Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Цель: 1) Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Сформировать понимание места и роли античного искусства в жизни человека и общества.
2) Развивать чувство композиции, творческое воображение, формировать графические умения.
3) Воспитывать любовь к прекрасному.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx8.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Цель: 1) Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Сформировать  понимание места и роли античного искусства в жизни человека и общества.

2) Развивать чувство композиции, творческое воображение, формировать графические умения.

3) Воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование:

Для учителя:   1) конспект

                         2) учебные таблицы

                         3) рисунки с изображением ваз

                         4) проектор для показа слайдов.

Для учеников: 1) альбом

                         2) тетради

                         3) листочки

                         4) карандаш и ластик

Ход урока:

- Здравствуйте ребята, садитесь!

Тема сегодняшнего урока «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

- Сегодня на уроке мы должны углубить знания, полученные на прошлом уроке изобразительного искусства по античной культуре. Познакомиться с техникой изготовления, названиями и росписью старинных сосудов, учиться работать творчески.

Так как тема урока связана с Древней Грецией, Египтом, давайте вспомним некоторые понятия, связанные с этой темой, а также слова греческого происхождения.

А для этого мы проведём цифровой диктант.

Если расшифровку слова даю правильно, вы ставите -1-, если нет, то ставите -0-

  1. Гиматий – это палка, которая служила дополнением к одежде грека. -0-
  2. Хитон – рубашка с рукавами. -0-
  3. Икона – живописное изображение святых. -1-
  4. Каллиграфия – искусство красивого письма. -1-
  5. Минотавр – полулошадь, получеловек. -0-
  6. Драгоценные – дешево стоящие. -0-
  7. Миф – сказание о богах. -1-
  8. Театр – зрелище. -1-

0-0-1-1-0-0-1-1

- Сегодня на уроке мы обратимся к античному искусству Древней Греции и Египта, вернёмся в историю на 2500 лет в удивительную страну Зиккуратов, где мастерами создавались уникальные произведения искусства: вазы, ювелирные украшения (серьги, подвески, кольца, оплечья, пекторали, пояса, браслеты.)

Прекрасен мир. История стара.

И на глазах истории  веками

Не знающими устали руками

Всё в мире создавали мастера.

Сказать спасибо мастеру пора.

- Греки были очень талантливы и мудры. А сейчас, ребята, прочтут стихотворение, посвященное Древним грекам.

1-й ученик:

            Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки,

Даже порой удивленье берёт,

Ну до чего знаменитый народ!

2-й ученик:

            Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали,

( с детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и Атлас).

3-й ученик:

            Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийский игры они

Тоже придумали в давние дни!

4-й ученик:

           Строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково,

Было скульптурное их мастерство!

- От времени расцвета древнего искусства нас отделяет примерно две с половиной тысячи лет. Мы не знаем точно, когда это произошло, знаем только очень давно. «В пещере горел костёр, у костра сидела женщина и лепила из глины горшок. Прежде чем поставить горшок в огонь, женщина взяла палочку, несколько раз вдавила её в стенку горшка – получился простой узор из полосок и точек. Дальше всё шло своим чередом: горшок попал в огонь, глина затвердела, приобрела красноватый цвет. Горшок получился немного красивее своих «старших братьев», но не перестал быть горшком – в нём варили пищу». Так - или примерно так – из стремления человека украсить свой быт родилось декоративно-прикладное искусство.

 - Ребята, ответьте на вопрос:

  1. Как называется рисунок, украшающий художественные изделия? (Узор, орнамент)
  2. А в чём отличие между узором и орнаментом? (Узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, теней, красок. А из узоров складывается орнамент)
  3. Древние мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:

Амфора – для хранения оливкового масла и вина,

Кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.

Килик – изящная чаша для питья.

Пелика и гидрия – сосуды для жидкости.

Лекиф – сосуд для масла.

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифы, фиалы,

Арибаллы и самый малый

Киликий, всё – живое чудо;

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

- В окрестностях Афин добывали отличную глину, лепили из неё сосуды, а затем расписывали специальным составом – его называют чёрным лаком. Чернофигурной называлась роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины (красновато-коричневый) – такую роспись называли краснофигурной. По качеству глины, форме вазы, характеру росписи учёные могут определить, где и когда она была изготовлена. Есть вазы, на которых сохранились имена художников Евфрония, Брига, Дуриса. Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, соревнования атлетов и др. Свободные промежутки между рисунками заполнялись различными узорами. Иногда рисунок на вазах был похож на расписной ковёр. Прекрасные вазы были любимы греками и известны за пределами Греции. К сожалению время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас своими совершенными формами и блеском чёрного лака.

- Сейчас предлагаю вам послушать стихотворение «Античные вазы»

1-й ученик:

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - воскликнули мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись,

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз

2-й ученик:

… То вазы гиганты,

то карлики вазы,

и каждая ваза – с рисунком рассказом!

… Герой в колеснице летит на войну,

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл.

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

3-й ученик:

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей,

А это вручают спортивный трофей.

А вот Одиссей, подающий советы.

А это кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз,

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

- А сейчас я хочу предложить вам небольшую прогулку по Эрмитажу.

Ученица:

Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо прозрачно и чисто.

Сегодня мы с другом идём в Эрмитаж,

Ложатся нам под ноги листья.

Мы слышали столько  про этот музей

От наших знакомых, родных и друзей.

И стало неловко нам даже,

Что не были мы в Эрмитаже.

Ученик:

Эрмитаж – один из крупнейших музеев, где собраны памятники культуры и искусства с древнейших времён и до наших дней. Перед вашим взором предстанут уникальные вещи, изготовленные руками мастеров Древнего Египта и Греции.

- Сегодня на уроке прозвучало новое слово:

Вазопись – роспись керамических сосудов.

Керамос- (греч) – глина.

- А сейчас настало время выполнить эскиз понравившегося сосуда с композиционным рисунком, роспись которого мы продолжим на следующем уроке. Желаю вам поработать творчески, проявить фантазию. Не забывайте, что промежутки между рисунком заполняются узором. Можете приступать к работе.

Итог урока.

Домашнее задание. Подбирать наглядный материал о гербах и эмблемах древних русских городов.

 

Список использованной литературы:

1.        Кравченко Т. Ю. Я познаю мир. Искусство - М.: Астрель, АСТ, 2009.

2.  «Юный художник»  № 3 1996.

      3.  «Юный художник»  № 5 1996.  

      4.  «Искусство» № 1 1996.

5.  «Искусство» № 7 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Урок изобразительного искусства в 5 классе....

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Разработка урока "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись." 5 класс

Разработка урока по искусству (ИЗО)Тема: Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.Главные цели урока:Образовательные: познакомить учащихся с произведениями античного искусства древнегрече...

Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

5 классТема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись» Цель:способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.Зада...