рабочая программа 1класс ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Н. М. Веретёхина
Приказ№ 59 от 30.08.12
Рабочая программа
по изобразительному
искусству
для обучающихся 1 класса
на 2012/2013 учебный год
Учитель: Жук Е.Н.
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Зам. директора по УВР
протокол №1 от 27.08.12 Т.М. Блинкова
руководитель ШМО 28.08.12
Н. В. Фетис
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для I класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (электронная версия)
- Примерной программы по изобразительному искусству для 1-4 классов, источник: сборник Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2-х ч. / под ред. А.М.Кондакова, Л.П.Кезиной, серия «Стандарты второго поколения».- М.: Просвещение, 2010
- авторской программы Б.М.Неменского по изобразительному искусству , источник:
Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы по предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского - М.: Просвещение, 2011
- Примерного учебного плана 1-2 классов общеобразовательных учреждений Брянской области на 2012-2013 учебный год (письмо Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 26 марта 2012 г. № 1562-04-О);
- Учебного плана МБОУ Климовской СОШ №1 на 2012-2013 уч. год (приказ от 30.08.2012г. №58)
- Годового календарного учебного графика МБОУ Климовская СОШ№1 на 2012-2013 учебный год (приказ от 31.08.2012 г № 64);
Цель учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Программа разработана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие
социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.
Цели художественного образования
Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Задачи программы
- Постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
- Многообразие видов деятельности.
- Восприятие произведений искусства.
- Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности.
- Развитие художественно-образного мышления.
- Тематическая цельность и последовательность.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- Изобразительная художественная деятельность:
- Декоративная художественная деятельность;
- Конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Виды учебной деятельности
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаш, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и др.).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего на курс – 135 часов: в 1 классе – 33 часа в год, во 2 – 4 классах – по 34 часа в год, что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе.
Рабочая программа по изобразительному искусству предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189) в адаптационный период первоклассников (сентябрь- октябрь, 8 недель) в рабочей программе предусмотрено проведение 5-и занятий по изобразительному искусству в нетрадиционных формах (театрализация, праздник, игра, экскурсия); домашние задания обучающимся 1 класса по изобразительному искусству не даются в течении всего учебного года (в отдельных случаях (при подготовке проекта) дается не сложное задание).
Изучить содержание Рабочей программы в 1 классе планируется за 33 часа, что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.
На основе эстетической отзывчивости происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство» обучающимися I класса
(Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных и свойствах учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированность универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Овладение умением творческого видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;
- Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- Понимание образной природы искусства;
- Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- Овладение навыками моделирования из бумаги. Лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания или красоты природы, человека, народных традиций;
- Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,- свидетелей нашей истории;
- Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства первоклассниками::
- Будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- Начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- Сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- Появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- Установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародиться социально ориентированный взгляд на мир;
- Будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- Овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- Получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- Научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- Будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи
Осуществляя педагогическую деятельность, применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:
-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
-метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
-метод сравнений (для активизации мышления);
-метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
-метод привлечения жизненного опыта детей;
-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);
-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
-словесный метод;
-наглядный метод.
Формы работы:
-коллективно - творческая деятельность;
-индивидуально практическая деятельность;
-игровые формы работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе- и интегрированного образования- характерна для преподавания ИЗО, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки , прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.
Формы и средства контроля уровня достижения планируемых результатов обучающихся I класса по изобразительному искусству
Формы и средства контроля уровня планируемых результатов обучающихся I класса по изобразительному искусству определяются в соответствии с разделом основной образовательной программы начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в рамках безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003) и фиксируются в «Портфолио обучающегося начальной школы» в разделе №4 «Мои учебные достижения».
Содержание программы учебного курса
«Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
В планируемой модифицированной программе будет использована проектная деятельность: составление проектов коллективных, групповых и индивидуальных.
Планируемые уроки с проектной деятельностью:
- Мастер украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) «Новогодняя мастерская».
- Три Брата–Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Здесь могут быть проекты: «Праздник птиц» («Перелетные птицы», «Разноцветные жуки», «Пестрый луг» (цветы и бабочки – объемная аппликация) и др.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Ты изображаешь | 9 |
2 | Ты украшаешь | 8 |
3 | Ты строишь | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
Итого: | 33 |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в I классе
(33 урока)
Авторы рабочей программы не регламентируют жесткого разделения учебного материала на учебные темы и уроки, в связи с этим в авторское календарно-тематическое планирование внесена корректировка, а именно:
- в соответствии с календарными праздниками предлагается проектная деятельность и работа над проектом «Новогодняя мастерская».
