Урок истории по теме «Исторические памятники»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Цель: Дать представление об исторических памятниках, их видах.
Задачи:
Образовательная:
- учить различать виды исторических памятников
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя;
- развивать память посредством повторения пройденного материала;
- развивать смысловую догадку при разгадывании тематического кроссворда;
Воспитательная:
- воспитыватьинтерес к культуре и истории, бережное отношение к историческому наследию прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_istoricheskie_pamyatniki_1.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории по теме
«Исторические памятники»
Цель: Дать представление об исторических памятниках, их видах.
Задачи:
Образовательная:
- учить различать виды исторических памятников
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя;
- развивать память посредством повторения пройденного материала;
- развивать смысловую догадку при разгадывании тематического кроссворда;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к культуре и истории, бережное отношение к историческому наследию прошлого.
Словарь: Исторические памятники, Археологи, Музей, Предания, Легенды, Былины, Гусли, Берестяные грамоты, Чернила.
Оборудование: учебники по истории России, мультимедийный комплекс, кроссворд на каждого ученика, индивидуальные карточки
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
Оргмомент | |
Приветствие |
|
Повторение пройденного материала | |
Беседа по вопросам: Кто изучает историю? Кого из русских историков вы можете назвать? Почему следует изучать историю? | Пользуясь записями в тетрадях, обучающиеся отвечают на вопросы. |
Актуализация знаний обучающихся | |
Учитель: На прошлом занятии вы узнали, что такое история. Историю изучают ученые-историки по различным историческим памятникам, которые сохранились до наших дней. Что является историческими памятниками, вам предстоит узнать. |
|
Объявление новой темы | |
Сообщение темы урока: «Исторические памятники» | Записывают тему в тетрадь |
Изучение нового материала | |
Рассказ учителя. Наши отцы и деды могут рассказать о том, чему они были свидетелями в молодости. Но как же учёные узнают, о том, что происходило в глубокой древности? Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Надписи на камнях, глине, старинные книги говорят об истории и первых государств, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях. До наших дней сохранились знаменитые постройки – пирамиды, Великая стена в Китае. Эти постройки позволяют судить о мастерстве строителей в далёком прошлом (показ слайдов с изображением египетских пирамид, китайской стены наскальных рисунков). Люди выбрасывают битую посуду, старую одежду, теряют вещи. Во время пожаров, наводнений люди покидали свои дома и уходили жить в другие места. Во время бурь в море погибали корабли вместе с людьми и грузом. Все эти вещи не исчезали бесследно, их заносило песком, пылью и землей. Так постепенно накапливались в недрах земли вещи, сделанные руками человека, которые сохранились до наших дней. Эти предметы являются вещественными историческими памятниками. Находить вещественные исторические памятники помогают раскопки. Раскопками занимаются археологи. Вещественные памятники хранятся в музеях. Скажите, кто из вас был в музее? Что вы там видели? (слайды с находками археологов) В музеях люди могут посмотреть на предметы, которыми пользовались их предки (слайды с предметами, находящимися в музее Лувра, Эрмитажа) Итак, вещественные исторические памятники — это предметы, которые сохранились до наших дней. Разбор предварительного задания: по русской народной сказке «Гуси-Лебеди» Учитель зачитывает отрывок. Скажите, ребята, кто автор этих сказок? Как они дошли до наших дней? О чем думали и мечтали, радовались и грустили наши предки можно узнать только из устных и письменных памятников. Самыми первыми историческими памятниками были устные рассказы наших предков о своей жизни и других интересных событиях. Скажите, кто из вас знает устные исторические памятники? Кроме сказок, пословиц, поговорок в старину складывали песни-сказания о подвигах богатырей. Такие песни называли былинами. Их пели старцы-сказители, играя на гуслях. О каких богатырях вы знаете, благодаря устным историческим памятникам. Итак, устные исторические памятники — самые первые памятники - рассказы, сказки, былины, песни, пословицы, поговорки. | Слушают рассказ учителя, смотрят на экран. Ответы обучающихся записывают понятия в тетрадь дают развернутый ответ показ слайдов ответы обучающихся записывают в тетради |
