Календарно-тематическое планирование 1 класс.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме

Маковская Анна Владимировна

Календарно-тематическое планирование  для1 класса составлено по программе авторов Л. Г.Савенковой,  Е.А.Ермолинской. (М.: Вентана-Граф, 2013 .) Планирование составлено с учетом новых требований в оформлении пояснительной записки и структуре ктп .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_ktp_savenkova.docx61.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа для 1 класса составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  (авторы Л. Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013)  . Учебно – методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному компоненту  государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.  /Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  -М. :  Вентана – Граф, 2013.

1 Общая характеристика учебного предмета. 

         Определяющими характеристиками данной программы являются  интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.  Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития   ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также  педагогические подходы и методологические основания программы  опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,

разработанной в Учреждении Российской академии образования  «Институт художественного образования».

      Данная программа учитывает передовой опыт современных  направлений педагогики искусства в области художественного  образования школьников, научно-методические концепции, технологии  обучения, а также изменения культурного пространства России,  появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

        Современный уровень социокультурного развития общества  диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик  становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных  программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих  полихудожественное развитие школьников.

        2  Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе  является реализация фактора развития, формирование у детей целостного,  гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой  деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с  искусством; формирование духовных начал личности, воспитание  эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного (изобразительного) искусства;  нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему  народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

•   воспитание  устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение  нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и  формирование художественных и эстетических предпочтений;

•  развитие  творческого потенциала ребенка в условиях активизации  воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному  восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов  искусства; развитие желания привносить в окружающую  действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной

деятельности;

•  освоение  разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

•   овладение  выразительными средствами изобразительного  искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их  желания выразить в своем творчестве свои представления об  окружающем мире;

•  развитие опыта художественного восприятия произведений  искусства.

      Фактор развития реализуется в программе посредством развития  ифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности  самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника,  восприятия разных видов искусства.

       Основой всего педагогического процесса в преподавании  изобразительного искусства является органическое единство учебного и  воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с  другими образовательными дисциплинами.

        Характерными признаками развивающего обучения в условиях  полихудожественного подхода  на уроках  изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка. 

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

3. Живое общение с искусством. 

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

5. Опора на региональный компонент в обучении. 

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. 

9. Активное творчество самих детей. 

3Ценностные  ориентиры  содержания.

        Программа открывает возможность реализации  интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,

последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

4 Место  изобразительного  искусства  в  учебном  плане.

          В  соответствии  с  базисным  учебным  планом  данная  рабочая  программа  рассчитана  на  33  часа  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  33  учебные  недели ).  

5 Планируемые результаты  освоения  курса:

    Личностные результаты освоения основной образовательной  программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной  культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное  наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам  разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация  воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей,  эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и  произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,  сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой  деятельности; развитие желания привносить  в  окружающую  действительность  красоту; развитие  навыков сотрудничества в  художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной  образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера;  развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала  личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать  творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности  откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении,  формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в  природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в  действительности и искусстве, а также к собственной творческой  деятельности;

4) активное использование  речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных  технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных  задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и  представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать  и переносить информацию с одного вида художественной деятельности   на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его  истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование  понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, андшафтом, традициями и особенностями региона;  представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия  мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия  произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к  народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде  (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи  каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он  находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной  программы начального общего образования по изобразительному  искусству должны отражать:

1) формирование устойчивого интереса к изобразительному  творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить  произведения изобразительного и других видов искусства;

2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном  искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих  работах;

3) развитость коммуникативного и художественно-образного  мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и  воображения детей;

5) использование в собственных творческих работах цветовых  фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка  пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного  искусства, архитектуры и дизайна);

7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое  отношение к художественному произведению; использование  изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании  театрализованных композиций, художественных событий, импровизации  по мотивам разных видов искусства.

