Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
конспект
«Речевое развитие ребенка»
Сост.: Железняк Екатерина Юрьевна
Содержание
Введение 3
1 Особенности речевого развития ребенка раннего возраста 5
2 Развитие речи дошкольника 12
2.1 Дошколята 12
2.1 Недостатки речи и их преодоление 15
3 Речь школьника 18
3.1 Развитие речи 18
3.2 Речевые ошибки и пути их устранения 21
Заключение 24
Введение
Развитие речи – один из важнейших разделов возрастной психологии, направленный на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в третьем тысячелетии. Следует помнить, что формирование речи начинается с первых дней-недель жизни ребенка. Это непрерывный процесс, в котором первые годы играют важную роль как стартовый период, интенсивного развития мозга ребенка. Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть, и богатство языка.
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. – писал К.Д. Ушинский».
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Главное в развитии – гибкость, точность, выразительность. Шаблон недопустим, механическое заучивание может принести только вред. Важно предоставлять детям возможность слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи; создавать обстановку, которая бы содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений. На первых этапах необходимо использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей:
а) правильно организовывать самостоятельную игру детей, обеспечив ее надлежащим помещением, игрушками и руководством;
б) проводить игры, строго согласуя их с интересами, развитием и возрастом детей.
В основе этой работы лежат знания о детском возрасте, а также разработки, исследования психологов, педагогов, лингвистов Л.С.Выготского, К.Д.
Ушинского, Л.Н.Павловой, и др. В ней раскрываются особенности речевого и умственного развития детей. Важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах. Все направления работы над каждой задачей находятся во взаимосвязи и в тесном взаимодействии. Решение возникающих проблем. Наряду с теоретическими выкладками есть чисто практический материал, необходимый для работы с детьми. Амплификация умственного и речевого развития с первых лет жизни - основная идея работы.
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет настоящего общения, нет успехов в учебе. В данной работе уделено внимание, как развитию речи, так и вопросу - как бороться с речевыми ошибками, их предупреждение. Сделаны краткие выводы.
Конечно, развитие словесного творчества включает все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое. И потому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
1 Особенности речевого развития ребенка раннего возраста
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это рядом причин:
- новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи,
ему нужно этот навык приобрести;
- у него нет содержания для речи, ему нужно это содержание накопить;
- ему не знакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
- язык развивается в условиях социального общения между людьми; между
новорожденным и окружающими его людьми социальные связи не установлены, их необходимо установить.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития и его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.
С момента рождения ребенок развивает все свои силы и способности. Проявление развития ребенка особенны ярки в области языка. До овладения словом малыш проходит подготовительный период, имеющий громадное значение для развития его языка. С первых дней жизни он становится на путь упражнения своего голосового аппарата. Эти упражнения еще не составляют речи, а являются лишь рефлекторными звуками, оказывающими громадное влияние на развитие речи. Они устанавливают ассоциации между слуховыми восприятиями ребенка и нервными центрами речи, ассоциации, обуславливающие впоследствии подражательную речь. Произнося непроизвольные звуки, ребенок одновременно слышит их и учится постепенно наставлять свои органы речи так, чтобы произносить звуки произвольно.
Первые звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, пех, мг, бг и т.п. Ребенок неустанно упражняется в их произношении.
В 4-5 месяцев произносимые им звуки меняют характер: они становятся членораздельными, приобретают элементы слова: мА, па, га, фу и т.д. Он вступает в период лепета. По сравнению с гулением лепет является более сложным видом упражнения речи, но того же рефлекторного характера.
Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразителями его внутренних сил и состояний, причем крик – выразитель эмоций отрицательных, а лепет – эмоций положительных, радостных. В них участвуют моторные механизмы не одного речевого, но и всего моторного аппарата: младенец не только кричит, лепечет, но и энергично жестикулирует. Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка. Для того чтобы звуки, случайно или организованно раздающиеся в окружающей детей среде, ими дифференцированно воспринимались, оказывали влияние на развитие их слуха, языка, необходимо создать такие условия, которые не мешали бы детям воспринимать звуки и соответствующим образом на них реагировать. Интересы жизни детей требуют фона тишины, т.к. среди шума звуки не дифференцируются, ребенок не слышит самого себя, ни слов взрослого, которые не доходят до его сознания. Формы речи, все ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они находятся в общении.
« На структуру речи детей и ее фонетические особенности влияют три фактора:
а) закономерная обусловленность проявлений ее развития;
б) условия, в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата;
в) проявления речевой среды, дающей детям словесные формы и образцы для подражания» .
В первой половине 2-го года жизни особое внимание уделяется формированию понимания речи взрослого. В этот период ребенок осваивает слова, обозначающие предметы и действия с ними, овладевает смысловой стороной речи. Он слышит названия предметов, характеристику их свойств, относящихся к цвету, форме, величине, соотношению частей и многое другое. Однако это обилие информации перевести в активную речь пока не удается: к 1,5 годам активный словарь составляет всего 30-40 слов. В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, звукоподражание и т.д.).
Во второй половине 2-го года жизни ребенок интенсивно овладевает активной речью. К концу года активный словарь ребенка насчитывает уже 300-400 слов, из которых он строит простые предложения из 2-3 слов. В 2 года дети почти перестают пользоваться «облегченными» словами. Развивается умение обобщать предметы по существенным признакам. Речь становится не только средством общения со взрослыми в самых различных ситуациях, но и средством познания: при наблюдении окружающего, в игре, при режимных моментах, при возникновении потребности в чем-либо. Все чаще задают вопросы: где? Что там? Кто пришел? Куда пойдем? Значит, ребенок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами в различных ситуациях.
К концу 2-го года жизни дети повторяют за взрослыми целые предложения. Они понимают смысл предложений, описывающих настоящее, прошедшее или будущее событие и т.п. Их речь становится более выразительной интонационно.
Одним из условий развития речи является воспитание потребности в речевом общении со взрослыми. Успешность решения этой задачи зависит от умения заинтересовать ребенка, найти живой, доступный ему повод для общения. Наиболее удачными являются ситуации действий с предметами обихода и игрушками .
У детей развивается способность выражать словом свои чувства, мысли впечатления, а также возможность понимать речь на более высоком уровне, воспринимая пояснения, требования, объяснения и т.д.
Постепенно сенсорно-лингвистическое развитие ребенка начинает себя проявлять со всех взаимно сочетающихся сторон, из которых оно слагается:
- выделение предмета из других, в той же среде представленных;
- соединение слов с предметом (накопление запаса пассивных слов)
- включение знакомого слова в свою речь, накопление запаса активных слов.
В самостоятельной, развертывающейся игре ребенок развивает все присущие ему силы и способности. Играя голосом, он совершенствует свой голосовой аппарат; играя, он закрепляет добываемые в процессе жизни представления, навыки и усваивает новые слова и формы речи. Замечается влечение ребенка к детскому обществу: начинают интересовать дети старше его. Видимо, инстинкт подсказывает, что общение со старшими детьми содействует его развитию. Старшие дети ведут за собой младших, предоставляют им для подражания более совершенные формы речи.
Пребывание ребенка исключительно в обществе своих сверстников задерживает процесс совершенствования речи.
Понимание речи ребенком совершенствуется при условии предоставления ему частых возможностей слышать интересную и понятную для него речь, а способность говорить прогрессирует, если условия и организация жизни возможно чаще стимулируют его к активной речи.
Если потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща взрослому человеку, то ребенку она присуща еще в большей мере. Едва он начинает говорить, т.е. становится способным словами выражать желания, формулирующиеся мысли, как настойчиво требует, чтобы его слушали, чтобы с ним разговаривали. Эту потребность ребенка надо широко использовать в интересах закрепления внутренних душевных связей с ним и для развития его языка.
Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше. Поэтому все проявления общения с детьми следует сопровождать речью, закреплять словом все формирующиеся в детском сознании представления и образы, претворять в слово все действия, называть предметы, в этих действиях представленные. Многократное повторяющееся произнесение одних и тех же слов, связанных с определенным предметом и действием, ускорит процесс понимания ребенком слова и навык его активного употребления.
У грудных младенцев оформившихся мыслей еще нет, при общении с ними говорит только взрослый. Разговаривать же можно с детьми, ставшими на путь мышления, обусловленного хоть небольшим запасом представлений и личным опытом. На обращенные к ним слова малыши реагируют радостью. Возгласами, улыбкой. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития. Владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать, запомнить и прочесть на память стишок; он овладевает синтаксической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляет распространенные и сложные предложения, правильно склоняет и спрягает.
В заключение можно сделать краткие выводы. В интересах речевого развития маленького ребенка необходимо:
1. Индивидуально обслуживать младенца. Подражание ребенка тем интенсивнее, речевые реакции тем богаче, чем крепче и задушевнее связь между ним и взрослым.
2. Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи.
3. Предоставлять детям условия, содействующие развитию их речевого аппарата:
а) создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную настроенность, обусловливающую желательные речевые реакции;
б) создать фон тишины;
в) организованно предлагать детям слуховые восприятия, проводить с ними игры голосом.
4. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними. Сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи.
5. Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений:
а) сближать и знакомить детей с природой как в стенах учреждений, так и вне их;
б) дидактически соответствующим образом оборудовать помещение (окраска стен, мебель, украшение, посуда);
в) обзавестись надлежащим запасом образовательного материала (игрушки, строительный материал, картины и т.д.) и заботиться о пополнении и обновлении его.
6. В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим правильной, грамотной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.
7. Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей:
а) правильно организовывать самостоятельную игру детей, обеспечив ее надлежащим помещением, игрушками и руководством;
б) планово проводить организованные игры, строго согласуя их с интересами, развитием и возрастом детей.
8. «Помнить, что ребенок- это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей »
2 Развитие речи дошкольника
2.1 Дошколята
При благоприятных условиях правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать просьбу, вопрос, восклицание происходит к четырем годам. Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.
Вместе с тем у ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный падеж, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов. В речи начинают появляться сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных. Отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера. Однако в речи детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.
В этом возрасте дети неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие, сонорные звуки, а некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием, как артикуляционного аппарата, так и таких элементов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса .
Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Существует проблема новых словообразований. Стремление к созданию новых слов появляется у ребенка в результате творческого освоения богатств родного языка.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого возраста ситуативная, в ней преобладает экспрессивное изложение.
«Взаимосвязь всех сторон речи является предпосылкой развития связной речи. Дети учатся пересказывать литературное произведение, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки сначала по вопросам взрослого, а затем самостоятельно».
На пятом году жизни происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч- это игрушка, в него играют»). Начинают активно подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Пятилетние дети осваивают разные типы высказывания- описания и повествования. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и ускорение темпа речи взрослых и сверстников. В пересказывании произведений дети передают содержание небольших сказок, как уже знакомых, так и только что прочитанных. Развивается умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.
У детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком).
В 6-7 лет в основном завершается важнейший этап развития речи детей - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
У детей формируются элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
2.2 Недостатки речи и их преодоление
Недостатки речи могут быть классифицированы по трем категориям. К первой относятся те, которые присуще всем детям на определенной возрастной ступени и обусловлены состоянием их развития; ко второй категории относятся недостатки, обусловленные особенностями конституции и неправильностями в развитии механизмов речи, и к третьей - приобретенные благодаря плохой воспитательной работе.
