Иске-Казань—историко-культурный памятник в Камаево
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему
Представлен параграф учебника по истории Высокогорского района РТ для 7 класса (2016 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iske-kazan.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Иске-Казань—историко-культурный памятник в Камаево
Смотрю с волнением на зеленые луга,
На валуны высоких гор:
От прадедов остались на века,
Куда не кинешь взор,
Следы костров —истории тамга...
Цель: -Ознакомление с версиями и историчесими легендами о происхждения Иске-Казани, , содержанием работы общества и государства по сохранению исторического и культурного наследия прошлого татарского народа;
-развитие уважения и интереса к истории родного края, татарского народа;
-формирвание и воспитание бережного отношения к наследию прошлого.
Появление Иске-Казани.
Недалеко от столицы нашей республики, Казани, у деревень Камаево, Русский Урмат, Татарская Айша Высокогорского района РТ, на берегах реки Казанки, располагается целый комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов, ныне входящих в охранную зону Иске-Казанского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника. Эти живописные места занимают особое место в истории не только Высокогорского района, но и в истории всего татарского народа.
События этой территории нашли отражение в целом ряде татарских рукописей и исторических повествований по средневековой истории народа. С 18 до начала 20 века европейскими и русскими учёными-путешественниками были собраны среди населения легенды и предания о Старой Казани. И.Г. Георги — немецкий этнограф, натуралист и путешественник по России, академик Петербургской АН, посетивший Казанскую губернию в 70-х годах XVIII столетия, передал содержание одной старинной татарской рукописи, в которой описывалось следующая легенда.
Город Булгар, был взят азиатским завоевателем, Аксак-Тимуром(Тамерланом), который предал смерти его правителя Абдуллу. Малолетние сыновья Абдуллы, царевичи Алтынбек и Алимбек скрылись от преследования. После ухода Тамерлана они не стали восстанавливать прежний город. Старший из царевичей, Алтынбек, построил на реке Казанке новый город, который ныне представляет Иске-Казань.
Легенда использует имя Аксак-Тимура, хотя другие источники и другие исследователи считают причастными к этому событию другого известого правителя, Бату хана (Батыя). Хронологически он, а не Аксак-Тимур, ближе подходит к этим событиям. Придворный историк Батыя Абдульгази писал следующее: «Батый, по имени Саин, шел воевать Русь, но обезоруженный смирением и дарами ее князей, остановился; тут он вздумал завести селение. Хан основал город Казан (что значит «котел» или «золотое дно »). Он любил это место и часто сам приезжал туда из Сарая. Оно долгое время еще называлось Саиновым юртом».
К сожалению, пока недостаточно информации для точного ответа на вопрос о времени возникновения этого старинного города.
Описание Иске-Казанских объектов приводили многие представителеи русской, татарской, а также зарубежной исторической науки XVIII — XX вв. Первое сообщение о памятнике сделал русский учёный, исследователь И.П. Рычков, посетивший эти места в 1770 году и собравший некоторые предания, распространенные среди татар. Он отмечал: «Татары, сохраняя в памяти место древнего своего жилища, называют его поныне Иске-Казань, т.е. Старая Казань».
Название «Иске-Казань» упоминается в материалах переписи населения 1781-1782 гг., где это село, называвшееся «Князь Камаево» по имени владельца, татарского мурзы Камая, также названо другим именем. Так же это место названо по-новому в «Актах генерального межевания», составленных в начале XIX века.
Научные археологические исследования Иске-Казани были начаты с 1928 года И.Н. Бородиным, и продолжены,с перерывами, до сегодняшнего дня А.П. Смирновым, Н.Ф. Калининым, Р.Г. Фахрутдиновым, А.А. Бурхановым, М.И. Кавеевым.
Содание Музея— заповедника.
