Урок истории по теме «Исторические памятники»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Цель: Дать представление об исторических памятниках, их видах.

Задачи:

Образовательная:

- учить различать виды исторических памятников                                     

Коррекционно-развивающие:

      - корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя;

    - развивать память посредством повторения пройденного материала;

    - развивать смысловую догадку при разгадывании тематического кроссворда;

 

Воспитательная:

  - воспитыватьинтерес к культуре и истории, бережное отношение к историческому наследию прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_istoricheskie_pamyatniki_1.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Урок истории по теме

  2. «Исторические памятники»

Цель: Дать представление об исторических памятниках, их видах.

Задачи:

Образовательная:

- учить различать виды исторических памятников                                      

Коррекционно-развивающие:

      - корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя;

    - развивать память посредством повторения пройденного материала;

    - развивать смысловую догадку при разгадывании тематического кроссворда;

Воспитательная:

  - воспитывать интерес к культуре и истории, бережное отношение к историческому наследию прошлого.

Словарь: Исторические памятники, Археологи, Музей, Предания, Легенды, Былины, Гусли, Берестяные грамоты, Чернила.

Оборудование: учебники по истории России, мультимедийный комплекс, кроссворд на каждого ученика, индивидуальные карточки

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока

Деятельность

учителя

обучающихся

Оргмомент

Приветствие
Отметка отсутствующих обучающихся

 

Повторение пройденного материала

Беседа по вопросам:
Что означает слово «история»?
Что изучает история?

Кто изучает историю?

Кого из русских историков вы можете назвать?

Почему следует изучать историю?

Пользуясь записями в тетрадях, обучающиеся отвечают на вопросы.
Дают развернутый ответ

Актуализация знаний обучающихся

Учитель:

 На прошлом занятии вы узнали, что такое история. Историю изучают ученые-историки по различным историческим памятникам, которые сохранились до наших дней. Что является историческими памятниками, вам предстоит узнать.

 

Объявление новой темы

Сообщение темы урока: «Исторические памятники»

План (на доске):
1. Вещественные памятники
2. Устные памятники
3. Письменные памятники
4. Как работают  археологи

Записывают тему в тетрадь

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Наши отцы и деды могут рассказать о том, чему они были свидетелями в молодости. Но как же учёные узнают, о том, что происходило в глубокой древности?

Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Надписи на камнях, глине, старинные книги говорят об истории и первых государств, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях. До наших дней сохранились знаменитые постройки – пирамиды, Великая стена в Китае. Эти постройки позволяют судить о мастерстве строителей в далёком прошлом (показ слайдов с изображением египетских пирамид, китайской стены наскальных рисунков).

Люди выбрасывают битую посуду, старую одежду, теряют вещи. Во время пожаров, наводнений люди покидали свои дома и уходили жить в другие места. Во время бурь в море погибали корабли вместе с людьми и грузом. Все эти вещи не исчезали бесследно, их заносило песком, пылью и землей. Так постепенно накапливались  в недрах земли вещи, сделанные руками человека, которые сохранились до наших дней. Эти предметы являются вещественными историческими памятниками. Находить вещественные исторические памятники помогают раскопки. Раскопками занимаются археологи. Вещественные памятники хранятся в музеях. Скажите, кто из вас был в музее? Что вы там видели? (слайды с находками археологов)

В музеях люди могут посмотреть на предметы, которыми пользовались их предки (слайды с предметами, находящимися в музее Лувра, Эрмитажа)

Итак, вещественные исторические памятники — это предметы, которые сохранились до наших дней.

Разбор предварительного задания: по русской народной сказке «Гуси-Лебеди»

Учитель зачитывает отрывок.

Скажите, ребята, кто автор этих сказок? Как они дошли до наших дней?

О чем думали и мечтали, радовались и грустили наши предки можно узнать только из устных и письменных памятников. Самыми первыми историческими памятниками были устные рассказы наших предков о своей жизни и других интересных событиях. Скажите, кто из вас знает устные исторические памятники? Кроме сказок, пословиц, поговорок в старину складывали песни-сказания о подвигах богатырей. Такие песни называли былинами. Их пели старцы-сказители, играя на гуслях. О каких богатырях вы знаете, благодаря устным историческим памятникам.

Итак, устные исторические памятники — самые первые памятники  - рассказы, сказки, былины, песни, пословицы, поговорки.

Слушают рассказ учителя, смотрят на экран.

Ответы обучающихся

записывают понятия в тетрадь

дают развернутый ответ

показ слайдов

ответы обучающихся

записывают в тетради

Когда люди научились писать, они стали записывать все, что с ними происходило. Так появились письменные памятники.