По поводу недостатков речи первой категории Штерн говорит следующее:
«Каждое через подражание усвоенное слово должно быть воспринято слухом, сознанием, должно быть произнесено и удержано памятью. Отсюда проистекают четыре источника речевых ошибок:
- сенсорные ошибки, обоснованные тем, что восприятия ребенка еще
недостаточно дифференцированы, а потому тонкие различия в звучании не воспринимаются; только грубо общее усваивается;
- апперцептивные ошибки: слабое и неустойчивое внимание ребенка и
обуславливает неодинаковое отношение его к разным частям слышимого вообще, и частям отдельных слов в частности;
3) моторные ошибки: артикуляция и структура органа речи ребенка не доразвились до того, чтобы правильно произносить определенные звуки или сочетания звуков;
4) ошибки воспроизведения: способность запоминания ребенка не соответствует объему речевых восприятий, что обусловливает при произношении ранее слышанных слов неизбежные ошибки памяти. Ошибки этого рода присущи детям в тот ранний период, когда развиваются и совершенствуются механизмы речи».
Если развитие ребенка протекает нормально, эти ошибки постепенно и последовательно и изживаются сами собой.
Ко второй категории недостатков речи относятся недостатки анатомического и психофизического характера. К явлениям первого порядка относятся такие явления, как заячья губа, щели в небе или челюстях, второго- все виды заикания и часто глухонемота. Необходимо популяризировать эти вопросы, обращать на них внимание педагогов, родителей в интересах оберегания детей от воздействий, могущих оказать на их речь вредное влияние. Дети с ярко выраженными недостатками - глухонемые, заикающиеся - не должны воспитываться совместно с нормальными детьми.
Ошибки и недостатки третьей категории обусловлены речью окружающих, оказывающих на речь ребенка громадное влияние. Ребенок воспроизводит акцент, интонацию и все особенности речи людей, с которыми он живет.
Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; поднимать культуру речи окружающих; каждому находящемуся в речевом общении с детьми относиться критически к собственной речи, работать над ее усовершенствованием.
Но самое основное – неустанно вести работу с детьми. Прежде всего, следует тщательно зарегистрировать главнейшие, преобладающие ошибки речи детей и уделять им специальное внимание. Следует пользоваться всяким удобным моментом, чтобы привлекать к этим ошибкам внимание детей, придумывать соответствующие устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать постепенному искоренению этих ошибок.
Делать поправки следует только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар игры, работы, когда дети чем- нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем - раздражают детей.
3 Речь школьника
3.1 Развитие речи
Человек всю жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. Первоначально ребенок познает родной язык через речевую деятельность. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем успешнее он познает связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Известно, что дети с плохо развитой речью всегда отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.
Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены не могут и поэтому находятся в ведении школы.
Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов.
Во-вторых, дети школьного возраста овладевают чтением и письмом.
И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь обычные у детей. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз. Например, размеры предложений в письменной речи всегда больше, чем в устной. Чаще используются сложноподчиненные предложения. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров – описания и повествования, письма, заметки в газету и т.д.
Третья сфера работы по развитию речи – это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.
В школьном периоде ребенок осваивает внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на речь устную и письменную.
Дети подготавливают свои высказывания на уровне внутренней речи, т.е. в уме. Школьник мысленно составляет предложение, даже проговаривает его, а затем произносит или записывает.
Детям дается задание подготовиться к сообщению на предложенную тему, подумать, о чем следует рассказать, какие слова употребить, подготовить предложения для этого рассказа. Такая внутренняя, мысленная подготовка повышает качество речи детей, совершенствует речевые умения и навыки.
Особенно большую роль играет внутренняя речь при подготовке к письменному сочинению, изложению. Школьник составляет предложения сначала в уме. При таком условии, во-первых, предупреждаются ошибки в построении речи, во-вторых, вырабатывается умение упреждать речь. Ребенок, который умеет свободно выражать мысли, минует ступень внутренней подготовки высказывания.
Внешняя речь бывает диалогическая и монологическая. В диалоге ребенок особенно активно использует вспомогательные средства: мимика, жесты, интонация.