Постановлениием Кабинета Министров РТ от 14 февр. 1992 в Высокогорском районе Республики Татарстан» на базе Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника создан Иске-Казанский Историко-культурный и Природный Музей-Заповедник,площадью 137,2 га. Музей-заповедник является одним из научно-исследовтаельских и научно-просветительских центров Татарстана, осуществляющих изучение, охрану и пропаганду истории и культуры татарского народа. Памятники, расположенные на территории музея-заповедника, являются объектом изучения с 18 в.
На территории музея-заповедника находятся 2 крупных археологических памятника. Русско-Урматское селище, площадью 124 га., расположено в левобережной части Казанки, по обеим берегам речки Урматки, между современными селениями Русский Урмат и Камаево. Болгаро-татарское ремесленное поселение Камаевское городище расположено в 1,8 км к северо-западу от деревни Камаево, на высоком укрепленном естественном мысу, образуемым глубоким оврагом с юго-запада и крутым обрывом высотой до 75 метров с юго-востока, и старицей реки Казанки в ее правобережье, общей площадью в 7,2 га.
Эти два наиболее важных археологических объекта, Урматское поселение и Камаевское городище, имеют важное значение в истории не только Заказанья, но и в целом Среднего Поволжья периодов Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Русско-Урматское поселение считается собственно городом и идентифицируется с городом Иске-Казань, его ремесленно-торговой частью—посадом, производственными и жилыми территориями. Основная часть Иске Казани, занятая ремесленно-торговым людом, располагалась на месте Русско-Урматского селища, находящегося в левобережье Казанки по обоим берегам ее притока Урматки, между современными деревнями Русский Урмат и Камаево. По своим размерам это самое крупное поселение на территории Волжской Булгарии и Казанского ханства.
Укрепленная же часть города—это Камаевское городище, крепость с оборонительныи сооружениями. Два вала и ров между ними защищают территорию крепости.
Перенесение столицы
Однако, в целом, расположение Казани оказалось неудачным. В самом начале своего возникновения, оно было удобным и спокойным для населения разоренной Волжской Булгарии,которое просто хотело пережить нашествие, но со временем перестало устраивать восстанавливающееся государство. Находясь в глубине территории, вдали от больших рек, Казань стала заложником ситуации: былотрудно контролировать не олько подвластные территории, но и международные связи, которые заключались, прежде всего, в торговле и торговых путях.
Казань была перенесена к устью Казанки, к месту впадения ее в Волгу — центральную реку Восточной Европы, имевшую важное экономическое и стратегическое значение. Перенос Казани как администра¬тивного центра края ярко отражен в татарских исторических источниках и фольклоре.
Так, отрывок из рукописи, известной уже по И. Г. Георги, наиболее полно отражает историческую действительность тех времен.
«С перенесением или основанием Казани соединено следующее обстоятельство. Один богатый казанец обыкновенно брал с собой свою красивую дочь на свой пчельник, расположенный в лесу, где ныне стоит Казань и монастырь Джилантау (Змеиная гора). Когда она была выдана замуж и однажды носила воду с Казанки, то бранила основателя города. Это дошло до тогдашнего хана Али-Бея и он потребовал ее к себе. Она сказала ему, что основатель города, который заставляет носить на себя воду своих невольников, не мог знать, как будет тяжело бедным беременным женщинам таскать воду вверх, на высокую гору. При этом она хвалила страну около устья Казанки, где стояли ее пчельники. . .
Хану самому не нравился его город, поэтому он послал своего наследника и с ним двух вельмож и сто солдат на устье Казанки с тем, чтобы они отыскали там лучшее место ... Они выбрали место теперешней Казани. . .».
С возникновением Новой Казани постепенно запустела основная часть Старой Казани — ее ремесленно-торговый посад. Однако городок, как удобный и необходимый военный стратегический пункт продолжал существовать.
Камаевское поселение в период Казанского ханства вплоть до завоевания этого государства в 1552 году становится региональным центром в Заказанских землях, удобным опорным и стратегическим форпостом в его северных и северо-восточных границах, а также местом политической ссылки неугодных для ханов деятелей, тюрьмой для военнопленных. Гибель крепости связана с событиями падения Казанского ханства в 1552 году.