8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

 Регулятивные УУД

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

^ Познавательные УУД

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

^ Коммуникативные УУД

 Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

 а) донести свою позицию до собеседника;

 б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

 Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

 Учиться согласованно работать в группе:

 а) учиться планировать работу в группе;

 б) учиться распределять работу между участниками проекта;

 в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

 г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

6.При  реализации  данной  рабочей  программы  основное  внимание  будет  уделяться  формированию  универсальных  учебных  действий  (УУД)  через  использование  (применение)  следующих  педагогических  технологий,  в  т.ч.  инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технологии уровневой дифференциации
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  5. Групповые технологии
  6. Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

  1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
  2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

Природосообразные технологии

  1. Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

  1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
  2. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
  3. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что  отражено  в  календарно-тематическом  планировании. 
  4. Ключевой  задачей  при  реализации  данной  программы  будет  являться  здоровьесбережение,  так  как  оно  как  никогда  актуально  в  учебно-воспитательном  процессе  и   формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

          Новизна  разработанных  требований  в  соответствии  с  ФГОС  предполагает  приоритет  системно-деятельностного  подхода  к  процессу  обучения,  что  определяет  не  только  освоение  обучающимися  предметных  умений,  но  и  развитие  у  них  общих  учебных  умений  и  обобщённых  способов  деятельности,  связанных  с  формированием  познавательной,   информационной  и  коммуникативной  компетентности.  

7 Взаимосвязь урока «Изобразительное искусство»  осуществляется с внеурочной деятельностью и изостудией, где ребята закрепляют и пробуют полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности,  на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных  универсальных учебных действий (УУД).

8 Нацеленность  обучения   ИКТ    отражена  в  календарно-тематическом планировании.  (12 часов)   ИКТ-технологии  будут  использоваться  на  всех  этапах,  как  при  подготовке  урока,  так и  в  его  процессе:  при  объяснении,  закреплении,  повторении,  систематизации.  Преимуществами  использования  ИКТ  является: индивидуализация  обучения.

Особое внимание при  реализации  данной  рабочей  программы  будет  уделено  формированию  проектного  мышления  как  ключевой  компетентности.  Ввиду  этого  в  календано-тематическом  планировании  отражена  организация  проектной  деятельности  на  уроке.  (5 часов)

9  материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное  искусство» в младшей школе : мольберты, планшеты, ДВД-плеер, телевизор, компьютер, экран, проектор.

10  Преподавание  курса  будет  вестись  по  учебнику  с  использованием  рабочей  тетради:

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2011.

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 1 класс : рабочая  тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2011.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-тематическое  планирование 1 класс

(Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская)

икт

п/п

Дата

проведения

Тема (раздела) урока

Художественно-педагогическая идея урока, раздела.

Предметные результаты

понятия

ууд

Личностные результаты

+/ _

план

факт

прк

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)» (16 часов)

1

 Изучение окружающего предметного мира и мира природы

«Летнее солнышко»

Художник-живописец. Освоение техники работы кистью и красками. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой. Примерные темы: «Шум ветра», «Ночью была гроза», «Дождевые тучи», «Грибной дождь: кто под листиком спрятался»,
«Закатилось красно солнышко», «За лесами, за горами», «Вот они какие — сосульки», «Капелька стучит в окно», «Осенние листочки», «Летнее солнышко» (связь изобразительного искусства с природой)

Работа на плоскости
Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).
Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками
и кистью

Художник

живописец

Коммукативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;задавать вопросы

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

осознание своих творческих возможностей

2

Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.
«Кто рисует на скалах»

Наскальная живопись древних людей. Примерные темы: «Кто рисует на скалах», «Кто нарисовал узоры на окне», «Кто художнику помогает», «Мёд и пчёлы», «Почему камни такие красивые» Формирование представлений о происхождении искусства. Чем и как рисовали люди.
Инструменты и художественные материалы современного художника

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).
Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.
Выбирать материал и инструменты для изображения

Художественный материал

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме;

проявление познавательных мотивов;

3

Знакомство с палитрой.