В школе применяется искусственная форма диалога – беседа. При этом дети обучаются правильному построению предложению, высказываний, приобщаются к литературной речи в диалоге, участвуют в обсуждениях.
Речь для ребенка становится средством самовыражения, предметом радости и гордости. Также дети овладевают письменной речью. В письменной речи предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов. Слабый орфографический навык является очень серьезной помехой в развитии письменной речи, поэтому важно как можно раньше помочь им овладеть грамотным письмом. Письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная. Для некоторых детей процесс письма как бы превращается в самоцель и закрывает главное – содержание и отбор языковых средств.
Значение слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечит связь мышления и речи. Например, ученик начальных классов усваивает новые слова «зимородок», «трясогузка». Он никогда не видел этих птиц, не знает их признаков. Однако бойко называет их в своем рассказе о природе, не делая при этом никаких речевых ошибок. Эти слова – пустышки: язык говорит, мысль молчит.
«К. Д. Ушинский считал, что такое «опережающее» усвоение слов все-таки полезно, так как оно вынуждает ребенка рано или поздно усвоить и понятие – наполнить слово содержанием».
Чаще, однако, наблюдается другое явление: ребенок утверждает, что он понял и знает какой-то материал, он даже выполняет некоторые действия, опирающиеся на эту тему, но рассказать, изложить ее словесно не может. Почему это происходит?
По-видимому, понятия и связи между ними усвоены недостаточно. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям форме.
Дети школьного возраста усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, с производительным трудом и т.д. Из чего складывается словарная работа? В ней сливаются четыре направления:
- обогащение словаря - усвоение новых слов, новых значений слов…
- уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, анализ,
выяснение их оттенков, различие между синонимами, подбор антонимов…
3) активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь ребенка, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
4) устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.
Для активизации детского словаря используют следующие приемы:
1) Составление словосочетания с нужным словом. Такая активизация слов сливается с работой по уточнению значений слов, их сочетаемости.
2) Составление предложений с заданными словами (или одним заданным словом). При этой работе используются различные грамматические формы нужного слова, обращается внимание на различия в значениях, придаваемых приставками или суффиксами глаголов, существительных.
3) Пересказ.
4) Рассказ по наблюдениям, сочинения.
3.2 Речевые ошибки и пути их устранения
В устной и письменной речи детей часто встречаются ошибки. Они делятся на речевые и неречевые.
Речевые делятся на словарные, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические.
Словарные ошибки делятся на:
1) Повторение одних и тех же слов. Причины ошибки – малый объем внимания и бедность словаря.
Однако дети легко обнаруживают и исправляют повторы, если они повторно внимательно перечитывают текст.
2) Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания его. Ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря.
3) Нарушение фразеологической сочетаемости употребляемых слов. Причина – бедность фразеологии, малый речевой опыт.
4) Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски. Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова.
5) Употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний. В борьбе с ошибками данной группы нужен текст. Дети уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют местные говоры.
К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование слов и особенно форм слов:
1) Образование просторечных и диалектных форм слов и общелитературного языка.
2) Пропуск морфем, чаще всего суффиксов. Причины – ребенку трудно произносить громоздкие, фонетически усложненные слова, влияние просторечия.
3) Образование множественного числа существительных, употребляемых только в единственном числе.
Ошибки синтаксико-стилистические многообразны:
1) Нарушение управления, чаще всего предложного.
2) Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим.
3) Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла.
4) Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают.
5) Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и тоже время, один и тот же вид.
6) Неумение находить границы предложений. Встречается в двух вариантах:
а) неоправданное деление сложного предложения на простые.
б) неумение делить текст на предложения.
Кроме речевых ошибок встречаются и неречевые ошибки: композиционные – несоответствие текста сочинения или изложения плану, то есть нарушение последовательности в изложении событий; логические и искажение фактов.
К числу логических ошибок относятся:
1) Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов, целых эпизодов.
