"Пушкиниана" Нади Рушевой ( рисование человека по памяти и представлению)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
"Пушкиниана" Нади Рушевой
( рисование человека по памяти и представлению) 7 класс
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Нади Рушевой.
2. Формировать практические навыки в изображении фигуры человека.
3. Развивать творческое отношение к выполнению задания.
4. Воспитывать нравственно эстетическое отношение к поэзии Пушкина, искусству, истории.
Оборудование и материалы:
· Видео-фильм " Пушкин...( «Тает желтый воск свечи...")
· Аудиозаписи
· Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художников советского периода
· Ксерокопии рисунков Нади Рушевой
· Отрывок из телев. фильма " Тебя, как первую любовь..." о жизни Н. Рушевой
· Автопротрет А.С. Пушкина, распечатанные наброски, эскизы на полях его рукописей
Художественные материалы - по выбору: черная тушь, гуашь, фломастеры, гелевые ручки, уголь )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkiniana_nadi_rushevoy.doc | 50.5 КБ |
pushkiniana_montazh_uroka.doc | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
"Пушкиниана" Нади Рушевой
( рисование человека по памяти и представлению) 7 класс
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Нади Рушевой.
2. Формировать практические навыки в изображении фигуры человека.
3. Развивать творческое отношение к выполнению задания.
4. Воспитывать нравственно эстетическое отношение к поэзии Пушкина, искусству, истории.
Оборудование и материалы:
- Видео-фильм " Пушкин...( «Тает желтый воск свечи...")
- Аудиозаписи
- Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художников советского периода
- Ксерокопии рисунков Нади Рушевой
- Отрывок из телев. фильма " Тебя, как первую любовь..." о жизни Н. Рушевой
- Автопротрет А.С. Пушкина, распечатанные наброски, эскизы на полях его рукописей
Художественные материалы - по выбору: черная тушь, гуашь, фломастеры, гелевые ручки, уголь )
План урока.
1.Выступление актерской группы.
2.Беседа о творчестве Н. Рушевой.
3. Просмотр видеоматериала.
4.Постановка художественной задачи: выбор сюжета и композиции для своей работы.
5.Практическое выполнение задания.
6. Подведение итогов и анализ работ при участии актерской группы.
ХОД УРОКА.
Сценка (звучит музыка)
Софии - А вот и не догонишь! Не догонишь и не поймаешь!
Мари - Софи! Я на тебя обижусь! Это мне Виктор обещал написать стихи в альбом!
Софии - Нет, и нет , и нет! Мадемуазель злюка! Виктор мне нарисует в альбом шарж на тебя! В шляпке с противными розовыми ленточками!
Виктор - Девочки! Не ссорьтесь! Софи, вы обидели свою сестру. Она весьма снисходительна к вам....Мари, разрешите предложить Вам прогулку по саду. А стихи я Вам обязательно напишу .Одного моего знакомого лицеиста - Саши Пушкина....
Софи ( вслед уходящим) - Ах, Виктор, вам легко обижать младших! Вот вырасту, стану красавицей, то-то Вы пожалеете!
Слово учителя: Примерно так могла выглядеть сценка, словно подсмотренная нами в гостиной дворянского дома.
А Пушкин- лицеист. Интересно, учили ли в лицее рисованию?
Конечно! Обязательно! В обязательной программе наряду с "серьезными" предметами отведено по нескольку часов и на изящные искусства. Среди которых - рисование. Его в лицее преподавал Сергей Гаврилович Чириков. Он был выпускником Академии художеств с аттестатом "художник со шпагой".
Лицеисты много рисовали с натуры, делали портреты друг друга. Чиртков о Пушкине записал: " Отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен, а его успехи "неощутимы".... Чудак, разве он мог знать - кем станет этот юноша.
Рисование было неотъемлемой частью воспитания образованного человека. Об этом говорят и семейные альбомы, в которых наряду со стихами и пожеланиями заносились и рисунки, и шаржи, и карикатуры, и пейзажи. Они дополняют наше представление о домашнем художестве как важном элементе бытовой культуры 19 века.
Со дня рождения Пушкина прошло более 200 лет. Целая вечность. Все дети знают с детства сказки Пушкина. По-памяти мы можем процитировать отрывки из них. А иллюстрации, какие в них были сказочные-пресказочные иллюстрации!
Пушкин и сам любил рисовать на полях своих рукописей. К сожалению, не осталось его рисунков лицейского периода...
Постойте! Но я видела рисунки, где Пушкин лицеист!
Их нарисовала удивительная, талантливая девочка Надя Рушева. Этот цикл рисунков так и называется " Пушкиниана".
Вот как можно сказать стихами о творчестве этой девочки:
Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.
Вальсирует свободно по паркету
Листа рука.
Душе дар богом дан
Провидеть…
Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.
И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь... ...
Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера.
