Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Морозова Виктория Александровна

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 5Б классе

Учитель Морозова Виктория Александровна

2012-2013 уч. год.

(Слайд 1)  Тема. Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

(слайд 2)

Цель:

 1) Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Сформировать  понимание места и роли античного искусства в жизни человека и общества.

2) Развивать чувство композиции, творческое воображение, формировать графические умения.

3) Воспитывать любовь к прекрасному.

Задачи урока:

  1. способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;
  2. содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;
  3. способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.

Оборудование:

Для учителя:   1) конспект

                         2) учебные таблицы

                         3) рисунки с изображением ваз

                         4) проектор для показа слайдов.

Для учеников: 1) альбом

                         2) краски (гуашь или акварель)

                         3) кисточки

                         4) карандаш и ластик

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На этом этапе происходит психологический настрой учащихся.

  1. Формирование новых знаний.

(Звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).

Учитель: Ребята, эта музыка написана греческим композитором Крисом Сфирисом, потому что сегодня на уроке мы побываем в маленькой горной стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми – это в Греции.

Многие из вас вместе со своими родителями, родными, знакомыми имели возможность побывать в этой удивительной стране.

(слайд 3) Ребята, а что можно привести в виде сувенира из Греции?(Дети перечисляют)

(слайд 4) А ещё ребята Греция с древних времён славится своими вазами.  (Демонстрация сувенирной вазы).

- Сегодня на уроке мы обратимся к античному искусству Древней Греции и Египта, вернёмся в историю на 2500 лет в удивительную страну Зиккуратов, где мастерами создавались уникальные произведения искусства: вазы, ювелирные украшения (серьги, подвески, кольца, оплечья, пекторали, пояса, браслеты.)

(слайд 5)

Прекрасен мир. История стара.

И на глазах истории  веками

Не знающими устали руками

Всё в мире создавали мастера.

Сказать спасибо мастеру пора.

- Греки были очень талантливы и мудры. А сейчас, ребята, прочтут стихотворение, посвященное Древним грекам.

1-й ученик:

            Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки,

Даже порой удивленье берёт,

Ну до чего знаменитый народ!

2-й ученик:

            Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали,

( с детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и Атлас).

3-й ученик:

            Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийский игры они

Тоже придумали в давние дни!

4-й ученик:

           Строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково,

Было скульптурное их мастерство!

- От времени расцвета древнего искусства нас отделяет примерно две с половиной тысячи лет. Мы не знаем точно, когда это произошло, знаем только очень давно. «В пещере горел костёр, у костра сидела женщина и лепила из глины горшок. Прежде чем поставить горшок в огонь, женщина взяла палочку, несколько раз вдавила её в стенку горшка – получился простой узор из полосок и точек. Дальше всё шло своим чередом: горшок попал в огонь, глина затвердела, приобрела красноватый цвет. Горшок получился немного красивее своих «старших братьев», но не перестал быть горшком – в нём варили пищу». Так - или примерно так – из стремления человека украсить свой быт родилось декоративно-прикладное искусство.

(слайд 6)                  просмотр фильма

(слайд 7)  - Ребята, ответьте на вопрос:

  1. Как создавались вазы? (лепка из глины, сушка, нанесение орнамента или рисунка)
  2. Как называется рисунок, украшающий художественные изделия? (Узор, орнамент)
  3. А в чём отличие между узором и орнаментом? (Узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, теней, красок. А из узоров складывается орнамент)
  4. Древние мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:

(слайд 8)  

Амфора – для хранения оливкового масла и вина,

Кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.

Килик – изящная чаша для питья.

Пелика и гидрия – сосуды для жидкости.

Лекиф – сосуд для масла.

(слайд 9)   Ребята, если вы заметили,  все вазы расписывались чёрным лаком по красно – рыжей обожжённой глине. Секрет лака не разгадан и до сих пор.  Более  старая манера росписи была

  1. чёрнофигурная – (демонстрация)фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.

А более новая (слайд 10)  

  1. краснофигурная – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.

(слайд 11)

Перед тем как преступить к работе посмотрим изображения с древнегреческими вазами. (слайд 12-19)

  1. Практическая работа.

(слайд 20)

- А сейчас настало время выполнить рисунок понравившегося сосуда и расписать его. Желаю вам поработать творчески, проявить фантазию. Не забывайте, что промежутки между рисунком заполняются узором. Можете приступать к работе.

                  IV.         Итог урока.

Выставка творческих работ.

- Сейчас предлагаю вам послушать стихотворение «Античные вазы»

1-й ученик:

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - воскликнули мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись,

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз

2-й ученик:

… То вазы гиганты,

то карлики вазы,

и каждая ваза – с рисунком рассказом!

… Герой в колеснице летит на войну,

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл.

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

3-й ученик:

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей,

А это вручают спортивный трофей.

А вот Одиссей, подающий советы.

А это кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз,

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

- Сегодня на уроке прозвучало новое слово:

Вазопись – роспись керамических сосудов.

Керамос- (греч) – глина.

Выставление оценок.

Уборка рабочих мест.

Список использованной литературы:

1.        Кравченко Т. Ю. Я познаю мир. Искусство - М.: Астрель, АСТ, 2009.

2.  «Юный художник»  № 3 1996.

      3.  «Юный художник»  № 5 1996.  

      4.  «Искусство» № 1 1996.

5.  «Искусство» № 7 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Урок изобразительного искусства в 5 классе....

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Цель: 1) Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Сформировать понимание места и роли античного искусства в жизни человека и общества.2) Развивать чувство композиции, тв...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Разработка урока "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись." 5 класс

Разработка урока по искусству (ИЗО)Тема: Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.Главные цели урока:Образовательные: познакомить учащихся с произведениями античного искусства древнегрече...

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

5 классТема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись» Цель:способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.Зада...