2) Нелепые, парадоксальные суждения, связывание понятий разных уровней. Причина – недостаточное внимание.
От речевых и логических ошибок следует отличать искажение фактического материала.
Все речевые ошибки должны исправляться индивидуально. Конечно, это трудоемкое дело, но совершенно необходимое. Только в индивидуальной беседе могут быть устранены композиционные ошибки, искажения фактов, а из числа речевых - диалектные и просторечные слова и формы, неудачное построение некоторых предложений, в большинстве случаев – выбор слова, неудачное использование образных средств – эпитетов, метафор и т.д.
В тех случаях, когда ребенок не может найти свою ошибку, ему необходима помощь взрослого, хотя многие ошибки могут быть предупреждены. Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык, поднимать культуру речи окружающих; каждому находящемуся в речевом общении с детьми относиться критически к собственной речи, работать над ее усовершенствованием, всемерно заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образцы лишь совершенной речи.
Заключение
Работая над ответственным делом развития речи детей, взрослые не должны забывать главного: работа эта достигнет намечаемых целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях. В данной работе говорилось об этих условиях и их можно кратко сформулировать так:
1) Заботиться о расширении круга представлений детей на базе организованной обстановки, связывать представление со словом.
2) Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.
3) Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.
4) Продумывать обстановку, заботиться о постепенном расширении их связей.
5) Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка факторами первенствующего значения.
6) Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное общение.
Результаты у детей – дошкольников по развитию речи могут быть такими:
1) Знание номенклатуры знакомых предметов. Описание знакомых предметов в их главных признаках (качества, состояния, действия).
2) Сравнение двух предметов.
3) Описание явлений природы на основании своих наблюдений.
4) Умение передать словом соотношение предметов в пространстве.
5) Изложений условий игры, игровых процессов.
6) Беседы по картинам и детским рисункам: описание несложной картины во взаимном соотношении представленных на ней лиц и предметов.
7) Знание наизусть доступных прибауток, поговорок, загадок, стихотворений и скороговорок, считалок и песен.
8) Драматизация слышанного и виденного, связная передача собственных впечатлений и переживаний. Рассказывание сказок и слышанного.
9) Толковое участие в беседе: умение слушать других, отвечать, соблюдать очередь, не перебивать и т.д.
10) Чтение. Медленное, связанное чтение доступных и понятных слов, коротких предложений и рассказов.
А теперь выводы по развитию речи у детей школьного возраста:
1) Развернутые ответы на вопросы (в том числе и в беседе).
2) Анализ прочитанного, изучение грамматического материала, активизация грамматических форм и лексики.
3) Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды и природы, другие дневники.
4) Устный пересказ прочитанного, устные рассказы по заданной теме, по картине, по наблюдениям.
5) Рассказывание художественных текстов, заученных на память.
6) Импровизация сказок, зачатки литературно – художественного творчества.
7) Письменные изложения образцовых текстов.
8) Различные формы драматизации, устного рисования.
9) Письменные сочинения разнообразных типов, статьи в газеты, отзывы о книгах, т.е. сочинения особых жанров.
10) Письма, деловые бумаги.
Конечно, на этом речь не прекращает свое развитие. Человек всю жизнь совершенствует ее, овладевает богатствами языка. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится. На протяжении всей жизни словарь человека обогащается. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа детей и родителей, педагогов. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Язык – совершеннейшее орудие общения людей – в наших условиях является могучим фактором развития культуры. И дети должны владеть эти орудием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Данный материал будет предложен вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....
Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
Цель: 1) Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Сформировать понимание места и роли античного искусства в жизни человека и общества.2) Развивать чувство композиции, тв...
Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта
Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта; сформировать представление о символике украш...
Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.
Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Разработка урока "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись." 5 класс
Разработка урока по искусству (ИЗО)Тема: Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.Главные цели урока:Образовательные: познакомить учащихся с произведениями античного искусства древнегрече...
Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»
5 классТема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись» Цель:способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.Зада...