Образ Казани и исторического памятника
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Тема: Процесс работы над тематической картиной (Образ Казани-города и исторического памятника.)
Тип урока: Комбинированный, с использованием национального компонента.
Цель урока: 1 Ознакомление учащихся с наиболее важными историческими событиям и с архитектурными памятниками столицы нашей Республики. 2 Закрепление навыков работы с цветной бумагой и картоном.3 Воспитание у учащихся любви к родному краю, к национальному наследию своей страны.
Задача: Создание коллективной панорамы Казани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_plan_uroka.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Шафигуллина Фарида Фаритовна, г. Азнакаево РТ, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Азнакаево» РТ, учитель изобразительного искусства.
7 КЛАСС
Тема: Процесс работы над тематической картиной (Образ Казани-города и исторического памятника.)
Тип урока: Комбинированный, с использованием национального компонента.
Цель урока: 1 Ознакомление учащихся с наиболее важными историческими событиям и с архитектурными памятниками столицы нашей Республики. 2 Закрепление навыков работы с цветной бумагой и картоном.3 Воспитание у учащихся любви к родному краю, к национальному наследию своей страны.
Задача: Создание коллективной панорамы Казани.
Оборудование: Ноутбук, столы,стулья.
Материалы: Листы формата А4, карандаши, цветная бумага, клей, картон, ножницы, индивидуальные задания в конвертах.
Зрительный ряд: рисунки учащихся с изображением архитектурных памятников Казани выполненные в живописи и в графике.
Литературный ряд: Книги и журналы о Казани.
Музыкальный ряд: Кассета с песнями о Казани (Ильсур Сафин «Казан-минемязмышым»)
Использованная литература: а) Рефераты учащихся, журналы «Наука» и «Школа» №2 (1999) «Магариф» №8 (2005),№1 (2000)
в) Образцы поурочных планов 3 часть (2005)
Ход урока:
①Организационный момент: 1.Приветствие.2.Определение отсутствующих. 3.Ознакомление с темой, целью и задачей урока.
②Актуализация знаний: 1.Какой город является столицей нашей Родины?2.Какой по счету свой день рождения отмечала наша столица?3.А как вы думаете,является город Казань архитектурным памятником?(Да, а почему мы с вами выясним в ходе урока).
③Изучение нового материала: Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры. Какие вы жанры знаете, ребята? Молодцы ребята. А вот события жизни являются содержанием сюжетно-тематических произведений, относящихся прежде всего к историческому и бытовому жанрам. Для того, чтобы создать тематическую картину нужно вести огромную поисковую и творческую работу, ведь тема должна быть правдивой и выразительной. Новый материал мы сегодня изучим вместе с вами и раскроем тему урока «Образ Казани-города и исторического памятника» с вашей помощью. На дом вам было дано задание: собрать материал о Казани,а также подготовить стихи о столице.Учитель:(наизусть слова, написанные на доске) О, Казань, ты грусть и бодрость, Светозарная Казань, Здесь творенья, Наших дедов, Здесь священные места.В гостеприимном краю, на зеленых просторах у великой реки на семи холмах вот уже много сотен лет стоит удивительный город Казань – столица Республики Татарстан. Это большой и красивый город. В Казани много больших, многоэтажных, старинных домов, красивых улиц и парков. На улице Ленина недалеко от Кремля, находится музей, городская библиотека, телеграф и университет. В Казанском университете учились многие известные люди.Город сильно вырос. В Казани имеется 11 институтов, пять театров, много школ, клубов, библиотек. В городе много фабрик и заводов. На улицах ходят троллейбусы, автобусы и трамваи.
А теперь я слово даю каждой поисковой группе отдельно. Руководителем 1 поисковой группы была………………..,2 группы…………………….,3 группы………………………. (Выступление 1 группы) Образование Казани связано с расселением в 5-7вв н.э. причерноморских булгар, которые после освоения территории нынешнего Татарстана получили название волжских булгар или «серебряных» булгар. Согласно наиболее достоверным источникам, основана в 1177г., с конца 13в. называлась Булгараль–Джадид (Новый Булгар). Город был пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Булгарии (Болгарии) Волжско-Камской. В 13-14вв. Булгараль-Джадид был столицей Казанского княжества. В 1399 Казань была разрушена войсками московского князя Юрия Дмитриевича, вновь построена в первой половине 15 в. С этого времени Казань – центр Среднего Поволжья, столица Казанского ханства.
(Выступление 2 группы) В 1552 город был завоеван Иваном Грозным и присоединен к Русскому государству. Взятие Казани стало одним из наиболее важных событий в ходе создания единого русского государства и укрепления власти Московского княжества. В 1708 Казань получила статус губернского города, который начал интенсивно развиваться. В 1774 г. (кроме Казанского Кремля) город взяли штурмом войска Пугачева и сожгли.
(Выступление 3 группы) В 19в в Казани появились крупные предприятия по переработке с/х продуктов, металлообработке, деревообработке, мыловаренные и др. заводы и фабрики. В 1808 году был основан Казанский университет -один из старейших высших учебных заведений России. После установления советской власти в 1920г. Казань стала столицей Татарской АССР. В В.О.В. в городе были размещены многие промышленные предприятия из западных районов СССР. Население города значительно возросло из-за эвакуации. После распада СССР Казань-столица Р.Т.
1группа. Научные и образовательные учреждения: Казанский научный центр РАН, Казанский государственный университет; технический, медицинский, технологический, педагогический, энергетический университеты;медицинский, с/х, строительный, ветеринарный,академический,финансовой-экономический институты и институт искусств и культуры.