Ребята, скажите откуда мы сегодня узнаем о том, что произошло в мире? (интернет, новости на ТВ, газеты...) Но раньше ничего этого не было. Когда люди еще не изобрели бумагу, они писали на камнях, на дереве, глине, металле. И такие записи сохранились до наших дней. Это договоры о мире и торговле между народами, описания сражений и путешествий, рассказы о различных событиях.  

Распространенным материалом для письма в старину была береста. Кто знает что это?

Сегодня у каждого из нас имеются ручки, карандаши, фломастеры. В давние же времена на бересте писали острыми палочками, которые назывались - писало. Береста также сохранилась до наших дней, такие письменные памятники называют берестяными грамотами (показ слайдов с изображением берестяных грамот).

С появлением бумаги, люди стали писать гусиными перьями. Макали их в чернила, которые готовили  из ягод черники, меда, кваса. Иногда соскребали ржавчину и разводили ее водой. И сейчас я зачитаю указ Петра I о праздновании нового года не 1 сентября, а 1 января 1700 г., который также дошел до наших дней.

Письменные исторические памятники – письма, документы, указы, наскальные рисунки, надписи, которые сохранились до наших дней.

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

Записывают в тетради

Физминутка

(физические упражнения для снятия усталости и восстановления мозгового кровообращения).

Выполняют движения стоя

Первичное закрепление знаний нового материала

Работа с карточками

Выполняют задания в паре

а

к

р

о

в

о

г

о

п

                                                               1и

к

п

о

к

с

р

а

                                                         2

й

е

з

у

м

                                                               3а

б

р

я

                                                         4

а

у

с

т

а

л

ч

е

р

и

н

                                                  5                                            6

н

м

г

и

                                                        7

и

с

т

о

р

и

и

к

                        8   

  1. Устный исторический памятник. Словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер «Яйца курицу не учат»
  2. Работы, направленные на поиски и извлечение вещественных исторических памятников.
  3. Помещение, где хранятся вещественные исторические памятники.
  4. Имя курочки, которая снесла золотое яйцо, вместо простого.
  5. В давние времена так называли рот, губы.
  6. Окрашенная вода для письма пером.
  7. Главная песня страны.
  8. Люди, которые изучают прошлое человечества и нашей страны.

Разгадывают кроссворд, записывают ответы

Вопросы для активизации знаний обучающихся:
1. Что такое исторические памятники?
2. Какие виды исторических памятников вы знаете?
3. Расскажите о вещественных исторических памятниках
4. Расскажите об устных исторических памятниках?
5. Расскажите о письменных исторических памятниках

Дают полные и развернутые ответы

Подведение итогов

Комментарии
Объявление оценок за работу на уроке.

Слушают комментарии учителя

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.
(Прочитать текст учебника, найти в библиотеке картинки вещественных и письменных памятников, записать в тетрадь названия этих памятников.

Записывают домашнее задание

Текст указа Петра I.

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

1. Дворцы, храмы, посуда, вещи относятся к ________________

_______________________________ памятникам
               Каким?

2. Легенды, сказки, старинные песни, пословицы, поговорки относятся

к  _______________________________памятникам.
               Каким?

3. Записи на камнях, глиняных и металлических изделиях,

берестяные грамоты, старинные книги относятся к

__________________________________________ памятникам.
                 Каким?

Исторические памятники.

4. Кого называют археологами? __________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

5. Орудие письма в старину:________________________________________

6. Жидкость, которой писали в старину_____________

СООТНЕСТИ ПРАВИЛЬНО СТРЕЛКАМИ:

БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

БЫЛИНА

СТАРИННЫЙ СОСУД

СКАЗКА

РУКОПИСНАЯ КНИГА

ЛЕГЕНДА

ЦЕРКОВЬ В КИЖАХ

ГУСЛИ

ЯЗЫЧЕСКИЙ ИДОЛ

ПОГОВОРКИ

                 ПИСЬМЕННЫЕ

 

 

    ВЕЩЕСТВЕННЫЕ

 

 

    УСТНЫЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык + история на тему "Исторический репортаж"

Данный интегрированный урок для 8 класса позволяет учащимся применить на практике теоретические знания полученные по теме "Репортаж" и повторить пройденный материал по истории на тему "Восстание...

Урок-конспект по теме "Историческая основа повести "Тарас Бульба", 6 класс

В данном уроке по литературе по теме "Историческая основа повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (6 класс) содержатся цели урока, разбивка часов по творчеству Гоголя, иллюстрации к повести....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...