Урок «Конструкция и декор предметов народного быта»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Материал рассказывает о единстве конструкции и декора предметов народного быта, и прикосается к нашим древним корням, к памяти предков.

Урок способствует формированию любви и пониманию к национальному российскому искусству. Это и есть главная цель нашего урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2024_5_kl_otk_ur_izo.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Учитель Пригорнева Ю.Р.

Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта».

Цель: Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (берестяной туясок)

Задачи урока:

- Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора.

- Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти, карандаши).

- Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного.

- Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные: Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народных предметов. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Познавательные :

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная.

Оборудование: Иллюстрации с изображениями русских народных бытовых предметов. Формы и типы росписей предметов народного быта. Бумага, цветные карандаши или краски.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний.

Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге мы заглянули в крестьянскую избу конца 19 века.

Здесь все как в природе – гармонично и совершенно.

-Вспомните, ребята.

-Своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была …конечно же печь.

- Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи? (Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Печь считали семейным очагом. На ней сушили варежки и валенки. Ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки).

Изучив интерьер, внутренний мир русской избы, интересно было бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Зачем они были нужны?

-Видим ли мы шкафы для посуды? (Нет. Всю посуду, крестьянскую утварь хозяйка расставляла на верхнюю полку под потолком – половошник.)

-Что еще из мебели мы здесь видим? (Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели и спали. Детская колыбель, подвешенная к потолку)

-А чем изба украшалась? (Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.)

-Чем она необычная? (Непохожа на современную, необычная форма посуды, узоры.)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Закройте глаза. Давайте представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка.

Давайте заглянем внутрь!

Откройте глаза. Что вы видите на полках?

А вы знаете название и какая конструкция у этих предметов?

Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта».

4. Усвоение новых знаний.

Белый низ, зеленый верх

В летней роще краше всех!

На стволах полоски

Хороши…(березки)

Первое дело-мир освещать,

Второе дело-больных исцелять,

Третье дело-нас одевать,

Четвертое дело-чистоту соблюдать!

Особое место в доме занимали туяски. Емкость для хранения.

Это неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядный туясок мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил муж жене, отец дочери. И поэтому его старались украсить особенно нарядно.

Туяски украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В роспись удивительным образом соединялись сказочность и реальность. Встречаются и сценки из жизни людей, и растительные элементы, а в нижнем ярусе, символизирующем землю, солярные знаки солнца и воды и фантастические птицы сирин. Люди верили, что птицы сирин приносят счастье.

#1060;изминутка

Творческая деятельность. Постановка художественной задачи.

В ходе самостоятельной работы учащихся учитель обращает внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками.

Учитель подсказывает, поправляет, помогает в процессе работы учеников.

#1056;ефлексия.

На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков.

Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному российскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Учитель Пригорнева Ю.Р.

Тема урока: Цвет. Основы цветоведения.

Цель: Познакомить учащихся с основами цветоведения, дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания.

Основные задачи урока:

Формирование представлений о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.

Развитие культуры зрительного восприятия.

Знакомство с теоретическими основами живописи.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Ход урока.

#1054;рганизационный момент.

Приветствие.

Учитель.

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Скажи какого цвета

Зима, весна, и лето?

2. Актуализация опорных знаний.

Как выдумаете о чём мы сегодня будем говорить? О цвете, тайне цвета и какую роль он играет в нашей жизни.

#1055;остановка цели и задач урока.

Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве.

Цветоведение – наука о цвете.

Ребята, видим ли мы в темноте цвета? Нет. Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета. Сегодня мы узнаем:

Что такое цвет?

#1059;своение новых знаний.

Свет- это частный случай электромагнитного излучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых.

Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными.

Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными.

Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами

Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нём.

Психологическое воздействие цвета на человека. Цвет способен менять настроение, эмоциональный настрой, бодрить или угнетать. могут создавать теплую или холодную атмосферу;

вызывают определенные реакции психики человека;

могут подчеркивать настроение, эмоции и чувства;

отражают смену времен года;

способствуют определенным физиологическим последствиям в форме негативных или положительных зрительных раздражителей;

обращаются к чувствам и эмоциям; придают объемность предметам быта, вещам и среде в целом;

соприкасаются с ощущениями, могут доставлять зрительное наслаждение или же наоборот, оттолкнуть. Среди королевской одежды и предметов духовенства часто можно встретить именно этот тон. Большинство креативных людей отдают предпочтение именно фиолетовому. Он способствует душевному спокойствию, принятию всего происходящего, наполнению высокой энергией.

#1060;изкультминутка.

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную.

Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.

Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.

Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме.

Искусство живописи – искусство цветовых и световых отношений. Работая красками , необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения.

Знание системы цветовых построений необходимо не только для успешной работы художника, но и для успешной работы дизайнера интерьера и дизайнера одежды.

Итак, мы выяснили, что цвет имеет огромное значение в жизни человека, он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие и люди научились пользоваться этим. Практическая работа:

Сегодня вы изобразите свое настроение в различных тонах.

Нарисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например синим и жёлтым, а клетки между ними закрасить разными оттенками, полученные путём смешивания заданных цветов.

#1056;ефлексия.

На уроке мы научились распознавать настроение художника. Попытались передать свои эмоции при помощи света и цвета. Каждый из вас сможет изучить язык цвета и с легкостью передавать информацию красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему"Конструкция и декор предметов народного быта"

План урока ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".                                 ...

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта"....

урок "Конструкция и декор предметов народного быта"

урок "Конструкция и декор предметов народного быта"...

Урок по изобразительному искусству в 5 классе. Тема урока:« Конструкция и декор предметов народного быта ».

На уроке учащиеся знакомяться с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком , помогали в быту , труде и были участниками праздников.  ...

Презентация к уроку "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка." 5 класс

Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...