Когда люди научились писать, они стали записывать все, что с ними происходило. Так появились письменные памятники. | |
Ребята, скажите откуда мы сегодня узнаем о том, что произошло в мире? (интернет, новости на ТВ, газеты...) Но раньше ничего этого не было. Когда люди еще не изобрели бумагу, они писали на камнях, на дереве, глине, металле. И такие записи сохранились до наших дней. Это договоры о мире и торговле между народами, описания сражений и путешествий, рассказы о различных событиях. Распространенным материалом для письма в старину была береста. Кто знает что это? Сегодня у каждого из нас имеются ручки, карандаши, фломастеры. В давние же времена на бересте писали острыми палочками, которые назывались - писало. Береста также сохранилась до наших дней, такие письменные памятники называют берестяными грамотами (показ слайдов с изображением берестяных грамот). С появлением бумаги, люди стали писать гусиными перьями. Макали их в чернила, которые готовили из ягод черники, меда, кваса. Иногда соскребали ржавчину и разводили ее водой. И сейчас я зачитаю указ Петра I о праздновании нового года не 1 сентября, а 1 января 1700 г., который также дошел до наших дней. Письменные исторические памятники – письма, документы, указы, наскальные рисунки, надписи, которые сохранились до наших дней. | Ответы обучающихся Ответы обучающихся Записывают в тетради |
Физминутка | |
(физические упражнения для снятия усталости и восстановления мозгового кровообращения). Выполняют движения стоя | |
Первичное закрепление знаний нового материала | |
Работа с карточками | Выполняют задания в паре |
а к р о в о г о п 1и к п о к с р а 2 й е з у м 3а б р я 4 а у с т а л ч е р и н 5 6 н м г и 7 и с т о р и и к 8
| Разгадывают кроссворд, записывают ответы |
Вопросы для активизации знаний обучающихся: | Дают полные и развернутые ответы |
Подведение итогов | |
Комментарии | Слушают комментарии учителя |
Домашнее задание | |
Сообщение домашнего задания. | Записывают домашнее задание |
Текст указа Петра I.
Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
1. Дворцы, храмы, посуда, вещи относятся к ________________
_______________________________ памятникам
Каким?
2. Легенды, сказки, старинные песни, пословицы, поговорки относятся
к _______________________________памятникам.
Каким?
3. Записи на камнях, глиняных и металлических изделиях,
берестяные грамоты, старинные книги относятся к
__________________________________________ памятникам.
Каким?
Исторические памятники.
4. Кого называют археологами? __________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
5. Орудие письма в старину:________________________________________
6. Жидкость, которой писали в старину_____________
СООТНЕСТИ ПРАВИЛЬНО СТРЕЛКАМИ:
БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА БЫЛИНА СТАРИННЫЙ СОСУД СКАЗКА РУКОПИСНАЯ КНИГА ЛЕГЕНДА ЦЕРКОВЬ В КИЖАХ ГУСЛИ ЯЗЫЧЕСКИЙ ИДОЛ ПОГОВОРКИ | ПИСЬМЕННЫЕ
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ
УСТНЫЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы на тему: "Историческая основа создания повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
интегрированный урок...
Интегрированный урок русский язык + история на тему "Исторический репортаж"
Данный интегрированный урок для 8 класса позволяет учащимся применить на практике теоретические знания полученные по теме "Репортаж" и повторить пройденный материал по истории на тему "Восстание...
Урок-конспект по теме "Историческая основа повести "Тарас Бульба", 6 класс
В данном уроке по литературе по теме "Историческая основа повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (6 класс) содержатся цели урока, разбивка часов по творчеству Гоголя, иллюстрации к повести....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме: "Исторический контекст праздника "День народного единства"
Урок-мастерская, посвященный пониманию праздника "День народного единства"...