"Пушкиниана" Нади Рушевой ( рисование человека по памяти и представлению)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Козлова Елена Владимировна

"Пушкиниана" Нади Рушевой

( рисование человека по памяти и представлению)           7 класс

 

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Нади Рушевой.

2. Формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

3. Развивать творческое отношение к выполнению задания.

4. Воспитывать нравственно эстетическое отношение к поэзии Пушкина, искусству, истории.

Оборудование и материалы:

·        Видео-фильм " Пушкин...( «Тает желтый воск свечи...")

·        Аудиозаписи

·        Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художников советского периода

·        Ксерокопии рисунков Нади Рушевой

·        Отрывок из телев. фильма " Тебя, как первую любовь..." о жизни Н. Рушевой

·        Автопротрет А.С. Пушкина, распечатанные наброски, эскизы на полях его рукописей

 

Художественные материалы - по выбору: черная тушь, гуашь, фломастеры, гелевые ручки, уголь )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkiniana_nadi_rushevoy.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon pushkiniana_montazh_uroka.doc1.05 МБ

Предварительный просмотр:

"Пушкиниана" Нади Рушевой

( рисование человека по памяти и представлению)           7 класс

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Нади Рушевой.

2. Формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

3. Развивать творческое отношение к выполнению задания.

4. Воспитывать нравственно эстетическое отношение к поэзии Пушкина, искусству, истории.

Оборудование и материалы:

  • Видео-фильм " Пушкин...( «Тает желтый воск свечи...")
  • Аудиозаписи
  • Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художников советского периода
  • Ксерокопии рисунков Нади Рушевой
  • Отрывок из телев. фильма " Тебя, как первую любовь..." о жизни Н. Рушевой
  • Автопротрет А.С. Пушкина, распечатанные наброски, эскизы на полях его рукописей

Художественные материалы - по выбору: черная тушь, гуашь, фломастеры, гелевые ручки, уголь )

        

План урока.

1.Выступление актерской группы.

2.Беседа о творчестве Н. Рушевой.

3. Просмотр видеоматериала.

4.Постановка художественной задачи: выбор сюжета и композиции для своей работы.

5.Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов и анализ работ при участии актерской группы.

ХОД УРОКА.

Сценка (звучит музыка)

Софии - А вот и не догонишь! Не догонишь и не поймаешь!

Мари - Софи! Я на тебя обижусь! Это мне Виктор обещал написать стихи в альбом!

Софии - Нет, и нет , и нет! Мадемуазель злюка! Виктор мне нарисует в альбом шарж на тебя! В шляпке с противными розовыми ленточками!

Виктор - Девочки! Не ссорьтесь! Софи, вы обидели свою сестру. Она весьма снисходительна к вам....Мари, разрешите предложить Вам прогулку по саду. А стихи я Вам обязательно напишу .Одного моего знакомого лицеиста - Саши Пушкина....

Софи ( вслед уходящим) - Ах, Виктор, вам легко обижать младших! Вот вырасту, стану красавицей, то-то Вы пожалеете!

Слово учителя: Примерно так могла выглядеть сценка, словно подсмотренная нами в гостиной дворянского дома.

А Пушкин- лицеист. Интересно, учили ли в лицее рисованию?

Конечно! Обязательно! В обязательной программе наряду с "серьезными" предметами отведено по нескольку часов и на изящные искусства. Среди которых - рисование. Его в лицее преподавал Сергей Гаврилович Чириков. Он был выпускником Академии художеств с аттестатом "художник со шпагой".

Лицеисты много рисовали с натуры, делали портреты друг друга. Чиртков о Пушкине записал: " Отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен, а его успехи "неощутимы".... Чудак, разве он мог знать - кем станет этот юноша.

Рисование было неотъемлемой частью воспитания образованного человека. Об этом говорят и семейные альбомы, в которых наряду со стихами и пожеланиями заносились и рисунки, и шаржи, и карикатуры, и пейзажи. Они дополняют наше представление о домашнем художестве  как важном элементе бытовой культуры 19 века.

Со дня рождения Пушкина прошло более 200 лет. Целая вечность. Все дети знают с детства сказки Пушкина. По-памяти мы можем процитировать отрывки из них. А иллюстрации, какие в них были сказочные-пресказочные иллюстрации!

Пушкин и сам любил рисовать на полях своих рукописей. К сожалению, не осталось его рисунков лицейского периода...

Постойте! Но я видела рисунки, где Пушкин лицеист!

Их нарисовала удивительная, талантливая девочка Надя Рушева. Этот цикл рисунков так и называется " Пушкиниана".

Вот как можно сказать стихами о творчестве этой девочки:

Недетский почерк детского рисунка.

Пера разбег - как будто взмах крыла.

Певучих линий тоненькие струнки

Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету

Листа рука.

Душе дар богом дан

Провидеть…

Проступают силуэты

Сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья

Встают из пепла, возвещая вновь,

Что живы божество и вдохновенье...

И вечны жизнь, и слёзы, и любовь... ...

Нам сквозь туман неверья и сомнений,

Из тайников бессмертного вчера,

Протягивает вечно юный гений

Нить Ариадны с кончика пера.

