Культурно-исторические памятники мирового значения на Кубани и их исследователи
учебно-методический материал по краеведению по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kubanovedeniya.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ НА КУБАНИ И ИХ
ИССЛЕДОВАТЕЛИ
5 класс
МБОУСОШ № 8
Учитель ИЗО, кубановедения Панченко В.Л.
Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи
5 класс
Цель: расширить знания детей о памятниках древней Кубани; обобщить ранее полученные сведения об исследователях исторических памятников; воспитать внимательное отношение к окружающему миру.
Задачи:
- способствовать поисковой и исследовательской деятельности учащихся;
- развивать интерес к истории своей малой родины;
- воспитывать чувство прекрасного, уважение к культурному наследию.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, карта Краснодарского края.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Слайд № 1
Что входит в понятие «малая родина»? Конечно же, это место, где родился, рос, познавал красоты природы, знакомился с жизнью. Но, кроме воспоминаний о собственном детстве, в это понятие входит и знание своеобразного «детства», истории родного края, знание имен людей, посвятивших жизнь исследованию прошлого.
Самыми известными историческими памятниками являются дольмены, курганы и городища.
По ходу рассказа ведется просмотр презентации и прослеживание географии представленных объектов по карте.
На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид.
Слайд № 2-5
Это дольмены. Вот уже 200 лет историки и археологи пытаются разгадать тайны, окутывающие эти сооружения. Дольмены представляют собой древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы. В нашем крае дольмены в основном сосредоточены на побережье. У адыгов существует древнее сказание о дольменах. Согласно ему, когда-то на месте их построек жили великаны (нарты) и слабые, беспомощные карлики. Из жалости к ним нарты воздвигли для этого народа дома из каменных плит, оставив лишь небольшое отверстие, чтобы в него мог пройти очень маленький человечек. Поэтому, в переводе с адыгского, название этих сооружений означает «карликовые дома».
В настоящее время работа по исследованию дольменов ведется не менее активно, предпринимаются все новые и новые экспедиции.
Вопрос классу: Что такое дольмены? Какие легенды с ними связаны? С какими памятниками мировой культуры они имеют сходство?
Слайд № 6
Наряду с дольменами яркими свидетельствами пошедших культур являются курганы. Курганы – могильные насыпи, имеющие важное историческое значение. Курганный способ захоронения присущ практически всем кочевым и оседлым племенам, проживавшим на территории Кубани в эпоху раннего железа.
Одним из известнейших исследователей, внесших неоценимый вклад в развитие истории Кубани, является Николай Иванович Веселовский.
Сразу по приезде на Кубань в 1895 году Н. И. Веселовский 18 июля посетил Екатеринодар, осмотрел достопримечательности и древности музея, созданного по инициативе историка Е. Д. Фелицына при Кубанском областном статистическом комитете еще в 1879 году. Ученый произвел фотоснимки с некоторых редких исторических предметов. И затем отбыл к месту раскопок в юрт станицы Варениковской. В июле-августе следующего года археолог изучал захоронения в районе станицы Белореченской, а в 1897 году вел раскопки между станицами Ярославской и Костромской и одновременно в г. Майкопе.
В 1898 году Николай Иванович исследовал один из десяти Ульских курганов (в нынешнем ауле Уляп) с богатым погребением вождя племени.
В 1906 году профессор Н. И. Веселовский исследует курганы станиц Калужской и Афипской, в 1908-1909 годах продолжает работу в ауле Ульском, в 1911-м в Брюховецкой и Новоджерелиевской, а в 1912 году в Роговской, Марьянской и в юрте станицы Тульской.
Следует сказать, что весь долголетний и самоотверженный труд Николая Ивановича Веселовского был только преддверием к многоплановым и масштабным археологическим изысканиям, которые теперь ежегодно и систематически ведутся на Кубани...
Вопрос классу: Что такое курган? Кто является одним из известных исследователей курганной культуры? Какие курганы он изучал?
Слайд № 7-10
К культурно-историческим памятникам относим и городища. Городище – это место, где в древности был город или укрепленное поселение.
На территории Краснодарского края насчитывается немало таких исторических объектов. В частности, в Отрадненском районе находится Ильичевское городище.
Первым его исследователем был Михаил Николаевич Ложкин. Им лично было открыто и раскопано вместе с учеными и студентами КубГУ Ильичевское городище, на котором он обнаружил ценные для науки остатки средневекового городского центра западной окраины знаменитой Алании. Городище исследовалось в 1960-е годы Н.В Анфимовым и в начале 1990-х В.Н. Каминским. Раскопки позволили отнести городище к поселениям городского типа и датировать его IX—XIII веками. Город стоял на Даринской ветке Великого шелкового пути и являлся одним из самых крупных торговых, ремесленных и военных центров Аланского государства на Северо-Западном Кавказе. В окрестностях имеются и другие археологические памятники самых разных эпох.