Эдэль
Мама - балерина, папа - художник. Когда в 1952 году у них родилась дочь, они находились в командировке в Монголии. Девочку по совету друга, местного мудреца назвали Найдан. На древнетибетском наречии это означает "вечно живущая". По-русски ее называли созвучным именем Надежда…
Падал снег. Пушистый, мягкий, мартовский. Девочка бежала по аллее пушкинского парка, и на её пути возникали наброски - веткой по снегу наносились упругие линии. И вот горит в бриллиантах снежинок тонкий девичий профиль, смеётся молодой Пушкин, рождаются образы его лицейских друзей... Веткой по снегу… Ей и вправду легко - подарить талому снегу несколько мимолётных мыслей, образов. Она молода, талантлива, впереди вся жизнь. Сколько ещё расскажет она своими рисунками о любви к людям, к жизни, о красоте земли и городов, - Эрмитаж, Зимний дворец, квартира Пушкина на Мойке... и всё это можно рисовать сколько душе угодно, - говорила она. А через три дня, 6 марта 1969 года, Нади Рушевой не стало.
Прожив немногим более 17 лет, Надя оставила после себя огромное духовное богатство – свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано …
Выполняя свои композиции в основном чернилами и тушью, Надя почти в совершенстве овладела техникой линейной графики. С пером в руках она осмыслила в зримых образах произведения более 50-ти авторов.
«И мне приятно отметить, что все рисунки Нади Рушевой были линейными, певучими и красивыми," - таково мнение известного художника Н.Н.Жукова. «Надя - Моцарт рисунка"
(Показ отрывка из кинофильма "Тебя , как первую любовь..." - интервью Рушевой)
Пушкиниана
Пушкин - это особый мир Нади, особое её пристрастие, особая любовь. С Пушкина, возможно, всё и началось. Пушкин разбудил дремавший в маленькой восьмилетней Наде Рушевой инстинкт творчества.
Рисунки Нади Рушевой приближают нас к Пушкину ещё на один шаг. Работая над ними, Надя старалась вжиться не только в образ самого поэта, но и в атмосферу, его окружавшую, в пушкинскую эпоху, увидеть, почувствовать, ощутить её - представить себе воочию людей того времени, обстановку, вещи, какие были вокруг них и в их руках.
(показ видео ролика - Пушкин ( тает желтый воск свечи ....)
Да в ней было абсолютно все, что присуще тонкому, истинному, блестящему художнику и о чем все еще пишут критики и исследователи ее работ: «и необычность, и оригинальность творческого почерка, и только ей присущая линия рисунка, линия, возведённая в абсолют - безошибочно точная, строгая, летящая:».. Об этом никто и не спорит. В Рушевой – художнице была заложена огромная потенциальная возможность творческого роста, это отмечал ее наставник, скульптор – анималист Василий Ватагин.
В запасниках Пушкинского музея хранится огромное количество рисунков – около восьмисот - большая часть художественного наследия гениальной девочки, феи рисунка.
Сегодня каждый из вас сделает графическую иллюстрацию к выбранному вами заранее произведению Пушкина.
Кроме вашего личного восприятия содержания стихотворения, поэмы, сказки, вы должны будете изображать ваших героев с учетом пройденного материала о пропорциях человеческого тела.
Вопросы:
- Что является единицей измерения при рисовании человека?
- Сколько единиц измерения ( высоты голов человека) составляет высоту взрослого человека? Ребенка?
- Размер длины туловища человека и голова ( вместе ) длине чего равны?
- До какой части тела доходит длина рук?
- На уровне чего находится локоть?
- Чему равна ширина фигуры человека в плечах?
- Как определить длину ног?
- Как мы определяем размер стопы ноги и ладони человека?
Теперь мы можем приступить к работе. Я думаю, что яркая музыка, часто меняющая свой хорактер, поможет вам в создании ваших работ ( звучит классическая музыка -Моцарт – «Мелодия сердца», «Анданте», Вивальди – «Звуки океана: Шторм» )
В конце урока, после того, как закончены работы вновь у доски появляются ребята актерской группы (они тоже работали вместе с классом). У каждого в руках его графическая работа.
Софии - Виктор, Мари ! Посмотрите, вам нравится? Поверьте, я очень старалась. ...Виктор, это для Вас...
Виктор - Софи, это так мило. У вас получилась прелестная работа. Мари, подойдите к нам, что вы мешкаете?
Мари - Я восхищена красивыми рисунками этих юношей и барышень. Я бы хотела, чтобы вы тоже их увидели!
Софии – Я предлагаю составить альбом, чтобы мы все могли полюбоваться! Виктор, Софи, помогите мне ( собирают работы детей и закрепляют их на доске).
Учитель: Посмотрите, сколько здесь эмоций и чувств! Вы все замечательно справились с работой.
А какие из представленных работ и почему привлекли ваше особое внимание? ( проходит анализ работ в непринужденной форме)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование человека. Аниме.
После рассмотрения пропорций классической или реальной фигуры человека, я решила познакомить учеников с тем, как изображают людей в аниме и манге. Детей это заинтересовало, урок получился интересным и...
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой
Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...
"Развитие у детей восприятия цветовой гармонии основанное на рисовании с натуры, по памяти, по представлению красками".
В этом докладе размещено описание моей темы по самообразованию. Дано описание методик и приёмов которые я использую на уроках изобразительного исусства....
Доклад на тему "Развитие пространственного мышления в рисовании по памяти и представлению"
Развитие пространственного мышления в рисовании по памяти и проедставлению...
Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.
Рисование человека с натуры, используя схему. Схему выполняют из цветной бумаги, а рядом рисунок человека фломастерами....
урок "Рисование человека в движении (дискотека)"
Цель урока: Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека , рисование человека с передачей характерного движения....
Рисование человека
Занятие по обучение рисования фигуры человека у обучающихся старшей группы...