Эдэль

Мама - балерина, папа - художник. Когда в 1952 году у них родилась дочь, они находились в командировке в Монголии. Девочку по совету друга, местного мудреца назвали Найдан. На древнетибетском наречии это означает "вечно живущая". По-русски ее называли созвучным именем Надежда…

Падал снег. Пушистый, мягкий, мартовский. Девочка бежала по аллее пушкинского парка, и на её пути возникали наброски - веткой по снегу наносились упругие линии. И вот горит в бриллиантах снежинок тонкий девичий профиль, смеётся молодой Пушкин, рождаются образы его лицейских друзей... Веткой по снегу… Ей и вправду легко - подарить талому снегу несколько мимолётных мыслей, образов. Она молода, талантлива, впереди вся жизнь. Сколько ещё расскажет она своими рисунками о любви к людям, к жизни, о красоте земли и городов, - Эрмитаж, Зимний дворец, квартира Пушкина на Мойке... и всё это можно рисовать сколько душе угодно, - говорила она. А через три дня, 6 марта 1969 года, Нади Рушевой не стало.

Прожив немногим более 17 лет, Надя оставила после себя огромное духовное богатство – свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано …

Выполняя свои композиции в основном чернилами и тушью, Надя почти в совершенстве овладела техникой линейной графики. С пером в руках она осмыслила в зримых образах произведения более 50-ти авторов.

«И мне приятно отметить, что все рисунки Нади Рушевой были линейными, певучими и красивыми," - таково мнение известного художника Н.Н.Жукова. «Надя - Моцарт рисунка"

(Показ отрывка из кинофильма "Тебя , как первую любовь..." -  интервью Рушевой)

Пушкиниана  

Пушкин - это особый мир Нади, особое её пристрастие, особая любовь. С Пушкина, возможно, всё и началось. Пушкин разбудил дремавший в маленькой восьмилетней Наде Рушевой инстинкт творчества.

Рисунки Нади Рушевой приближают нас к Пушкину ещё на один шаг. Работая над ними, Надя старалась вжиться не только в образ самого поэта, но и в атмосферу, его окружавшую, в пушкинскую эпоху, увидеть, почувствовать, ощутить её - представить себе воочию людей того времени, обстановку,  вещи, какие были вокруг них и в их руках.

(показ видео ролика - Пушкин ( тает желтый воск свечи ....)

Да в ней было абсолютно все, что присуще тонкому, истинному, блестящему художнику и о чем все еще пишут критики и исследователи ее работ: «и необычность, и оригинальность творческого почерка, и только ей присущая линия рисунка, линия, возведённая в абсолют - безошибочно точная, строгая, летящая:».. Об этом никто и не спорит. В Рушевой – художнице была заложена огромная потенциальная возможность творческого роста, это отмечал ее наставник, скульптор – анималист Василий Ватагин.

В запасниках Пушкинского музея хранится огромное количество рисунков – около восьмисот - большая часть художественного наследия гениальной девочки, феи рисунка.

Сегодня каждый из вас сделает графическую иллюстрацию к выбранному вами заранее произведению Пушкина.

Кроме вашего личного восприятия содержания стихотворения, поэмы, сказки, вы должны будете изображать ваших героев с учетом пройденного материала о пропорциях человеческого тела.

Вопросы:

  1. Что является единицей измерения при рисовании человека?
  2. Сколько единиц измерения ( высоты голов человека) составляет высоту взрослого человека? Ребенка?
  3. Размер длины туловища человека и голова ( вместе ) длине чего равны?
  4. До какой части тела доходит длина рук?
  5. На уровне чего находится локоть?
  6. Чему равна ширина фигуры человека в плечах?
  7. Как определить длину ног?
  8. Как мы определяем размер стопы ноги и ладони человека?

Теперь мы можем приступить к работе. Я думаю, что яркая музыка, часто меняющая свой хорактер, поможет вам в создании ваших работ ( звучит классическая музыка -Моцарт – «Мелодия сердца», «Анданте»,  Вивальди – «Звуки океана: Шторм» )

В конце урока, после того, как закончены работы вновь у доски появляются ребята актерской группы (они тоже работали вместе с классом). У каждого в руках его графическая работа.

Софии - Виктор, Мари ! Посмотрите, вам нравится? Поверьте, я очень старалась. ...Виктор, это для Вас...

Виктор - Софи, это так мило. У вас получилась прелестная работа. Мари, подойдите к нам, что вы мешкаете?

Мари - Я восхищена красивыми рисунками этих юношей и барышень. Я бы хотела, чтобы вы тоже их увидели!

Софии – Я предлагаю составить альбом, чтобы мы все могли полюбоваться! Виктор, Софи, помогите мне ( собирают работы детей и закрепляют их на доске).

Учитель: Посмотрите, сколько здесь эмоций и чувств! Вы все замечательно справились с работой.

А какие из представленных работ и почему привлекли ваше особое внимание? ( проходит анализ работ в непринужденной форме)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование человека. Аниме.

После рассмотрения пропорций классической или реальной фигуры человека, я решила познакомить учеников с тем, как изображают людей в аниме и манге. Детей это заинтересовало, урок получился интересным и...

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

"Развитие у детей восприятия цветовой гармонии основанное на рисовании с натуры, по памяти, по представлению красками".

В этом докладе размещено описание моей темы по самообразованию. Дано описание методик и приёмов которые я использую на уроках изобразительного исусства....

Доклад на тему "Развитие пространственного мышления в рисовании по памяти и представлению"

Развитие пространственного мышления в рисовании по памяти и проедставлению...

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

Рисование человека с натуры, используя схему. Схему выполняют из цветной бумаги, а рядом рисунок человека фломастерами....

урок "Рисование человека в движении (дискотека)"

Цель урока: Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека , рисование человека с передачей характерного движения....

Рисование человека

Занятие по обучение рисования фигуры человека у обучающихся старшей группы...