2 группа. Культурные учреждения: Большой концертный зал Р.Т.; театры: Татарский академический имени Г.Камала, оперы и балета имени М. Джалиля, русский драм. Имени В.И. Качалова, юного зрителя имени Ленинского комсомола, кукол, татарской драмы и комедии имени К.Тинчурина; филармония, цирк, дворец спорта. Музеи: государственный объединенный Татарстана, изобразительных искусств, дом –музей В.И. Ленина, литературно-мемориальный музей М.Горького, Баратынского, музей-квартира М.Джалиля,Г.Камала.
3 группа. Архитектурные памятники: Старейшими памятниками архитектуры являются сооружения Кремля: Благовещенский собор-построен в 1562 г. Зодчими Постником Яковлевым и Ширяем ; дозорная башня Сююмбики(конец 17-первая половина 18вв.,высота 58м.), дворцовая церковь (1половина 18 в.).Также Петропавловский собор (1723-26), с шестиярусной колокольней(выс. 45м.), мечеть Марджани(1766), Апанаевская мечеть(1787).
Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо подготовились к уроку. Я бы хотела дополнить ваши рассказы. Прошу Вас обратить внимание на работы учащихся, которые выполнены в живописи и в графике и на слайды. Какие исторические и архитектурные памятники вам знакомы, назовите их.?
Мы остановимся натрех из них.
1.Башня Сююмбики. 2.Казанский Кремль.3.Мечеть Кол-Шариф.
Ребята , а вы знаете легенду о Сююмбике…..Казахский поэт Д. Мулдагалиев на писал такие строки о Сююмбике
Казанский Кремль выглядит нестарым: Вот минарет-игла в его руке . Тот минарет, конечно же, недаром, С древнейших пор зовут Сююмбике. С него царица , помолившись слезно, Смотрела в эту сторону и ту, Когда Казань сломил осадой Грозный, Красавица шагнула в пустоту
Казанский Кремль стал одной из лучших крепостей русской земли. На кремлевских стенах денно и ночно дежурили вооруженные стрельцы. Въезд был прегражден глубоким рвом, проходившим перед Спасской башней, главной башней Кремля. Проезд был через башню.Закрывался на ночь опускающейся решеткой и тяжелыми воротами, ключи от которых постоянно находились у главного или «большого» воеводы. Из века в век облик башни претерпевал изменения из-за пожаров, пушечных выстрелов и времени. И каждый раз ее бережно восстанавливали. Сегодня главная башня Казанского Кремля – это архитектурный символ и эмблема города. В 2001 году Казанский Кремль появился на карте Юнеско ,как исторический культурный памятник мирового наследия. Эмблема всемирной организации охраны и развития памятников культуры возвышается на одной из башен Кремля со стороны реки Казанки.
Мечеть Кол-Шариф. А сведения о главной мечети средневековой Казани вам нужно будет узнать самостоятельно, может при случае поездки в столицу.
А теперь, ребята, прежде ,чем приступить к практической части давайте проведем динамическую паузу. После устного путешествия по Казани, пройдемся по улицам города силами воображения.
Динамическая пауза: Все встанем и потянемся, начнем шагать с закрытыми глазами и представим себя на улице Баумана. Остановимся у первого фонтана, наклонимся , чтобы посмотреть в воду и достать камешек. Выпрямимся и пойдем дальше, сядем на скамейку и откроем глаза.
④Практическая часть. У каждой группы на столе задание, которое нужно выполнить всем вместе на бумаге формата А3. Руководитель группы в конце урока оценит ваш вклад в общую тематическую картину-аппликацию.
В конце урока на доске должна появиться панорама Казани. И не забывайте о Т.Б.(Включается запись песен о Казани).
⑤Заключение. Подведение итогов. Руководитель из каждой группы оценивает работу учащихся из его группы (учителем проставляются оценки) и вывешивает работу на доске, читая наизусть строки стихотворения:
1.Здесь узеньких улиц старинный уют, Здесь древние башни, где ветры поют. Открыли мы столько счастливых минут, Казань мы гордимся, что выросли тут.
2.Каждый твой камень стал дорог мне, Он о твоей богатырской судьбе. Помнят о многом стены Кремля, Тысячелетия тайны храня.
3.Ты-город счастья и песен творец! Ты-город братства и дружбы сердец. Ты-словно золота скифского скань, Ты всех прекрасней, родная Казань!
⑥Дом.задание: подобрать иллюстрации с работами художников бытового жанра. Индивид.задание: Сообщения по творчеству Репина,Сурикова,Брюллова.
….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Исторические памятники моего города""
История г. Дзержинский Цель проекта:знакомство с историей города, его культурными памятниками, воспитание православной культуры, знание истории Николо-Угрешского монастыря, посещение х...
Урок истории по теме «Исторические памятники»
Цель: Дать представление об исторических памятниках, их видах.Задачи:Образовательная:- учить различать виды исторических памятников...
«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».
Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...
Культурно-исторические памятники мирового значения на Кубани и их исследователи
Урок кубановедения в 5 классе, расширяющий круг знаний учащихся о всемирно известных памятниках культуры, расположенных на территории нашего края....
Исторические памятники
Дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом....
Презентация "Исторические памятники святому благоверному великому князю Александру Невскому".
Презентация "Исторические памятники святому благоверному великому князю Александру Невскому"....
Иске-Казань—историко-культурный памятник в Камаево
Представлен параграф учебника по истории Высокогорского района РТ для 7 класса (2016 г.)...