Вся Иске-Казань является крупным и ярким связующим звеном булгарской и казанско-татарской материальной культуры.
Материально-духовная культура на территории Иске-Казани.
Клуьтурное богатство населения показывают археологичские находки, сделанные на территории музея-заповедника.
В XV в., в поздний период существования Золотой Орды и в раннюю эпоху Казанского ханства в Иске-Казани находился монетный центр Среднего Поволжья. Особо ценными находками в музее являются джучидские монеты — дирхемы XIII — XIV вв., уникальными экспонатами являются 2 бронзовых зеркала VI в. до н.э., гуннский котел V в.н.э., 2 надгробные плиты: 1281/1282 гг., 1494 года. Первое надгробие— самое древнее булгарское надгробие, сохранившееся до нашего времени.
Среди находок можно наблюдать большое разнообразие посуды: корчаги, кувшины, горшки, чаши, блюда, тарелки, кружки, миниатюрные сосудики-блюдца. Найдена чернильница, примитивность которой и нахождение ее в ремесленном районе свидетельствовали о грамотности простого люда Иске-Казани. Железные бытовые предметы, производственный инвентарь, оружие очень распространены среди находок. Серебряные и бронзовые украшения, зеркала, бронзовые замочки в виде лошадок и другие предметы, так же представляют богатство культуры края. Встречаются и стеклянные вещи, например, найдены призматическая бусина из горного хрусталя, бусы, обломок оконного стекла.
Гордостью музея являются железные шарики-ядра и глиняный полый шарик. Найдено немало железных изделий: ножи, наконечники стрел, цилиндрические замки и т.д. Среди экспонатов музея есть сосуды, фрагменты керамической посуды, предметы из кости и дерева. Интересно выглядят и экспонаты-новоделы: золотоордынский воин, строения и макеты, панорамы объектов.
Богатая этнографическая экспозиция музея, относящаяся к XIX—началу XX вв. представлена основными занятиями казанских татар: земледелием и животноводством, промыслом и ремеслами. Одежда и украшения различных слоев сельского населения представляют духовное богатство населения края.
Посетители могут познакомиться с коллекцией декоративных тканых полотенец, салфеток, нарукавников, выполненных в рамках устойчивых орнаментальных и технологических традиций, образцами татарских самотканых дорожек и ткацким станком.
Заказанье издавна славится изготовлением кожаной узорной обуви. Кожаные ичеги с сочнми цветами, тщательной вышивкой узоров украсят любую эккспозицию национального музея. Богатая коллекция ювелирных женских татарских украшений представлена чулпами, браслетами, перстнями, брошками и другими женскими украшениями.
Этнографический зал отражает крестьянский татарский интерьер, представленный клетью, уголком Медресе, национальными музыкальными инструментами, интерьером дома зажиточного человека, бытовыми предметами и промыслами татар.
В 2010 году территория музея приобрела новый вид, здесь был построен историко-культурный комплекс, моделирующий период Казанского ханства: крепостные стены, 6 сторожевых башен, центральные ворота, военные орудия, кузница, гончарная мастерская. Интересны и этнографические постройки в стиле татарской деревни Заказанья XIX— нач. XX вв.: ветряная мельница, овин, колодец «журавль», погреб, чайхана, дома ремесленников. На территории музея проводятся культурно-массовые мероприятия, связанные с национальными праздниками, выступлениями фольклорных групп, историческими играми увлечённых историей со всей России
Святыни Иске-Казани.
Местное татарское население почитает несколько святых мест на территории музея-заповедника. Это могила Гайши-бике, которая находится на правом берегу р. Казанка, неподалеку от деревни Татарская Айша. К северо-востоку от села Камаево и к востоку от Камаевского городища сохранились остатки древних захоронений Иске-Казанского кладбища. Здесь, по легенде, покоится полководец Мулла-Хаджи или Мулла-Хозятаз , муж Гайша-бике, основавший вместе с ее братом Алтынбеком город Иске-Казан. Расположенные рядом источники, которые в народе именуют «Родник святого Муллы-Хаджи», «Самовар», привлекают людей, приходящих на эти места . Сюда люди идут за здоровьем и долголетием. Испив святой водицы, посетители могут подняться повыше по лестнице, откуда открывается чудесная панорама. На территории самого городища находятся «Ханский родник», где из глубины земных недр течет холодная водица.
