навыки выполнения цветка с натуры, преобразование его в стилизованное изображение. Развитие навыков работы акварелью. | Предметы различных декоративно-прикладных промыслов, учебные таблицы, диапозитивы. Цвкток в стакане, альбомы, карандаши. |
2 | 14.09 | Городецкий цветок. Стилизация | Воспитание любви и уважения к русским традициям при оформлении жилища, умение обобщать форму | Построение Городецкого цветка(круг, дуги, «оживки») | Умение работать круговыми движениями кисти и концом кисти | Работы гуашью при выполнении отдельных элементов | Учебные таблицы, фотографии , предметы, расписанные Городецкой росписью, учебники , таблицы»Городецкая роспись» |
3 | 21.09 | Единство конструкции и декора в народном жилище | Формирование художественного вкуса. Патриотическое воспитание. | Знание народного промысла, истории его развития. | Умение подчинять композицию изображения форме предмета. | Навыки кистевой росписи | Учебные таблицы, фотографии , предметы, расписанные Городецкой росписью, учебники , таблицы»Городецкая роспись» Шаблоны изделий для росписи. |
4 | 28.09 | Единство конструкции и декора в народном жилище. | Формирование художественного вкуса. Патриотическое воспитание. | Знание народного промысла, истории его развития. | Умение подчинять композицию изображения форме предмета. | Навыки кистевой росписи | Учебные таблицы, фотографии , предметы, расписанные Городецкой росписью, учебники , таблицы»Городецкая роспись» Шаблоны изделий для росписи. Выставка изделий, расписанных в стиле Городецкой росписи |
5 | 5.10 | . Единство конструкции и декора в народном жилище Хохлома. | Воспитание гордости за русское народное искусство | История развития промысла. Виды росписи: “ верховая “ и “ фоновая “ | Умение выполнять на различных изделиях разные виды росписи. | Развитие навыков кистевой росписи. | Изделия Хохломской росписи, учебные таблицы, альбомы. кисть беличья № 3,5, гуашь. |
6 | 12.10 | . Внутреннее убранство крестьянского дома. Гжель | развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире | История развития промысла. Виды росписи: “ верховая “ и “ фоновая “ | Умение выполнять на различных изделиях разные виды росписи. | Развитие навыков кистевой росписи. | Изделия Хохломской росписи, учебные таблицы, альбомы. кисть беличья № 3,5, гуашь. |
7 | 19.10 | Внутреннее убранство крестьянского дома. Гжель | Развитие художественного вкуса. Воспитание художественно-эмоционального восприятия | История возникновения промысла. Теория техники росписи. | Умение применить характерной росписи при выполнении эскиза изделия. | Работы гуашевыми красками. | Изделия или фотографии изделий гжельских мастеров. Альбом, гуашь, беличьи кисти № 3,5. |
8 | 26.10 | Народная праздничная одежда. | Эстетическое воспитание. Развитие вкуса учащихся. | Знание особенностей украшения праздничной народной одежды. | Умение создавать свой эскиз соблюдая традиционные особенности оформления. | Навыки работы в технике коллажа. | Образцы народной одежды, фотографии одежды. альбом, карандаш, акварель, цветная бумага, тесьма, клей ПВА. |
9 | 2.11 | Национальная одежда народов Ханты и Манси. | Воспитание уважения к культуре края, в котором мы живем. Проявление устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры | Знание построения национального орнамента | Умение использовать бумагу в клетку при построении орнамента. | Развитие графических навыков, чувства ритма, образного мышления. | Изделия мастеров, украшенные орнаментом. Учебные таблицы. Бумага в клетку, карандаш, фломастеры, альбом, цветная бумага, ножницы. |
2 четверть “Связь времен и народов” (7 часов) |
10 11 | 16.11 23.11 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Федоскино. | Воспитание эстетических чувств. Развитие эмоциональной сферы. | Знать историю развития промысла, особенности технологии выполнения шкатулок, отличительные черты по которым промысел узнается. | Выявлять главное в каждом промысле, уметь создавать эскиз изделия промысла, используя традиции. | Навыки работы с миниатюрным изображением. | Образцы предметов этого промысла. Учебные таблицы. Альбом, карандаш, акварель(гуашь), беличьи кисти№2,3. |
12 | 30.11 | Народные промыслы -истоки и современное развитие. Палех. | Воспитывать художественный вкус, бережное уважительное отношение к культурному наследию. | Знание истории возникновения и развития промысла, знание центров традиционной росписи матрешки. | Уметь различать особенности народных промыслов, умение воспринимать связь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором. | Овладение приемами кистевой росписи, навыками композиционного размещение орнамента на переднике матрешки. | Образцы матрешек, учебные таблицы, образцы работ. Альбом, акварель, шаблоны силуэтов матрешек, беличьи кисти №3 и №5. |
13 | 7.12 | Народные промыслы - истоки и современное развитие. Палех. | Воспитание эстетических чувств. Развитие эмоциональной сферы. | Знать историю развития промысла, особенности технологии выполнения шкатулок, отличительные черты по которым промысел узнается. | Выявлять главное в каждом промысле, уметь создавать эскиз изделия промысла, используя традиции. | Навыки работы с миниатюрным изображением. | Образцы предметов этого промысла. Учебные таблицы. Альбом, карандаш, акварель(гуашь), беличьи кисти№2,3. |
