разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели "(ФГОС)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели" по программе Б.М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели" | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока изобразительного искусства
Ф.И.О. Фомичёва Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ «СОШ с. Большая Рельня Лысогорского района Саратовской области»
Должность: учитель изобразительного искусства и музыки
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Тема урока: «Синие цветы Гжели» урок №1
Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное искусство» 5 кл. под руководством Б.М. Неменского
Цели и задачи:
- Предметные:
Познакомить обучающихся с гжельской керамикой, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.
- Метапредметные:
Формировать навыки росписи;
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.
- Личностные:
воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Формы работы учащихся: словесные, объяснительно – иллюстративные, наглядно – слуховые, метод наблюдения за , репродуктивные.
Оборудование и материалы:
- Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
- Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров.
- На доске таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянсовая посуда, Фарфор)
- Художественные материалы.
- Презентация “Гжель”.
План урока:
- Беседа об истории развития гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью.
- Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.
- Постановка художественной задачи.
- Практическая работа.
- Подведение итогов, анализ работ.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР) | Содержание этапа | |
Деятельность ученика | Время (в мин.) | |||
1. | Этап мотивации Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные. | - Здравствуйте, ребята! -Садитесь! - Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусства, который подарит вам много новых впечатлений и эмоций! (проверяет готовность к уроку) | Учащиеся приветствуют учителя | 2мин. |
2. | Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель: сформулировать цель и тему урока. Учащимися | На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу. Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. А вот о чём вы мне скажите сами, послушав стихотворение. Слайд 1 Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы, Неведомой красы, Деревня в Подмосковье, Прославилась теперь, Известно всем в народе, Ее названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой. Голубизну небесную, Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку Легко перенесла! Слайд 2 Ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Слайд 3 На уроке мы познакомимся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи. | О посуде, о гжельской керамике. | 3мин. |
3. | Изучение нового материала | Слайд 4 Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло ещё много времени, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим людям. - Как вы думаете для чего он был необходим? В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы и т.д. Форма была то простая, то замысловатая. - Вы, наверное, обратили внимание на доску. Слайд 5 Здесь даны понятия: Керамика – это глиняная посуда. Слово произошло от греческого керамос, что означает глина Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. А вот фарфор – тонкий, звучный – делают из необыкновенно белой глины. Фаянсовая посуда – это изделия из белой глины. Слайд 6 Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Слайд 7-9 Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. Слайд 10- 11 Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет – синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Слайд 12 - 14 Сегодня объединение "Гжель" – современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Слайд 15 Кувшины и кружки – Быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка – Глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и творенье – Русская звонкая гжель Слайд 16 Гжель – это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.
Слайд 17 Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Слайд 18 -Технология промысла Слайд 19 Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! Слайд 20- 22 Самый излюбленный узор – гжельская роза Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. | 15мин. | |
4. | Физкультминутка | Слайд 23 | 2мин. | |
5. | Первичное осмысление и закрепление материала | Слайд 22, 24 Учитель на доске показывает приемы работы кистью при выполнении основных узоров “Гжельской росписи”. | Ребята выполняют приёмы работы кистью | 5мин. |
6. | Постановка учебной задачи (Практическая часть) | Затем предлагает выполнить эскиз гжельской расписной керамики. | Ребята самостоятельно выполняют эскиз гжельской расписной керамики | 15мин. |
7. | Анализ работ | Учитель комментирует работы | Учащиеся оценивают сами свои работы | 1 мин |
8. | Итог урока, рефлексия. | Слайд 25 (ребята выходят с выполненными работами) Ребята, продолжите фразы «Я знаю…», «Мне понравилось…» | Ребята выходят к доске с выполненными работами и продолжают фразы «Я знаю…», «Мне понравилось…» | 1мин. |
7. | Домашнее задание | Объяснение домашнего задания | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание | 1мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»
Учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по...
Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс
Материал может быть использован учителями изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...
Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова. Урок обращается к этой дате, истории стилей за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...
разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели "(ФГОС)
Данный урок разработан по изобразительному искусству в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Предмет ведётся по программе Б.М. Неменского....
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...