Вопрос классу: Что такое городище? Какое городище находится в нашем районе? Кто из ученых-археологов занимался исследованиями этого исторического памятника?
Выступления учащихся по заранее подготовленным материалам.
Слайд № 11
1-й ученик: Дольмены как памятники искусства. Размещая плиты с точным строительным расчетом, создатели дольменов проявили себя и в качестве архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стеной. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволило выделить в постройке элементы конструкции – несущие свод опоры и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Именно стремление к прочности потребовало возведения дольменов из пяти крупных плит, а не из брусчатки или рваного камня. Монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами. Сходство закономерно. И те и другие должны были служить вечными жилищами для людей, считавших эту жизнь временным пристанищем и воплотивших веру в иную жизнь в монументальных каменных гробницах. Снаружи дольмены никак не украшали, хотя их стены – идеальная плоскость для орнаментального фриза. Но такой фриз неизбежно разрушит плоскость всего архитектурного сооружения. Поэтому в тех редких случаях, когда на дольменах есть орнамент, он сводится к узким поясам узора: например, в долине р. Жане – зигзаги на портале выступающих перед входом в дольмен торцах боковых плит. Монолитность стен этим не нарушена.
Слайд № 12
2-й ученик: Большой Майкопский курган— памятник эпохи бронзы. Имеющий мировую известность, послужил эталоном для выделения майкопской культуры. Исследован в Майкопе (ныне это улица Курганная) в 1897 г. по указаниям профессора Н.И. Веселовского. Под насыпью высотой свыше 10 м находилась погребальная яма, разделенная деревянными перегородками на три части. В камерах лежали в скорченном положении, на правом боку мужчина и две женщины; мужчина был укрыт покрывалом, богато расшитым золотыми бляшками в виде идущих бычков и львов. Рядом с ним находились 8 серебряных стержней, орудия труда из бронзы и камня, оружие, керамика, 14 серебряных и 2 золотых сосуда. Возле женщин лежали также ювелирные украшения. Находки из кургана относят к III тыс. до н.э. и до сих пор превосходят по богатству другие комплексы Майкопской культуры.
Слайд № 13
3-й ученик: Елизаветинское городище - находится на южной окраине ст. Елизаветинской, вытянуто вдоль коренной террасы реки Кубани. Площадь посада застроена усадьбами станицы. Оригинальна тем, что имеет две курганообразные цитадели, окруженные общим рвом. Эта часть городища не застраивалась и доступна для осмотра. В обрыве террасы обнажены культурные слои, и к ее подножью осыпаются фрагменты керамики, кости и другие предметы. Исследуется с 1934 года В.Л. Городцовым, В.П. Шиловым, М.В. Покровским, Н.В. Анфимовым. Установлено, что городище существовало с V века до н.э., как укрепленное поселение меотского племени и торговая фактория боспорских греков Центр ремесла, прежде всего, керамического производства. Площадь городища составляла до 200 х 500 м. Кроме этого отдельный ров и вал отсекали от степи еще несколько га площади (последний не сохранился). Известны могильники городища.
Слово учителя:
Слайд 14-15
Меняется время, исчезают былые культуры, на их место приходят новые. Но мы, потомки, обязаны сохранять и приумножать знания о них. Ведь без прошлого никогда не было бы ни настоящего, ни будущего.
Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Слайд № 16
подготовить мини-сообщения о различных памятниках культуры.
План
- Название
- Место расположения
- Кто исследовал
Список использованной литературы
- Трехбратов Б.А. «Кто есть кто в кубановедении». Библиографический словарь-справочник. Издательство «Традиция», 2007.
- Бардадым В.П. «Радетели земли кубанской». Краснодар: «Советская Кубань», 1998.
- Дольмены. Туристический путеводитель.
- http://kubangori.narod.ru
- http://www.istmira.com
- http://www.rasl rule.reskurs\Arxeologia
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о культурно-исторических традициях в воспитании
Становление и развитие личности современного школьника происходит на фоне изменений ценностных ориентаций российского общества, растущей в нем потребнос...
Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности
Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...
Культурно-исторический проект "Путешествие из Сергача в Санкт-Петербург"
Исторический проект и презентация к проекту...
Культурно-исторические особенности народов России
Презентация "Культурно-исторические особенности народов России" по географии при изучении раздела "Население" в 8 классе...
Классификация культурно-исторических фигурок
Классификация культурно-исторических фигурок...
Культурно-исторические достопримечательности Челябинска.
Игра проводится для закрепления материала на уроке "В уездном городе" - краеведение Челябинской области, 7 класс....
Библия как памятник мировой культуры. "Ветхий Завет"
На уроке Библия рассматривается как литературное произведение, оказавшее огромное воздействие на всю европейскую культуру от древности до наших дней. Особое внимание обращается на духовно-нравсв...