14 | 14.12 | Единство формы и декора в игрушке. Матрешка. | Воспитание эстетических чувств. Развитие эмоциональной сферы. Патриотическое воспитание. | Знать историю развития промысла, особенности технологии выполнения шкатулок, отличительные черты по которым промысел узнается. | Выявлять главное в каждом промысле, уметь создавать эскиз изделия промысла, используя традиции. | Навыки работы с миниатюрным изображением. | Образцы предметов этого промысла. Учебные таблицы. Альбом, карандаш, акварель(гуашь), беличьи кисти№2,3. |
15 | 21.12 | Зачетная работа по народным промыслам | Воспитание эстетических чувств. Развитие эмоциональной сферы. | Знать историю развития промысла, особенности технологии выполнения подносов. Отличительные черты по которым промысел узнается. | Выявлять главное в каждом промысле, уметь создавать эскиз изделия промысла, используя традиции | Навыки работы над декоративным букетом, используя прием от “пятна”. | Образцы предметов этих промыслов, учебные таблицы. Черная бумага, гуашь, беличьи кисти № 3,5 |
16 | 28.12 | Обобщение темы четверти.Тест “Cвязь времен в народном искусстве “. | Умение обобщать знания по пройденному материалу. | Закрепление и повторение знаний за полугодие. | Умение составить рассказ о главном, характерном для каждого промысла. | Навыки определения промысла по фотографии. | Образцы различных промыслов, карточки-задания. |
3 четверть Общая тема “ Декор: человек, общество, время “.(10 часов) |
17 | 18.01 | Введение в проблематику четверти. Архитектура средневековья. | Добиться осмысления учащимися социальной роли декора, о влиянии мировоззрения, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративного искусства. | Понятие стиль. Романский и Готический стили. | Умение узнавать по облику эпоху и стиль в котором построено здание. | Навыки выполнения проектов архитектурных сооружений. | Слайды, фотографии средневековых соборов Франции, Германии, Прибалтики и др. Альбомы, линейки, карандаши, акварель, фломастеры. |
18 | 25.01 | Стиль одежды средневекового жителя. | Научить в процессе восприятия и практической деятельности обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-19образного языка декоративного искусства. | Различать особенности кроя, цвета, фактуры одежды в зависимости от классовой принадлежности. | Умения создавать эскизы народных костюмов, соблюдая характер и стиль времени. | Навыки работы над фигурой человека, навыки работы над складками одежды. | Слайды, учебные таблицы. Альбом, цветные карандаши, фломастеры |
20 | 26.01 | Стиль одежды средневекового жителя. (война , гражданина, женщины ) | Научить в процессе восприятия и практической деятельности обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства. | Различать особенности кроя, цвета, фактуры одежды в зависимости от классовой принадлежности. | Умения создавать эскизы народных костюмов, соблюдая характер и стиль времени. | Навыки работы над фигурой человека, навыки работы над складками одежды. | Слайды, учебные таблицы. Альбом, цветные карандаши, фломастеры |
21 | 2.02 | Что такое эмблемы, зачем они людям? Геральдика. | развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, | История возникновения геральдики. Значение геральдики в наша дни. Символика цвета и образов | Умение через традиционные символы выражать чувства, стремления, понятия | Навыки композиционного расположения символов на щите герба, выбора цвета и тд. | Учебные таблицы, книга-атлас “Геральдика”, шаблоны щитов. Альбомы, карандаши, фломастеры |
22 | 9.02 | Обобщение темы. Одежда средневекового жителя | развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира | Обобщение знаний. Знание теории построения целостной композиции | Умение последовательно работать над композицией | Навыки передачи объема и пространства, согласуя единые элементы в единое целое | Для коллективной работы: подготовить фон рыцарского турнира. Для индивидуальной работы: альбомы, акварельные краски, фломастеры |
23 | 16.02 | Тематический рисунок “рыцарский турнир” | развитие художественно-образного, эстетического типа мышления | Обобщение знаний. Знание теории построения целостной композиции | Умение последовательно работать над композицией | Навыки передачи объема и пространства, согласуя единые элементы в единое целое | Для коллективной работы: подготовить фон рыцарского турнира. Для индивидуальной работы: альбомы, акварельные краски, фломастеры |
24 | 1.03 | Современная рабочая и праздничная одежда | . Развитие конструкторского мышления. | Современный стиль в одежде | Умение подчинять обилие форм, линий. деталей общему стилю | Свободного изображения фигуры человека с соблюдением пропорций. | Учебные таблицы, альбомы, тушь, фломастеры. |
25 | 15.03 | Облик современного города. | . Развитие конструкторского мышления. | Познакомить с развитием современной архитектуры. | Умение составлять проекты своего архитектурного сооружения. | Передача объемов зданий с применением линейной и воздушной перспективы. | Фотографии современной архитектуры. Альбом, карандаш, линейка, акварель, фломастеры. |