«Листопад»

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. Примерные темы: «Звуки мира и тишина», «Сумерки», «Листопад», «Моя осень», «Яркий снег, хрустящий лёд», «Весна, снеговик загрустил», «Радуга», «День птиц», «Весна» . Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе
и окружающей действительности

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе.
Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Изображать по памяти и представлению

палитра

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

проявление познавательных мотивов;

4

Первые представления о композиции

«Птицы улетают на юг»

Изобразительная плоскость. Примерные темы: «На дороге», «Детская площадка», «Мы гуляем в лесу», «Осенний лес», «Птицы улетают на юг» . Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение.

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе

композиция

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения  и пытаться ее обосновать

Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану

Познавательные УУД: формировать первичные живописные навыки

 развитие эстетических чувств

5

 Художник-график

«Ветер запутался в ветках»

Художник-график. Знакомство
с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом). Примерные темы композиций: «Поваленное дерево», «Ветер запутался в ветках», «Куда бежит дорога», «Строится новый дом», «Дождь»

Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.
Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами)

Вертикаль, горизонталь, наклон

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы 

Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций

 Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме

проявление познавательных мотивов

6

Изображение предметов в открытом пространстве

узор ветвей, ритм стволов

Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами: лист сирени и лист дуба; морковь и свёкла; узор ветвей, ритм стволов («Деревья зимой»). Соотношение земли, неба; выделение главного предмета в композиции

Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности.

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц)

форма

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД:  уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 проявление познавательных мотивов;

7

 Первый план, главный элемент в композиции.

Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Примерная тема композиции: «Заколдованный зимний сад Снежной королевы»

Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции

Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.

Работать разными мягкими материалами

Первый план

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: изображать характерные особенности пейзажа родной природы

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

развитие эстетических чувств

8

 Пространство в искусстве

«Бабочки радуются солнцу»

Освоение жизненного пространства человека и животного. Примерные темы композиций: «Мышка в норке», «Бабочки радуются солнцу». Динамика в изображении

Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве

Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.

Иметь представление о набросках и зарисовках

 Пространство

Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать.

Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций

Познавательные УУД: ознакомление с многообразием бабочек

развитие эстетических чувств

9

изменение цвета с помощью белой краски

«Причудливые облака в небе»

Примерные темы композиций: «Причудливые облака в небе», «Фламинго на прогулке», «Разноцветное мороженое», «Жёлтый кот в жёлтой траве», «Зимние (весенние) каникулы»

Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски

Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.
Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ

переход

Коммуникативные УУД:  работать самостоятельно, используя умения и навыки

Регулятивные УУД: вносить дополнения

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

проявление познавательных мотивов

10

 Художник-скульптор. Освоение техники лепки (пластилин, глина).

Художник-скульптор. Освоение техники лепки (пластилин, глина). Создание своей игрушки на основе наблюдения за домашними животными

Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб

Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).
Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек

скульптор

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

 развитие эстетического чувства

11

Рельеф.

Лепка этюдов животных по памяти и представлению.

Представление о рельефе. Примерные темы композиций: «Собака и кошка», «Цапля», «Птицы», «Рыбы», «Корабли в море». Лепка этюдов животных по памяти и представлению. Соотношение размеров и объёмов в композиции

Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под

Работа в объёме и пространстве
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)

рельеф

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

: проявление познавательных мотивов;

12

Развитие индивидуального чувства формы

Художник-прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений

Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.
Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.
Представлять соразмерность форм в объёме

Декоративно-прикладное искусство

Коммуникативные УУД: работать в группах, принимать решения.

Регулятивные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

13

 «Играющие животные» движение в объёме.

Примерные темы композиций: «Мальчик играет с собакой», «Играющие животные», «На водопой». Использование в декоративной лепке готовых форм (каркас) — композиция «Ярмарка игрушек»

Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов

Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.