№ п/п | № уро-ка | Наименование раздела, тема урока | Дата прове- денных уроков | Способы деятельности обучающихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала. |
Ты изображаешь (9 ч.) Изображения, созданные художником, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художником. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | |||
1 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас. | Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т.п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму плоского тела (лист). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). | |
2 | 2 | Экскурсия «Посмотри вокруг». Мастер Изображения учит видеть. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). | |
3 | 3 | Изображать можно пятном | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С.Эрьзи, С.Кененкова. Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливан. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе – дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. | |
4 | 4 | Изображать можно в объеме | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами(черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. | |
5 | 5 | Изображать можно линией. | Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков. | |
6 | 6 | Урок-игра. Разноцветные краски | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление и восторг и т.д.) Изображать радость или грусть | |
7 | 7 | Урок-театрализация. Изображать можно то, что невидимо (настроение) | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М.Врубель, Н.Рерих В.Ван Гог и др.). | |
8 | 8 | Урок-праздник. Художники и зрители (обобщение темы) | ||
Ты украшаешь (8ч.) Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер обобщения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. | ||||
9 | 1 | Мир полон украшений | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. | |
10 | 2 | Цветы | Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги. Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | |
11 | 3 | Красоту нужно уметь замечать | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.п., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | |
12 | 4 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повороты узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. | |
13 | 5 | Красивые рыбы. Монотипия. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приемы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. | |
14 | 6 | Украшения птиц. Объемная аппликация | Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже. | |
15 | 7 | Узоры, которые создали люди | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Получать первичные навыки декоративного изображения. | |
16 | 8 | Как украшает себя человек. | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки. Кот в сапогах и т.д.) | |
17 | 9 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Проект «Новогодняя мастерская» | Разработка проекта «Новогодняя мастерская». Проектная деятельность. Придумать как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Работа по группам. Конструирование из цветной бумаги различных елочных игрушек. Изготовление новогодних гирлянд и карнавальных головных уборов (маскарадных очков). | |
18 | 10 | Работа над проектом. Изготовление новогодних украшений. | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | |
19 | 11 | Завершение проекта. Украшение классной комнаты, изготовленными новогодними игрушками и украшениями. | Украшение класса, изготовленными гирляндами и новогодними игрушками, украшение елки. Подготовка карнавальных головных уборов и маскарадных очков к празднику. | |
Ты строишь (11ч.) Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. |
| |||
20 | 1 | Постройка в нашей жизни | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. | |
21 | 2 | Дома бывают разными | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»). | |
22 | 3 | Домики, которые построила природа | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь част. | |
23 | 4 | Дом снаружи и внутри | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. | |
24 | 5 | Строим город | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. | |
25 | 6 | Все имеет свое строение | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. | |
26 | 7 | Строим вещи | Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | |
27 | 8 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч.) Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдения природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности. | ||||
28 | 1 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшщение, изображение, постройка. Анализировать в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. | |
29 | 2 | Праздник весны. Праздник птиц. | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | |
30 | 3 | Разноцветные жуки | Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов. | |
31 | 4 | Сказочная страна | Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | |
32 | 5 | Времена года | Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно. Овладевать приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. | |
33 | 6 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по изобразительному искусству в I классе
(в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 98 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений")
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Стандарт начального общего образования по образовательной области "Искусство" - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | Д |
2. | Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | Д |
3. | Рабочая программа по изобразительному искусству. Изобразительное искусство. 1-4 классы по предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского - М.: Просвещение, 2011 | Д |
4. | Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства. УМК под редакцией Б.М.Неменского по изобразительному искусству для 1-4 классов | К |
5. | Учебник по изобразительному искусству Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2011. | К |
6. | Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | Д |
7. | Альбомы по искусству | Д |
8. | Книги о художниках и художественных музеях | Д |
9. | Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры. | Ф |
10. | Словарь искусствоведческих терминов | П |
Печатные пособия. | ||
1. | Портреты русских и зарубежных художников | Д |
2. | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. | Д |
Технические средства обучения (ТСО) | ||
1 | Телевизор | Д |
2 | Видеомагнитофон/видеоплейер | Д |
3 | СD/DVD-проигрыватели | Д |
4 | Экран (на штативе или навесной) | Д |
5 | Слайд-проектор | Д |
6 | Аудиторная доска магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций | Д |
7 | Принтер лазерный | Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Презентации на CD или DVD – дисках; - по видам изобразительных (пластических) искусств; -по жанрам изобразительных искусств; - по памятникам архитектуры России и мира; - по стилям и направлениям в искусстве; -по народным промыслам; - по декоративно-прикладному искусству; - по творчеству художников. | Д |
Учебно-практическое оборудование | ||
1 | Мольберты | К |
2. | Краски акварельные | К |
3. | Краски гуашевые | К |
4. | Бумага А3, А4 | К |
5. | Кисти беличьи № 5, №10, №13, | К |
6. | Кисти щетина № 3 №10, №13 | К |
7. | Емкости для воды | К |
8. | Пластилин\\(глина)/\\/\\ / | К |
9. | Клей | Ф |
10. | Ножницы | К |
11. | Подставки для натуры | П |
12. | Муляжи фруктов (комплект) | Д |
13. | Муляжи овощей (комплект) | Д |
14. | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Д |
15. | Гипсовые геометрические тела | Д |
16. | Стулья | К |
17. | Стеллажи для книг и оборудования | Д |
18. | Мебель для хранения таблиц и плакатов | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий ритмикой 1класс.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3685593","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 275px; height: 206px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"36...
рабочая программа 1класс ИЗО
ИЗО 1 класс...
Рабочая программа по английскому языку для начинающих (1класс).
Рабочая программа по английскому языку для начинающих (1класс). Внеурочная деятельность. Представленная программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственног...
рабочая программа по ИЗО 1класс
рабочая программа по ИЗО 1класс по ФГОС по программе Б.Неменского...
Рабочие программы по музыке 1класс
Рабочая программа по музыке для1 класса(ФГОС)...
Рабочая программа 1класс ФГОС
рабочая программа по физической культуры 1 класс ФГОС...
рабочая программа 1класс
Рабочая программа 1-4 классы. классы....