В 2008 году для многочисленных паломников-мусульман построена небольшая мечеть.
Музей-заповедник очень дорог всем жителям края, он наглядно демонстрирует быт и занятия предков, является хранилищем бесценных сокровищ родной истории.
Вопросы для повторения:
- К какому времени отностися возникновение историко-культурного центра Иске-Казан на территории Высокогорского района РТ? Какую роль, по вашему мнению, это событие сыграло для этой территории? Почему этот хорошо укреплённый город не сохранился до сегодняшнего дня?
- С какими историческими именами легенды связывют историю возникновения Иске-Казани? Как вы думаете, почему вознили разные версии возникновения Иске-Казани?
- С какими легендами связяна история древнего города?
- Как в Камаевском историко-этнографическом музее предствлена история древнего города и его окрестостей?
- Какое значение, как памятник историко-культурного наследия, Иске-Казанский заповедник имеет в истории края и всего татарского народа?
Задание:
Напишите небольшое сочинение на тему: «Один день жителя (ремесленника, торговца, воина, правителя) Иске-Казани». (Рекомендуется посещение территории заповедника и этнографического музея)
Литература и источники:
- Татарская энциклопедия. Под ред. М.Х. Хасанова. Казань., Институт татарской энциклопедии, 2005 г.,
- Очерки истории Высокогорского района Респулики Татарстан, Казань, «Мастер-Лайн», 1999 г.
- Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник Казань, 2010г.
- Заказанье: проблемы истории и культуры. Материалы конференции. Казань, «Заман»,1995г.
- В. Имамов. «Иске казан кирмәне», Ж-л. «Мәйдан» ,№10, 2011г.;
- М.Н. Пинегин. Казань в её прошлом и настоящем.(Очерки по истории,достопримечательностям и современному положению города). ООО «ДОМО «Глобус»(по изданию С.Петербург,1890г.)
- Р.Г.Фахрутдинов. Очерки по истории Волжской Булгарии. Москва, «Наука»,1984 г.
- Р.Г.Фахрутдинов. Мелодия камней. Казань,Татарское книжное издательство,1984 г.
- Ризаэтдин Фахреддиннев. Болгар вә Казан төрекләре. Казань, 1993 г.
- Зульфат. Ике урман арасы. Казан. Татарстан китап нәшрияты,1995 ел,
- Рафис Корбан. Яра. Шигырьләр. Казан. Татарстан китап нәшрияты,2004 ел;
- http://komanda-k.ru
- http://museum.ru/m1312
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Странноприимный дом – памятник благотворительности и милосердия»
Творческая работа учащихся на тему "Мы открываем Москву".История Странноприимного дома - НИИ им. Н.В. Склифосовского....
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Памятники Саратова. Памятники культуры. (1 урок)
На уроке обучающиеся знакомятся с местными памятниками истории и культуры, наиболее ценными в художественном отношении объектами каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной ...
Проект «Памятник «Далекому мужеству верность храня» (реставрация памятника)
В 2015 г. страна праздновала 70-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Наша школа всегда следит за памятниками, которые находятся на территории нашего поселка. Но, к сожалению, мы не всегда...
методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)
Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....
Реферат по теме: «Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской Руси (характеристика одного из памятников)»
Реферат по теме: «Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской Руси (характеристика одного из памятников)»...
Методическая разработка занятия по изучению памятников родного края "Паспорт памятника"
Занятие по изучению родного края «Паспорт памятника» может быть реализовано в условиях дополнительного образования и рассчитано на два академических часа. Применение технологии проблемного...