Создавать коллективные композиции

Динамика, объем

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД:проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику движения

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера

14

 Освоение техники бумажной пластики

Великий художник — природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева

Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

Декоративно-прикладная  деятельность Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы

Стилизация

Коммуникативные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу;

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

15

 предметы, люди в пространстве: «Подводное царство»

Примерные темы композиций: «Подводное царство», «Подснежник», «Ветер по морю гуляет», «Утро золотых одуванчиков», «Баю-бай — колыбельная». Перевод реального изображения в декоративное

Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве

Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.
Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.
Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

развитие эстетического чувства

16

Навыки работы гуашевыми красками. Цвет, настроение и форма в искусстве.

«Аквариум»

Выполнение декоративного фриза. Примерные темы композиций: «Бабочки», «Как муравьишка домой спешил». Коллективное творчество. Примерные темы композиций: «Аквариум», «Прилёт птиц» — передача силуэта птиц и ритма летящей стаи

Освоение навыков работы гуашевыми красками. Создание фантастических композиций по представлению: «Пение стрекоз», «Лунные цветы», «Морские звуки».

Освоение работы с бумагой. Аппликация на основе неожиданных цветовых отношений

Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни

Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.
Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)

Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками.

Уметь видеть и передавать необычное в обычном

гуашь

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: вносить дополнения

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

проявление познавательных мотивов;

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»

Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке

Работа на плоскости

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения

17

Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»

Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке .Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»

Работа на плоскости

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения

«кляксография»

Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать.

Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций

Познавательные УУД: ознакомление с многообразием техник изобразительного искусства.

18

 Передача сюжета в работе.

«Дворец царя Нептуна»

Создание картин-фантазий. Работа с литературными текстами. Примерные темы композиций: «Муравьи и бабочки», «Как цыплёнок дом искал», «Дворец царя Нептуна», «Оле Лукойе»

Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет

Отображать контраст и нюанс в рисунке.
Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года.
Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом)

сюжет

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: вносить дополнения

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

развитие эстетических чувств, фантазии, воображения

19

 Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях

Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги)

Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях

Проводить линии разной толщины — вертикальные, горизонтальные, изо-
гнутые.
Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой.
Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы.
Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы

ассоциация

Коммуникативные УУД: _ задавать вопросы, прогнозировать результат своей работы.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

20

Изображение движения

«Бегущее животное, летящая птица»

Передача движения. Примерные темы композиций: «Бегущее животное, летящая птица», «Животное с детёнышем», «Песня слона», «Вороны на снегу», «Кот и мышка». Фотографирование человека или животного в движении

Передавать движение и настроение в рисунке.
Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.
Уметь работать в группе.
Фиксировать внимание на объектах окружающего мира.
Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям

динамика

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: вносить дополнения

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

развитие эстетических чувств

21

Развитие интереса и внимания к цвету : «Дворец Снежной королевы»

Примерные темы композиций: «Дворец Снежной королевы», «Хрустальный звук», «Капель», «Журчание ручья», «Колокольный звон», «Пение синицы»,  «Крик вороны»

Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения).
Сравнивать контраст и нюанс в музыке
и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).
Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук»

контраст и нюанс

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

22

Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти. «Как звучит мой дом, улица, город»

Импровизация. Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки (мелодии). Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти. Примерные темы: «Как звучит мой дом, улица, город», «Кто живёт за той горой», «Шорох осенних листьев». Создание композиций по впечатлению на передачу настроения, динамики. Музыка в картине и стихах

Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку

Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя.
Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.
Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых
и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме,
в школе, в лесу).
Работать графическими материалами: акварель, пастель

графика

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение

Регулятивные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

23

 Пластические мотивы в объёмной форме

Художник-скульптор. Создание трёхмерного объёмного образа по мотивам собственных фантазий, объектов фото- и видеосъёмок на природе

Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме

Работа в объёме и пространстве
Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты.
Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм

Скульптура

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

осознание своих творческих возможностей;

24

Конструирование замкнутого пространства
Создание глубинно-пространственной композиции

Художник-архитектор. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». Работа в группах по 3–4 человека. Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги на основе упаковки.
Работа над интерьером и его украшением. Создание «дома» для себя или для любимой куклы. Работа в группах по 3–5 человек

Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства
Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений

Работать с крупными формами.
Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями).
Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.
Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать интерьер аппликацией или росписью

интерьер

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

25

Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера)

Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Работа по мотивам литературных произведений (сказок): В царстве Снежной королевы», «Сказочный город», «Волшебный город Радуги»

Декоративно-прикладная деятельность
Создавать образ интерьера по описанию.
Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др.