26 | 22.03 | Обобщение темы четверти. Подведение итогов. | Умение обобщать знания по пройденному материалу. | Развитие навыков оформления работы к выставке. | Подготовить работы к выставке. | Работы четверти, белая бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей ПВА. |
4 четверть. Общая тема: «Рисунок с натуры – основа изобразительного искусства» |
27 | 5.04 | Рисунок простых геометрических тел. | Развитие пространственного воображения. | Знание законов линейной и воздушной перспективы, законов распределения светотени. | Умение выполнять в объеме простые геометрические тела с передачей светотени. | Графические навыки, пространственное мышление. | Набор геометрических тел, учебные таблицы. Альбом, карандаш. |
28 | 12.04 | Рисунок простых геометрических тел. | Развитие пространственного воображения.. | Знание законов линейной и воздушной перспективы, законов распределения светотени. | Умение выполнять в объеме простые геометрические тела с передачей светотени. | Графические навыки, пространственное мышление. | Набор геометрических тел, учебные таблицы. Альбом, карандаш. |
29 | 19.04 | Рисунок технической детали (простой формы) | Развитие пространственного воображения. | Знание законов линейной и воздушной перспективы | Умение передавать объем, светотень, фактуру | Развитие графических навыков | Набор технических деталей простой формы. Альбом, карандаш |
30 | 26.04 | Рисунок технической детали (простой формы) | Развитие пространственного воображения. | Знание законов линейной и воздушной перспективы | Умение передавать объем, светотень, фактуру | Развитие графических навыков | Набор технических деталей простой формы. Альбом, карандаш |
31 | 3.05 | Рисунок технических деталей (сложной формы) | Развитие пространственного воображения, | Знание законов перспективы | Умение применять знания при работе над сложными деталями. | Развитие графических навыков Навыки передачи объема, светотени, фактуры | Набор технических деталей сложной формы. Альбом, карандаш |
32 | 10.05 | Рисунок с натуры натюрморта | Воспитание осмысленного подхода к работе Развитие пространственного воображения | Показать знания линейной и воздушной перспективы, законов цветоведения при работе над натюрмортом | Показать умения изображать на плоскости объемные предметы, передавать их пропорции, взаимное расположение, цвет, фактуру, освещение | Показать навыки работы различными техниками акварельной живописи | Предметы постановки. Листы бумаги(формат А3), карандаш, акварель, беличья кисть №5,7 |
33 | 17.05 | Рисунок с натуры натюрморта Выставка лучших работ | Воспитание осмысленного подхода к работе Умение обобщать знания по пройденному материалу. | Показать знания линейной и воздушной перспективы, законов цветоведения при работе над натюрмортом | Показать умения изображать на плоскости объемные предметы, передавать их пропорции, взаимное расположение, цвет, фактуру, освещение | Показать навыки работы различными техниками акварельной живописи | Предметы постановки. Листы бумаги(формат А3), карандаш, акварель, беличья кисть №5,7 |
34 | 24.05 | Подведение итогов за год | Умение анализировать работы. | Умение давать самооценку | Оформленные работы “Натюрморт” |
1 час резерв
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Изобразительное искусство и художественный труд. Программы основного общеобразовательных учреждений. 1-9 классы, разработанной под редакцией Б.М. Неменского Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Йеменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобозева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской (Издательство М. «Просвещение», 2010)
- Оросова Изобразительное искусство. 7 класс Поурочные планы по программе Неменского ИДТ «Корифей» 2009
- Порохневская Изобразительное искусство. 6 класс Поурочные планы по программе Неменского, Волгоград 2004
- Порохневская Изобразительное искусство. 5 класс Поурочные планы по программе Неменского, Волгоград 2004
- Порохневская Изобразительное искусство. 8 класс Поурочные планы по программе Неменского, Волгоград 2004
- Сокольникова Рисунок
- Сокольникова Живопись
- Сокольникова Основы композиции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Искусство 8-9 класс"
разработка рабочей программа по искусству для 8 класса по программе Критская...
Рабочая программа "Искусство" для 9 класса.
Эта программа разработана для 9 класса, как элективный курс "Искусство". Я веду его на английском языке. Занятия проходят очень продуктивно и интересно....
Рабочая программа "Искусство" для 9 класса
ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ:-формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры;-овладение культурой восприятия традиционных и современных видов ис...
Рабочая программа Искусство "Музыка" 8 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова
Пояснительная запискаРабочая учебная программа р...
Рабочая программа Искусство "Музыка" 9 класс Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова
№ п\п урокаНаименование разделов и тем Кол-во часов Вид урока ИКТ, наглядные пособияДомашнее задание Вид контроля ДатаI...
Рабочая программа Искусство 8-9 классы
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пр...
Рабочая программа искусство 8-9 класс
Рабочая программа искусство 8-9 класс...