Внеурочная работа
материал (изобразительное искусство) по теме

Шишлова Наталья Александровна

Доклад о внеурочной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_vneurochnoy_rabote_na_sayt.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение. Воспитание -один из сложнейших социальных процессов.

Глава I. Внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

  1. Цели организации внеурочной деятельности………………………………...3
  2. Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования...3

Глава II. Организация внеурочной работы.

2.1 Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности……...6

2.2 Планируемые результаты внеурочной деятельности……………………..….7

2.3 Ожидаемые черты личности школьника……………………………………...8

2.4 Связь логических уровней и педагогических средств во внеурочной работе по изобразительному искусству……………………………………………….….11

Заключение………………………………………………………………………..16

Использованная литература……………………………………………………17

Приложения

Приложение 1. Творческие работы учащихся…………………………………...18

Приложение 2. Мероприятия по внеурочной работе………………………..22-32

Введение. Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.   Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

    Происходящие в настоящее время изменения в обществе требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным  развитием личности, творческой инициативности, умения самостоятельно работать с различными видами информации, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем  профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

     Главным моментом в образовании становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для общения. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В школьном стандарте второго поколения уделяется большое внимание внеурочной деятельности школьников. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются в различных формах её организации, отличны от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.

     Цели организации внеурочной деятельности учащихся:

• способствовать личностному становлению учащегося;

• способствовать формированию коллективно-распределённой деятельности в разновозрастных группах;

• способствовать развитию творческих способностей учащихся;

• предоставить возможность реализации учащихся в различных видах деятельности (научно-познавательной, исследовательской, проектной);

     Внеурочная деятельность ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, носит добровольный характер, не ограничена временем, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы. Во внеурочную деятельность школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало – один из основных принципов внеурочной деятельности и в значительной степени определяет ее содержание и методы. Внеурочная деятельность базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования. Благодаря внеурочной деятельности учащиеся приобретают умения работать с конструктором, готовить мини-спектакли, праздники, выставки а также выступать перед детской и взрослой аудиторией.

     Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «шуточная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

     Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

     Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

     Содержание дополнительного образования на начальном этапе задается стремлением детей установить  в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевленный) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.    

      В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

     Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, различных предприятий, культурных и спортивных учреждений.

Внеурочная работа в нашей школе складывается в основном из трех компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью и организуется в период после уроков, в каникулярное время.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, создание условий для  удовлетворения и развития  познавательных способностей ребенка, создания устойчивой мотивации к новым видам деятельности на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

1 изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

2 определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;

3 отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

4 определить стратегию реализации внеурочной деятельности в школе;

5 теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;

определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

6 разработать и апробировать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

7 овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

8 эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

      Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков школы, участия в олимпиадах и конкурсах, экскурсиях, дополнительного образования.

Для организации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО в школе имеются следующие условия: имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, игровая комната, библиотека, стадион, игровые площадки; аудио и видеоаппаратура, музыкальная техника; спортивный инвентарь, компьютерные классы.

Школа располагает 2-мя кабинетами, оборудованными компьютерной техникой (2 проектора, интерактивная приставка, 3 экрана, телевизор, фотоаппарат). DVD-проигрыватель - в библиотеке, подключенной к локальной сети Интернет. Используются материальные возможности различных кабинетов школы: информатики, естествознания, биологии.      Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний – библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.

Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

1. Направления работы внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №16»

Направление

Название объединения

Спортивно- оздоровительное

«За здоровый образ жизни»

Военно-патриотическое

«Патриот»

Художественно-эстетическое

«Мир танца», театр «Жемчужина», «Камертон», «Волшебный мир искусства».

Познавательное

«Школа пешехода», «Почемучка», «Я исследователь», «Азбука безопасности», «Моя малая Родина», «Занимательная математика»

Техническое

АвтоДело

2. Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.

3. Виды организации внеурочной деятельности: игровая, досугово – развлекательная,  проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность, туристско-краеведческая деятельность

Для достижения результатов внеурочной деятельности мы используем:

  1. Источники информации
  2. Поддержка учителя
  3. Организация проектной деятельности учащегося
  4. Использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.
  5. Достаточное количество в школе необходимых специалистов
  6. Методическая подготовка педагогов
  7. Использование ИКТ

Планируемые результаты  внеурочной деятельности

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть четырех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Четвертый уровень результатов- результативность участия в конкурсах различного уровня.

 Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

4-й уровень- успех в участии (дипломы 1,2,3 степени)

Достижение всех четырех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников.

Ожидаемые черты личности школьника

• Сформировано положительное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• Создана широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• Сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• Развиты основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• Развиты этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• Существует установка на здоровый образ жизни;

• Сформированы основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• Создано чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, развитие творческого потенциала.

Сроки и этапы реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться в период апробации ФГОС в школе в течение одного года.

Заключение. ФГОС  в наше время интересен тем, что занятия внеурочной деятельности являются неотъемлемой частью образовательного процесса и направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы и их родителей путем предоставления выбора широкого спектра видов и форм, направленных на развитие детей, формирование универсальных учебных действий, воспитывает гражданина и патриота, раскрывает способности и таланты школьников, готовит их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения постоянно взаимодействуют и сотрудничают с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Литература

1.Введение стандарта: вопросы и ответы. Режим доступа: http:// ippk.arkch.-edu.ru

2. Введение ФГОС в школе: проблемы, поиски, решения. Режим доступа:http://conference.osu.ru

3. Механизмы реализации стандарта второго поколения. Режим доступа:http://sc11tavda.edusite.ru

4. Мониторинг сформированности УУД. Режим доступа: http://kriroipsk.ru

5. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС. Режим доступа: http://menobr.ru

6. Об особенностях введения ФГОС основного общего образования. Режим доступа:http://prosvpress.ru

7.Образовательная среда школы при введении ФГОС. Режим доступа: http://myshared.ru

8. Портфолио ученика как система оценки достижений требований ФГОС. Режим доступа:http://festival.1september.ru

9. Примерная программа по иностранному языку

10. Программа формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования. Режим доступа: http://tush.abatskobr.ru

11. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся. Режим доступа: http://nsportal.ru

12. ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса. Режим доступа: http://menobr.ru

13. Формирование совокупности УУД на уроке иностранного языка. Режим доступа:http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Организация внеурочной работы через олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и демонстрационные показы"

В работе исследованы основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности по профессии "Парикмахер"...

ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей

Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

«Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с требованием ФГОС во внеурочной работе» (работа кружка «Тамчылар»)

     Решение задач воспитания и социализация школьников  в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках органи...

Креативная работа на уроках и внеурочной работе

Креативная работа на уроках и внеурочной работе...

Опыт работы "Внеурочная работа по математике"

Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит  каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она р...