дизайн

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

осознание своих творческих возможностей;

26

Форма и украшение в народном искусстве

Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции помещения, сада, строения в природной среде по описанию в сказке

Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).
Создавать из работ коллективные композиции

народное искусство

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: вносить дополнения

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

27

 Контраст и нюанс в цвете и форме.

«Зима – лето»

Контраст и нюанс в разных видах искусства. Темы творческих работ: «Первый день весны», «Новый год», «На ярмарке», «День и ночь», «Солнечно и пасмурно», Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении, «Весна — осень» , «Зима – лето».

Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, вести устный диалог

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

осознание своих творческих возможностей;

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

28

Изобразительное искусство среди других искусств.

Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Игры на основе обмена мнениями и впечатлениями о произведениях живописи, бесед о природе (по впечатлениям от прогулок на природе , посещения музея, выставки, просмотра видео)

Иметь представления об изобразительном искусстве, о

связи изобразительного искусства с действительностью;

высказывать свои представления и объяснять их.

Коммуникативные УУД:  договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

проявление познавательных мотивов;

29

 Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)

Наблюдение за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор»

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

осознание своих творческих возможностей;

30

картина, рисунок, скульптура, декоративная композиция, произведение декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. Знакомство с художниками: А.М. Герасимов, Р.Р. Фальк, А.Г. Венецианов, Э. Дега, К.С. Петров-Водкин, А. Матисс, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих

Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности

Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события

жанр

Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

31

Изменения  цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков

Экскурсия в парк или в лес

Художник-живописец. Отображение в живописи настроения, чувств автора.

Развитие способности наблюдать  за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов

Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.

Экскурсия в парк или в лес.

Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии

живопись

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

32

Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре.

Художник-скульптор. Материалы и инструменты художника-скульптора. Портрет в скульптуре. Микеланджело, В.И. Мухина, Ф.Ф. Каменский, А.М. Матвеев

Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта  в скульптуре

Проводить коллективные исследования о творчестве художников.
Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.
Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.
Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности

скульптура

Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения, называть несколько знакомых памятников и их авторов

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

33

Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом

Знакомство с крупнейшими музеями России.

Понятие музея. Экспозиция.

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.
Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки
по впечатлению от экскурсий,
создавать композиции по мотивам увиденного

Экспозиция.

Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Называть самые значительные музеи искусств России.

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

участвовать в организации выставки детского художественного творчества.

итого

33 часа

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект:

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2013.

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 1 класс : рабочая  тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2013.

Список  литературы  

Основная:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
  2. Примерные программы начального  общего  образования. В 2 ч. – М.: Просвещение,  2008.
  3. Л.Г.Савенкова  Изобразительное  искусство : интегрированная  программа : 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 3-е изд.,  перераб. – М. : Вентана-Граф, 2012.

     5.   Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое  пособие

            для учителя.   1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013г.

  1. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. Органайзер для  учителя.    Методические разработки уроков. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012г.

Сайты:

http://www.standart.edu.ru  , http://www.vgf.ru

Дополнительная:

      1.   В.В.Алексеева.  Что  такое  искусство?  М., 1991.

      2.   Н.А.Горяева.  Первые  шаги  в  мире  искусства:  Из  опыта  работы:  

           Книга  для  учителя. М., 1991.

      3.   С.М.Даниэль.  Искусство  видеть.  Л.,1990

      4.   М.А.Некрасова.  Народное  искусство  как  часть культуры.  

      5.  В.А.Фаворский.  Об  искусстве,  о  книге,  о  гравюре.  М.,1986. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...